Учебно-исследовательская работа по теме: Особенности развития навыков чтения в 5 классе на уроках английского языка
проект по английскому языку (8 класс)

Коликова Мария Олеговна

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативной и познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена ​​на получение письменной текстовой информации. Чтение имеет несколько функций: оно служит практическому овладению иностранным языком, это способ изучения языка и культуры, способ познавательной и образовательной деятельности и способ самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникационной деятельности. Именно чтение обеспечивает наибольшие возможности для воспитания и в полной мере развития школьников средствами иностранного языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ И.М. ЕГАНОВА Г.Скопин

Учебно-исследовательская работа

по теме: Особенности развития навыков чтения в 5 классе на уроках английского языка

Руководитель:

Коликова М.О.

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №2 им. И.М. Еганова»

Работу выполнили:

Фетисова М.И.

ученица 8 Б класса

Антошкина Е.В.

ученица 8 А класса

МБОУ «СОШ №2 им. И.М. Еганова»

Скопин 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы обучения на уроках английского языка……....5

1.1. Требования ФГОС нового поколения к обучению иностранным языкам в средней школе. …………………………………………………………………….5

1.2. Что такое чтение. Виды чтения………………………………………………9

1.3. Классификация видов чтения ……………………………………………….12

1.4. Методы  развития чтения на уроках английского языка……………………………………………………………………………….14

Глава 2. Анализ УМК «Английский В Фокусе» «Spotlight» для 5 класса общеобразовательных учреждений………………………………………..…….18

2.1. Общая характеристика учебника «Английский в фокусе» «Spotlight» для 5 класса ……………………………………………………………………………...19

2.2. Анализ  упражнений на развитие навыков чтения………………................23

Заключение……………………………………………………………………..….28

Список использованных источников………………………….............................29

ВВЕДЕНИЕ

Основным способом мотивации учебной деятельности является запоминание информации детьми на основе их личных взглядов и интересов. Необходимо учитывать индивидуальность учащихся и соотносить языковые действия с их реальными навыками, чувствами, мыслями и интересами.

У большинства детей могут быть проблемы с  восприятием речи на слух, так как слух на восприятие иностранной речи в такой возрасте не очень хорошо развит. Как только определенное количество лексических единиц будет установлено, дети будут нуждаются в визуальной поддержке. Это особенно верно для детей, у которых зрительная память лучше развита, чем их слуховая память. Вот почему чтение так актуально.

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативной и познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена ​​на получение письменной текстовой информации. Чтение имеет несколько функций: оно служит практическому овладению иностранным языком, это способ изучения языка и культуры, способ познавательной и образовательной деятельности и способ самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникационной деятельности. Именно чтение обеспечивает наибольшие возможности для воспитания и в полной мере развития школьников средствами иностранного языка.

Наиболее важным этапом является начальный этап. Главное здесь - научить ученика правильно читать, то есть научить его произносить звуки, получать информацию, мыслить, понимать и погружаться в содержание текста, то есть понимать, оценивать, использовать информацию. Эти навыки зависят от того, как быстро ребенок читает. Под техникой чтения мы понимаем не только быструю и точную корреляцию звуков и букв, но также корреляцию звуко-буквенной связки с семантическим значением того, что читает ребенок. Только высокий уровень владения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения – быстрого и качественного извлечения информации. Но это невозможно, если школьник не в полной мере владеет языковыми средствами, не умеет или неправильно произносит звуки.

Обучение чтению в средних классах - это механизм чтения, который позволяет изучать основы произношения, которые лежат в основе всех типов речи.

Предметом изучения является процесс преподавания английского языка в 5 классе средней школы.

Предметом занятий является обучение чтению на английском языке в средних классах.

         Цель исследовательской работы - выявить наиболее эффективные виды и  методы для развития чтения обучающихся 5 класса.

В соответствие с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1.выявить и дать характеристику, что такое чтение как вид речевой деятельности и на какие виды оно направленно

2.выявить и обосновать методы развития чтения английского языка 5 класса

3.провести анализ учебника на предмет развития навыков чтения: какие задания по чтению

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1.1.Требования ФГОС нового поколения к обучению иностранным языкам в средней школе

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.[1]

Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативно-правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу( ООП). ФГОС является принципиально новым для отечественной школы документом. В основе стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

Федеральный государственный образовательный стандарта общего образования является инструментом реализации государственной политики в образовании и призван обеспечить:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
  •  духовно-нравственное развитие учащихся;
  • сохранение психического и физического здоровья школьников;
  • условия для социального и гражданского становления личности;
  • право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • преемственности основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего, профессионального образования;
  • повышение объективности оценивания образовательных результатов посредством содержательно- критериальной основы оценки результатов освоения ООП.

Согласно примерной программе по иностранному языку предмет «Иностранный язык» формирует коммуникативную культуру обучающихся, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора, формированию представлений о диалоге культур, осознанию себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа. Необходимо отметить огромный воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета. Предметные результаты изучения иностранного языка связаны с понятием «коммуникативная компетенция».

В основной и старшей школе изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Предметные результаты освоения программы по иностранному языку представлены по всем структурным компонентам, составляющим коммуникативную компетенцию, а именно:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, аудировании и письме; умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения и формирование навыков оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация ранее изученного материала; овладение разными способами выражения мысли в родном и иностранном языках;

социокультурная компетенция – знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, а также способность использовать эти знания в процессе межличностного и межкультурного общения;

компенсаторная компетенция – развитие способности компенсировать недостаточность знания языковых средств, речевого опыта при получении и передаче иноязычной информации;

 учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, способствующих совершенствованию учебно-познавательной деятельности; овладение приемами самостоятельного изучения иностранного языка и культуры, в том числе с использованием информационных технологий.[2]

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы при изучении иностранного языка, к которым относятся:

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2) формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение  лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,  в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей  расширять свои знания в других предметных областях. [3]

         

          1.2.Понятие чтения. Виды чтения

Чтение – один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. [4]

Чтобы понимать текст на иностранном языке, необходимо обладать набором фонетических, лексических и грамматических информативных показателей, которые делают процесс распознавания быстрым.

Чтение рассматривается как восприимчивая речевая деятельность, которая состоит из понимания и понимания письменной речи. При чтении человек получает информацию через визуальный канал, а не через слуховой.

Известно, что глаз читающего выполняет в норме короткие скачки, между которыми происходят стабильные фиксации на объекте с целью извлечения информации. Наблюдения за движениями глаз показывают, что они делятся на два типа:

1) поисковые, установочные и корректирующие движения;

2) движения, участвующие в построении образа и опознавании воспринимаемого объекта.[5]

В этом случае роль разнообразных ощущений меняется. Решающую роль в чтении играют зрительные ощущения. Если мы обратимся к механизмам чтения речи, то, как и в устном общении, слух, прогнозирование и память будут играть огромную роль, хотя они проявляются несколько иначе. Роль речевого слуха в процессе чтения определяется особенностью звукобуквенной системы печатного текста. Как слушание речи, так и чтение сопровождается проговариванием воспринимаемого материала в форме внутренней речи, которая становится полной развернутой речью при чтении вслух. Поэтому и при чтении большую роль играют моторные ощущения. Во время чтения человек слышит себя, поэтому слуховые ощущения являются неотъемлемым элементом чтения. Они дают возможность проверить правильность собственного чтения. Однако при чтении они играют подчиненную роль, в отличие от прослушивания речи, где они доминируют.[6]

Ступенчатый характер понимания применительно к иностранному языку был описан 3.И.Клычниковой, которая выделила четыре типа информации, извлекаемой из текста и семь уровней понимания.

Два первых уровня- уровень словосочетаний, уровень слов, обозначают,что у ученика появляется  приблизительное понимание. Узнавая значение слов и словосочетаний в контексте, читающий получает представление о теме, которой посвящен текст. Операции, которые совершает начинающий читатель, отличаются определенной сложностью. Она возникает не только вследствие количественного расхождения словаря читающего с лексикой, наличествующей в тексте, но и по той причине, что многие слова употребляются в переносном значении и не обладают мотивированностью. Большую сложность представляют также многозначные слова, омографы, антонимы и синонимы.

Третий уровень (понимание предложений ) более совершенный, хотя он также отличается фрагментарностью. Воспринимая предложение, учащийся должен расчленить его на отдельные элементы, установить связь между ними и их роль в высказывании, опознать грамматические омонимы, особенно в служебных словах, и т.д.

Четвертый и пятый уровни (понимание текста) автор связывает с видами чтения и с тем, к каким типам информации относится извлекаемое из текста содержание.

Шестой уровень - понимание содержательной и эмоционально-волевой информации , седьмой - понимание всех четырех типов информации, включая побудительно-волевую.

Два последних уровня должны свидетельствовать о полной сформированности технических. Для выполнения этой последней коммуникативной задачи читающий должен уметь обобщать, находить связь между смысловыми кусками, выделять наиболее важное, «переходить в подтекст», достигать полноты, точности и глубины понимания. В результате всех этих операций читающий оценивает текст в широком социальном и культурном контексте, а само чтение характеризуется зрелостью .[7]

В то же время с восприятием прочитанного происходит и его понимание. Эти две стороны процесса чтения непрерывно связаны. Наличие условий для его понимания зависит от качества восприятия текста. Ученик может ошибаться в восприятии, например: неправильное усвоение слов ,чтение слов, похожих по форме, которые искажают смысл текста. Но есть и другие особенности, свойственные только чтению, которые важно отметить. Понимание при чтении осуществляется в несколько более благоприятных условиях, которые определяются большей отчетливостью зрительных образов по сравнению со слуховыми и большей продолжительностью их воздействия. В то же время содержание материала при чтении бывает сложнее. Тематика устной речи обычно включает в себя предметы, близкие и непосредственно касающиеся говорящего. При чтении круг вопросов значительно шире и больше, особенно на среднем этапе обучения иностранному языку. Для текстов, взятых из политической, художественной и научно-популярной литературы страны изучаемого языка важно обращение к темам, отражающим быт и историю данной страны, что ведет за собой ознакомление с фактами, предметами, которых нет в опыте читающего

1.3.Классификация видов чтения 

Теперь рассмотрим классификацию типов чтения на уроке английского языка в старшей школе. В зависимости от цели урока выделяются просмотр, ознакомление, изучение и поисковое чтение.

Изучающее чтение — медленный вид чтения, цель которого- полное  понимание содержания текста. Скорость не является главным критерием, но надо бы читать  не меньше 50-60 слов в минуту. Задачей такого вида чтения является также формирование у обучаемого умения самостоятельно справляться с  затруднениями в понимании иностранного текста. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Ознакомительное чтение определяется как чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации. Таким образом читающий должен извлечь из текста содержащуюся в нем основную информацию и оценить ее с позиции своих знаний и интересов. Для коммуникативных задач, решаемых ознакомительным чтением, полнота понимания должна быть не ниже 70—75%. Основная информация должна быть воспринята точно, второстепенная с меньшей точностью, при этом необходимо понимание не только фактического содержания читаемого, но и оценка полученной информации. У учащихся в процессе обучения формируются следующие умения.[Быстрый вид чтения, скорость не менее 180-200 слов в минуту (для английского языка). [8]Главная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим- в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по указанным вопросам.

Просмотровое чтение .Цель — просмотр текста с целью определить, необходим ли он, какие вопросы в нем поднимаются, получить общее представления о читаемом материале. Просматриваются заголовки и подзаголовки. Полнота понимания небольшая, скорость около 500 слов в минуту. Такое чтение важно при первом ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этом принять решение – читать  или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра.

Поисковое чтение направленно на чтение газет и литературы по специальности. Цель — поиск информации о которой известно, что она в тексте есть. Требуемая скорость — более 300 слов в минуту. В учебных условиях поисковое чтение выступает как упражнение, так как поиск информации, как правило, осуществляется по указанию педагога. [9]Поэтому оно обычно является компонентом при развитии других видов чтения. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.

          Также существует чтение вслух и чтение про себя.

Целью чтения про себя является получение информации, внутреннее проговаривание при этом свернуто, скорость чтения более 180-200 слов в минуту. Это настоящее чтение как вид речевой деятельности. Целью чтения вслух является передача информации, полученной из текста, внутреннее проговаривание при этом развернутое, скорость равна скорости говорения. Такое чтение не является видом речевой деятельности,  это прием в обучении.[10]

1.4.Методы  развития чтения на уроках английского языка

Педагоги оказывают особое внимание на процесс обучения иностранному языку учащихся средней ,так как это является важным объектом изучения. Сейчас этот процесс приобретает особое значение, потому что  повышение качества языковой подготовки является одной из задач обучения и воспитания развитой личности.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по иностранному языку коммуникативные умения чтения  входят в состав речевой компетенции, которая в свою очередь является одним из главных компонентом иноязычной коммуникативной компетенции. Каждый педагог имеет свой подход к обучающимся.Педагог должен организовать урок так, чтобы обучающиеся сами работали на уроке, то есть отрабатывали лексические и  грамматические задания, искали ответы на поставленные вопросы, умели использовать книги и извлекать из них нужную информацию. Самая главная задача педагога - научить обучающихся работать самостоятельно.

 В методике преподавания  есть несколько методов, которые помогают обучающимся  усвоить материал, данный педагогом. Например:

  • Лингвистический метод

Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению.

Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся.

Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.[11]

  • Метод Палмера.

Английский педагог и методист Гарольд Палмер (Palmer, 1877 – 1950) – автор более 50 теоретических работ, учебников и учебных пособий. Его метод именуется устным методом.

Наибольший интерес в методе Палмера представляет система упражнений для создания правильных навыков устной речи, которая делится на такие виды:

- чисто рецептивная работа (подсознательное понимание, сознательная устная ассимиляция, тренировка в выполнении приказаний, односложные ответы на общие вопросы);

- рецептивно-имитативная работа (повторение за учителем звуков, слов и предложений);

- условный разговор (вопросы и ответы, приказания и ответы, завершение предложений);

- естественная беседа.[12]

  • Метод целых слов

С помощью такого метода детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто используются.В России этот метод известен как метод Глена Домана.

  • Метод целого текста

Такой метод обращается к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с захватывающим сюжетом. Ребенок читает, видит незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или картинок. При этом одобряется не только чтение, но и написание собственных рассказов.

Цель этого подхода - создать процесс чтения приятным. Одна из особенностей - фонетические правила совершенно не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главный аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.

  • Метод Зайцева

Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету и размеру, а также звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

Методика относится к фонетическим методам, ведь склад - это или слог, или фонема.Так ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, так как на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы "поодиночке".[13]

  • Алфавит для начального обучения чтению на английском языке.

Джеймс Питман расширил английский алфавит до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним способом, чтобы все слова читались так, как они пишутся. По мере освоения чтения буквы заменяются на обычные.

  • Метод Мура

Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка. Она произносит звуки, а также названия знаков препинания и цифр, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. На следующем этапе ребенку показывают сочетания букв, например, простые слова, и просят напечатать  их на печатной машинке. И так далее - писать, читать и печатать.

  • Фонетический метод

Этот метод является наиболее понятным для обучения детей начальной школы чтению на начальном этапе. Он основан на изучении произношения букв и звуков фонетики. И затем, когда знания уже накоплены, происходит переход к слогам, а затем к целым словам. Учитель учит детей правильно произносить звуки, показывает артикуляцию, учит их анализировать предложенные слова, используя часто встречающиеся правила чтения, чтобы учащийся, увидев незнакомое слово в тексте или упражнении, мог на основе своих знаний догадаться, как произнести это.

  • Метод устного опережения

Ученики изучают основные разговорные фразы на иностранном языке, тем самым пополняя словарный запас иностранных слов, который в дальнейшем будет являться  активной разговорной речью. И затем они начинают изучать правила чтения гласных / согласных и написания букв и комбинаций букв. S.F. При использовании этого метода учащиеся изучают звуковой образ слова и его значения, а затем остается связать графическое изображение со звуком. Но не у всех этот процесс идет хорошо. Поэтому важно не откладывать длительность вводного курса и своевременно вводить изучение графического изображения.[14]

  • Игра

Очень эффективная методика для обучения учащихся  иностранному языку. Педагог часть урока посвящает игре , при этом происходит обучение или отработка пройденной темы. С помощью такой методики можно проработать все виды упражнений - от грамматики до разговорной речи. В конце урока, когда тема пройдена, педагог может провести турнир по чтению.

  • Чтение без опор и подготовки.

 Чтение  известных ранее текстов направлено на выразительность чтения и его беглость. Беглость чтения помогает понять смысл прочитанного быстро и точно.

         ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» «SPOTLIGHT»  ДЛЯ 5 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

 Важность данного исследования заключается в том, что навыки чтения также являются основной частью всех видов речевой деятельности, увеличения словарного запаса и улучшения правописания, улучшения произношения английского языка, развития разговорных навыков, формирование, совершенствование и развитие которых является основным задача обучения иностранным языкам. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если учебный процесс организован так, чтобы ученики максимально точно имитировали условия реального языкового общения. Процесс обучения чтению помогает лучше развить у учащихся дикцию, память и сделать речь более сложной и красивой. Поэтому чтение - это способ развития навыков, которые помогают развивать общение на иностранном языке.

2.1 Общая характеристика учебника

Учебник «Английский в фокусе» «Spotlight» для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс), издан в Москве в 2012 году, совместно с российским издательством Просвещение и британским издательством «Express Publishing».
 написан на примере программ по иностранным языкам и вошел в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. В учебнике имеются задания, которые в полной мере соответствуют требованиям международных экзаменов и направленные на подготовку учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации в 9 классе.

Изучив содержание учебника, можно сделать вывод, что соблюдается возрастные особенности учеников. Используются такие темы, как «School days»(«Школьные дни)», «Holidays»(«Каникулы»), «Family»(«Семья») и т.д. Такие темы интересны учащимся данного возраста, то есть  содержание учебника соответствует возможностям и потребностям обучаемых, также в учебнике используются диалоги  учеников, фотографии, яркие иллюстрации, игры, что делает процесс обучения увлекательным для подростков 11-12 лет. 

Методические особенности учебника

УМК представляет собой закрытую систему - упражнения и материал тесно связаны друг с другом, задания выполняются точно заданной последовательности .

Прослеживается похожее  построение отдельных разделов учебника: текст -вопросы - лексика/грамматика - упражнения на развитие языковых навыков -задания на развитие речевых умений - дополнительные тексты для чтения.

Тщательно подобранный материал и различные виды заданий предоставляют овладение школьниками иноязычным общением во всех его функциях: 
- познавательной – присутствует огромное количество упражнений, направленных на прием и передачу информации (например, «Read the dialogue and correct the mistakes»(«Прочитайте диалог и исправьте ошибки»); «Look at the picture.Answer the questions»(«Посмотрите на картинку.Ответьте на вопросы»); «Read the text and mark the statements 1-4 T (true) or F (false)»(«Прочитайте текст и отметьте утверждения 1-4 (верный) или (неверный)»);
- регулятивной - учащиеся научатся, как правильно формулировать  предложение, отвечать  на вопросы, вежливо спрашивать , принять или отказать в определенной ситуации: «Can I borrow your book …?»(«Могу я одолжить твою книгу…?»); «How much sugar have you got … ?» («Сколько сахара у тебя есть…?») и т.д.; 
- ценностно-ориентационной –«Listen and repeat». («Послушайте и повторите»).
- этикетной – представлены уроки речевого этикета в разделе учебника под названием  «English in Use».

Также в состав УМК Spotlight 5 входит книга для чтения под названием «Reader».Она является обязательным элементом при работе над каждым модулем. Все же, исходя из конкретных условий обучения и уровня класса, книга для чтения может использоваться факультативно для организации дифференцированного подхода к учащимся .

Во всех УМК «Spotlight» для 5 класса используются в качестве материалов для чтения образцы классической литературы. Тексты аутентичные, отвечают возрастным интересам учащихся, имеют образовательную и воспитательную ценность.В текстах   достаточное количество информативных и функциональных текстов.Они подходят к разным  уровням языковой подготовки учащихся и разделены  на эпизоды для удобства пользования на уроках. Яркие иллюстрации могут быть использованы для развития навыков прогнозирования, эффективной организации речевой деятельности на основе прочитанного.

     Помимо текстов, предлагаемых для чтения, также есть и электронные сообщения, письма, статьи. Работа над ними позволяет в системе развивать различные умения чтения (чтение с пониманием основного содержания, с полным пониманием содержания, с выборочным пониманием нужной или интересующей информации).

      Особую роль в учебнике осуществляет раздел по названием « Spotlight on Russia», включённый в учебник в формате журнала для подростков. Кроме того, что раздел представляет разнообразные текстовые материалы о разных сторон жизни родной страны, о жизни сверстников, журнал, также, содержит вопросы для обсуждения и задания, направленные на составление собственных текстов о родном городе,  школе, классе ,поселке и так далее  на основе личных интересов учащихся.

Интернет-страница - полноценный компонент УМК «Spotlight».На этой странице содержится материал, такой как: размещение писем и работ школьников, тем самым, создаётся возможность для чтения, общения детей на английском языке .

УМК содержит творческие и интересные  задания на разные темы, ориентированных на тексты. Они помогают развить у учащихся интерес к изучаемому  языку.

Учебник  составлен так, что новые слова и выражения используются в учебнике понятными и выразительными способами с помощью контекста, ярких иллюстраций. Новый языковой материал дан в контексте интересных живых диалогов. Разнообразие упражнений, текстов, анкет помогает учащимся легче и быстрее запомнить изучаемый материал. Учащиеся чувствуют себя уверенными в материале английского языка, благодаря грамотной организации заданий в учебнике.

2.2. Анализ  упражнений на развитие навыков чтения

       В учебнике «Spotlight» для 5 класса представлено  очень много заданий на развитие навыков чтения, которые помогут учащимся пополнить словарный запас иностранными словами, научится выражать мысли, правильно и корректно выстраивать предложения.

 Существует три этапа работы с текстом:

  • Предтекстовый
  • Текстовый
  • Послетекстовый

Предтекстовый этап способствует развитию у учащихся метапредметных умений и навыков, таких как: определять основную идею текста по данным словам,  способность выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль.

Текстовый этап включает умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью, в зависимости от вида чтения: ознакомительное чтение, изучающее чтение, просмотровое, поисковое.Так же в конце раздела в части «Extensive Reading» представлены  задания на отработку  всех видов чтения.

Послетекстовый этап помогает учащимся выражать свои мысли после прочитанного, доказывать свою точку зрения, опровергать или соглашаться с утверждениями.

В практике используются два варианта последовательности видов чтения :

а)  изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое;

б) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое.

Первый вариант считается более эффективным, чем второй вариант, потому что  в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

Теперь рассмотрим упражнения, которые представлены в учебнике «Spotlight» 5-го класса  для обучения  каждому виду чтения поэтапно .

1.Обучение изучающему чтению

  • Предтекстовый этап

Упражнения на соотнесение значения слова с темой/ситуацией/контекстом:

1. Fill in the gaps in the text. (Заполните пропуски в тексте.)

Упражнения на расширение лексики:

1. Use your dictionary to explain words.What parts of speech are they?(Используйте свой словарь, чтобы объяснить слова.Какие это части речи?)

2. Which adjectives are used in the text.Find  them.( Какие прилагательные используются в тексте?Найдите  их.)

Упражнения на прогнозирование содержания текста:

1. Look at the picture and the title of the text.What is it about? Think of five words you expect to find in the text. (Посмотрите на картинку и название текста.- О чём он? Подумайте о пяти словах, которые вы ожидаете найти в тексте.)

2. Read the first two lines of dialogue and name the questions that will be considered in the dialog. (Прочитайте  первые две строчки диалога и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.)

  • Текстовый этап

 Упражнения на деление текстового материала на смысловые части:

1. Read the text and choose the titles. ( Прочтите текст и подберите заголовки .)

2. Read the text and  find the main topics.(Прочтите текст и найдите основные темы.)

          Упражнения на выделение смысловых опор в тексте:

1.Read the text again  and find keywords. (Прочитайте снова и найдите ключевые слова.)

  • Послетекстовый этап

Упражнения на проверку понимания фактического содержания текста:

1.Answer the questions using the text.(Ответьте на вопросы,используя текст.)

     2. Обучение ознакомительному чтению

  • Предтекстовый этап

Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста:

1. Read the key words of the text and name its subject.(Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.)

2. Check out the new words. Without reading the text, tell us what it might be about. (Ознакомьтесь с новыми словами и слово сочетаниями. Не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь.)

Упражнения на прогнозирование содержания текста:

1.Look at the picture and the title of the article.What is the article about? (Посмотрите на фотографию и название статьи.О чем же эта статья?)

2.  Look at the title of the text and the first sentence in each paragraph.What do you expect to read?( Посмотрите на название текста и первое предложение в каждом абзаце.Что ты собираешься читать?)

  • Текстовый этап

Упражнения на выделение смысловых структур в тексте и понимание основных фактов:

1. Read the title and the first (last) paragraph of the text and tell us what the text is about.(Прочтите заглавие и первый (последний) абзац текста и скажите, о чем идет речь в тексте.)

 Упражнения на установление смысловой связи между единичными фактами текста:

1. Arrange the following sentences in a logical sequence.(Расположите следующие предложения текста в логической последовательности.)

2. Compose questions for the text.(Составьте вопросы к тексту.)

Упражнения на объединение отдельных фактов текста в смысловое целое:

1. Read aloud the sentences in the text that define the topic name.(Прочтите вслух предложения из текста, которые определяют  название темы.)

  • Послетекстовый этап

Упражнения на контроль понимания главного содержания текста после прочтения:

1.Read and mark the sentences R(Right), W (Wrong )or DS(Doesn`t say). (Прочитайте и отметьте предложения R (правильно), W (неправильно) или DS(не говорится).)

2. Answer the questions to the text.(Ответьте на вопросы к тексту.)

Упражнения на развитие умения выражать оценочные суждения о прочитанном:

1.Express  your opinion about what you read.(Выразите своё мнение о прочитанном.)

2.  Tell us what was particularly interesting for you to learn from the text and why.(Скажите, что было для вас особенно интересно узнать из текста и почему.)

3. Обучение просмотровому чтению

  • Предтестовый этап

Упражнения на работу с заглавием текста:

  1. Review the text and select the picture that matches the text. (Просмотрите текст и выберите картинку, которая подходит к теме текста.)

2. Review the text and note the repeated words in the text title. (Просмотрите текст и обратите внимание на повторяющиеся слова из названия текста.)

Упражнения на овладение структурно-композиционными особенностями текстов:

1. Read the first two sentences of the text and the last two and formulate a question to the text.(Прочитайте два первых предложения текста и два последних и сформулируйте вопрос к тексту.)

      2. Review the text and determine its type(description, reasoning, narration) .  Просмотрите  текст и определите его на тип (описание, рассуждение, повествование).

  • Текстовый этап

Упражнения на определение темы текста :

1. Identify the topic by the title of the text.(Определите тему по заголовку текста.)

2. What topic is discussed in the text? (Какая тема обсуждается в тексте?)

  • Послетекстовый этап

Упражнения на контроль понимания прочитанного текста:

1. Tell us what questions are discussed in the text. (Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.)

 2. Put a few questions to the text.(Поставьте к тексту несколько вопросов.)

3. Express their opinion .(Выскажете свое мнение.)

4.Обучение поисковому чтению

  • Предтекстовый этап

Упражнения на слова-сигналы ,которые облегчают поиск в тексте:

1. Based on the words given in the exercise find information in the text.(Опираясь на слова приведенные в упражнение найдите информацию в тексте.)

  • Текстовый этап

Упражнения на общее восприятие текста :

1. Read the first sentence of each text .What issues will be addressed in each text?(Прочитайте первое предложение каждого текста .Какие проблемы будут рассматриваться в каждом тексте?)

2. Read the article and find interesting fragments .(Прочитайте статью и найдите интересные фрагменты.)

  • Послетекстовый этап

Упражнения на умения находить в тексте главную информацию:

1. Find facts that relate to this topic.(Найдите факты,которые относятся к данной теме.)

2. Find and read words that relate to the image text.(Найдите и прочитайте  слова,которые относятся к картинке текста.)

УМК «Spotlight» для 5-го класса  содержит упражнения на развитие навыков чтения, с целью сформировать у учащихся навыки и умения такие как:

-использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь

-переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;

- прогнозировать содержание текста на основе заголовка при указание вопросов;

-догадываться о значении незнакомых слов по контексту.

Формируются и совершенствуются общеучебные умения:

-отвечать  на вопросы по проекту;

- работать с разными источниками на иностранном языке:словарями, Интернет-ресурсами, литературой;

- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по примеру , заполнение таблиц;

-самостоятельно работать, организовывая свой труд в классе и дома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтение является одним из основных видов коммуникативно-познавательной деятельности, целью которого является получение информации из письменного текста. Поскольку чтение основано на фиксированном и письменном тексте, учащиеся имеют возможность вернуться к тексту с недоразумением и уделять больше внимания содержанию текста.

    В школьной методике чтение рассматривается как цель и как средство обучения иностранному языку. Цель обучения чтению - научить понимать и извлекать информацию из прочитанного. Студенты, в большинстве случаев, испытывают языковые и умственные трудности, как только они овладевают чтением. Что касается обучения технике чтения, это прежде всего чтение вслух, чтение для других. Техника чтения является показателем понимания прочитанного. Во-первых, это чтение вслух. Существует специальная система упражнений:

- чтение речевых образцов;

-чтение отдельных букв;

-чтение отдельных слов;

-чтение связанных коротких текстов.

Существует также несколько уровней понимания текста:

-понимание всей информации;

-на уровне слова;

          -на уровне смысла.

Уровень понимания зависит от уровня ученика. Организация и построение текстов для чтения важны как с точки зрения их содержания, так и языковой формы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 49, ст. 6070; 2009, N 7, ст. 786; N 46, ст. 5419).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного среднего образования. М., 2011 г. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
  4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) - М.:ИКАР,2009. -448 с.
  5.   Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. /И.В. Рахманова, А.А. Миролюбова, В.С. Цетлин. М., 1967.
  6. Методика обучения иностранным языка в начальной и основной общеобразовательной школе [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / В.М. Филатов; под. ред.В.М. Филатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 416с.
  7. Клычникова 3. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранномязыке. Пособие для учителя.
  8. Григорьева Е. Я. Особенности обучения ознакомительному чтению учащихся старших классов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.
  9. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности//Ин.яз. в школе.1997№1-2.с33-38.
  10. ОщепковаТ.В., Пролыгина М.М. Приемы обучения различным видам чтения.//Иностранные языки в школе.-М., №3, 2005.
  11. Педагогика: Учебник для студ. Пед. Вузов и пед. Колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.,2002.
  12. Пальмер, Гарольд Е.Устный метод обучения иностранным языкам [Текст] : Монография по устным методам обучения иностр. языкам
  13. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М: Просвещение, 1991. – 287 с.
  14.  Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам; базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловова. - М: Просвещение, 2005. – 239 с.
  15. Преодоление трудностей в обучении чтению на английском языке в средней школе /Матковская И.Л. www.1september.ru
  16. Психологические и лингвистические характеристики чтения как вида речевой деятельности// http://www.dioo.ru/rechevaya-deyatelnost.html
  17.  Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. /И.В. Рахманова, А.А. Миролюбова, В.С. Цетлин. М., 1967.
  18. Т.Г. Егоров. Психология овладения навыком чтения.    М., 1953.
  19. О. Стиро. Роль чтения в обучении иностранному языку. «Иностранный язык в школе». 1940, №5.
  20. https://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=495973
  21. https://pedsovet.su/load/111-1-0-53141
  22. https://multiurok.ru/files/razvitiie-tiekhniki-chtien..
  23. https://videouroki.net/razrabotki/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-obuchenie-chteniyu-na-angliyskom-yazyke-v-nachalnoy-shkole.html
  24. https://studfile.net/preview/5920878/
  25. https://ya-uchitel.ru/load/inostrannye_jazyki/raznoe/formirovanie_navykov_smyslovogo_chtenija_v_rabote_s_tekstom_na_urokakh_anglijskogo_jazyka/58-1-0-17771


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дипломная работа на тему: Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).

работа содержит некоторый обобщнный материал по особенностям обучения учащихся коммуникативной компетенции на уроках английского языка в различных школах...

Развитие навыков говорения (монологическая речь) на уроках английского языка у слабых немотивированных учеников

Учитывая особенности слабых немотивированных учеников  (слабую память, неспособность концентрировать внимание, низкую работоспособность и академическую запущенность), я разработала  методику...

развитие навыков чтения и понимания текстов на английском языке

данный методический материал предлагается для учителей английского языка, которые используют учебно-методический комлекс "English" - 2 и 3 ( под редакцией И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной). Также он...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯВ 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (английский язык) 1 вариант.

Учителю важно видеть, насколько успешны его ученики в разных видах учебной деятельности. Создание разного вида тестов помогает быстро провести проверку, например, навыка чтения с извлечением информаци...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯВ 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (английский язык) 2 вариант.

Тесты предназначены для проверки навыка чтения в 5 классе общеобразовательной школы (английский язык)...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Чтение - это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи.Итак, для того чтобы свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их ...

Прагматонимы как эффективное средство развития навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку

Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек  обогащается н...