Статья "Ролевая игра на уроке английского языка"
статья по английскому языку (11 класс)

Андреева Мария Павловна

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования определяет, что на уровне среднего общего образования у обучающегося должны быть сформированы коммуникативные универсальные учебные действия в том числе и по предмету «Иностранный язык». Эффективным методом для достижения этой цели является применение ролевой игры на уроках иностранного языка на уровне среднего общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andreeva_m.p._statya_na_sayt.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Андреева Мария Павловна, Ивановская область, город Иваново, МБОУ «СШ №29», директор

Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования определяет, что на уровне среднего общего образования у обучающегося должны быть сформированы коммуникативные универсальные учебные действия в том числе и по предмету «Иностранный язык». Эффективным методом для достижения этой цели является применение ролевой игры на уроках иностранного языка на уровне среднего общего образования.

Ключевые слова: ролевая игра, урок, среднее общее образование, универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.

Одной из главных задач современной школы является конкурентоспособный выпускник. В этом понятии сложилось все – ум, креативность мышления, умение анализировать и находить самый оптимальный способ решения, знания в целом и понимание где их взять, умение вычленять и разделять информацию по релевантности. А также одним из важнейших качеств конкурентоспособного выпускника является обладание коммуникативными навыками.

Коммуникация – это целенаправленная деятельность по обмену информацией и смыслом в пространстве и времени с использованием различных технических или природных средств, в зависимости от того, что доступно или предпочтительно.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования определяет, что на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
  • владеть различными способами общения и взаимодействия на иностранном (английском) языке, аргументированно вести диалог и полилог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
  • развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. [3,4]

В рамках предмета «Русский язык» и «Литература» обучение коммуникативным навыкам проходит легче нежели в условиях предмета «Иностранный язык». Это обусловлено повышенной сложностью предмета, ведь его изучение ведется на чужом языке. Кроме знания самих лексических единиц, обучающемуся требуется одновременно применить и грамматические навыки. Таким образом, обучение, развитие, формирование коммуникативных универсальных учебных действий при изучении иностранного языка проходит медленнее и сложнее. Именно поэтому требуется особое внимание уделять выбору методов обучения.

Одним из самых эффективных является - игра. Данный метод применим в деятельности на уроках иностранного языка на любом уровне образования. Но если на уровне начального общего и основного общего образования данный метод достаточно широко применим, то на уровне среднего общего образования педагоги практически его не используют. Тем самым лишая обучающихся возможности легче адаптироваться к коммуникативной ситуации. Внедрение в урочную деятельность игры на уровне среднего общего образования является продуктивным методом. Ведь именно проигрывание привычных жизненных ситуаций способно сформировать именно те учебные действия, которые прописаны в Федеральном образовательном стандарте.

Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие.

Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда хорошие эмоции, а там, где эмоции – там активность, там внимание и воображение, соответственно, там работает мышление. В играх учащиеся достигают целей различных уровней:

  • на первом этапе происходит удовлетворение от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость;
  • на втором уровне достигается функциональная цель, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжетов, ролей
  • на третьем уровне учащиеся достигают педагогическую цель, решая игровые задачи. Именно на этом этапе происходит усвоение новых слов иностранного языка, использование лексики в речи.

Игровые приёмы выполняют множество функций в процессе развития ребёнка: облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом лексический и грамматический материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

На уровне среднего общего образования для формирования коммуникативных учебных действий наилучшим образом подходит ролевая игра. [2]

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. С точки зрения обучающихся, ролевая игра – это игровая деятельность, при которой они выступают в определенных социальных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиции учителя, ролевая игра рассматривается как форма обучения диалогическому общению.  Ролевая игра – это эффективный прием обучения, при котором происходит полное погружение в коммуникацию на иностранном языке с осознанием социальной ситуации.

Ролевая игра создает все условия для включения в нее обучающихся с низким или высоким уровнем владения языком, для включения в нее скромных, малообщительных и наоборот уверенных в себе обучающихся. В подтверждение выше сказанному можно привести высказывание Г.А. Китайгородской: "Психологический принцип «я-маска» способствует широкому раскрытию всех качеств личности..., все обучаемые... освобождаются от боязни ошибок, повышается эмоциональный тонус учебного процесса".

Действительно, маска роли способна раскрепостить в речевом плане человека особого склада, но для успешного проведения упражнения необходимо выбрать роли, знакомые обучающимся. [1]

В ролевой игре очень много положительных сторон, но это упражнение требует особой организации, где необходимо учитывать следующие методические аспекты.

Во-первых, ее нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы. Очень важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо выполнять свою "роль". Во-вторых, для успешного проведения также важно, чтобы игра была принята всей группой, а для этого нужно создать доброжелательную, творческую атмосферу. Чем свободнее чувствует себя учащийся в ролевой игре, тем инициативнее он будет общаться. [1]

Успех ролевой игры зависит от учителя, который прежде всего сам должен понимать зачем он это делает, не сомневаться в том, что все получится и мотивировать обучающихся. Роль педагога в процессе игры меняется в зависимости от ее этапов. В самом начале педагог ставит задачу, мотивирует учеников к выбору роли, учитель даже может взять роль для себя в качестве образца, но его роль в этом случае не должна быть главной, чтобы не превратить игру в традиционный урок. Кроме этого педагог должен направлять и корректировать выбранные роли, чтобы, во-первых, игра прошла по сценарию и цели были достигнуты и во-вторых, чтобы не ставить ученика заведомо в ситуацию неуспешности. В процессе игры педагог управляет общением: подходит к ученикам, которым требуется помощь, вносит корректировку в работу. Очень важен в выполнении такого упражнения и дифференцированный подход. Не все обучающиеся обладают одинаковым уровнем знаний и способностью к самостоятельной работе и для того, чтобы они не оказались "вне игры" для них необходимо подготовить ролевые карты с лексическим или грамматическим материалом. Когда же ролевая игра станет привычным упражнением, роль преподавателя изменится. Он становится больше наблюдателем, чем ведущим. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности преподавателя на активную и самостоятельную деятельность обучающихся.

Таким образом, использование ролевых игр, в которых функционирует изучаемый языковой материал, положительно сказывается на процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Подводя итог, можно сделать вывод, что ролевая игра на уроках иностранного языка на уровне среднего общего образования способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий, что и требует Федеральный государственный образовательный стандарт.

Список используемой литературы

  1. Колесникова Н. Н., Кербецова О. П. Использование ролевых игр при обучении иностранному языку // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты (Межвуз. сборник научных трудов) - Саранск, СВМО, 2000. - С. 176-177.
  2. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова.— Обнинск: Титул, 2010.— 464 с. ISBN 978-5-86866-524-0
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732.
  4. Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на уроках английского языка

Методическая разработка на тему "Игры на уроках английского языка" с примерами игр...

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания... Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее ...

Игры на уроках английского языка в начальной школе

Язык очень тесно переплетен с культурными особенностями страны. В основу работы большинства зарубежных учебников положена коммуникативная методика. Я использую игры, предлагаемые авторами – носителями...

Статья по теме: "Дидактические игры на уроках английского языка"

Материал может быть использован при подготовке к урокам английского языка в младшем и среднем звене. Использование игр один из средств повышения познавательного интереса....

От игры к знаниям: дидактические игры на уроке английского языка.

Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ис...

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...

Статья по английскому языку "Игры на уроках английского языка в начальной школе".

Статья для преподавателей английского языка, работающих в начальной школе....