Роль тестов в формировании грамматических навыков
методическая разработка по английскому языку

Исаян Инна Владимировна

Роль тестов в формировании грамматических навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_testov_v_formirovanii_grammaticheskih_navykov.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Роль тестов в формировании грамматических навыков

«Опасение по поводу того, что тестирование не выявит все ошибки, не должно помешать написанию тестов, которые выявят большинство ошибок.»

Мартин Фаулер    

        

Объект и предмет работы:

Объект исследования – форма и содержание тестовых заданий, эффективность их применения в процессе обучения.

Предмет исследования – возможность использовать тесты в качестве формы контроля за закреплением знаний учащихся с учетом принципов системности, оптимизации и непрерывности приобретения знаний в обучении английского языка.

Таким образом, целью настоящей работы является показать актуальность такой формы контроля как тест в современных условиях организации учебного процесса на уроках английского языка.

Актуальность:  Современные требования развития системы образования постоянно выдвигают вопрос об улучшении качества подготовки выпускников школ. Проблемы контроля знаний обучаемых всегда занимали важное место в педагогике. Использование тестовых заданий в младших, средних и старших классах имеет большую актуальность и необходимость в связи с введением ЕГЭ,  который позволяет решить проблему преемственности школы и вуза, то есть объединяет в одно целое оценку знаний при завершении школы и поступлении в вуз, а также  в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования . Поэтому я использую тестовые задания как один из видов контроля знаний, умений, навыков учащихся на уроках английского языка. Тестовая форма контроля знаний в системе образования востребована самим временем, поэтому подготовка учащихся к процедуре тестирования как никогда актуальна.

Сценарий тестирования:

1. Обозначается цель тестирования.

2. Медленно, громко, чётко озвучивается инструкцию по работе с тестом.

3. Проводится разбор задания-образца с целью проверки правильности понимания инструкции.

4. Если возникают вопросы, то проводится дополнительный инструктаж.

5. Сообщается о времени выполнения тестирования.

Система оценивания тестов:        

Перед первым проведением тестирования ученикам необходимо объяснить, что собой представляет тестирование и дать подробную инструкцию к выполнению тестовых заданий. Она может быть, например, такой:

«Вам уже известны такие формы контроля знаний как контрольная, самостоятельная  работа, устный опрос, но существует и еще одна форма, новая для вас, которая называется тестовая. Тест – одно из средств проверки и оценки результатов обучения (учитель показывает бланк с тестовыми заданиями).

  1. Для тестирования необходимо иметь ручку.
  2. Для начала нужно заполнить графы с личными данными.
  3. При работе с тестами нельзя пользоваться дополнительной литературой.
  4. Выбирая ответ, который представляется наиболее правильным, нужно около него поставить галочку.
  5. Если был выбран не тот номер ответа, надо зачеркнуть неправильный ответ и поставить галочку около другого варианта ответа.
  6. Не нужно долго размышлять над заданием. Если не удается его выполнить, переходите к следующему заданию. Если останется время, можно вернуться к заданию, вызвавшему затруднение, потом.
  7. Со всеми вопросами обращаться к учителю, подняв руку.
  8. На выполнение теста отводится 10 минут (конкретное время задается учителем в зависимости от теста, уровня знаний класса и пр.).

За несколько минут до окончания теста, учитель обязан предупредить учащихся о необходимости закончить работу.

Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:

контролирующую        

  • обучающую;
  • развивающую;
  • воспитывающую
  • диагностическую
  • прогностическую

Своевременно выявленные пробелы решают проблему дифференцированного подхода к учащимся. Учащиеся, работая на уроках с тестовыми заданиями разных видов, приобретают необходимые навыки для сдачи ЕГЭ и ОГЭ

Тесты, как система школьной успеваемости, позволяют:  1) учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;  2) проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала на каждом этапе обучения;  3) оживить процесс обучения;  4) сэкономить учебное время, затраченное на опрос;  5) личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной учащимися работы;  6) обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Ряд недостатков:  1) возможен выбор ответа наугад;  2) проверить можно лишь результат действия и трудно проанализировать ход решения;  3) категоричность оценки каждого задания. Поэтому нельзя использовать на уроке тесты как единственную форму контроля и проверки уровня усвоения знаний и контроля качества умений и навыков. Но наряду с известными формами, тесты - прогрессивная и интересная форма контроля.

Классификация и виды тестов

Сегодня существует большое количество разнообразных тестов, но единой системы классифицирования тестов к настоящему времени педагогической наукой еще не разработано.

Я считаю правильным  делить тестовые задания на следующие группы:

  • открытой формы (тест, вопросы которого не содержат вариантов ответов, т.е. ученик должен сам написать ответ);
  • закрытой формы (тест, с выбором из нескольких предложенных вариантов ответов);
  • на соответствие (тест, в котором необходимо установить соответствие между элементами);
  • на установление правильной последовательности (тест, в котором необходимо указать порядок действий) .

По форме предлагаемых (или не предлагаемых) вариантов ответов тестовые задания могут иметь:

  • множественный выбор)— эти задания предполагают выбор одного правильного варианта из трех и более предложенных вариантов. Однако учитель не должен забывать, что при использовании заданий с избирательными типами ответов нельзя сбрасывать со счетов возможность случайного угадывания ответов;
  • альтернативный выбор - выбор правильного или неправильного ответа. Например, «да-нет», «верно-неверно». Аналогом в английских упражнениях является «True or False»;

  • перекрестный выбор - выбор пар из двух блоков, объединённых общими признаками;

  • трансформацию    

Тест, целью которого является проверить знание синтаксиса, называется трансформацией. Ученикам нужно переписать предложения так, чтобы в них была другая грамматическая структура, но при этом они не потеряли бы своего смысла по отношению к первоначальному. Вот некоторые примеры.

  • замену, подстановку-изменение формы предложения посредством подстановки одних частей речи на другие;

  • упорядочение-задания, направленные на построения элементов в правильном порядке;

  • завершение (окончание) - задание на самостоятельное восполнение недостающей части предложения, либо текста;
  • клоуз-процедура (cloze procedure) и т. CloseTest (клэус тест) – автор Тейлор

        В своей работе я постоянно применяю тесты различных видов. Это помогает мне быстро и качественно проверить знания моих учеников. По многим темам мною составлены тесты на знание теории и практики. Так, например, по теме  Past Simple.

Тестовые методы не призваны заменять преподавателя и его личный опыт, а наоборот, призваны помогать ему, освободив его от рутинной работы и дать, тем самым, ему возможность сосредоточиться на повышении качества преподавания.

             Системообразующим качеством теста является также время тестирования.

С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля. Следует также иметь в виду, что проверка 30-40 тестов по ключу не займет у учителя больше 5-7 минут.

Современный учитель должен владеть не только техникой проведения тестирования, но и практикой составления тестов.

Из практики своей работы хочу отметить, что самыми эффективными тестами, с точки зрения обучения, являются тесты, разработанные учителем с конкретными целями, направленные на контроль или обучение конкретным аспектам учебного материала.

 При проведении контроля необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Контроль должен носить регулярный характер.

2. Контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени.

3. Объем контролируемого материала должен быть небольшим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения, владения им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения.

4. При проведении контроля следует исходить от конкретных задач урока.

     И я в своей практике стараюсь использовать тест, как один из наиболее эффективных средств контроля. Некоторые тесты пишу на раздаточных карточках долговременного пользования с заданиями. Некоторые тесты просто диктую или работаем с интерактивной доской.

       Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах, в парах.

 Также учащиеся активно участвуют во многих всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, викторинах, которые тоже даны в форме теста.

 Кроме того, лично я тоже участвую в подобных конкурсах.

Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность тестовой методики очевидна.

Тестирование является важным видом учебной деятельности. Обучая тестированию, мы учим ребенка мыслить более логично, развиваем у него другие модели мышления, учим нестандартному подходу к заданию, готовим его к тому, что в тесте может быть подвох.

     Работая с тестами, ребенок вырабатывает свою тактику, свой подход и своё видение проблемы. Но главное, что мышление становиться более организованным. Ученик в состоянии отбросить все лишнее и не тратить силы на решение ненужных или несвоевременных задач. Иными словами,

      Таким образом, тестированию необходимо уделять достаточно серьезное внимание в планировании ученого материала и в процессе изучения иностранного языка средней школы.

Практическая часть

Среди учащихся 5-11 классов был проведен опрос. Им предлагалось ответить на вопрос: “Какой вид контроля вы предпочитаете: тест, контрольную работу или устный опрос?”

73,7% опрошенных выбрали тест

15,9% опрошенных выбрали контрольную работу

10,4% опрошенных выбрали устный опрос.

На вопрос: “Почему вы выбрали тест?” ученики ответили:

- потому что есть варианты ответа и можно угадать, если не знаешь;

- намного легче;

- проще;

- быстрее;

- не страшно и не надо выходить к доске;

- потому что чувствую себя спокойно, уверенно.

На вопрос: “ Почему вы выбрали контрольную работу?” ученики ответили:

- дается больше времени;

- задания можно делать не по порядку;

На вопрос: “Почему вы выбрали устный опрос?” ученики ответили:

- развивает речь, это лучше для меня;

- можно рассказать своими словами;

- можно наговорить и выкрутиться;

Известно, что для многих учащихся опрос, зачет или контрольная работа является стрессом, который замедляет их реакцию и не дает возможности вспомнить и ясно изложить то, что они учили, знают.

Учащимся также предлагалось ответить на вопрос: “ Как вы относитесь:

- к тестированию,

- к контрольной работе,

- к устному опросу;

и предлагались варианты ответов:

- испытываю страх,

- испытываю волнение,

- испытываю спокойствие,

- испытываю уверенность.

Результаты опроса показали следующее:

При выполнении теста:

7% учащихся испытывают страх,

13% - испытывают волнение,

52% - испытывают спокойствие,

28% - испытывают уверенность.

При выполнении контрольной работы:

16% учащихся испытывают страх,

69% - волнение,

13% - спокойствие,

2% - уверенность.

Во время устного опроса:

51% учащихся испытывают страх,

30% - волнение,

19% - спокойствие,

0% - уверенность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Роль коммуникативного подхода при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку."

В презентации представлена проблема исследования, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи  и методы исследования. А также рассмотрены 3 этапа эксперимента....

Презентация к уроку "Формирование грамматических навыков PRESENT PERFECT CONTINUOUS TENSE"

Презентация к уроку по теме "The Present Perfect Continuous Tense" В презентации присутствует теоретический материал, наглядная демонстрация примеров, задания для контроля. Подходит для обуч...

Диктанты для 5 класса на формирование грамматических навыков в английском языке

My family"My mother is a teacher of English. she knows three languages and she reads, writes and speaks them very well. She works at school and she likes her work very much. My father is a driver. He ...

Формирование грамматических навыков у учащихся

Из опыта работы о наиболее эффективных методах и приемах, используемых для закрепления грамматического материала на уроках немецкого языка....

Грамматические игры как эффективное средство формирования грамматических навыков

Проблема использования игр в методике не нова. Её актуальность остается и по сей день. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаем...

Тесты как средство контроля процесса формирования грамматических навыков учащихся 6 класса

Знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащихся или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.Грамматика имеет первостепенное практическое значение, ...