Тесты как средство контроля процесса формирования грамматических навыков учащихся 6 класса
учебно-методический материал по английскому языку (6 класс) на тему

Шулакова Валентина Евгеньевна

Знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащихся или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.

Грамматика имеет первостепенное практическое значение, поскольку с ее помощью обеспечивается формирование умения устного и письменного общения. Не владея грамматическими навыками, невозможно адекватное восприятие и понимание иноязычных высказываний и таким образом затрудняется общение с носителем другой культуры.

Контроль грамматических навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, реферат), а может быть тестовым.

Тестовая форма отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку тест ориентируется не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные критерии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testovaya_rabota.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты как средство обучения грамматике в 6 классе

Знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащихся или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.

Грамматика имеет первостепенное практическое значение, поскольку с ее помощью обеспечивается формирование умения устного и письменного общения. Не владея грамматическими навыками, невозможно адекватное восприятие и понимание иноязычных высказываний и таким образом затрудняется общение с носителем другой культуры.

Контроль грамматических  навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, реферат), а может быть тестовым.

Тестовая форма отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку тест ориентируется не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные критерии.

К тестам наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения, разработка тестов - дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность и объективность.

Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях.

Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик.

Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя.

Основным методическим требованием, предъявляемым к тестам, является требование, чтобы они исследовали задатки, независимо от специальных форм упражнения в наиболее общей и распространенной в данной среде форме и степени упрощенности.

Таким образом, из вышесказанного следует, что чтобы тест дал преподавателю ожидаемый результат, тест должен быть подобран исходя из индивидуальных особенностей испытуемых, должен быть правильно и корректно составленным.

Тесты, как и другие методы педагогического контроля, имеют свои достоинства и недостатки. Приведем некоторые из них, которые выделяют А.В. Конышева и Е.А. Маслыко: "Преимущества тестов заключаются в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний. Также преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно, упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точное соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность обработки данных на ЭВМ. Индивидуальные тесты позволяют педагогу или психологу получить в результате не только баллы, но и условное представление о многих личностных особенностях тестируемого".

В отечественной дидактике тестирование считалось до недавнего времени вредным, так как на его основе, полагали ученые, происходит селекция учащихся и ограничение возможностей их развития. В наше время у тестов также существуют недостатки. Основным недостатком является снижение возможностей экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их, кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за состоянием испытуемых, таким как тревожность и др.

Таким образом, учитывая достоинства и недостатки тестов как метода педагогического контроля, при проведении тестов следует уделять внимание специфике данного метода контроля, также нельзя упускать из виду особенности испытуемых, учитывать неполный объем результатов, полученных в ходе проведения тестов.

Учитель играет важную роль при контроле грамматических навыков, так как учитель должен следить за дисциплиной, правильным оформлением и выполнением, а для этого он должен обладать следующими умениями для осуществления контроля:

умение определять актуальность контроля и его характер (выбрать правильные формы и методы контроля, подходящие для данного класса и данной темы);

умение наблюдать, фокусируя свое внимание на конкретных моментах обучения, на объектах контроля (выделять главные, основные, самые важные моменты зрения и акцентировать на них как свое внимание, так и внимание учеников);

умение концентрировать внимание учащихся на существенных моментах, значимых для владения школьной культурой, то есть выбрать правильную форму и метод контроля, подходящие для данного класса и данной темы (объяснить правила и основные моменты школьной культуры);

умение осуществлять контроль за состоянием учащихся и за их действиями с учетом собственного влияния на них (следить за собственным поведением и речью);

умение соотнести конкретное задание с личностью конкретного ученика, а также регулировать объем заданий (требовать от учащихся такого поведения, какой пример им показывает учитель);

умение внести в обучение дух соревновательности, невозможный без творческой активности каждого обучаемого (индивидуальный подход к учащимся);

Умение провести тест (подготовить детей к тесту, соблюдая все правила проведения теста, проверить его и оценить);

Умение соотнести оценку с конкретно выставляемой отметкой (выставить отметку, соответствующую оценке теста, не затрагивая межличностных отношений).

Таким образом, если преподаватель обладает всеми этими качествами, то тест сможет стать отличным методом контроля, адекватно оценивающим знания учащихся, может стать главным помощником преподавателя в контроле знаний учащихся.

Тесты действительно являются эффективной формой контроля, но чтобы провести тест, необходимо множество сложившихся условий: учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему для эффективности результата, тест должен быть тщательно подготовлен и продуман, должны быть учтены недостатки данной формы контроля. При правильности использования тестов, учитель получит объективные правдивые результаты.

Среди тестов, которые используются для выяснения успеваемости учащихся выделяют различные классификации тестов:

По цели применения существуют констатирующие (констатируют знания учащихся), диагностирующие (диагностируют знания учащихся) и прогностические (задания на будущие знания учащихся).

По виду контроля рассматривают тесты текущего контроля (знания учащихся систематически проверяются), тесты рубежного контроля (проверка знаний после изучения определенных разделов обучения).

По статусу контролирующей программы различают стандартизированные (носят комплексный характер) и нестандартизированные (носят локальный характер).

По структуре и способу оформления тесты бывают избирательные (с выбором ответа из вышепредложенных) и тесты со свободно конструируемым ответом (ответ полностью формируется учащимся).

По характеру выборочных ответов существуют альтернативные тесты (выбор одного ответ из двух предложенных), тесты множественного выбора (возможно несколько верных ответов, предложенных ответов больше, чем два) и тесты перекрестного вида (следует подобрать один правильный ответ к каждому вопросу, которые расположены в неправильном порядке).

По объекту контроля различают тесты, измеряющие усвоение языкового материала (контроль проводится на стадии изучения материала) и тесты, измеряющие сформированность языковых умений (контроль проводится на стадии закрепления).

Популярность тестового контроля в настоящее время растет в связи с тем, что тест является формой контроля, которая не затрачивает массу времени, экономит время при проверке, а также абсолютно проста в проверке. Тестов различают огромное множество, поэтому можно с легкостью подобрать нужную форму теста. Из этого следует, что тест можно назвать универсальной формой контроля.

Выделяется несколько видов контроля. По мнению Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой контроль может быть текущим, тематическим (П.И. Пидкасистый дает название "периодический") и итоговым. П.И. Пидкасистый объясняет виды контроля следующим образом:

Текущий контроль - систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке.

Периодический контроль осуществляется после полных разделов программы, периода обучения.

Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Помимо видов контроля, методисты также рассматривают различные формы контроля.

Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова выделяют такие формы контроля как:

Индивидуальная (ученика спрашивают в индивидуальном порядке)

Фронтальная (опрос всего класса)

Устная (опрос в устной форме)

Письменная (опрос в письменной форме)

Скрытая (учащийся не знает, что его контролируют)

Открытая (учащийся знает, что его контролируют).

Широкое разнообразие форм контроля позволяет учителю проверить именно те, знания и умения, которые его интересуют в момент проведения контроля, а также выявить эффективность методов и приемов обучения. Виды контроля помогают провести своевременный контроль, в зависимости от цели и момента поведения контроля.

При проведении контроля очень важным аспектом является выбор метода контроля, так как от этого зависит эффективность проводимого контроля.

По словам П.И. Пидкасистого современная дидактика выделяет следующие методы контроля:

Методы устного контроля

Методы письменного контроля

Наблюдение (методы училищного контроля)

Дидактические тесты

Рассмотрим подробнее характеристику основных методов контроля, которую дает П.И. Пидкасистый:

Методы устного контроля - беседы, рассказ ученика, объяснение, чтение текста и т.д. Основу устного контроля составляет, в основном, монологический ответ учащегося.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.

Выполнение практических работ (лабораторных опытов, в основе которых лежит наблюдение за процессом и результатом) можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Указанный метод больше подходит к профессиональной школе.

Дидактические тесты являются методом проверки результатов обучения. Обычно они довольно объемны и эффективны. Тесты, по своей сути, отличаются от других методов педагогического контроля. Вот как Н.В. Рыбакова и Т.В. Григорьева объясняют устройство тестов: "В школьной практике чаще всего используют тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом ответ может представлять собой в одних случаях заполнение промежутка в тексте, в других - выбор одного из предложенных ответов. В современных тестах преобладают последние задания. Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, то есть отличного ответа, рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его от ядра и правильного ответа".

Таким образом, можно сделать вывод о широком разнообразии методов и форм контроля, о том, что множество ученых и педагогов рассматривают вышеуказанные методы и формы контроля и о том, что тест является одним из наиболее объемных и эффективных методов педагогического контроля, о чем нам говорят доказательства, приведенные педагогами и учеными, рассматривающими этот вопрос.

Процесс обучения не может существовать без контроля обучения. Каждому процессу передачи знаний необходима проверка полученных учащимися знаний в целях надзора за эффективностью усвоения знаний. Множество различных методов и форм контроля дает учителю возможность выбора, в зависимости от индивидуальных особенностей класса. Контроль имеет семь разносторонних функций, при выполнении которых можно добиться высокоэффективного результата.

Чтобы тест дал преподавателю ожидаемый результат, он должен быть подобран исходя из индивидуальных особенностей испытуемых, должен быть правильно и корректно составлен.

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание обучающихся на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.

В данной работе представлены тестовые задания для обучающихся 6 класса. Они отвечают принципу доступности и программным требованиям. Эти тесты я использую с целью как установить уровень усвоения нового материала, так и знаний ранее пройденного.

Так, изучив тему «Употребление артиклей»,я использую следующие тесты:


Articles     the      an   a  ---

I’d like to have …  hamburger for breakfast.

Pushkin is   …   outstanding Russian poet.

Can you play  …   piano?

Will you play  …  chess with me?

My favourite subject at school is  …  History.

He knows  …  history of the French revolution well.

Tom’s going to take  …  his fishing –rod.

Could you phone later please, Jane’s having  …  shower?

We often go to   …   theatre and to  …  cinema.

Yesterday dad came home at 8 o’clock, we had  …  dinner and then watched   …  TV, we went to

bed at 11 pm.

I can’t find …  letter which I received this morning.

Could you tell me  …   time, please!

Articles with proper names

A-    the    B—

I live in … Tverskaya street.

… Thames flows through … London.

 … Queen Elizabeth 2 won’t speak on TV tomorrow.

Would you like to go to … Kremlin?  

Have you ever been to … Bolshoi theatre?

… Volga flows into … Caspian sea.  

  … Lake Baikal is the deepest one in the world.

Every morning during … breakfast bagpipes are played outside. … queen’s dining room in …  

Buckingham palace.  

Where’s … John’s raincoat?

Two of my classmates entered … Moscow state university last year.

После изучения перфектного времени, я использую следующие тесты:

Present perfect

1 I’m afraid I (forget) my book at home.

2   … the secretary (yet / come)?

3    … you (ever / be) to Italy?

4 They (already / inform) me about the accident.

5 Kevin (already / leave) for Manchester.

6 I (not / see) Tom for ages.

7 Alan (work) in the bank for a year.

8  …you (ever / ride) a horse.

9 I (not / hear) from him since he left Paris.

10 We (see) some good films recently.

При изучении темы «Множественное число существительных», я использую следующие тестовые задания:

Make plural form

1 a baby                      2 a pencil

a babys                       a penciles

b babies                      b pencils

3 a man                       4 an umbrella

a  man                        a umbrellas

b men                         b umbrellaes

c mans                        c umbrell

 

5 a boy                       6 a city

a boys                        a citys

b boies                       b cities

c boyes                      c cityes

7 a mouse                  8 a fish

a mouses                   a fish

b mice                       b fishes

c mouss                     c fishs

9 a watch                   10 a child

a watches                   a childs

b watchs                     b childes

c watch                       c children

Тем обучающимся, которые не справляются с заданиями, после анализа и работы над ошибками, дается возможность получить более высокую оценку. Для этого я использую подобные тестовые задания:

Choose the right variant

1Where … your parents last week?

a are          c were

b did         d was

2 Nick … to school every day.

a goes      c go

b went     d will go

3 Jane … (not) … bread and milk tomorrow.

a  did …  buy         c  does … buy

b  will … buy         d  do … buy

4 I usually… my mother and my father in the evening.

a helped        c help

b helps          d will help

5 My friend … at school last week.

a weren’t       c isn’t

b didn’t be     d wasn’t

6 When … your father … the day after tomorrow?

a will … get up       c does … get up

b did … get up        d do … get up

7 My balls … in the box yesterday. My brother … them.

a aren’t / taked         c wasn’t / took

b weren’t / took       d isn’t / taked

8 Who … up in your family? I …

a wash, will do       c washes, did

b will wash, does   d washes, do

9 They … to the  zoo next week.

a goes           b go

c will go       d went

10 There … a bookshelf with books in my room.

a are             c were

b is               d shall be

Put the right word in the following sentences of /  off /   part /   place /  pictures.

1 Take care … the pennies and the pounds will take care … themselves.

2 He is fond of taking … .        

3 Do her children take … in the concert?

4 The meeting took … in the park.

5 Jane must take care … her old granny.

6 Will you take …your hat?

Контроль за формированием грамматических навыков осуществляется как в ходе ежедневной практики на уроке с использованием обычных упражнений подготовительного и речевого характера, так и с помощью специальных тестовых заданий. Работа с тестами — необходимый элемент формирования грамматических навыков. Тесты являются также неотъемлемой частью обобщающего урока, способствуют формированию устойчивых знаний.

Очень важным является то, что итоговая школьная аттестация, а именно Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестов, к которым обучающихся необходимо готовить.

Используемая литература

  1. Барменкова О.И. Грамматика в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе -2004. - №7 - 12 с.
  2. Бим И.П. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: "Просвещение", 1985
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теории обучения иностранным языкам. - М.: "Академия", 2007
  4. Клементьева Т.Б. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Каро, 2003
  5.  Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. - Минск: "Каро", 2004
  6. Пассов Е.И., Кузовлев Н.Е. Мастерство и личность учителя. - М.: "Флишка", 2005
  7. Рыбакова Н.В., Григорьева Т.В. Тесты, как эффективная форма контроля // Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе / Под ред. М.И. Колкова. - СПб.: "Каро", 2001
  8. Старков А.П. Обучение иностранному языку в средней школе. Методическое пособие к серии учебно-методических комплексов для 5-11 классов. - М.: Просвещение, 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль лексико-грамматических навыков учащихся 7 класса по французскому языку.

Контрольная работа по французскому языкудля учащихся 7 класса...

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов

Работая по учебнику английского языка HAPPY ENGLISH З.М.Бибалетовой для 4 класса, мы пришли к следующему выводу: 1) дети с трудом понимают содержание текстов в учебнике,2) не имеют навыков работы...

материалы для контроля сформированности лексико-грамматических навыков учащихся ( УМК SPOTLIGHT 3)

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖЕТ  СЛУЖИТЬ ДОПОЛНЕНИЕМ К  УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТЕСТАМ К УМК Spotlight .ТЕСТ1-СООТВЕТСТВУЕТ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА КОНЕЦ 1 ТРИМЕСТРА .(СООТВЕТСТВЕННО-ТЕСТЫ 2 И 3 )...

Грамматические игры как эффективное средство формирования грамматических навыков

Проблема использования игр в методике не нова. Её актуальность остается и по сей день. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаем...

Приблизительный тест для контроля лексико-грамматических навыков учащихся 7-8 класса

Может быть использовано учителем или родителями для контроля учащихся...

Тест как средство контроля уровня сформированности лексического навыка говорения.

Информация для учителей о том, как с помощью правильно выбранной системы тестирования формировать лексический навык говорения.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7706628","attributes":{...

Использование элементов игры в процессе формирования грамматических навыков на уроках испанского языка

В данной статье рассматривается несколько вариантов использования игровых упражнений в процессе тренировки языковых грамматических навыков и для закрепления речевых грамматических навыков на базе наст...