Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов
методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме

Фролова Галина Михайловна

Работая по учебнику английского языка HAPPY ENGLISH З.М.Бибалетовой для 4 класса, мы пришли к следующему выводу: 

1) дети с трудом понимают содержание текстов в учебнике,

2) не имеют навыков работы с незнакомым текстом самостоятельно,

3) недостаточно упражнений и текстов для усвоения и отработки второй формы глаголов прошедшего времени,

4) недостаточное количество упражнений для тренировки уже пройденной грамматики в циклах. Получается - изучили и забыли.

Чтобы решить эти проблемы, необходимо приучить ребят к систематической самостоятельной работе -  чтению и пониманию рассказов на английском языке, видеть в тексте английские грамматические явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад116 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Г.М. Фролова  Т.В. Горева

Домашнее чтение

на уроках английского языка

как средство развития познавательных,

лексико-грамматических навыков

учащихся 4-5 классов

2012

г. Белореченск

Заявка

Фролова Галина Михайловна

учитель английского языка

МБОУ СОШ 5

8-918-2262895

Горева Татьяна Владимировна

учитель английского языка

МБОУ СОШ 5

8-918-2606615

«Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов»


Форум:

Номинация:                                                                          

Тема выступления: «Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов»

ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

Авторы: Фролова Галина Михайловна, учитель английского языка

Горева Татьяна Владимировна, учитель английского языка


Фролова Галина Михайловна, Горева Татьяна Владимировна

«Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов»

Формируя положительное отношение школьников к английскому языку, мы учитываем их психологические особенности, развиваем интерес к предмету, учим преодолевать языковые трудности. Одной из проблем, с которой мы встретились - это самостоятельное чтение учащихся. Зачастую самостоятельное чтение учащихся носит эпизодический характер. Систематически и целенаправленно читают лишь немногие дети. Большинство учащихся не проявляют инициативы в поиске дополнительной литературы на английском языке для самостоятельного чтения. При чтении иноязычного текста учащиеся сталкиваются с трудностями: не знают значение многих слов, им приходится часто обращаться к словарю, что делает чтение утомительным, неинтересным. Кроме того, у слабых и средних учеников недостаточно сформированы механизмы чтения.        Исследовательская работа «Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов» - эта коллективное творчество учителей английского языка, единомышленников Фроловой Галины Михайловны и ее дочери Горевой Татьяны Владимировны. В 2002 году мы проанализировали учебник английского языка HAPPY ENGLISH З.М. Бибалетовой для 4 класса. Цель анализа – выявить системность подачи материалов для тренинга по чтению и грамматике. Учебник рассчитан на 35 часов. Программный материал делится на 7 циклов и только 5 рассказов дано для чтения и понимания.



цикла

Тема цикла

Тексты для чтения

Грамматические упражнения

5

My Favourite Seasons

Текст “Two Rabbits”

part 1, part2

Future simple

Дано 8 упражнений на это время.

Нет упражнений на тренировку отрицательных, вопросительных предложений

6

Being Happy in the Country and in the City

Текстов нет, упражнения с лексикой

Степени сравнения прилагательных.

Дано 13 упражнений для тренировки.

7

Telling Stories (Past Simple)

Текст “A Wolf and a Sheep”, упражнения со 2 формой глаголов

Past Simple

17 тренировочных упражнений.

Недостаточно минитекстов с неправильными глаголами.

8

Evening with Your Family

Текст “А Сlever Bird”

Только 6 контрольных упражнений на прошедшее простое время. Нет текстов с глаголами прошедшего времени.

9

Shopping for Everything

4 диалога по теме “Shopping”

Местоимения some, any, no.

- дано только 3 упражнения.

10

School is Fun

4 диалога по теме “School”

4 упражнения на времена.

11

Understanding Each Other

Текст “The King and the Cheese”

part 1, part2

2 упражнения на предлоги и времена.

Работая по учебнику английского языка HAPPY ENGLISH З.М.Бибалетовой для 4 класса, мы пришли к следующему выводу:  

1) дети с трудом понимают содержание текстов в учебнике,

2) не имеют навыков работы с незнакомым текстом самостоятельно,

3) недостаточно упражнений и текстов для усвоения и отработки второй формы глаголов прошедшего времени,

4) недостаточное количество упражнений для тренировки уже пройденной грамматики в циклах. Получается - изучили и забыли.

Чтобы решить эти проблемы, необходимо приучить ребят к систематической самостоятельной работе -  чтению и пониманию рассказов на английском языке, видеть в тексте английские грамматические явления.

В 2002 году  мы попытались решить эти задачи в 3-5 классах. Учли то, что учащиеся на начальном и среднем этапах обучения любят читать сказки. Чтобы активизировать ранее усвоенный материал, закрепить приобретенные учащимися умения и навыки в чтении, грамматике и сделать уроки английского языка интересными нам помогла книга Карла Коллоди «Приключения  Пиноккио». Выбор пал на эту сказку, потому что главы в книге небольшие, поэтому чтение для детей неутомительное. Лексика простая, задания даются после каждой главы. За одно занятие можно прочитать одну главу, прослушать СD и проработать небольшие задания на понимания содержания текста данной главы. Эта сказка популярна среди детей младшего школьного возраста, поэтому дети 4-5 классов с большим интересом слушают аудиозаписи, просматривают видео, читают странички книги. Работая первый год по сказке, пользовались упражнениями в книге. Успешность и качество обучения домашнего чтения в большой мере зависят от эффективности организации и методического качества используемых материалов. Чтобы приучить ребят к самостоятельному чтению на иностранном языке, мы решали проблему в трех направлениях:

1) прививать интерес к чтению;

2) извлекать информацию из текста,

3) научить школьников преодолевать грамматические и языковые трудности при чтении.

Первый год мы просто читали адаптированный текст «Приключения Пиноккио» под редакцией Г.К. Магидсон-Степановой и выполняли задания по проверке содержания текста. Затем руководствуясь программой по английскому языку в 4-5 классах, расширили задания для детей по главам книги, включив грамматические и лексические упражнения, которые составляли сами и с группой учащихся 7-10 классов.  Таким образом, были составлены дополнительные лексико-грамматические упражнения к каждой главе (их 41). Познакомили учащихся с краткой биографией Карла Коллоди. Учащиеся читали с интересом лимерик Эдгарда Лиа и стихи Г.М.Фроловой:

There was a puppet with a nose

Who said, “If you choose to suppose,

That my nose is too long,

You are certainly wrong!”

That remarkable puppet with a nose.

limerick by Edward Lear

 

Pinocchio is made of wood,

His nose is good.

He has bright eyes

 And asks many whys

  By Galina Frolova

                            ***

A funny toy isn’t bought at the market,

Old Geppetto makes a wooden puppet.

He cuts his hair, eyes and nose,

When the boy lies, it grows

And Pinocchio is his name,

The puppet is curious, lazy, gay.

 By Galina Frolova

                            ***

Geppetto made a funny toy,

It was a wooden puppet boy.

He could run, jump and walk,

He could play tricks and talk.

Pinocchio was his name.

The boy could lie and play.

By Galina Frolova

В 2003 году разработанные лексико-грамматические тесты к каждой главе направлены на тренировку наиболее сложных грамматических явлений английского языка в 4-5 классах (формы глаголов, времена группы Simple,  порядок слов в предложении, степени сравнения прилагательных, постановка вопросов разных типов и т.п.). Мы стараемся приучить учащихся к систематической самостоятельной работе с лексикой и грамматикой. У всех учащиеся есть пособие с лексико-грамматическими заданиями по всем главам книги. (Пособие прилагается). Дети могут выполнять их как дома, так и в классе. На каждую главу отводится 1-2 урока. Учащиеся дома прочитывают заданную главу, на уроке дети выполняют упражнения на проверку понимания содержания главы, на закрепление словаря, грамматики. Цель – подготовить детей к пересказу определенных эпизодов главы, развивать умение передавать краткое содержание текста, а также высказывать свое мнение о героях произведения, их поступках и образе жизни на английском языке, воспитывать позитивное отношение к изучению английского языка.

В 2007 году все грамматические упражнения по всем главам оформлены в виде презентаций. Работа с ММУ позволила нам уплотнить урок, активизировать деятельность всех учащихся, менее подготовленные ученики могут увидеть ключи ко всем упражнениям. (Презентации прилагаются).

Наша задача – это научить детей не только преодолевать языковые трудности при чтении, извлекать информацию из текста, но и  видеть лексико-грамматические явления в тексте. Дети имеют творческие тетради, куда записывают незнакомые слова, рисуют или вклеивают картинки, выполняют лексико-грамматические упражнения к главам. Замечено, что происходит положительный  сдвиг в мотивации изучения детьми английского языка, если их поощряют. Поэтому ежегодно проходит конкурс на лучшую творческую тетрадь по домашнему чтению.  

Все уроки домашнего чтения мы связываем с тем грамматическим явлением, которое мы проходили в 3, 4, 5 классах. Например: при ознакомлении с прошедшим простым временем (Past Simple) мы даем учащимся задание найти и выписать в тетрадь для домашнего чтения глаголы в прошедшем времени, как правильные, так и неправильные. Такое упражнение помогает ученикам при заучивании 3-х форм неправильных глаголов.

Как же составлены наши лексико-грамматические задания к сказке «Приключения Пиноккио»?  Каждая глава имеет два обязательных задания – формы глаголов и поставить пять вопросов к предложению:

 Complete the table.

I форма

II форма

III форма

перевод

begin

begun

was

take

heard

said

cut

found

want

Make up 5 questions:

Pinocchio walked about the town all day.

1. Yes/No?

2. Or ?

3. Tag?

4. Who?

5. Wh? (where, when, how long)

        Далее упражнения варьируются, в зависимости, какие грамматические явления встречались в главе. При работе над домашним чтением мы используем различные виды упражнений.  В наше пособие мы включили  следующие лексико-грамматические упражнения:

  1. закончите таблицу неправильных глаголов.
  2. вставьте слова  much or many.
  3. вставьте пропущенные предлоги.
  4. закончите предложения фразами So do I. So did he.
  5. переведите словосочетания и предложения.
  6. вставьте правильно слова too or so.
  7. поставьте правильно глаголы в скобках в нужном времени
  8. найдите противоположности,
  9. поставьте прилагательные в нужной форме,
  10. вставьте слова в текст, есть одно лишнее,
  11. найдите английские эквиваленты в тексе,
  12. напишите формы степеней прилагательных,
  13. напишите существительные во множественном числе
  14. сопоставьте прилагательные с существительными,
  15. вставьте артикли a, an, the, - ,
  16. сделайте следующие предложения отрицательными (Past Simple),
  17. прочитайте правильные глаголы в прошедшем простом времени.
  18. используйте выражения neither … nor or both … and,
  19. сопоставьте две половинки предложений,

20) заполните таблицу:

foot, a chair,  hair,  a nose, a bed,  legs, a tongue, a table,  a face, a head, a knife, feet, a room, a window, a mouth, eyes, a door

       parts of the  body

                 home

   21) заполните таблицу и прочитайте глаголы:

laughed,  showed, asked, thanked, kissed, cried, opened, danced, wanted, saved,  liked, stopped, looked, learned, jumped, played, add  

                  [ t ]

              [ d ]

               [id ]



22) какое слово в строке лишнее.

При работе с текстом мы с детьми заметили, что одни и те же глаголы, но с разными предлогами имеют разные переводы. Таким образом, ученики знакомятся с фразеологическими глаголами:

to look - look at, look into, look around, look out of, look for, look up, look back;

to come - come in, come to, come up to, come down;

to get -get in, get up, get to, get into;

to put - put on, put out;

to take - take off, take out off, take out;

to go -go to, go away, go into, go in;

to run -run away, run after, run out, run up to;

to sit - sit down;

to give - give back;

to fell - fell asleep, fell down;

to stand - stand up;

to jump - jump up, jump into, jump down, jump out of.

Некоторые упражнения составлены по форме ГИА или ЕГЭ. Таким образом, знакомим учащихся с разными типами упражнений по лексике и грамматике.

После прочтения сказки все учащиеся принимают участие в подготовке праздника «Наш Пиноккио». При подготовке к заключительному уроку мы разработали такие виды творческих упражнений, проектные работы, которые помогают ученикам реализовать себя.  Мы организовываем выставку творческих тетрадей, рисунков по прочитанной сказке. С большим удовольствием учащиеся выполняют задания, связанные с включением языка тела - жестов и мимики. Поэтому мы предлагаем ученикам сделать инсценировки  по наиболее понравившимся главам. Такие ролевые игры способствует воспитанию таких черт, как взаимозависимость, умение кооперировать свои действия с другими, способствует формированию сотрудничества и партнёрства. 

 Предлагаем учащимся лексико-грамматические задание по вкусу и желанию. Отдельные учащиеся выбирают задания:

1) найдите английские выражения в книге,

2) найдите глаголы с разными предлогами и переведите их,

3) найдите в книге правильные глаголы и переведите их,

4)  найдите в книге неправильные глаголы и переведите их,

5) найдите по 10 предложений в настоящем, прошедшем, будущем простом временах.  

С большим интересом учащиеся выполняют задания, связанные с использованием яркой, красочной наглядности: составь по иллюстрациям, найдя предложения в тексте, свою мини-книжку «Приключения Пиноккио», 6) расскажи о своем любимом герое,

7) расскажи о каких традициях Англии 16-17 веков ты узнал, прочитав сказку Карла Коллоди «Приключения  Пиноккио.

Анализируя результаты знаний учащихся, замечено, что повышается качество обучения иностранному языку по чтению и грамматике. Ниже приведена одна из сравнительных таблиц результатов знаний учащихся 5-х классов за I и IV четверти 2007-2008 учебного года. По ней  видно повышение уровня знаний учащихся.  К концу учебного года из 53 человек 81,1% учащихся имели оценки выше и только 16,9% детей выполняют задания по чтению и грамматике на «3».  

оценка

I четверть

%

IV четверть

%

«5»

11

20,7

15

26,4

«4»

15

26,4

29

54,7

«3»

27

50,3

9

16,9

53 ученика

53 ученика

Что касается родителей, то использование данного пособия дает им возможность помогать своему ребенку при подготовке к домашнему чтению. Они могут читать сказку с  ребенком, выполнять простые грамматические упражнения.


Вывод:

1) Самостоятельное чтение литературы на английском языке учащимися стало неотъемлемым компонентом нашего педагогического процесса обучения английскому языку.

2) Систематическое проведение уроков домашнего чтения на разных этапах позволяет сохранять у учащихся интерес к читаемому материалу, обеспечивает периодичность чтения про себя, увеличивает скорость чтения.

3) Разработанные разные лексико-грамматические упражнения и использование ММУ, позволяют превратить домашнее чтение в увлекательное занятие.

4) Систематическое выполнение лексико-грамматических заданий развивает память.

5) Уроки домашнего чтения способствуют формированию навыков работы с текстом, и развитию речи учащихся.

6) Домашнее чтение способствует повышению интереса учащихся к изучению английского языка.

7) Домашнее чтение расширяет кругозор учащихся об Англии VII века.

8) Домашнее чтение и лексико-граматические задания обогащают словарный запас учащихся по английскому языку.

9) Домашнее чтение формирует привитие любви к чтению, развитие воображения и творчества.

Материал Фроловой Г.М. и Горевой Т.В «Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов»  апробирован в течение 10 лет (с 2002 по 2011 г.г.). Разработанный материал используется учителями английского языка в школе №5 и школах Белореченского района.

Используемая литература и материалы:

  1. Karlo Kollodi  THE ADVENTURES OF PINOCCHIO Айрис пресс 2000
  2. ru.wikipedia.org/wiki/Пиноккио
  3. http://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B8%D0%BE&hl=ru&newwindow=1&sa=N&gbv=2&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&ei=9DU5T9iRPMPj4QTvl7ihCw&ved=0CHcQsAQ&biw=942&bih=480
  4. ru.wikipedia.org/wiki/Коллоди,_Карло
  5. http://lib.ru/TALES/pinokkio.txt
  6. http://www.c-cafe.ru/days/bio/13/094_13.php

7.       http://www.gifpark.ru/

      8.       Коллекция «5000 забавных рисунков» Амурского ММЦ

  1.       Шаблон С. В. Боровлевой, учителя МОУ СОШ №2 г. Амурска
  2.       учебник ENJOY ENGLISH М.З. Бибалетова 4 класс 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением

статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению...

Программа развивающего часа по английскому языку "Домашнее чтение на уроках английского языка"

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает ана...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.

Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах  деятельности человек не демонстрирует так...

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся младшего возраста

В данном материале описано использование игровой деятельности на уроке иностранного языка в младшей школе....

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка , как средство развития познавательной активности учащихся».

Данная презентация раскрывает суть проектно-исследовательской работы на уроке иностранного языка, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, опре...

Статья "Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса учащихся"

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельног...