Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением
статья (7 класс) по теме

Зотова Олеся Валерьевна

статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnee_chtenie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков


с девиантным поведением



Ни для кого не секрет, что у современных детей и подростков сформирована своя система ценностей, в корне отличающаяся от той, которая была заложена в свое время в нас, взрослых. Учителю часто приходится сталкиваться с хабальством, беспричинным агрессивным поведением учеников.


Что же  поможет педагогу разорвать эту цепочку бесконечного негатива у класса? Ведь без создания положительного психологического климата ни один урок не может состояться.


Мой опыт работы в специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением показал, что возможно провести коррекцию поведения учеников на уроке английского языка, задействовав воспитательный потенциал предмета.  


Подростки, тем более склонные к девиантному поведению, не любят прямого назидания, нажима, плохо воспринимают четкие инструкции. Именно поэтому в своей работе я стремлюсь к опосредованному и, желательно, эмоциональному воздействию, например, через художественную литературу.


Считаю целесообразным проводить уроки домашнего чтения для всех классов – именно здесь учитель может в полной мере развивать ценностные ориентации детей с отклоняющимся поведением  без сопротивления с их стороны. Для каждого класса подбирается своя книга для чтения (можно для  большей визуализации найти одноименный фильм/мультфильм на языке) исходя из уровня языковой подготовки и «темы» воспитательной работы. В процессе чтения, ответов на вопросы, просмотра фрагментов фильма учителю следует делать сильные акценты на нравственные стороны проблемы. Ученики поначалу начинают скидывать весь свой негативный опыт решения проблемы. Постепенно их активность в симпатии к «антинормам» угасает. Здесь для педагога главное не пропустить этот момент. Здравый смысл, убедительные доводы и положительные примеры из жизни, окружающего мира постепенно начинают побеждать. Механизмы защиты детей с девиантным поведением от положительного влияния взрослого постепенно ослабевают. Педагог не занимается морализацией ученика «в лоб» - он рассказывает вовсе и не про него, а про главного героя, у которого такие же проблемы. У ученика срабатывает психологический механизм переноса. Поняв ситуацию, приняв ее как данность, увидев правильный путь, ребенок меняет свою ценностную ориентацию на положительную. Далее от учителя требуется подкреплять и поощрять сначала желаемый ответ, а затем – поведение у ученика. Порой у учителя на это уходят годы.


В таблице 1 представлен список некоторых используемых мною книг для домашнего чтения и перечень ценностных ориентаций, которые можно развивать/формировать с их помощью.



 Таблица 1. Список книг для домашнего чтения и перечень ценностных ориентаций, которые можно развивать/формировать с их помощью.


Название книги

уровень

Ценностные ориентации

 Green eggs and ham

begginer

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

развитие уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

Красавчик

beginner

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

-привитие любви к животным, природе, развитие рефлексии, чувства долга, ответственности

Рождественская история

elementary

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации;

-развитие чувства ответственности за принятие решений, терпимости и толерантности, альтруизма, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

Человек дождя

Pre-intermediate

-принятия и уважения ценностей семьи и общества, стремления следовать им;

-развитие чувства сострадания к людям с ограниченными возможностями, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов

Работая по учебнику английского языка HAPPY ENGLISH З.М.Бибалетовой для 4 класса, мы пришли к следующему выводу: 1) дети с трудом понимают содержание текстов в учебнике,2) не имеют навыков работы...

Внеклассное (домашнее) чтение на уроках английского языка.

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает ана...

Программа развивающего часа по английскому языку "Домашнее чтение на уроках английского языка"

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает ана...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л. "Внеклассное (домашнее) чтение на уроках английского языка в колледже".

1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений.2. Виды чтения.3. Целевая направленность чтения художественной литературы4. Критерии ...

Технология продуктивного чтения на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Обучение чтению предполагает решение следующих задач:1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие...

Тексты для домашнего чтения на уроке английского языка из истории города Высоковска, Московской области

Тексты для домашнего чтения на уроке английского языка из истории города Высоковска, Московской области...