Инклюзивное образование: обучение слабослышащих детей английскому языку.
методическая разработка по английскому языку

Богачева Татьяна Валерьевна

В данной статье представлен опыт преподования английского языка у слабослышащих обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование: обучение слабослышащих детей английскому языку

Нарушение слуха - это тяжелый недуг, с которым трудно адаптироваться в современном обществе, поэтому начиная с раннего детства необходимо проводить дифференцированную работу по развитию познавательных и речевых навыков у ребенка, чтобы он не чувствовал себя изолированным в социуме. В крупных городах такая сложная работа проводится на нескольких взаимодополняющих уровнях, а именно: дошкольное и специализированное обучение в школах коррекционного типа. В городе Архангельске развитием и обучением слабослышащих детей занимаются воспитатели, сурдопедагоги, психологи детского сада №3 компенсирующего вида и учителя МБОУ СШ №5, реализующие программы инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями [3, с. 77]. Реализация инклюзивного образования в МБОУ СШ №5 базируется на положении об обеспечении равноценного отношения ко всем участникам обучения, в то же время обеспечивая специальные условия для категории детей, имеющих особые образовательные потребности (ООП). В школе наравне с коррекционными классами (по слуху и зрению) открыты и общеобразовательные, поэтому учащиеся с ОВЗ не чувствуют себя изолированными и ведут обычную жизнь подростков.

Классы, где обучаются слабослышащие дети, являются небольшими (от 5 до 10 человек) и у каждого из них свои индивидуальные особенности (степень поражения слуха). В медицине существует 4 степени нарушения слуха (тугоухости) предшествующих глухоте, а именно:

  1. Умеренная потеря слуха никак не сказывается на обучении ребенка;
  2. Средняя потеря слуха проявляется в том, что учащиеся плохо распознают негромкий голос и постоянно переспрашивают, однако речь в пределах нормы;
  3. Средне-тяжелая потеря слуха характеризуется нечеткой, порой трудно воспринимаемой речью у учащихся, реакция у них только на громкий голос;
  4. Тяжелая форма потери слуха – это отсутствие речи (звуковые имитации);

По медицинским показаниям, начиная со II степени нарушения слуха, детям предписывается ношение слуховых аппаратов, которые облегчают восприятие окружающего мира, в частности, усвоение новых знаний. Для того, чтобы обучение было более эффективным существует ряд правил, которые должен соблюдать педагог:

  1. Учебный кабинет должен быть оснащен наглядно-демонстрационным материалом в зависимости от преподаваемой дисциплины;
  2. Специализированная рассадка – все учащиеся должны сидеть напротив классной доски, чтобы постоянно видеть учителя.
  3. У учителя должен быть хорошо поставленный голос, чтобы каждый ученик, в независимости от степени тугоухости, понимал, что учитель объясняет на уроке. С ранних лет их обучают считывать смысл высказываний по артикуляции губ, если возникают трудности с восприятием голосового сообщения.
  4. Все учебные программы по школьным предметам предполагают растяжение изучаемого материала на несколько образовательных модулей, поскольку обучение ведется по учебным пособиям для общеобразовательных школ. К примеру, учебник 9 класса по английскому языку, рассчитанный на 102 часа, в коррекционном классе преобразуется в 204 часа и весь материал изучается на протяжении 2х лет т.е. 9 и 10 класса.

Иностранный язык входит в перечень обязательных общеобразовательных дисциплин и не смотря на всю специфику предмета дети с ОВЗ его тоже изучают. Английский язык слабослышащим детям начинает преподаваться с 3 класса. В начальной школе у них 2 часа в неделю, а в средней и старшей по 3. Второй иностранный язык учебная программа не предполагает, как и всероссийские проверочные работы. Аттестат об основном общем образовании такие учащиеся получают после 10 лет обучения в школе.  

Обучение английскому языку в коррекционных классах II типа отличается от общепринятых методов, применяемых в работе с общеобразовательными классами, поэтому учителю необходимо понимать на основе каких компетенций стоит строить свою работу с детьми. В преподавании английского языка основополагающим принципом является коммуникативный подход, а у учащихся с нарушением слуха именно речь вызывает наибольшие трудности. Они проявляются в дефектах речи, ограниченности словарного запаса, понимании новых текстов, нарушении образования грамматических структур (склонение существительных, спряжение глаголов), нарушения логики и формы высказывания, и конечно же, понимание речи одноклассников и учителя [2].  Исходя из этих особенностей, наибольшее внимание учитель должен уделять чтению и письму, так как для слабослышащих детей они являются более доступными способами усвоения новых знаний.

I.Работа с текстом. Независимо от возраста учащихся, работа с текстом ведется по общепринятому плану, состоящему из 3х этапов:

  • Предварительный – изучение иллюстраций, характеризующих текст, обсуждение заглавия, знакомство с новой лексикой и пр.
  • Текущий – непосредственная работа с текстом (отработка чтения, перевода и устной речи при помощи тематических заданий). 
  • Контроль ЗУН учащихся посредством разнообразных заданий.

II. Лексические и грамматические упражнения. Для отработки навыков письменной речи - умения строить высказывания, учителю необходимо разрабатывать адаптированную систему упражнений, ориентированную на специфику структуры формируемых речевых умений.

Лексические упражнения:

А) на сопоставление (изображения и слова\слова и их определения);

Б) орфографические (составление слов из предложенных букв, определение   ошибок в слове, решение кроссвордов и.т.д.);

В) Перевод на английский язык (от словосочетаний до предложений);

Из-за более медленного развития мыслительных и речевых процессов слабослышащие дети имеют сложности с построением предложений с использованием грамматических структур на родном языке. С такой же трудностью учащиеся сталкиваются и при изучении английского языка, поэтому учитель также должен использовать принцип от простого к сложному при разработке грамматических упражнений.

Грамматические упражнения:

А) Упражнения с выбором ответа.

Б) Исправление ошибок в предложении (отработка времен активного и пассивного залога).

В) Составление предложений по опорным словам.

Г) Переводные упражнения на русский язык.

III. Устная речь. В процессе работы над грамматическими упражнениями, так или иначе, возникает потребность в умениях читать и говорить по-английски, поэтому насколько это возможно нужно обращать внимание и на развитие речевых навыков. Во время проверки упражнений можно использовать хоровое проговаривание (устойчивых словосочетаний, лексических конструкций), повторение предложений за учителем и одноклассниками, включение лексики в состав знакомых предложений (I can see a cat), анализ предложений с использованием норм грамматики родного языка [4, с. 57]. Фонетическая разминка (чтение пословиц, поговорок, стихов) также хороший способ развития речевого навыка. Еще одним методом для активизации речевой деятельности является работа в парах (составление диалогов на различные темы, интервью (вопрос-ответ). Для учащихся старших классов можно применять индивидуальную проектную работу (презентации, сообщения), которые позволяют не только отработать изученную лексику и грамматические структуры, но и преодолеть языковой барьер.

IV. Аудирование c адаптацией для слабослышащих детей. В классах, где обучаются учащиеся с нарушением слуха, применяется и работа с аудиовизуальным материалом. Для более эффективного применения данного вида деятельности на уроке учителю нужно постоянно заниматься адаптацией уже имеющиеся аудио файлов, используя следующую схему:

  • медленный темп речи (постепенный переход от чтения к аудиозаписям);
  • аудиозапись должна включать знакомую лексику;
  • аудиозапись с визуальным сопровождением (видео);

Единственной особенностью является то, что все аудио и видео файлы должны быть записаны на бумажном носителе, поскольку при прослушивании и просмотре не все слова и фразы ребенок может уловить.

V.Игры. Игровые технологии учителя часто применяют для обучения младших школьников, а при работе в коррекционных классах II вида этот метод применяется на протяжении всего их обучения. Игры, используемые на уроках, как правило, несложные, поскольку учителю важно задействовать всех своих учеников. На практике доказана эффективность игровых технологий, поскольку учащиеся лучше усваивают, повторяют и закрепляют учебный материал (например, алфавит, цифры, новую лексику и некоторые грамматические темы), тренируют память и речь, погружаясь в иную языковую среду. Еще одним преимуществом игровых технологий является то, что в процессе их использования реализуются основные задачи: 

  1. развивающая: развитие памяти, внимания, логического мышления;
  2. образовательная: повторение и закрепление ранее изученных тем;
  3. воспитательная: выработка у учащихся умений работать, как индивидуально, так и в команде; стремления к достижению поставленных целей, проявляющихся в активизации не только речевых, но и творческих способностей в иноязычной коммуникативной среде.

Работая над созданием тематических игр, учитель должен учитывать несколько условий, а именно:

  1. доступность, чтобы каждый учащийся был вовлечен в учебную деятельность;
  2. универсальность, т.е. использование игр на разных этапах урока (например, в качестве фонетической разминки или для закрепления пройденного материала);
  3. направленность, игры должны быть разработаны с учетом основных ЗУН, например, при изучении алфавита необходимо задействовать речевые и графические умения;
  4. временные рамки – игры не должны превышать 10 минут, так как основной задачей учителя является учение, а не развлечение учеников [1, с. 3].

VI.Наглядно-действенные методы и средства. В обучении детей с ОВЗ особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, имеющие практико-ориентированную направленность - умение слабослышащих детей ориентироваться в незнакомой коммуникативной среде. Для создания иноязычной среды учитель может использовать следующие приемы:

  • инсценировки (In the shop, meeting with friends и.т.п.);
  • преднамеренное создание ситуаций-дискуссий. Например, круглый стол, посвященный «Глобальным проблемам человечества» - «Global Problems of Mankind» в 10 классе;
  • драматизация;
  • пантомима

Использование вышеупомянутых наглядно-действенных приемов помогает ученикам раскрываться, демонстрировать свои знания не только по иностранному языку, но и по другим школьным предметам, не стесняясь своих особенностей.

Безусловно, обучение слабослышащих учащихся английскому языку является очень сложным, достаточно длительным процессом, требующим от учителя огромных временных затрат и терпения, так как с первого раза не все рассмотренные методы и приемы могут показать свою эффективность, но несмотря на все трудности, благодаря использованию разнообразных форм и методов, урок иностранного языка становится интереснее и увлекательнее. У школьников повышается познавательная активность, развиваются коммуникативные умения и навыки, которые способствуют более быстрой адаптации их в нашем обществе.

Список использованной литературы:

  1. Богачева Т.В. Использование игровых технологий в обучении младших школьников Английскому алфавиту / Методическая копилка идей учителей английского языка. Выпуск 7. Современный учитель английского языка – современная методика преподавания. – Спб., «ТМУАЯ-ПРЕСС», 2016.
  2. Зайцева В. Ф. Обучение английскому языку слабослышащих школьников (из опыта работы) [Электронный ресурс] / Зайцева В.Ф. – Режим доступа https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/04/09/obuchenie-angliyskomu-yazyku
  3. Михальченко К.А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения //Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч.науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. – СПб., «Реноме», 2012. – С.77-79.
  4. Присталова И. А. Обучение глухих и слабослышащих детей английскому языку в условиях массовой школы // Инклюзивное образование: эффективные методики и их практическое применение: Сборник статей по материалам II международного семинара по педагогике. Россия, г. Санкт-Петербург, 26 ноября 2016 г. – СПб., Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ – СИЛА», С.56-58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих методик при обучении слабослышащих детей

   Важной задачей учителя коррекционного образовательного учреждения выступает поиск таких способов организации учебно-воспитательного процесса, которые соответствовали бы возра...

Проектный метод обучения при изучении английского языка в условиях модернизации образования

Обучение иностранным языкам  являются сегодня одним из важных приоритетов модернизации школьного образования. В настоящее время перед учителем ставится задача обеспечить условия развития целостно...

Инклюзивное образование в рамках преподавания русского языка

Статья-обобщение опыта работы в классах, где есть обычные дети и дети с ОВЗ...

Инклюзивное образование в рамках преподавания русского языка и литературы

Инклюзивное образование в рамках преподаваниярусского языка и литературы...

Обучение гиперактивных детей английскому языку в детском саду (консультация для коллег)

Педагоги, обучающие иностранному языку, часто испытывают серьезные затруднения в работе с детьми, которые имеют какие-либо проблемы. Среди них одна из самых типичных- гиперактивность.  Конеч...