МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология развития социального компонента образовательной компетентности на основной стадии обучения иностранному языку.
статья по английскому языку (9 класс)

Мурашева Татьяна Валерьевна

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом. Доктор педагогических наук, известный исследователь в области технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология развития социального компонента образовательной компетентности на основной стадии обучения иностранному языку.

        Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом. Доктор педагогических наук, известный исследователь в области технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». Личностно-ориентированное обучение и воспитание средствами иностранного языка предполагает творческую деятельность учащихся и сотрудничество. Для этого учителю необходимо найти возможность использовать реальный английский язык в классе или во внеурочное время, включить учеников в реальную языковую коммуникацию, в обмен информацией, смоделировать в классе настоящий процесс вхождения в иноязычную культуру, сделать учебный процесс более увлекательным и интересным. Исходя из педагогической практики, использование современных информационных технологий позволяет изучить жизнь средствами английского языка в реальном информационном пространстве. Одной из таких технологий является метод проектов, который даёт возможность включить учащихся в реальное общение на английском языке.

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

     Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им иноязычной речевой деятельности.

    Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей малой родины, участие в благоустройстве двора, написание письма зарубежному другу, создание газеты и т.д.).

       Проекты различаются по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой. Совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Учителю, прежде всего, необходимо дать советы о том, как лучше организовать работу над проектом, затем учащимся нужно помочь выбрать проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки.

Учащиеся имеют право предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке.

     Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников. Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая должна осуществляться, как правило, на уроке на английском языке. При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера или можно организовать выставку, презентацию и защиту лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители. Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно положительным является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого.

    Метод  проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком. Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им.

   Одной из главных задач обучения иностранным языкам на начальном этапе является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.

   Как показывает опыт работы, уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к изучению английского языка, совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика. Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе проекта лежит какая-нибудь проблема. Чтобы её решить, учащимся требуются не только знания языка, но и владение большим объёмом

разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Меняется и роль учащихся в учении, т.е. они становятся активными участниками процесса. Так как метод проекта предполагает при реализации соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности, таким образом, на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности.

    Итак, предлагается такой алгоритм работы над проектом:

1. Подготовительный этап. На данном этапе происходит определение цели, выявление проблемы, уточнение конечного результата, выбор рабочих групп, распределение ролей в команде, сбор информации. Учащиеся уточняют информацию, обсуждают задание. Учитель же в это время мотивирует учащихся, помогает в постановке целей проекта, консультирует, помогает в анализе и синтезе, наблюдает за работой и косвенно руководит.

2. Основной этап (этап выполнения проекта).

На данном этапе происходит поиск необходимой информации. Учащиеся работают с информацией, проводят исследования, синтезируют и анализируют идеи и оформляют проект. Учитель направляет процесс, заполняет индивидуальные карты текущего контроля проектной деятельностью на каждого учащегося.

3. Заключительный этап (этап защиты проекта).

На данном этапе происходит подготовка и оформление доклада, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта. Деятельность преподавателя на разных этапах меняется.  На подготовительном,  она состоит в том, чтобы помочь определиться с идеей проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. Таким образом, здесь преобладает функция регулирования и организации процесса. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть, на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы.

Характер организации проекта в большой степени также зависит, как от типа проекта, так и от его темы, условий проведения. Если это исследовательский проект, то он, непременно, включает несколько этапов проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При поэтапном оценивании необходимо использовать разнообразные формы поощрения: «Все правильно, продолжайте», или «Надо бы остановиться и подумать». В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система.

В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется.  Данная педагогическая технология требует значительных ресурсных затрат: времени, материалов, информационных источников, и т.д.

     Однако, работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности.

Поэтому повторение и обобщение грамматического и лексического материала должно предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. Я работаю по учебнику “Spotlight”. В конце каждого раздела, изученной темы у нас предусмотрен проект. И когда мы начинаем изучение новой темы я перед детьми ставлю цель, для того чтобы они накапливали материл по данной теме. Проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся.

       Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном примере. Группа навыков и умений по оперированию знаниями, приобретаемыми в процессе проектной деятельности, включает интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой информации, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами); творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы,

выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему); коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль); а также навыки и умения связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности и методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях). Названные навыки и умения должны быть взаимосвязаны и должны дополнять друг друга. Таким образом, выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяют учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка. Это повышает интерес к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивации обучаемых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход– основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2.

2. Барменкова О.И. О работе над проектом // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 3. С. 25-27.

3. Бурлакова И.И. Проект «Научно-практическая конференция на английском языке» // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 1. – С. 37-40.

4. Венедиктова С.Л. Проектная деятельностьучащихся на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 1.

5.Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 5.

6. Зимняя И.А., Сахаров Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 3. – С. 9-15.

7. Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка.//Иностранные языки в школе. – 1999. –№ 4. – С. 19-21.

8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. № 2, 3. – С. 17-19, 23-24.

9. Ратина Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе // Иностранные языки в школе. 2009. – № 4.

10. Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные возможности краеведения в процессе обучения иностранным языкам

работа посвящена исследованию возможностей регионального компонента в школьном курсе иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Особое внимание уделено использованию ...

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ – СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Трудно представить себе современный мир без компьютеров и Интернета. Компьютерные технологии проникли во все сферы человеческой жизни, в том числе и в область изучения иностранных языков. ...

Взаимодействие учебных групп как условие единства образовательного пространства в гимназии при обучении иностранным языкам.

Небольшая исследовательская работа по теме "Взаимодействие учебных групп как условие единства образовательного пространства в гимназии при обучении иностранным языкам"...

чтение как основной инструмент обучения иностранному языку

Интересный текст с заданиями для 4 или 5 класса....

Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качества обучения иностранным языкам»

Сообщение на тему " Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качкства обучения иностранным языкам"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья затрагивает актуальную сегодня проблему внедрения информационно-коммуникационных технологий в преподавание иностранных языков...