Построение вопросительных предложений
учебно-методический материал по английскому языку (7 класс)

Смирнова Наталья Владимировна

правило

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_angliyskogo_voprositelnogo_predlozheniya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Строение английского вопросительного предложения

В английском языке различаются следующие типы вопросов: общие, специальные, альтернативные и разделительные.

Вопросительные предложения имеют твердый порядок слов, который отличается от порядка слов в утвердительных предложениях тем, что сказуемое (или часть сказуемого) ставится перед подлежащим, т.е., иначе говоря, в вопросительных предложениях употребляется обратный порядок слов. Только в специальных вопросах, относящихся к подлежащему или к определению подлежащего, употребляется прямой порядок слов.

Общие вопросы (General Questions)

Общий вопрос – это такой вопрос, который имеет целью получить подтверждение или отрицания высказанной  в вопросе мысли и требует утвердительного или отрицательного ответа, т.е. ответа содержащего да или нет.

Порядок слов в общем вопросе следующий:

1. Сказуемое ставится перед подлежащим в начале предложения, если оно выражено глаголом have или be в Present Indefinite или в Past Indefinite:

сказуемое

have или be

подлежащее

остальные члены предложения

?

Have you a dictionary?

У вас есть словарь?

Are you busy now?

Вы сейчас заняты?

2. Перед подлежащим ставится вспомогательный или модальный глагол, если этот глагол входит в состав сказуемого:

вспомогательный или модальный глагол

подлежащее

вторая часть сказуемого

остальные члены предложения

?

Can you give me anything to read?

Вы можете дать мне что-нибудь почитать?

Have you seen this film?

Вы видели этот фильм?

Если в составе сказуемого имеются два или три вспомогательных глагола, то перед подлежащим ставится первый из них:

1вспомога- тельный глагол

подлежащее

2 вспомога-тельный глагол

основное сказуемое

остальные члены предложения

?

Has she been working here for 5 years?

Она работает здесь уже 5 лет?

3. Если сказуемое выражено глаголом в Present Indefinite или в Past Indefinite (кроме глаголов have и be) то перед подлежащим ставится вспомогательный глагол do (does) или did:

Do (does) или did

подлежащее

сказуемое

остальные члены предложения

?

Does he study at the University?

Он учится в университете?

Did you see him yesterday?

Вы видели его вчера?

Если сказуемое выражено глаголом have в Present Indefinite или в Past Indefinite, то в вопросе с ним можно поступить так же, как и с обычным глаголом, а именно перед подлежащим поставить вспомогательный глагол do (does) или did:

Do (does) или did

подлежащее

have

остальные члены предложения

?

Do you have a dictionary?

У вас есть словарь?

Ответ на общий вопрос может быть кратким или полным:

Do you play chess?

Yes, I do. Да.

No, I don't. Нет.

Yes, I play chess.

No, I don't play chess.

Да, я играю в шахматы.

Нет, я не играю в шахматы.

Специальные вопросы (Special Questions)

Специальные вопросы – это такие вопросы, которые ставятся к какому-либо члену предложения и начинаются с вопросительного  слова, указывающего, к какому члену предложения относится вопрос.

В специальных вопросах, относящихся к любому члену предложения, кроме подлежащего и его определения, употребляется обратный порядок слов, такой же, как и в общих вопросах. Разница между специальным и общим вопросом состоит в том, что специальные вопросы начинаются с вопросительного слова, общие вопросы – с глагола.

Вопрос к сказуемому начинается с вопросительного слова what? (что?). В вопросе к сказуемому употребляется глагол do в его самостоятельном значении делать.

What

do (does)

или did

подлежащее

сказуемое

остальные члены предложения

?

He studies at the University.

What does he do?

Он учится в университете.

Что он делает?

He waited on the platform.What did he do?

Он ждал на платформе.Что он делал?

Вопрос к именной части сказуемого начинается с вопросительного слова what? или who? в значении какой?, каков?, что?, кто? Глагол-связка в вопросе согласуется с подлежащим, т.е. с местоимением (или с существительным), которое  в вопросительном предложении стоит после глагола-связки.

Who is he? - He is Mr. Brown.

Кто он? - Он – господин Браун.

What is Mr. Brown? - He is an engineer.

Кто господи Браун (по профессии)? - Он – инженер.

Вопрос к предложному дополнению начинается с вопросительного слова who(m)? или what? с предлогами и соответствует в русском языке местоимениям кто? или что? в косвенных падежах с предлогами или без предлогов.

What

Who(m)

вспомог. глагол

подлежащее

сказуемое

остальные члены предложения

?

предлог в таком вопросе ставится в конце предложения.

Who have you just spoken with?

С кем вы только что говорили?

Whom did you give the book to?

Кому вы отдали книгу?

What did he want to go there for?

Зачем он хотел туда ехать?

Вопрос к определению дополнения начинается с вопросительного местоимения what? (какой?), which? (который?), whose? (чей?) или how much (many)? (сколько?), за которым следует существительное, несущее в предложении функцию дополнения. Далее сохраняется обычный порядок слов вопросительного предложения.

What books do you like to read?

Какие книги вы любите читать?

How many subjects do you study at the University?

Сколько предметов вы изучаете в университете?

Вопросы к обстоятельствам начинается с вопросительного слова where? (где, куда?); where from? (откуда?) при вопросах к обстоятельству места; when? (когда?), how long? (как долго?, сколько времени?) при вопросах к обстоятельству времени; why? (почему?) при вопросах к обстоятельству причины; what for? why? (для чего?, зачем?) при вопросах к обстоятельству цели; how much? (насколько?) при вопросах к обстоятельству степени:

Where do you work?

Где вы работаете?

Why hasn't he come?

Почему он не пришел?

When was the steam engine invented?

Когда был изобретен паровой двигатель?

How atoms arrange themselves in a solid?

Как располагаются атомы в твердом теле?

How much does the volume of water change at freesing?

Насколько изменяется объем воды при замерзании?

Вопрос к подлежащему и его определению начинается с вопросительного слова what? (что?), who? (кто?) которое выполняет в предложении функцию подлежащего. Непосредственно за вопросительным местоимением следует глагол - сказуемое. Таким образом, в специальных вопросах к подлежащему сохраняется прямой порядок слов утвердительного предложения.

Сказуемое при подлежащем who или what выражается глаголов в единственном числе, так же как и в русском предложении.

What conductors offer more resistance: long ones or short ones?

Какие проводники оказывают большее сопротивление: длинные или короткие?

Who invented the radio?

Кто изобрел радио?

Who helps you in your work?

Кто помогает вам в вашей работе?

What happens to the molecules of a body at heating?

Что происходит с молекулами тела при нагревании?

Вопрос к определению подлежащего начинается свопросительного местоимения what? (какой?), which? (который?), whose? (чей?) или how much (many) (сколько?), за которым следует существительное. Вопросительное местоимение с последующим существительным выполняет в предложении функцию подлежащего. За подлежащим следует глагол - сказуемое, т.е. сохраняется прямой порядок слов утвердительного предложения.

What neutrons cause fission in uranium?

Какие нейтроны вызывают распад урана?

Whose works on chemistry won the State Prize?

Чьи работы по химии получили Государственную премию?

Ответ на вопрос к подлежащему или его определению обычно дается в краткой форме.

Краткий ответ содержит подлежащее, выраженное существительным или местоимением, и сказуемое, выраженное вспомогательным или модальным глаголом. В кратком ответе на вопрос, содержащий глагол – сказуемое в Present Indefinite или Past Indefinite, употребляется вспомогательный глагол do (does) или did:

Who has brought you this book? - My friend has.

Кто принес вам эту книгу? - Мой друг.

Who invented the radio? - Popov did.

Кто изобрел радио? - Попов.

Альтернативные вопросы (Alternative Questions)

Альтернативный  вопрос – имеет значение выбора одного из двух лиц, предметов, действий, качеств и т.д. и может быть поставлен к любому члену предложения. Альтернативный вопрос может начинаться с глагола (как общий вопрос) или с вопросительного слова (как специальный вопрос) и обязательно содержит союз or (или).

Ответы на альтернативные вопросы ко все членам предложения, кроме ответа на вопрос к подлежащему, даются в полной форме.

Do you work or study? - I study.

Вы работаете или учитесь? - Я учусь.

When will you come: in the evening or in the morning? - I will come in the morning.

Когда вы придете: вечером или утром? - Я приду утром.

Если альтернативный вопрос относится к подлежащему, то как перед первым, так и перед вторым подлежащим употребляется вспомогательный глагол. Такой вопрос требует краткий ответ:

Did you or did your brother win the first prize? - My brother did.

Вы или ваш брат завоевали первое место? - Мой брат?

Если альтернативный вопрос относится к определению подлежащего, употребляется прямой порядок слов:

Разделительные вопросы (Tail Questions)

Ответы на разделительные е вопросы ко всем членам предложения, кроме ответа на вопрос к подлежащему, даются в полной форме.

Если первая часть представляет собой утвердительное предложение, то глагол во второй части употребляется в отрицательной форме. При этом во второй части повторяется тот же вспомогательный или модальный глагол, который входит в состав сказуемого первой части. Если сказуемое первой части выражено глаголом в Present Indefinite или Past Indefinite, то во второй части употребляется глагол do (does) или did:

You like to skate, don't you?

Вы любите кататься на коньках, не так ли?

You can do it, can't you?

Вы любите кататься на коньках, не так ли?

You have worked here a long time, haven't you?

Вы здесь давно работаете, не правда ли?

Если первая часть представляет собой отрицательное предложение, то вспомогательный или модальный глагол во второй части употребляется в утвердительной форме:

You could not do it, could you?

Вы не могли этого сделать, не правда ли?

I didn't say that, did I?

Я не говорил этого, не правда ли?

Alan, you haven't left the plant, have you?

Элан, вы не ушли с завода, не правда ли?

Если сказуемое первой части выражено глаголом be или have, то во второй части повторяется этот же глагол:

You are tired, aren't you?

Вы устали, не правда ли?

You have a dictionary, haven't you?

У вас есть словарь, не правда ли?

You are tired, aren't you?

Вы устали, не правда ли?

Yes, I am.

No, I am not.

Да.

Нет.

You haven't read the book, have you?

Вы не читали этой книги, не правда ли?

Yes, I have.

No, I haven't.

Нет, читал.

Да, не читал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Построение вопросительного предложения в прошедшем простом времени"

Правило "Построение вопросительного предложения (общего вопроса) в прошедшем простом времени"...

Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)

Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий....

АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Данный материал предназначен для учащихся 3- 11 класса для облегчения понимания структуры вопросительног предложения и алгоритма построения вопросительного предложения....

Построение вопросительных предложений

Построение общих и специальных вопросов...

Презентация "Построение вопросительных предложений различного типа".

представленные в презентации приемы помогут быстро и качественно научить учащихся строить вопросительные предложения...

Технологическая карта урока английского языка Повторение построения вопросительного предложения со вспомогательными глаголами do\ does

Повторение построения   вопросительного предложения со вспомогательными глаголами do\ doe...

Вопросительные предложения с вопросительным словом

Методическая разработка по немецкому языку: развитие грамматических навыков и умений - "Вопросительные предложения с вопросительным словом". Грамматика является важнейшей частью обучени...