Горошенко Н.А. Руденко С.П. г. Санкт- Петербург, Россия МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС.
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рассмотрено понятие методической компетенции учителя с позиций методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования,

 что оказывается невозможным изолированно от информационного пространства как составной части современной поликультуры. Под методической компетентностью учителя подразумевают умение  эффективно  организовать  процесс  обучения  в условиях глобальных перемен и внедрения обновленных ФГОС. Методическая компетенция учителя динамична по своей природе, поскольку в современных  реалиях  актуальными и необходимыми являются   непрерывная  интерпретация  знаний,  совершенствование  умений  и  навыков,  коррекция индивидуального  стиля  преподавания и выбор современных форм, видов и методов работы, которые должны быть личностно-ориентированными.  Методическая  компетенция  – явление комплексное,  включающее  в  себя  составляющие различной природы: лингвистической,  педагогической и психологической.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая компетенция учителя-наставника, направленная на формирование и развитие функциональной грамотности  учащихся в условиях реализации обновленных ФГОС.

XXI век – век высоких скоростей, быстрого ритма жизни, стремительного развития технологий и огромного потока информации. Все это – современные реалии, к которым можно относиться по-разному, но которые нельзя не принимать и не учитывать. Вследствие этого необходимым умением любого человека является умение воспринимать, анализировать и применять на практике информацию, получаемую из внешнего мира. Именно учитель и наставник может направить учащихся, помочь молодым гражданам нашей страны не только впитывать информацию и обретать знания, но и научить правильно и своевременно применять их на практике и сформировать мотивированный подход к обучению, чтобы выпускник Российской школы чувствовал себя уверенно в современном мире. Таким образом, цель учителя – способствовать становлению функционально грамотной личности, которая способна  свободно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно принимать обдуманные решения, учитывая их последствия и действуя в соответствии с личностными ориентирами, общепринятыми нормами и нравственными ценностями нашего общества.

Что следует понимать под функциональной грамотностью? Выражаясь официальным языком, функциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях». Функциональную грамотность  можно сравнить с повседневной мудростью, предоставляющей инструментарий для  решения каждодневных задач за пределами школьной скамьи, обдуманного конструирования своей жизни и уверенной ориентации в её пространстве и  обеспечивающей личность возможностью и способностью вступать в отношения с внешним миром, максимально быстро приспосабливаться к разным условиям и уверенно действовать в меняющейся и обновляющейся среде.

Учитель-наставник своим примером создает фундамент для потребности воспитанников  в непрерывном развитии, образовании и профессиональном самоопределении. Для реализации и достижения вышеперечисленных целей, существенно важно делать акцент на следующих личностных качествах наставляемых в процессе обучения:

  • мотивированность
  • инициативность
  • самостоятельность
  • ответственность
  • умение взвешанно действовать в различных жизненных ситуациях
  • потребность в приобретении новых знаний в течение всей жизни
  • готовность выбрать свой профессиональный маршрут и жизненный путь
  • способность адаптироваться в различных условиях
  • готовность идти на компромисс
  • желание постоянно искать новые решения
  • совершенное владение навыками устной и письменной речи для коммуникации с другими членами социума
  • умение уверенно использовать информационные технологии

Справиться с многозадачным социальным заказом и создать максимально благоприятные условия для формирования многогранной личности юного гражданина Российской Федерации  в состоянии только компетентный учитель. Применительно к учителю иностранного языка, компетентного учителя  отличает  наравне с  высоким  уровнем  иноязычной  коммуникативной компетенции  обладание методической  компетенцией.

Что же входит в понятие методической компетенции учителя иностранного языка и как можно её совершенствовать?

Говоря по-простому, методическая компетенция – это умение  эффективно  организовать  процесс  обучения  в условиях глобальных перемен и внедрения обновленных ФГОС. Вместе с тем, проанализировав разные источники, мы хотели бы отметить наличие отличающихся трактовок данного понятия. Например, О.Н.  Игна  под методической  компетенцией учителя  иностранного  языка подразумевает «результат  психолого-педагогической,  методической,  предметной подготовки,  личного  научно-исследовательского  и  профессионального  опыта». [1, с. 8] Таким образом, методическая  компетентность  есть не что иное, как  интегративная личностная и профессиональная  характеристика  учителя, проявляющаяся в  его педагогической  деятельности  по  развитию  иноязычной  коммуникативной  и межкультурной компетенций учащихся. Другой исследователь, С.Н. Макеева, пишет, что методическая компетенция – это «интегративное свойство личности учителя иностранного языка, определяющее его готовность и способность  эффективно  решать  задачи  формирования  межкультурной коммуникативной  компетенции,  образования, воспитания  и  развития  учащихся, базирующаяся на знаниях, умениях и отношениях» [2,с. 203].

Е.Ю.  Никитина,  О.Ю.  Афанасьева,  М.Г. Федотова, проводя анализ понятия методической компетенции учителя иностранного языка, описывают её  как «способность  осуществлять  и  организовывать образовательный  процесс  по  иностранному  языку,  направленный  на  решение поставленных задач на основе современных знаний и технологий». Данные исследователи также делают акцент на том, что методическая компетенция учителя динамична по своей природе, поскольку в современных  реалиях  актуальными и необходимыми являются   непрерывная  интерпретация  знаний,  совершенствование  умений  и  навыков,  коррекция индивидуального  стиля  преподавания и выбор современных форм, видов и методов работы, которые должны быть личностно-ориентированными.  Методическая  компетенция  –явление комплексное,  включающее  в  себя  составляющие различной природы: лингвистической,  педагогической и психологической. Методическая компетенция учителя иностранного  языка  также характеризуется  такими качествами, как относительность, т.е. открытость  для совершенствования на протяжении всей педагогической карьеры и коммуникативность, основывающаяся на  образцах  коммуникативного  поведения,  аналогичного  ситуациям  аутентичного общения. [3, с. 60].

Суммируя вышеизложенное, «под методической компетенцией  учителя  иностранного  языка мы  понимаем  совокупность  знаний  о сущностных  характеристиках  процесса  обучения  иностранным  языкам  и практических  умений,  заключающихся в  его  эффективной  организации в условиях социальных изменений  и  впервые  возникающих  тенденций  образовательного  процесса  по иностранному языку». [4, с. 60].

 Принимая во внимание факт относительности  методической компетенции  учителя  иностранного  языка, мы подходим к осознанию необходимости, потребности и готовности современного, живущего в динамичном мире неравнодушного учителя к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию и саморазвитию для осуществления своей миссии наставника, ведь в условиях реализации обновленных ФГОС ролью учителя  является создание  условий, в которых обучающиеся сами добывали бы знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни, а не в простой передаче знаний по отдельно взятому предмету.

В связи с введением обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО в которых четко прописаны личностные, метапредметные и предметные результаты обучения на каждой ступени, к методической компетенции учителя иностранного языка предъявляются новые требования. В целях совершенствования методической компетенции учителю необходимо использовать новые техники, направленные на формирование функциональной грамотности и развитие эмоционального интеллекта учащихся, который подразумевает под собой умение понимать свои эмоции и эмоции окружающих людей, выражать их и говорить о них без психологического барьера, что является основой эффективного взаимодействия и помогает достичь цель иноязычной коммуникации как в смоделированной в рамках урока среде, так и в ситуации спонтанного реального общения. При этом, совершенствование методической компетенции учителя иностранного языка включает в себя работу в разных направлениях: изучение современной методической литературы  и нормативных документов, прохождение курсов повышения профессиональной квалификации, непрерывное самообразование, наставничество как обмен опытом между учителями, а также процесс взаимообогащения между учителем и учащимися, который мотивирует учителя на поиск и нахождение современных моделей и интересных технологий обучения. Для применения последних требуется поставить творческую задачу, ввести игровой момент, предложить проблемный вопрос или обозначить противоречие. Все перечисленные компоненты современного урока, отвечающего требованиям обновлённых ФГОС, присутствуют в технологии моделирующих,  деловых и ролевых игр, несомненно являющихся личностно-ориентированными, а, как справедливо заметила Е.Н. Соловова, основная идея личностно-ориентированного подхода состоит в признании уникальности, самоценности каждого обучаемого.

Практика доказывает, что игра как любимый и привычный вид  деятельности детей, способна наилучшим образом замотивировать и обучить. При том, что игровые моменты и игры классифицируются как дидактические, лингвистические, интеллектуальные, моделирующие, деловые и ролевые, в данной статье мы рассмотрим ролевые и моделирующие  игры, которые могут проводиться как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Отличительной чертой моделирующих игр можно считать тот факт, что они   позволяют каждому учащемуся не просто сыграть заданную смоделированной ситуацией роль, а определить и сыграть ту роль, которая наиболее комфортна для него. В свою очередь неоспоримым преимуществом деловых и ролевых игр является предоставляемая обучающимся возможность развить в себе новые способности, пережить новый опыт, приобрести новые личностные характеристики. Оба вида игр объединяет компетентностный подход, нацеленный на формирование ключевых компетенций учащихся, таких как  умение работать в команде (корпоративность), эмпатия (эмоциональный интеллект), коммуникативные способности, инициативность, организаторские умения и лидерские качества, креативность, саморегуляция и самооценка,  индивидуальность и самостоятельность.

Используя имитационно-игровые методы  в учебном процессе на уроке и во внеурочной деятельности, учитель должен помнить, что игра – это дело серьезное, поэтому необходимо тщательно спланировать и подготовить этапы игры  (подготовительный, этап проведения игры, вывод из игры, подведение итогов). Во время игры учитель осуществляет  мониторинг, но не вмешивается активно и не пытается влиять на решения игроков. Кроме того, после игры учитель должен проанализировать деятельность (педагогическая рефлексия). Чем лучше продумана игра, чем четче прописаны ее правила и роли участников, тем эффективнее и успешнее пройдет игра.

В рамках данной статьи мы рассмотрим три игры, которые могут представлять определенный интерес с точки зрения формирования функциональной грамотности обучающихся. Начнем с ролевой игры, которая называется «Поменяйся планетами». Игра нацелена на повышение экологической и коммуникативной компетенции учащихся, развитие таких метапредметных навыков и умений, как способность к анализу, сравнению, обобщению, переосмыслению и принятию решения в зависимости от смоделированной ситуации. Игроки получают парные карточки, в которых прописаны их роли. По правилам игры каждый из игроков «обитает» на вымышленной планете и не доволен её законами и порядками. В карточках других игроков описан мир, с противоположными правилами, и его задача, задавая вопросы, о том, что можно и нельзя делать на этой планете, найти идеальный для себя ( в соответствии со своей ролью) мир и поменяться с игроком, у которого карточка с противоположным заданием. Эмиграция запрещена. Например, на одной планете нет лесов и садов. Развита техника, и окружающая среда негативно влияет на человека. В противоположной карточке, планета лишена технических преобразований. Наука запрещена. Экологическая обстановка благоприятна для жизни. Игра завершается, когда двое игроков поменялись мирами. Победители объясняют, какие проблемы были в их «мире», и почему они решили поменяться.

 В ходе игры учащиеся общаются, обмениваются мнениями, применяя на практике полученные на уроках предметные знания, учатся адаптироваться к разным реалиям, принимают решения и в конечном итоге приходят к пониманию, что условия, неприемлемые для одного человека, могут быть оптимальными для другого. Также следует вывод о том, что правила нашего мира зависят от нас, и мы в силах их изменить, что способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию гражданина. Данная игра может быть рекомендована для старших школьников при закреплении лексики по теме «Экология и окружающая среда».

Игра «Экологический продукт»

Целью игры является повышение экологической осведомленности и ответственности участников. Одна из задач состоит в том,чтобы  привлечь внимание ребят к правильному выбору продуктов, здоровому питанию и возможности создания экологического производства. Одной команде  можно предложить создать экологически чистый йогурт, другой полезное для здоровья печенье. Причем, процесс производства, выращивания, переработки и транспортировки продукта, как и его ингредиенты и упаковка не должны наносить вреда здоровью человека и окружающей среде. Для ввода в игру обе команды придумывают название их компании и эмблему. В помощь игрокам учитель может написать  статью о правильном питании, полезных веществах в продуктах питания, экологически чистых упаковках и производстве. Данный момент необходим, чтобы снабдить учащихся необходимыми знаниями и лексикой по теме. Пока команды рисуют эмблемы , обсуждают и записывают свои идеи, два представителя от каждой команды, объединившись в жюри, вырабатывают критерии оценки работы команд. Далее команды по очереди отчитываются, рекламируя свой продукт. Жюри оценивают и обсуждают каждый доклад, объявляют результаты в баллах. Учитель подводит итоги игры, обращая внимание на актуальность задачи и практическое применение знаний полученных в игре. Данная игра может быть предложена ученикам средней школы для работы на уроке и внеурочной деятельности.

Еще одна игра «Интервью, прием на работу» адресована старшим школьникам, перед которыми вскоре встанет реальная задача выбора профессии и устройства на работу. Целями  и задачами игры являются: активизировать использование лексики по теме трудоустройство, совершенствовать навыки диалогической речи, обучить речевому этикету на собеседование при устройстве на работу, воспитывать культуру поведения при устройстве на работу, воспитывать внимательное отношение к понятиям  дресс-кода и языка тела, развивать память, логику и внимание учащихся, умение владеть собой в трудных жизненных ситуациях.

В игровой ситуации смоделирована ситуация интервью и приема на работу, максимально приближенная к реальной жизни. В карточках с заданиями прописаны роли для участников игры :

менеджеры, проводящие интервью, получают карточки, в которых обозначены круг вопросов для интервью, но сами вопросы не даны, в предложенное время участник игры их составляет сам.

 Соискатели места в компании получают карточки, в которых прописаны их поведение, включая ошибки, которые потом будут найдены в ходе обсуждения игры. Также в карточках соискателей дана информация об образовании, опыте работы и навыках участника, у каждого игрока – разные. Кроме того, обозначены другие обстоятельства, такие как маленький ребенок, семейное положение, особенности поведения.

Цель игры в наглядной  форме научить школьников правильному поведению перед собеседованием, во время и после интервью, чтобы быть успешным при устройстве на работу в реальной жизни. Для этого необходимы знания соответствующей лексики, грамматики английского языка и, конечно же, умение  общаться, произвести благоприятное впечатление и знания этикета.

Данная игра рекомендуется для завершающего этапа работы по теме, поэтому информационный текст отсутствует, т.к. ученики уже знакомы с правилами поведения на собеседовании, понятиями дресс-кода и владеют необходимой лексикой по теме. В игре есть элемент творчества, который участник игры может привнести и добавить сам. Важно, что ошибки прописаны в карточке, и мы обсуждаем не личность, а персонаж игры. Результат игры предсказуем, поскольку место получит тот игрок, в карточке которого меньше всего ошибок.

Урок завершается работой в командах, которым предложено составить правила для участников собеседования с учетом результатов игры и обсуждения.

        По результатам этапа рефлексии после занятий все участники игр остались довольны и дали положительный отзыв. Контроль лексических навыков показал также положительную динамику.

В заключение, игры на уроках - это форма обучения, а не самоцель. Игра – лишь оболочка, форма. А главное содержание ее – это обучение, овладение определенными навыками и учениями. В книге Спиваковской А.С. «Игра - это серьезно» автор пишет, что игра как ведущая деятельность у детей  «определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности». В игре люди усваивают нормы поведения, игра учит, воспитывает и развивает личность. Учебные задачи в игре маскируются, а в результате игры ребенок чему-либо обучается. Как показывает материал статьи, игры можно и нужно использовать не только для обучения младших школьников. Деловые и ролевые игры активно используются при работе со старшими школьниками и для решения управленческих задач при работе с коллективом.

Источники и библиография

  1. О.Н.  Игна  
  2. С.Н. Макеева
  3. Е.Ю.  Никитина,  О.Ю.  Афанасьева,  М.Г. Федотова
  4. Дубаков А. В. Формирование методической компетенции будущего учителя иностранного языка: содержательные и организационно-технологические аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2576–2580. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85516.htm.
  5. Е.Н. Соловова
  6. А.С. Спиваковская «Игра - это серьезно» / – Москва : Педагогика, 1981. – 144 с. : ил. – (Библиотека для родителей) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний на уроках английского языка, как важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность...

Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации обновленных ФГОС

Статья посвящена формированию читательской грамотности с помощью навыка голосового помощника "Алисы" "Читаем вслух"...

Формирование естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования

В статье описывается опыт формирования естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования....

Методическая разработка заданий, направленных на оценку и развитие функциональной грамотности по истории (10 класс)

Цель: разработать задания, направленные на развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся на уроке истории.Направление функциональной грамотности: читательскаяУчебный предмет: ист...

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...

Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных ФГОС ООО, СОО

Текст доклада к семинару МО воспитателей по теме "Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных  ФГОС ООО, СОО"...

Доклад по теме Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных ФГОС"

Доклад по теме  Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных  ФГОС" Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебни­ка от пар...