Методическая разработка заданий, направленных на оценку и развитие функциональной грамотности по истории (10 класс)
методическая разработка по истории (10 класс)

Муль Лидия Владимировна

Цель: разработать задания, направленные на развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся на уроке истории.

Направление функциональной грамотности: читательская

Учебный предмет: история

Учебный раздел: История России XX в.

Тема: «Великая Отечественная война»

Тема урока «Битва за Москву». Целесообразно использовать данный материал на этапе освоение нового материала.

Класс: 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_zadaniya_po_fg.doc992 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка заданий, направленных на оценку и развитие функциональной грамотности по истории

(10 класс)

 

                       Муль

Лидии Владимировны

Учителя истории и обществознания

ГБОУ гимназии № 524

Московского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2023

Практическое задание №1.

Пояснительная записка

«Разработка заданий по функциональной грамотности на уроках истории».

Цель: разработать задания, направленные на развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся на уроке истории. 

Направление функциональной грамотности: читательская

Учебный предмет: история

Учебный раздел: История России XX в.

Тема: «Великая Отечественная война»

Тема урока «Битва за Москву». Целесообразно использовать данный материал на этапе освоение нового материала.

Класс: 10 класс.

Формат заданий предполагает формировать не только читательскую грамотность, но и побуждает обучающихся к осознанному выбору своей позиции по проблеме, затронутой в документах, др. материалах задания. 

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий.
1 задание относится к группе читательских действий «находить и извлекать информацию», находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
Ожидаемые результаты:

Работа с предложенными заданиями способствует достижению следующих результатов в обучении учащихся:

Личностные:

 -социальная и культурная идентичность на основе усвоения исторических

понятий и представлений о прошлом своего Отечества;

-уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации

поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений;

-умение анализировать и устанавливать проблему;

-умение принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

Метапредметные:

Универсальные учебные познавательные действия:

-выявлять и характеризовать существенные признаки явлений;

-устанавливать существенный признак для обобщения и сравнения;

-самостоятельно выбирать способ учебной задачи;

-формулировать гипотезу об истинности разных суждений.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями общения;

-выражать свою точку зрения в устной и письменной или устной  форме.

Универсальные учебные регулятивные действия:

-составлять план действий, корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний по исследуемой теме.

Предметные:

- понимание прочитанного исторического текста;

- анализ информации, содержащейся в тексте;

-использование приёмов исторического анализа, сопоставление и обобщение исторических фактов, раскрытие причинно- следственных связей, определение целей и результатов сражения под Ельней в 1941 г.

Выбор сюжета обусловлен актуальностью проблемы в современных условиях развития страны. Прежде всего, значимостью данного сражения в 1941 г.  К сожалению, учебник по истории для 10 класса не дает возможности реализовать поставленную задачу. В Смоленском сражении Красная армия образца 1941 года показала свои лучшие боевые качества, сражаясь в абсолютно невыгодном положении, она сумела сорвать планы немецкого наступления на Москву. Уже одно это достойно уважения и памяти. Жестко установленные временные рамки блицкрига срывались, менялся сам план кампании под влиянием событий на Смоленской дуге. Битва на Ельнинском выступе стала первой в Великой Отечественной войне успешной наступательной операцией Красной армии. Речь шла не просто о локальном контрударе, предпринятом с целью сбить темп неприятельского нашествия, но именно о наступлении, изменившем ситуацию на довольно протяженном участке советско-германского фронта.  Руководство страны высоко оценило итоги Ельнинской операции, которая в разгар мощнейшего немецкого наступления на всех фронтах, стала первым симптомом будущей победы Советского Союза. Это был еще небольшой, мелькнувший лишь на короткое время луч света, но он уже вселял надежды, ярче осветил ориентиры, показывающие, каким путем надо идти, чтобы научиться по-настоящему воевать. Сегодня десятиклассников живо интересуют вопросы военной истории, разноплановые задания (данные статистики, карты, текст приказа советского командования, исторические текстовые источники)  дают возможность обучающимся составить свое представление о Ельнинском ударе РККА в августе-сентябре 1941 г. Выполняя задания, десятиклассники самостоятельно (владея материалом о трудном начальном периоде Великой Отечественной Войны) осваивают новый материал, приходят к выводам не только о военно-стратегическом значении контрудара под Ельней в августе-сентябре 1941 г, но и важнейшей моральной стороне данной победы. Под Ельней, родилась Советская гвардия. Гвардия (элитные части) и сегодня в строю.  Сегодня сотрудники Росгвардии продолжают свято беречь боевые традиции соединения. Они проявляют доблесть, мужество и отвагу, решая важнейшие, в т. ч. боевые задачи. Росгвардейцы по праву являются  участниками  военных парадов на Красной площади в Москве.

Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. 

Документ №1 (текст)

   «Ярким эпизодом битвы за Москву (часть Смоленского сражения)  стала Ельнинская наступательная операция. Во второй половине июля 1941 г. немецко-фашистские войска захватили Ельню и близлежащие населенные пункты. Попытки врага развить наступление разбивались о стойкость и мужество соединений 24-й армии Резервного фронта, и он вынужден был перейти к обороне. Образовался так называемый ельнинский выступ, глубоко вдававшийся в нашу оборону, создававший угрозу флангам и тылу советских войск на вяземском направлении. Ельнинская наступательная операция в советской историографии считается кульминацией двухмесячного Смоленского сражения проведенная силами 24-й армии (генерал-майор К. И. Ракутин) Резервного фронта (командующий Резервным фронтом генерал армии Г. К. Жуков). Ее цель заключалась в окружении вражеской группировки в районе Ельни и ее уничтожении по частям. Ударные группы армии перешли в наступление в 7 часов утра 30 августа. Но за первый день наступления на северном участке удалось потеснить противника только на 500 м. На южном участке продвижение составило 1,5 км. Выполняя указания командующего войсками фронта, генерал Ракутин 31 августа создал сводный отряд, который к исходу 3 сентября совместно с наступавшими с юга частями сузил горловину ельнинского выступа до 6-8 км. Немецкие войска, находясь под угрозой окружения, начали отход. Через три дня соединения армии освободили Ельню, а к исходу 8 сентября вышли на рубеж Новые Яковлевичи, Ново-Тишово, Кукуево. Неоднократные попытки его прорыва успехом не увенчались. Славным итогом Ельнинской наступательной операции явилась ликвидация Ельнинского выступа. Значительно улучшилось оперативное положение войск как 24-й армии, так и всему Резервному фронту. Была снята угроза вторжения врага в оперативную глубину нашей обороны и удара во фланг Западному и Резервному фронтам. Пяти фашистским дивизиям в районе Ельни был нанесен значительный урон. Потери их в живой силе составили до 45 тыс. человек. В результате значительно улучшилось положение 24-й армии, была снята угроза рассечения группировок Западного и Резервного фронтов на их смежных крыльях. Однако полностью осуществить замысел на окружение всей ельнинской группировки 24-й армии не удалось. Его главные силы организованно, под прикрытием арьергардов, осуществили отход на заблаговременно подготовленный оборонительный рубеж. Основными причинами этого являлись: общий недостаток сил и средств в армии, отсутствие четкого взаимодействия между пехотой и танками, слабая обеспеченность войск боеприпасами и неумение командного состава частей организовать наступательный бой в короткие сроки…» [3, с.2]

1. Какие военно-политические задачи стояли перед командованием 24-й армии Резервного фронта? (2 балла)

2.  Дополните предложение, используя информацию текста (2 балла).

Славным итогом Ельнинской наступательной операции явилась ликвидация Ельнинского выступа. Значительно улучшилось оперативное положение войск как 24-й армии, так и в целом________________________________

3. Отметьте правильный ответ (1 балл), поставьте «+» рядом с правильным ответом (1 балл).

А)  24-й армии удалось полностью осуществить замысел на окружение всей ельнинской группировки.

Б)  Однако полностью осуществить замысел на окружение всей ельнинской группировки 24-й армии не удалось.

А

Б

4. Как вы понимаете, что значит ликвидация Ельнинского выступа (1 балл) ), поставьте «+» рядом с правильным ответом.

А) Двусторонний охват с целью окружения и разгрома врага в районе Ельни по частям. Ликвидация плацдарма, имевшего для германских войск важное значение.

Б) Наступательную операцию по уничтожению группировки противника, оборонявшей выступ с правого фланга.

Таблица оценивания задания 1

Критерии оценивания

Баллы

1

В задании проверяется умение находить и извлекать информацию из текста, перефразированную в вопросе

2 балла -полный ответ без ошибок.

1 балл - полный ответ с ошибками, неполный ответ.

0 баллов – ответ не соответствует содержанию текста.

2

2

В задании проверяется умение находить информацию, заданную в явном виде.

2 балла - полный ответ (предложение) без ошибок.

1 балл – предложение с ошибками, соответствует содержанию текста.

0 баллов – ответ не соответствует содержанию текста.

2

3

В задании проверяется умение находить правильную информацию, перефразированную в вопросе.

1 балл – верно определен правильный ответ

0 баллов – неверный ответ, несколько ответов.

1

4

В задании проверяется умение находить сведения, заданные в явном виде.

1 балл - верно определен правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ, несколько ответов.

1

Практическое задание №2.

Пояснительная записка

«Разработка заданий по функциональной грамотности на уроках истории».

Цель: разработать задания, направленные на развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся на уроках истории. 

Направление функциональной грамотности: читательская

Учебный предмет: история

Учебный раздел: История России XX в.

Тема: «Великая Отечественная война»

Тема урока «Битва за Москву». Целесообразно использовать данный материал на этапе освоение нового материала.

Класс: 10 класс.

Формат заданий предполагает формировать не только читательскую грамотность, но и побуждает обучающихся к осознанному выбору своей позиции по проблеме, затронутой в документах, др. материалах задания. 

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий.
2 задание относится к группе читательских действий «интегрировать и интерпретировать информацию».
1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т. п.).
2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).
3. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.).
4. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
Ожидаемые результаты:

Работа с предложенными заданиями способствует достижению следующих результатов в обучении учащихся:

Личностные:

 -социальная и культурная идентичность на основе усвоения исторических

понятий и представлений о прошлом своего Отечества;

-уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации

поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений;

-умение анализировать и устанавливать проблему;

-умение принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

Метапредметные:

Универсальные учебные познавательные действия:

-выявлять и характеризовать существенные признаки явлений;

-устанавливать существенный признак для обобщения и сравнения;

-самостоятельно выбирать способ учебной задачи;

-формулировать гипотезу об истинности разных суждений.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями общения;

-выражать свою точку зрения в устной и письменной или устной  форме.

Универсальные учебные регулятивные действия:

-составлять план действий, корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний по исследуемой теме.

Предметные:

- понимание прочитанного исторического текста;

- использование сведений из исторической карты как источника информации;

- анализ информации, содержащейся в тексте, карте;

-использование приёмов исторического анализа, сопоставление и обобщение исторических фактов, раскрытие причинно- следственных связей, определение целей и результатов сражения под Ельней в 1941 г.

Выбор сюжета обусловлен актуальностью проблемы в современных условиях развития страны. Прежде всего, значимостью данного сражения в 1941 г.  К сожалению, учебник по истории для 10 класса не дает возможности реализовать поставленную задачу. В Смоленском сражении Красная армия образца 1941 года показала свои лучшие боевые качества, сражаясь в абсолютно невыгодном положении, она сумела сорвать планы немецкого наступления на Москву. Уже одно это достойно уважения и памяти. Жестко установленные временные рамки блицкрига срывались, менялся сам план кампании под влиянием событий на Смоленской дуге. Битва на Ельнинском выступе стала первой в Великой Отечественной войне успешной наступательной операцией Красной армии. Речь шла не просто о локальном контрударе, предпринятом с целью сбить темп неприятельского нашествия, но именно о наступлении, изменившем ситуацию на довольно протяженном участке советско-германского фронта.  Руководство страны высоко оценило итоги Ельнинской операции, которая в разгар мощнейшего немецкого наступления на всех фронтах, стала первым симптомом будущей победы Советского Союза. Это был еще небольшой, мелькнувший лишь на короткое время луч света, но он уже вселял надежды, ярче осветил ориентиры, показывающие, каким путем надо идти, чтобы научиться по-настоящему воевать.

   Сегодня десятиклассников живо интересуют вопросы военной истории, разноплановые задания (данные статистики, карты, текст приказа советского командования, исторические текстовые источники)  дают возможность обучающимся составить свое представление о Ельнинском ударе РККА в августе-сентябре 1941 г. Выполняя задания, десятиклассники самостоятельно (владея материалом о трудном начальном периоде Великой Отечественной Войны) осваивают новый материал, приходят к выводам не только о военно-стратегическом значении контрудара под Ельней в августе-сентябре 1941 г, но и важнейшей моральной стороне данной победы. Под Ельней, родилась Советская гвардия. Гвардия (элитные части) и сегодня в строю.  Сегодня сотрудники Росгвардии продолжают свято беречь боевые традиции соединения. Они проявляют доблесть, мужество и отвагу, решая важнейшие, в т. ч. боевые задачи. Росгвардейцы по праву являются  участниками  военных парадов на Красной площади в Москве.

Задание №2. Задания. Прочитайте тексты №1-3. Проанализируйте данные статистики, карты. Ответьте  на вопросы.

Документ №1 (текст)

Из дневника командующего группой армий «Центр» генерал-фельдмаршала Ф. фон Бока от 15.08.1941 г.:

«…Трудно дать окончательный ответ на вопрос, что лучше: удерживать выступ или оставить его… выступ стоит сохранить, поскольку он не только станет опорным пунктом для наших дальнейших атак в восточном направлении, но и даст возможность обеспечить определенное прикрытие для смоленского железнодорожного узла и шоссейной дороги Смоленск — Москва…» [4]

Документ №2 (текст)

«Особенно напряжённое положение в районе Ельни, где противник ведёт упорные атаки со всех сторон… Огонь артиллерии противника невыносим… Можно рассчитывать, что удача наступления на Рославль облегчит положение у Ельни. Не сдавать Ельню ни в коем случае»

 Начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковник Франц Гальдер. [5]

Документ №3  (текст)

«Нацисты создали так называемый Ельнинский выступ. Ельнинский выступ позволял немцам контролировать важное пересечение дорог, а также, благодаря удобному рельефу, накапливать силы для развития наступления вглубь советской территории. Он был опасен развитием дальнейшего гитлеровского наступления и потенциальным окружением частей Красной Армии, а также возможностью ускорить продвижение к Москве, до которой оставалось всего около 300 км…»  [6]                

Историк Музея Победы Александр Михайлов.

Документ №4. Данные статистики (сражение под Ельней, август 1941 г.)

Силы сторон

РККА — Около 60 тысяч человек и 800 орудий

ВЕРМАХТ — Около 70 тысяч человек и 500 орудий

Потери

РККА — До 32 тысяч убитыми, ранеными, пленными

ВЕРМАХТ — От 45 тысяч убитыми, ранеными и пленными

Документ № 5. Карта.

Ельнинская операция 30.08-09.09.1941 гг.

Вопросы.  

  1.  Проанализируйте источники информации (соотнести данные, сделайте выводы). Какое значение придавало немецкое командование Ельнинскому выступу? (3 балла)

________________________________________________________________

  1. Проанализируйте источники информации (соотнести данные, сделайте выводы). Докажите, что ликвидация Ельнинского выступа имела значимое военно-стратегическое значение в ходе Смоленского сражения. Предположите, к чему могло привести поражение РККА на данном участке фронта? (3 балла)

________________________________________________________________

Таблица оценивания задания 2

Критерии оценивания

Баллы

1

В задании проверяется умение:

- понимать текст, используя знания, полученные не только из курса «История России», но и из курса «Всеобщая история», других предметов;

- находить аргументы в поддержку своей точки зрения.

3 балла -полный ответ без ошибок.

2 балла - полный ответ с ошибками, неполный ответ без ошибок.

1 балл - неполный ответ с ошибками.

0 баллов – ответ не соответствует содержанию документов/ответ отсутствует.

3

2

В задании проверяется умение:

- соотносить информацию, заключенную в нескольких текстах с информацией других источников;

- высказывать предположения о возможных вариантах развития событий;

- находить аргументы в подтверждение своей точки зрения.

3 балла - полный ответ без ошибок (с верной аргументацией).

2 балла – полный ответ без ошибок (без аргументации).

1 балл - неполный ответ с ошибками.

0 баллов – ответ не соответствует содержанию текста/ответ отсутствует.

3

Практическое задание 3

Пояснительная записка

«Разработка заданий по функциональной грамотности на уроках истории».

Цель: разработать задания, направленные на развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся на уроках истории. 

Направление функциональной грамотности: читательская

Учебный предмет: история

Учебный раздел: История России XX в.

Тема: «Великая Отечественная война»

Тема урока «Битва за Москву». Целесообразно использовать данный материал на этапе освоение нового материала.

 Класс: 10 класс.

Формат заданий предполагает формировать не только читательскую грамотность, но и побуждает обучающихся к осознанному выбору своей позиции по проблеме, затронутой в документах, др. материалах задания. 

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий.
3 задание относится к группам читательских действий:

-   «умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста»;

- «умение использовать информацию из текста для решения практических задач».

В плане формирования компетенций читательской грамотности, обучающиеся в своём развитии продвинутся по четырём уровням (выполнив все 3 задания):

 -умение находить и извлекать информацию из текста;

 -умение интегрировать и интерпретировать информацию из текста;

- умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста;

- умение использовать информацию из текста для решения практических задач.

Ожидаемые результаты:

Работа с предложенными заданиями способствует достижению следующих результатов в обучении учащихся:

Личностные:

 -социальная и культурная идентичность на основе усвоения исторических

понятий и представлений о прошлом своего Отечества;

-уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации

поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений;

-умение анализировать и устанавливать проблему;

-умение принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

Метапредметные:

Универсальные учебные познавательные действия:

-выявлять и характеризовать существенные признаки явлений;

-устанавливать существенный признак для обобщения и сравнения;

-самостоятельно выбирать способ учебной задачи;

-формулировать гипотезу об истинности разных суждений.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями общения;

-выражать свою точку зрения в устной и письменной или устной  форме.

Универсальные учебные регулятивные действия:

-составлять план действий, корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний по исследуемой теме.

Предметные:

- понимание прочитанного исторического текста;

- использование сведений из исторической карты как источника информации;

- анализ информации, содержащейся в тексте, карте, иллюстрациях;

-использование приёмов исторического анализа, сопоставление и обобщение исторических фактов, раскрытие причинно- следственных связей, определение целей и результатов сражения под Ельней в 1941 г., значимости событий с точки зрения рождения Советской гвардии сегодня.

Выбор сюжета обусловлен актуальностью проблемы в современных условиях развития страны. Прежде всего, значимостью данного сражения в 1941 г.  К сожалению, учебник по истории для 10 класса не дает возможности реализовать поставленную задачу. В Смоленском сражении Красная армия образца 1941 года показала свои лучшие боевые качества, сражаясь в абсолютно невыгодном положении, она сумела сорвать планы немецкого наступления на Москву. Уже одно это достойно уважения и памяти. Жестко установленные временные рамки блицкрига срывались, менялся сам план кампании под влиянием событий на Смоленской дуге. Битва на Ельнинском выступе стала первой в Великой Отечественной войне успешной наступательной операцией Красной армии. Речь шла не просто о локальном контрударе, предпринятом с целью сбить темп неприятельского нашествия, но именно о наступлении, изменившем ситуацию на довольно протяженном участке советско-германского фронта.  Руководство страны высоко оценило итоги Ельнинской операции, которая в разгар мощнейшего немецкого наступления на всех фронтах, стала первым симптомом будущей победы Советского Союза. Это был еще небольшой, мелькнувший лишь на короткое время луч света, но он уже вселял надежды, ярче осветил ориентиры, показывающие, каким путем надо идти, чтобы научиться по-настоящему воевать.

   Сегодня десятиклассников живо интересуют вопросы военной истории, разноплановые задания (данные статистики, карты, текст приказа советского командования, исторические текстовые источники)  дают возможность обучающимся составить свое представление о Ельнинском ударе РККА в августе-сентябре 1941 г. Выполняя задания, десятиклассники самостоятельно (владея материалом о трудном начальном периоде Великой Отечественной Войны) осваивают новый материал, приходят к выводам не только о военно-стратегическом значении контрудара под Ельней в августе-сентябре 1941 г, но и важнейшей моральной стороне данной победы. Под Ельней, родилась Советская гвардия. Гвардия (элитные части) и сегодня в строю.  Сегодня сотрудники Росгвардии продолжают свято беречь боевые традиции соединения. Они проявляют доблесть, мужество и отвагу, решая важнейшие, в т. ч. боевые задачи. Росгвардейцы по праву являются  участниками  военных парадов на Красной площади в Москве.

3 Задание. Прочитай документ, рассмотри иллюстративный материал. Ответь на вопросы.

Документ № 1 (текст)   «ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 308 18 сентября 1941 г.

В многочисленных боях за нашу Советскую Родину против гитлеровских орд фашистской Германии 100, 127, 153 и 161 стрелковые дивизии показали образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. В трудных условиях борьбы эти дивизии неоднократно наносили жестокие поражения немецко-фашистским войскам, обращали их в бегство, наводили на них ужас...

Командиры и комиссары в этих дивизиях вели себя как мужественные и требовательные начальники, умеющие заставить своих подчиненных выполнять приказы и не боящиеся наказывать нарушителей приказов и дисциплины.

На основании изложенного и в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:

За боевые подвиги, организованность, дисциплину и примерный порядок указанные дивизии переименовать в гвардейские дивизии, а именно:

100 стрелковую дивизию – в 1-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии генерал-майор Руссиянов.

127 стрелковую дивизию – во 2-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии полковник Акименко.

153 стрелковую дивизию – в 3-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии полковник Гаген.

161 стрелковую дивизию – в 4-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии полковник Москвитин.

 Народный Комиссар Обороны СССР И. СТАЛИН.» [7]

 Иллюстрация №1

Ставкой Верховного главнокомандования Красной Армии 18 сентября 1941 года было введено понятие «гвардейская часть». Знак «Гвардия»

Иллюстрация №2.

Взятие Ельни. Фотодокументы.

Вопросы.

1. Объясните значение термина «морально-психологический». Какое морально-психологическое значение имели последствия Ельнинской операции 1941 г.? Приведи 2 аргумента. (4 балла)

2. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «гвардия». 

Сформулируй выводы о значимости формирования гвардии в 1941 г.

Свою точку зрения аргументируйте (приведи не менее 2 аргументов).
Какие последствия для хода Великой Отечественной Войны, для нашей страны сегодня имело решение о возрождении гвардии?
(8 баллов). 

Таблица оценивания задания 3

Критерии оценивания

Баллы

1

В задании проверяется умение:

- понимать значение исторической терминологии;

- давать оценку ист. явлению, используя текст документа, иллюстративный материал.

4 балла - объяснение значение термина «морально-психологический». Полный ответ на вопрос без ошибок (с правильной аргументацией, приведено 2 аргумента).

3 балла - объяснение значение термина «морально-психологический». Неполный ответ, (приведен 1 аргумент).

2 балла - объяснение значение термина «морально-психологический». Неполный ответ (аргументация отсутствует).

1 балл - объяснение значение термина «морально-психологический». Ответ на вопрос отсутствует.

0 баллов – ответ не соответствует содержанию документов/ответ отсутствует.

4

2

В задании проверяется умение:

-   объяснять исторический термин;

- понимать информацию, представленную различными способами;

- использовать знания, выходящие за рамки предмета, в т. ч. знание современной истории страны;

- давать свою оценку значимости исторического события/явления применительно к современной эпохе.

По 2 балла – за каждый пункт задания.

При проверке необходимо учитывать творческий характер задания, тот факт, что ответы обучающихся выходят за рамки текста заданий.

8

Список литературы.

  1. Вторая мировая война: Два взгляда М., 1995 г. С 167-169
  2. Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939-1942 гг.— М.: Воениздат, 1968-1971
  3. Г.Хорошилов, А.Баженов «Ельнинская наступательная операция»// ВИЖ № 9, 1974 г.
  4. http://velikvoy.narod.ru/bitvy/1941/elnya_oper.htm
  5. http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/217771
  6. https://www.mskagency.ru/materials/2856655

7.  https://ru.wikisource.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...

Методическая разработка "Задания в системе оценочных процедур по читательской грамотности для обучающихся ОУ"

Методическая разработка "Задания в системе оценочных процедур по читательской грамотности для обучающихся ОУ"...

Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В совреме...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Читаем, считаем, наблюдаем» (развитие функциональной грамотности)

Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа «Читаем, считаем, наблюдаем» (далее – программа) рассчитана на 1 год обучения детей 12 – 15  лет.Программ...

Горошенко Н.А. Руденко С.П. г. Санкт- Петербург, Россия МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС.

Рассмотрено понятие методической компетенции учителя с позиций методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования, что оказывается невозможн...