Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
статья по английскому языку (5 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Закариева Дина Шамилевна, учитель английского языка
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
Аннотация: Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Содержание функциональной грамотности на уроках английского языка включает: овладение грамотной устной и письменной речью, способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации, умение самостоятельно формулировать проблему.
Основные черты функционально - грамотной личности:
- это человек самостоятельный, познающий;
- это человек, умеющий решать любые возникающие в жизни задачи;
- самостоятельно открывать новое;
- выбирать главное и интересное.
Основные компоненты функциональной грамотности:
- читательская грамотность;
- математическая грамотность;
- естественно – научная грамотность;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление;
- компьютерная грамотность.
Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям функциональной грамотности.
Функциональная грамотность играет важную роль в развитии коммуникативных навыков на уроках английского языка. Это включает умение уметь свободно общаться, читать, писать на иностранном языке.
Основная цель учителя создать такую учебную ситуация, которая спровоцирует ученика на спонтанную речь. Практическая задача состоит в том, чтобы ученик мог общаться в социальных сетях, заказать билет, сделать заказ в кафе, заполнить анкету, общаться в путешествиях.
На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, математики, географии, музыки. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности.
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, которая закодирована графическими знаками. В младшем школьном возрасте ученикам закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции, учебно – методические комплексы, смысловое чтение, смысловое чтение, поисковое чтение.
Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться. Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.
Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире. {1}
Виды функциональной грамотности
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Естественнонаучная грамотность
4. Финансовая грамотность
5. Глобальные компетенции
6. Креативное мышление
7. Компьютерная грамотность.
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность человека применять математические знания и умения в повседневной жизни, в учёбе и профессиональной деятельности. Она включает в себя умение читать, выполнять арифметические операции.
Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными научными идеями: научно объяснять явления; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Креативное мышление — это умение искать нестандартные подходы и решения в сложных ситуациях. Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.
Глобальные компетенции — это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.
Компьютерная грамотность - это умение пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание прочитать.
Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.
Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. {2}
Читательскую грамотность рассматривают как одну из самых важных компетенций, которая обозначает готовность к жизни в современном обществе.
Успешное обучение в школе зависит от того насколько у обучающихся сформирована читательская грамотность. Поэтому для школы ставится новая задача в развитии читательской грамотности учеников. Без грамотности нет чтения, а чтение развивает грамотность.
Обучение чтению является неотъемлемой частью обучения английскому языку в целом. Современные учебно – методические комплексы по английскому языку способны решать следующие задачи по развитию читательской грамотности:
- понимать коммуникативную цель чтения текста;
- определять основную мысль текста;
- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
- выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления;
- комментировать и оценивать информацию текста.
Изучение иностранного языка способствует развитию обще учебных познавательных действий младших школьников, в первую очередь смыслового чтения (понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета, умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста). Если рассматривать универсальные учебные действия, то и там чтение и работа с информацией занимает важное место.
В методике обучения чтению выделяют различные виды чтения. В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С.Х.Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.
Изучающее чтение представляет собой внимательное чтение текста для полного точного понимания содержания и запоминания содержащейся информации для ее дальнейшего использования.
Ознакомительное чтение предлагает извлечение основной информации, при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. При чтении с пониманием основного содержания школьник должен уметь определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от второстепенных, опуская детали.
Просмотровое чтение рассматривается как вид чтения, целю которого является получение общего представления о содержащейся в тексте информации.
Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи.
Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию обучающихся. При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей, навыка свободного общения и практического применения английского языка. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности.
Изучение иностранного языка способствует развитию обще учебных познавательных действий младших школьников, в первую очередь смыслового чтения (понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета, умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста). Если рассматривать универсальные учебные действия, то и там чтение и работа с информацией занимает важное место.
C педагогической точки зрения обучение иностранному языку в начальных классах – это процесс формирования элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном уровне речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. {4}
Для формирования читательской компетенции на уроках английского языка в начальной школе, в основном, используются упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний.
При выборе и составлении заданий, следует учитывать следующие требования:
- задания должны быть пронумерованы и иметь инструкцию;
- в одном задании не должно быть более одного вопроса (где/когда);
- задания должны быть разнообразны по виду деятельности и соответствовать цели;
- задания должны быть разного уровня сложности.
При правильной организации работа с текстовым материалом на уроках английского языка в достаточной мере развивает обучающихся, развивает интерес к изучаемому языку, повышает мотивацию к предмету, в частности, и к процессу чтения.
Список использованной литературы
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя/ М.: АРКТИ, 2003. 192 с
2. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приёмы повышения уровня читательской грамотности учащихся/ Под ред. А.С. Сабитова// Молодой ученый. 2016 №10.4. с.19-21
3. Иванова О.А. «Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка» (Полимодальный подход в преподавании иностранного языка). «Английский язык» №1 (21) 2008
4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. М.: Просвещение , 1988. 270 с
5. Пирожкова, А.О. Обучение английскому языку младших школьников с учетом их психологических особенностей [Текст] / А. О. Пирожкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – № 44-1. – С. 199-207)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
Актуальность темы мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка. Презентация.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка....
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка.
Конструирование учебных заданийдля формирования функциональной грамотностина уроках иностранного языкана примере английского языка Задание на основе сплошного текста(...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального
Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...