доклад "Воспитание. социализация и развитие личности в процессе обучения английскому языку"
статья по английскому языку

Матершева Елена Вячеславовна

Доклад для выступления по данной теме содержит теоритический материал и приктические советы при подготовке к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26_marta_seminar_moy_doklad.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание, социализация и развитие личности в процессе обучения английскому языку.

                                                                             Матершева Елена Вячеславовна,

учитель английского языка

Филиала МОУ СОШ №16 г.Балашова

 Саратовской области в п.Первомайский

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил перед образовательными учреждениями задачу, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, гражданина, всесторонне развитого, умеющего общаться в социуме .

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Школа должна уделять больше внимания проблемам формирования творческого стиля мышления в процессе обучения, воспитания и социализации обучающихся.

 В Большом энциклопедическом словаре  сказано, что социализация — процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание) — так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. 

В современном российском образовании подчеркивается роль иностранного языка, как дисциплины, обеспечивающей успешную социализацию учащихся в многополярном обществе, как фактор сохранения духовной культуры общества.

Сущность социализации состоит в развитии социальной природы, характера индивида, подготовке его к социальной жизни. По моему мнению, подобные задачи могут быть решены и на уроках иностранного языка, так как в процессе обучения, усвоения учащимися социально-культурного опыта, знаний, норм, ценностей, традиций происходит включение его в систему общественных отношений и формирование у него социальных навыков.

Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков для дальнейшей социализации личности. Это требует от учителя иностранного языка с первых шагов обучения учить умению общаться на изучаемом языке, заложить основу для дальнейшей коммуникативной деятельности школьников.

Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требуют определенного уровня компетентности учителя, позволяющей создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка.

     Учащийся является личностью в той мере, когда он становится сознательным субъектом своей учебной и общественно-полезной деятельности. На определенном отрезке жизни структура личности имеет определенную устойчивость. Это позволяет учителю предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации и правильно направлять воспитательную работу по формированию каждой личности. Необходимо направлять активность в нужном направлении, на саморазвитие.

На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось.

Воспитательный компонент - это неотъемлемая часть любого урока, будь то специальная или общеобразовательная дисциплина. Иностранный язык не является исключением.

Воспитание в процессе обучения - это только часть целостной воспитательной системы. На уроке в какой-то мере воспитание осуществляется посредством четырёх факторов:

через содержание образования;

через методы и формы обучения

через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

через личность самого педагога (прежде всего и в наибольшей степени).

В постановке воспитательной цели урока иностранного языка можно выделить следующие аспекты:

нравственный

патриотический

эстетический

личностный.

В научно-педагогической литературе под нравственным воспитанием понимается: "формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек".

Нравственное воспитание на уроке английского языка это - формирование  уважительного отношения к стране изучаемого языка, её традициями культуре, воспитание культуры общения, поддержание интереса к обучению.

При подготовке к устному выступлению или проекту включены такие устные темы как: "Великобритания - страна изучаемого языка", "Большие и малые города Великобритании и США», "Культура и традиции страны изучаемого языка", «Праздники» и т.д. При изучении этих тем учащиеся узнают об истории, географическом положении, государственном устройстве, традициях Великобритании, США.

  Способами достижения цели нравственного воспитания являются такие формы работы, как чтение, аудирование, то есть прослушивание текстов, обсуждение прочитанного или услышанного, а также просмотр видеоматериалов. Необходимо тщательно отнестись к выбору материала для чтения и продумать приёмы работы с текстом. Так, прежде чем приступить к работе с материалом, преподаватель зпредлагает ряд вопросов, на тему того, что учащиеся знают о стране изучаемого языка, просит сравнить с её с нашей страной, после чего учащиеся читают тексты и пополняют свои знания по теме урока. После прочтения текста учащиеся высказывают свое мнение, анализируют, высказывают своё отношение к услышанному и прочитанному. В итоге у учеников появляется заинтересованность в изучении иностранного языка, формируется уважительное отношение к истории, традициям и культуре других стран.

Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач образовательного процесса. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, уважения к её достижениям и истории. На своих уроках я предлагаю поработать с аутентичными текстами: «Города боевой славы», «История моего города (села)», «Выдающиеся личности моей страны и страны изучаемого языка».

Эстетическое воспитание - это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.

В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям.

Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.). Формы эстетического воспитания - это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии.

В эстетическом воспитании огромную роль играют уроки, тема которых связана с музыкой, поэзией, изобразительным искусством.  Изучая тему "Театр, музыка, кино, литература" учащиеся знакомятся с творчеством известных зарубежных режиссеров, композиторов, писателей,  музыкальных групп. Имеют представление о всемирно известных театральных постановках, таких как «Кошки», «Призрак оперы» и другие.

Также происходит обсуждение культурной жизни нашей страны и страны изучаемого языка. На уроках, посвященных творчеству Шекспира, Бернарда Шоу изучают не только,  биографию писателей, но и знакомятся с лучшими образцами поэзии, прозы, а также с вариантами перевода их стихов и пьес на родной язык, что способствует развитию основных коммуникативных умений - чтения, аудирования, говорения.

Во время процесса обучения, происходит формирование личности ученика, его мировоззрения, воспитание его личностных качеств. Так, например, при выполнении проектной работы во время групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу, что способствует развитию чувства коллективизма. Очень полезной формой работы может быть написание коротких статей или доклада, что способствует развитию умения логично строить свои высказывания. При работе в парах учащиеся учатся слушать друг друга и выражать свою точку зрения, воспитывается умение уважительно относиться к оппонентам. С точки зрения личностного воспитания в ходе уроков формируются такие качества как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, любознательность, активность, а также усваиваются общепринятые нормы поведения - вежливость, выдержанность, дисциплина и такт.

Ежедневно работая над вопросом проблемы  воспитания и социализации личности на уроках английского языка, у меня сложилось мнение, что многие учащиеся проявляют  интерес к изучению отдельных тем, таких как,  родная и иноязычная культура, экология, взаимоотношения в семье, дом, здоровье,  животные, которые способствуют формированию  и развитию личности. При подготовке к урокам, я учитываю необходимость воспитания уважительного отношения к другой культуре, использую ресурсы Интернета и мультимедийные презентации. Чтобы заинтересовать детей, стараюсь, наряду, с обычными заданиями дать дополнительную информацию, работу с таблицами и схемами, видеороликами, предлагаю составить кроссворды, разработать настольную игру.

 Таким образом, иностранный язык- это основное педагогическое средство становления личности в иноязычной культуре и инструмент познания. Иностранный язык важный элемент трансформации культуры через личность из поколения в поколение.

Полагаю, что развитие личности ребёнка в целом, а также на уроках английского языка, не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия и обязательное участие педагога.

 При обучении иностранному языку возникают безграничные возможности, если иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре, истории, традициям народа не только своей страны, но и других государств. Кроме того, изучение иностранного языка - это способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранным языкам используются почти все способы воспитания, так как он является и предметом обучения и средством общения.

Список использованной литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287.

2. Фельдштеин Д. И. Психология современного подростка. М. , 2015.

3. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

4. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» в общеобразовательной организации : монография / О. В. Уфимцева, М. А. Иваненко, А. И. Ветлужских [и др.] ; Уральский государственный педагогический университет. – Электрон. дан. – Екатеринбург :[б. и.], 2019.

5. Миролюбов, A.A. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам /A.A. Миролюбов // Иностранные языки в школе. 2001. - № 5. - С. 11-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию. Обобщение опыта работы.

Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории   Акатьевой В.И....

Презентация к выступлению "Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию"

Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории  Акатьевой В.И....

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.

Актуальный педагогический опыт.содержит диагностики, технологию, разработки уроков с применением проектной технологии....

Статья на тему: "Творческое развитие личности в процессе обучения иностранному языку в учреждениях СПО".

Основная задача педагога в обучении иностранному языку заключается в стимулировании творческого потенциала обучающихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами....