Методики преподавания английского языка слабовидящим детям и детям со зрительной депривацией: адаптация и технологии
статья по английскому языку
Данная научно-методическая статья рассматривает новые и давно известные подходы к обучению английскому языку детей с нарушениями зрения. Автор анализирует особенности работы с такими детьми, предлагаетварианты адаптации учебных материалов. Чуть подробнее внимание уделяется использованию мультисенсорных технологий, специализированным компьютерным программам и интересным формам подачи материала. Статья может оказаться полезной как для педагогов коррекционных и инклюзивных школ, так и для дефектологов, тьюторов и родителей, воспитывающим детей со зрительной депривацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Методики преподавания английского языка слабовидящим детям и детям со зрительной депривацией: адаптация и технологии»
Введение: Актуальность проблемы
В современном образовании все более значительную роль играет инклюзивный подход, который подразумевает создание равных условий для всех детей, независимо от их физических возможностей. Однако преподавание иностранных языков слабовидящим детям и детям с глубокой зрительной депривацией оставляет много вопросов..
Традиционные методы обучения ориентированы на зрительное восприятие, и они оказываются малоэффективными для этой категории учащихся. Это является проблемой, с которой сталкиваются педагоги и сами дети, которые часто оказываются в неравных условиях по сравнению с остальными сверстниками.
В данной статье мы рассмотрим комплексный подход к решению этой проблемы, включающий:
- Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения
- Особенности восприятия учебного материала
- Современные адаптивные технологии
- Практические методики и упражнения
- Рекомендации по созданию специальных учебных материалов
1. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения
Типы зрительных нарушений и их влияние на обучение
Дети с нарушениями зрения представляют неоднородную группу, которую условно можно разделить на:
- Слабовидящих (острота зрения 0,05-0,4)
- Детей с глубоким нарушением зрения (острота зрения ниже 0,05)
- Тотально слепых
Каждая из этих групп требует особого подхода в обучении. Например, слабовидящие могут работать с увеличенными шрифтами и контрастными материалами, тогда как для тотально слепых необходимо полное отсутствие визуальной составляющей в обучении.
Компенсаторные механизмы
При отсутствии или серьезном нарушении зрения у детей активно развиваются компенсаторные механизмы:
- Слуховое восприятие становится основным каналом получения информации
- Тактильная чувствительность значительно обостряется
- Кинестетическое восприятие играет важную роль в обучении
Эти особенности необходимо учитывать при разработке методик преподавания английского языка.
2. Адаптация учебного процесса
Специальные учебные материалы
Для эффективного обучения необходимо создание специализированных материалов:
- Брайль-учебники по английскому языку
- Рельефно-графические пособия (алфавит, схемы построения предложений)
- Тактильные карточки с выпуклыми буквами и изображениями
-3D-модели предметов, названия которых изучаются
Технические средства обучения
Современные технологии предоставляют широкие возможности:
- Программы экранного доступа (JAWS, NVDA)
- Синтезаторы речи для озвучивания текстов
- Специальные клавиатуры с брайлевской разметкой
- Аудиоплееры с функцией замедленного воспроизведения
Организация учебного пространства
Важно создать комфортную среду для обучения:
- Хорошая акустика помещения
- Отсутствие посторонних шумов
- Фиксированное расположение предметов в классе
3. Методические подходы и приемы
Мультисенсорный подход
Эффективность обучения повышается при использовании всех сохранных анализаторов:
- Слуховой канал: аудиозаписи, живая речь учителя
- Тактильный канал: работа с рельефными материалами
- Кинестетический канал: жесты, движения, предметные действия
Коммуникативные методики
Особое внимание следует уделять:
- Постановке правильного произношения
- Развитию навыков аудирования (является одним из ключевых факторов в обучении)
- Формированию разговорных навыков
Игровые технологии
Игра - естественный способ познания мира для детей:
- Адаптированные настольные игры
- Ролевые игры с тактильными элементами
- Подвижные игры с речевым сопровождением
4. Практические упражнения и техники
Упражнения для изучения алфавита
1. "Буква в ладони" - педагог рисует букву на руке ученика
2. "Узнай букву" - определение брайлевских символов на ощупь
3. "Алфавитная цепочка" - составление слов из объемных букв
Развитие лексических навыков
1. "Тактильное лото" - сопоставление предметов и их названий
2. "Угадай звук" - определение предмета по его звучанию
3. "Волшебный мешочек" - узнавание предметов на ощупь с называнием на английском
Формирование грамматических навыков
1. "Рельефные схемы предложений"
2. "Грамматические конструкторы" из объемных элементов
3. "Времена глаголов" через различные тактильные метки
Заключение
перспективы развития методики
Обучение английскому языку детей с нарушениями зрения - это динамично развивающаяся область коррекционной педагогики.
Дальнейшие перспективы связаны с:
- Разработкой новых адаптивных технологий
- Созданием специализированных учебных комплексов
- Подготовкой педагогов для работы с данной категорией учащихся
Изучение и овладение методиками в этой сфере поможет закрыть потребности в квалифицированном преподавании слабовидящим и тотально незрячим учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания английского языка в начальной школе (обучение аудированию и говорению).
Методическая разработка...

Использование информационных технологий для повышения качества преподавания английского языка в дополнительном образовании детей
Материал анализирует один из самых сложных объектов для изучения и преподавания. Этим объектом является иностранный язык (английский). Поэтому педагог всегда старается применять все возможные новые ме...
Методика преподавания английского языка одарённым детям на основе использования коммуникативного метода обучения
Методика преподавания английского языка одарённым детям на основе использования коммуникативного метода обученияПрoблeмa рaбoты с oдaрeнными дeтьми – oднa из сoврeмeнных зaдaч мoдeрнизaции oбрaзoвaния...
Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.
Тема моей работы по самообразованию – «Раннее обучение детей английскому языку с 1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данно...

Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.
Раннее обучение детей английскому языку с 1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данной области состоит в том, чтобы по...

Современные образовательные технологии и методики преподавания английского языка
Изучение новых технологий и методик преподавания англ.яз...

Технологии активного обучения и методика преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС
Интерактивые методы обучения в сравнении с традиционными, психолого-педагогические условия их эффективности, основные характеристики игросистемы....