Рабочая программа курса "Английский для журналистов" для 10 класса гуманитарного профиля
рабочая программа по английскому языку (10 класс)

Циреньщикова Наталия Ивановна

Учебный курс по английскому языку «Английский язык для журналистов» нацелен на учащихся 10 медиа-класса гуманитарного профиля. Курс позволяет развивать когнитивно-коммуникативный подход к обучению английскому языку, который предполагает учет как коммуникативных потребностей обучающихся медиа-класса, так и сознательное усвоение языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний, а также осознанное формирование академических навыков и умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл angliyskiy_dlya_zhurnalistov_10_klass.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса

по английскому языку

«Английский язык для журналистов»

для 10 класса

гуманитарного профиля

Составитель: учитель иностранного языка                                                           

ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Циреньщикова Наталия Ивановна

г.Колпино, Санкт-Петербург, 2025 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;

3. ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732 (далее – ФГОС СОО);

4. Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов гимназии № 446;

5. Образовательная программа гимназии № 446;

6. Программа воспитания гимназии № 446;

7. Учебный план гимназии № 446.

Учебный курс по английскому языку «Английский язык для журналистов» нацелен на учащихся 10 медиа-класса гуманитарного профиля. Курс позволяет развивать когнитивно-коммуникативный подход к обучению английскому языку, который предполагает учет как коммуникативных потребностей обучающихся медиа-класса, так и сознательное усвоение языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний, а также осознанное формирование академических навыков и умений.

Тематика курса отражает наиболее важные сферы деятельности и интересов современных журналистов: «Новости», «Аудитория СМИ», «СМИ в современном мире» и т.д. Такой подход позволяет изучить большой массив лексики и терминологии, актуальной для современного специалиста в области СМИ. Языковой материал представлен в коммуникативной форме, уделяется внимание развитию компетенций чтения, говорения, аудирования и письма.

Целью учебного курса «Английский для журналиста» является формирование у учащихся предпрофессиональных умений и навыков, необходимых для работы и жизни в современном высокотехнологичном мире, осознанный выбор старшеклассниками профессии в области медиа-индустрии и массовых коммуникаций.

Путь к достижению этой цели лежит через реализацию целого комплекса задач:

1. формирование представлений о средствах массовой информации и их роли в современном обществе;

2.формирование компетенций в области журналистской деятельности, массовых коммуникаций;

3. освоение коммуникационного опыта прошлого и настоящего;

4. развитие у обучающихся  практически-оценочных способностей, формирование гуманистических установок;

5. расширение объема знаний о социокультурной специфике различных стран;

6. обогащение словарного запаса обучающихся через аутентичные материалы с дальнейшим использованием новой лексики в собственном продукте;

7. развитие умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные, социальные и политические факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях;

8. знакомство с различными СМИ в России и странах изучаемого языка;

9. формирование умения работать в команде;

10. умение работать публично;

11. формирование умения применять полученные знания для выполнения проектных работ, участия в конференциях, для других функциональных целей;

12. развитие умения работать с информационными материалами;

13. формирование различных техник чтения общественно-политических текстов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Английский язык для журналистов»

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения рабочей программы:

• в сфере познавательной деятельности — понимание смысла (концепции) информации, умение делать логические выводы.

• формирование гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать и быть понятым;

• умение познавать внутренний мир человека через достижения отечественной и мировой культуры и цивилизации;

• осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

• обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения рабочей программы:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, получать знания;

• умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение и делать выводы;

• умение занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения;

• умение использовать специальные термины при анализе и оценке работ;

• умение выражать свое отношение к событиям в обществе в различных формах;

• формирование и развитие компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий.

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения рабочей программы:

• развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе восприятия информации;

• формирование способности воспринимать и анализировать информацию во всем многообразии видов и жанров;

• умение «читать» и понимать языки разных видов медиа;

• осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;

• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное своеобразие современного мира;

•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традиции, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Коммуникативные умения

Чтение

Совершенствование коммуникативных умений чтения и понимания аутентичных текстов, связанных с тематикой профиля, с использованием различных стратегий (видов) чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового (поискового)).

Развитие умений: выделять необходимые факты/сведения, определять основную информацию от второстепенной, определять временные и причинно-следственные взаимосвязи событий, прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий; обобщать описываемые факты/явления; определять замысел автора,  оценивать важность/достоверность информации, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста; отбирать значимую информацию в тексте/ряде текстов для решения  задач проектно-исследовательской деятельности.

Аудирование

Совершенствование умений понимать на слух (с различной степенью полноты и точности) аутентичной информации (аудио- и видеотекстов).

Развитие умений: отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты, определять свое отношение к ним; извлекать из аудио-/видеозаписи интересующую/необходимую информацию; определять тему/проблему, выделять факты/примеры/аргументы в соответствии с поставленным вопросом/проблемой, обобщать содержащуюся в аудио/телетексте фактическую и оценочную информацию, определяя свое отношение к ней.

Письменная речь

Развитие умений: излагать содержание прочитанного/прослушанного  текста в тезисах, комментариях, рефератах, обзорах;  кратко записывать основное содержание лекции учителя; использовать письменную речь в ходе проектно-исследовательской деятельности, фиксировать и обобщать необходимую информацию, полученную из разных источников; составлять тезисы или развернутый план выступления, презентации; описывать события/факты/ явления; сообщать/запрашивать информацию, выражая собственное мнение/ суждение; подготавливать и проводить интервью; представлять истории на заданную тематику; описывать события, комментировать их; вести блоги в социальных сетях.

Говорение

Диалогическая речь

Совершенствование умений участвовать в диалогах- обмене информацией и диалогах-расспросах.

Развитие умений:  беседовать при обсуждении книг, фильмов, теле- и радиопередач, статей; участвовать в полилоге, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением речевых норм и правил поведения, запрашивая и обмениваясь информацией, высказывая и аргументируя свою точку зрения, возражая, расспрашивая собеседника и уточняя его мнения и точки зрения, внося пояснения и дополнения, выражая эмоциональное отношение к высказанному/обсуждаемому/прочитанному/ увиденному.

Монологическая речь

Развитие умений публичных выступлений, таких как сообщение, доклад, представление результатов работы по проекту, презентация; подробно/кратко излагать прочитанное/прослушанное/увиденное; давать характеристику персонажей художественной литературы, театра, кино, выдающихся исторических личностей, деятелей культуры; описывать события, излагать факты; представлять свою страну и ее культуру в иноязычной среде, выражать свои впечатления о странах мира и их культуре; высказывать и аргументировать свою точку зрения; делать выводы; оценивать факты/события из истории культуры и современной жизни и культуры.

Учебные умения

В ходе данного курса учащиеся приобретают такие учебные умения как:

• осуществление поиска нужной информации в соответствии с учебной задачей;

• сопоставление, сравнение, классификация, систематизация полученной информации;

• обобщение и оценка полученной информации;

• фиксация основного содержания сообщений;

• создавать нелинейные тексты на основе проведенных социологических опросов;

• использование различной справочной литературы и других ресурсных источников;

• выражение основной идеи прочитанного, услышанного, увиденного;

• умение составлять планы и тезисы.

Компенсаторные умения

Данный курс неразрывно связан с формированием компенсаторных умений:

•пользоваться лингвистической и контекстуальной догадкой, словарями, подсказками, опорами;

• перефразировать;

• обратиться за помощью к собеседнику;

• умение использовать логическую догадку.

Социокультурные знания и умения

Изучение курса способствует расширению и углублению знаний учащихся о медиа культуре разных стран мира, ценностных ориентирах, об особенностях жизни в поликультурном мире.

Развиваются умения:

• использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия/несогласия в неагрессивной форме;

• использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну и культуру в иноязычной среде.

Языковые знания и умения

На медиауроках осуществляется систематизация языковых знаний обучающихся; продолжается овладение учащимися новыми языковыми знаниями и навыками в соответствии с требованиями программы.

Орфография

Учащиеся совершенствуют орфографические навыки применительно к новому языковому материалу.

Фонетическая сторона речи

Учащиеся совершенствуют слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу.

Лексическая сторона речи

Продолжается систематизация лексических единиц, изученных ранее; учащиеся овладевают новыми лексическими средствами, способствующими раскрытию новых тем, проблем и ситуаций устного и письменного общения.

Происходит значительное расширение потенциального словаря обучающихся за счет овладения употреблением интернациональной лексики, новыми значениями известных слов, способов словообразования.

На уроках развиваются:

- продуктивные лексические навыки:

• выбор и актуализация слов и словосочетаний в соответствии с ситуацией общения, коммуникативной задачей общения;

• включение ключевых слов в синтагмы;

• правильность сочетания слов в предложениях;

• комбинирование слов и сочетаний для выражения мысли.

- рецептивные лексические навыки:

• узнавание и понимание изученных слов в речевом потоке;

• соотнесение звукового и графического образа слова;

• установление ассоциативных семантических связей слов, раскрытие значения слов и словосочетаний в соответствии с контекстом;

• идентификация и дифференциация слов и словосочетаний;

• объединение отдельных слов в смысловое целое.

Грамматическая сторона речи

Курс «Английский для журналиста» способствует дальнейшему продуктивному овладению  грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно; происходит коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного ранее; совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных структур; систематизируются знания о сложноподчиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложений с разной степенью вероятности, эмфатических конструкций; совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи глаголов в действительном и страдательном залогах; фразовых глаголов по теме; использование инфинитива как средства выражения цели, дополнения, причины, времени в придаточном предложении; неличных форм глагола; совершенствование навыков употребления артиклей; существительных в единственном и множественном числе; личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, неопределенных местоимений; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения, наречия количественные, пространственно-временные, их место в предложении; количественные и порядковые числительные; систематизация знаний о функциональной значимости предлогов; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности; совершенствование навыков самоконтроля правильности лексико-грамматического оформления речи.

Структура и содержание учебного курса «Английский язык для журналистов»

Все модули открываются заданиями и упражнениями, вводящими ряд основных терминов, языковых единиц активного вокабуляра (Lead-In). Центральную часть занимают задания по чтению (Reading I, Reading II), целью которых является развитие навыков различных типов чтения, например, чтение с извлечением необходимой информации, чтение с полным пониманием содержания, умение выделять главную и второстепенную информацию и др.

В каждый модуль включены упражнения на тренировку и закрепление активной лексики и задания, направленные на развитие навыков устно-речевой коммуникации. Это и проблемные вопросы, требующие активизации и глубокого анализа всего материала модуля, и задания, направленные на тренировку какого-либо отдельного умения, например, написание резюме, интервью, проведение собрания и т.п., и ролевые игры.

Все модули имеют грамматические разделы, каждый из которых посвящен одной теме и состоит из грамматического комментария и упражнений на закрепление пройденного материала.

Каждый модуль завершается разделом Mark Your Progress, где обучающиеся должны самостоятельно зафиксировать прогресс, достигнутый ими в изучении языка после усвоения материала модуля.

Курс состоит из 6 модулей.

Модуль 1. Карьера журналиста.

Развитие языковых знаний и навыков:

- введение и использование новой лексики, связанной с карьерой журналиста;

-грамматический практикум – видовременные формы настоящего и прошедшего времени;

Развитие коммуникативных умений:

- говорение – составление диалога-расспроса, дискуссия по теме

- аудирование с выборочным пониманием интересующей информации

-чтение с пониманием общего содержания, извлечением нужной информации

- письмо – написание рекламы.

Модуль 2. Профессии в сфере медиа.

Развитие языковых знаний и навыков:

- введение и использование новой лексики, связанной с профессиями в СМИ;

-грамматический практикум – причастия настоящего, прошлого времени;

Развитие коммуникативных умений:

- говорение – монологическая речь, дискуссия по теме

- аудирование с выборочным пониманием интересующей информации

-чтение с полным пониманием содержания, извлечением нужной информации

- письмо – написание резюме.

Модуль 3. СМИ в современном мире.

Развитие языковых знаний и навыков:

- введение и использование новой лексики, связанной современными СМИ;

-грамматический практикум – видовременные формы будущего времени;

Развитие коммуникативных умений:

- говорение – монологическая речь, дискуссия по теме;

- аудирование с выборочным пониманием интересующей информации, с пониманием основного содержания;

-чтение с полным пониманием содержания, извлечением нужной информации

- письмо – написание жалобы.

Модуль 4. Новости.

Развитие языковых знаний и навыков:

- введение и использование новой лексики, связанной с темой;

-грамматический практикум – модальные глаголы.

Развитие коммуникативных умений:

- говорение – монологическая речь, дискуссия по теме;

- аудирование с полным пониманием содержания;

-чтение с полным пониманием содержания, извлечением нужной информации;

- письмо – написание эссе.

Модуль 5. Аудитория СМИ.

Развитие языковых знаний и навыков:

- введение и использование новой лексики, связанной с темой;

-грамматический практикум – квантификаторы.

Развитие коммуникативных умений:

- говорение – монологическая речь, дискуссия по теме;

- аудирование с полным пониманием содержания, с выборочным пониманием интересующей информации

-чтение с полным пониманием содержания, извлечением нужной информации;

- письмо – написание профайла пользователя.

Модуль 6. Интервью.

Развитие языковых знаний и навыков:

- введение и использование новой лексики, связанной с темой;

-грамматический практикум – косвенная речь.

Развитие коммуникативных умений:

- говорение – диалогическая речь, дискуссия по теме;

- аудирование с полным пониманием содержания, с выборочным пониманием интересующей информации

-чтение с полным пониманием содержания, извлечением нужной информации;

- письмо – написание письма-жалобы.

Место учебного предмета «Английский язык для журналистов» в учебном плане:

на изучение предмета в учебном плане ГБОУ гимназия №446 на 2025-2026 учебный год выделен 1час в неделю (34 часа в год) в 10 классе из части, формируемой участниками образовательных отношений.

Тематическое планирование

№№

п/п

Темы

Количество часов

10 класс

1

Карьера журналиста

6

2

Профессии в сфере медиа

6

3

СМИ в современном мире

5

4

Новости

5

5

Аудитория СМИ

6

6

Интервью

6

Итого

34 часа

Поурочное планирование

№№ уроков

Название темы

Кол-во часов по плану

10 класс

1

Карьера журналиста. Введение новой лексики. Синонимы, устойчивые словосочетания

1

2

Карьера журналиста. Развитие навыка говорения (монолог с выражением своего мнения). Развитие навыка чтения с полным пониманием содержания.

1

3

Карьера журналиста. Развитие навыка работы с новыми ЛЕ. Развитие навыка использования грамматических структур – видовременных форм  настоящего и прошедшего времени.

1

4

Карьера журналиста. Развитие навыка чтения с полным пониманием. Развитие навыка говорения – обсуждение прочитанного.

1

5

Карьера журналиста. Развитие навыка аудирования и говорения.

1

6

Карьера журналиста. Развитие навыка письма (реклама). Рефлексия.

1

7

Профессии в сфере медиа. Введение новой лексики. Развитие навыка работы с ЛЕ.

1

8

Профессии в сфере медиа. Развитие навыка чтения с извлечением запрашиваемой информации.

1

9

Профессии в сфере медиа. Развитие навыка лексической работы, перевода. Развитие навыка использования причастий.

1

10

Профессии в сфере медиа. Развитие навыка чтения с полным пониманием содержания прочитанного.

1

11

Профессии в сфере медиа. Развитие навыка говорения, аудирования.

1

12

Профессии в сфере медиа. Развитие навыка письма (резюме). Рефлексия.

1

13

СМИ в современном мире. Введение новой лексики. Развитие навыка работы с ЛЕ.

1

14

СМИ в современном мире. Развитие умения чтения с извлечением запрашиваемой информации. Развитие навыка перевода.

1

15

СМИ в современном мире. Развитие навыка использования видовременных форм будущего времени.Развитие навыка монологической речи.

1

16

СМИ в современном мире. Развития навыка чтения, аудирования с полным пониманием содержания.

1

17

СМИ в современном мире. Развитие навыка письма (жалоба). Рефлексия.

1

18

Новости. Введение новой лексики. Развитие навыка работы с ЛЕ.

1

19

Новости. Развитие навыка чтения с полным пониманием содержания с дальнейшим обсуждением прочитанного.

1

20

Новости. Развитие навыка лексической работы, перевода, использования модальных глаголов.

1

21

Новости. Развитие навыка аудирования, чтения с полным пониманием.

1

22

Новости. Развитие навыка письма (эссе). Рефлексия.

1

23

Аудитория СМИ. Введение новой лексики. Развитие навыка работы с ЛЕ.

1

24

Аудитория СМИ.  Развитие навыка чтения с полным пониманием содержания с дальнейшим обсуждением прочитанного.

1

25

Аудитория СМИ.  Развитие навыка перевода, использования в устной и письменной речи квантификаторов.

1

26

Аудитория СМИ.  Развитие навыка чтения, говорения.

1

27

Аудитория СМИ.  Развитие навыка аудирования, письма (профайл зрителя / слушателя).

1

28

Аудитория СМИ.  Рефлексия.

1

29

Интервью. Введение новой лексики. Развитие навыка работы с ЛЕ, говорения.

1

30

Интервью. Развитие навыка чтения с полным пониманием содержания, использования ЛЕ.

1

31

Интервью. Развитие навыка чтения с извлечением запрашиваемой информации, использования ЛЕ.

1

32

Интервью. Развитие навыка использования косвенной речи, говорения.

1

33

Интервью. Развитие навыка аудирования с полным пониманием содержания услышанного. Развитие навыка письменной речи (письмо-жалоба).

1

34

Рефлексия.

1

        

Учебно-методическое обеспечение программы

Автор

Название

Год издания

Издательство

1

Чиронова И.И., Кузьмина Е.В.

Английский язык для журналистов.

2015

Москва, Юрайт

2

N.Ceramella, E.Lee

Cambridge English for the Media

Cambridge University Press

Электронные ресурсы:

На уроках развития навыка говорения предполагается использование VR-комплекта для отработки навыков публичных выступлений «Программный комплекс  "Modum Education Platform"».

  1. http://www.interneturok.ru
  2. http://www.englishteachers.ru/ 
  3. www.study.ru
  4. www.skyteach.ru
  5. www.homeenglish.ru
  6. www.schoolenglish.ru
  7. www.eng.1september.ru
  8. www.audio-class.ru
  9. www.native-english.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль (4 часа)

Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль по учебникам Мордковича и Атанасяна, рассчитана на 4 часа в неделю...

рабочая программа 10 класс гуманитарный профиль алгебра

алгебра 10 класс гуманитрный профиль...

Рабочая программа по математике для студентов гуманитарного профиля

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" базовый уровень разработана по гуманитарным специальностям среднего профессионального образования  :- Право и организация социального обеспечения...

рабочая программа 10 класс, гуманитарный профиль (Угринович Н.Д.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.   с учетом примерной программы среднего (полного) общего обра...

рабочая программа 11 класс, гуманитарный профиль (Угринович Н.Д.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Дне...

Рабочая программа для 10 класса гуманитарного профиля

Рабочая программа по истории  разработана для профильного обучения в гуманитарном классе. Состоит из пояснительной записки, содержания рабочей программы, требований к уровню подготовки обучающихс...

Рабочая программа по математике 10 класс - инженерный профиль

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственн...