«Формирование читательской грамотности на уроках английского языка, как одного из видов мягких гибких навыков будущего»
методическая разработка по английскому языку (11 класс)

Шалыгина Маргарита Юрьевна

Современное развивающееся общество предъявляет высокие требования к специалистам. На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем.

В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии. В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную . Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Формирование читательской грамотности на уроках английского языка, как одного из видов мягких гибких навыков будущего»

Докладчик: Шалыгина М.Ю.

Учитель английского языка

В новых ФГОС требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях системно - деятельностного подхода и подразумевают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Метапредметные результаты и являются теми soft-skills (мягкими навыками), которые востребованы современными работодателями.

Также, в новых ФГОС вводится новое понятие «функциональная грамотность». Под функциональной грамотность подразумевается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Именно она позволяет формировать необходимые компетенции. Таким образом, мы видим взаимосвязь между функциональной грамотностью и мягкими навыками (soft-skills), так необходимыми в профессии.

Предмет « Иностранный язык» позволяет формировать различные виды функциональной грамотности и обладает богатым инструментарием. Читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом. И аудирование должно идти параллельно с чтением. Из всего сказанного ясно, то образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

Рассмотрим на примерах формирование читательской грамотности на уроках английского языка. Чтение - один из видов речевой деятельности на уроке.

Современные учебники предлагают различные задания. Задачей учителя является подбор и компановка заданий на урок, по определённой теме, способствующих формированию читательской грамотности. Причём, это не должен быть набор скучных заданий, а занимательное решение определённой проблемы.

Так на уроке в 6 классе по теме « Еда. Продукты питания», для отработки употребления лексики, учащимся предлагается сыграть в игру, где семья собирается принять гостей и решает приготовить новое блюдо. Учащимся предлагается сравнить два текста, проанализировать содержимое, выявить чем они отличаются.

Задания, связанные с этой темой могут быть такими:

с фото рецептов Урок по теме «Еда. Продукты питания, 6 класс.

Задание 1

Посмотрите на два текста. Какой из текстов является рецептом? Как вы это определили?

Задание 2

Сравните два рецепта. Чем они отличаются? Какой части не хватает в одном из рецептов?

Задание 3

Прочтите текст рецепта и составьте список необходимых продуктов.

Задание 4

Восстановите текст, вставьте недостающие глаголы.

В текстовых заданиях могут также решаться и коммуникативные задачи. Например: Расспросите, всё ли куплено по списку.

Приближает учащегося к реальной жизни, формирует функциональную грамотность работа с картами.

Уже в 6 классе ребёнок учится ориентации в незнакомом городе, опираясь на карту. Способствует этому такое задание:

Прочитайте текст. Найдите на карте, указанное место встречи. Постройте короткий маршрут. Опишите (расскажите) вашему собеседнику, как добрать пешком до этого места.

Быть «своим» в реальном иноязычном пространстве не так просто. Понимание смс – сообщений – одно из условий, необходимых в реальной жизни.

Задание: Прочитайте сообщение Ника. Какие слова он не использовал, чтобы сделать предложения короче?

Задания, подобные этому, позволяют формировать читательскую грамотность, но и реалиями письменного общения англоговорящих собеседников.

При изучении темы « Охрана окружающей среды» в 8 классе, для формирования навыков функционального чтения, ребятам предлагаются такие задания

прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;

посмотри на фото; скажи, какую проблему экологии отражает данная иллюстрация;

соедини слова с их определениями

Для формирования читательской грамотности можно использовать интерактивный приём «Фишбоун». В основе «Фишбоуна» - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема «Фишбоун» представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схема «Фишбоун» может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации либо выступать стратегией целого урока.

Используя приём « фишборн» ( скелет рыбы) учащимся предлагается: найти в тексте причины, негативного влияния человека на окружающую среду, последствия. Предложить пути решения проблемы.

После - текстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированной умения чтения и использования полученной информации:

ответь на вопросы по содержанию текста;

выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);

заполни таблицу по содержанию текста;

пронумеруй события в порядке их очередности;

заполни предложения словами из текста;

высказать свое мнение к прочитанному;

составь вопросы к тексту;

подготовь пересказ (аннотацию, рецензию) текста

На уроках английского языка учащиеся изучают различные стратегии чтения. Например:

- для просмотрового чтения следует просмотреть заголовок, фото, введение и последний абзац;

- для определения главной идеи текста необходимо прочитать первое и/ или последнее предложение и ключевые слова, т.к. в них резюмируются основные моменты;

- для поиска необходимой информации необходимо просканировать текст, не вдаваясь в подробности, найти синонимы, определиться с типом, искомой информации ( даты, события, состояния, место и т.д.)

Или:

- Сравните два электронных письма. Какое из них лучше? Почему? В каком из них использован формальный стиль?

- Найдите в тексте аргументы «за» и «против» телевидения, найдите 9 альтернатив просмотру ТВ, добавьте свои предложения.

Одним из инструментов, формирующих читательскую грамотность, является работа с диаграммами. Так в 9 классе при изучении темы «Лидеры и последователи» предлагается серия заданий.

Задание 1

Изучите график в парах и обсудите рейтинг качеств, которые считаются наиболее важными для лидера в современном деловом мире. Будет ли эта оценка одинаковой для других слоёв общества, т.е. политики\ искусства\ образования. Аргументируйте свой ответ.

Задание 2

В современном мире научно-технические лидеры должны понимать , как устроен бизнес, а также понимать, как работают технологии. Прослушайте текст о Жоресе Алфёрове. Ответьте на вопросы. Опишите его лидерские качества. Какими качествами обладал этот человек?

Заполнение анкет, опросников, написание ответа на письмо также способствуют формированию функциональной грамотности.

Прочти письмо и заполни ежедневник списком дел на день.

Нередко ученики сталкиваются с проблемой определения типа текстов и, следовательно, понимания. Учащимся предлагается рассмотреть афишу или и выяснить: что это за учреждение, в каком городе, по какому адресу, время работы, кто имеет право на покупку льготного билета (скидки), по каким дням можно посетить

В 6-7 классе учащимся при изучении страноведческого материала одним из заданий, направленным на формирование читательской грамотности может быть таким:

Прочтите текст и составьте краткую статью для Википедии или факт-файл или наоборот. На основе представленных статистических данных напиши статью.

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, с навыками и компетенциями, соответствующим требованиям XXI века, способную адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.

Данная работа покажет как можно построить задания на уроках английского языка для формирования читательской грамотности...

Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.

чтение - это одно из истинных удовольствий жизни. Однако чтение на своем родном языке - это одно, а чтение на другом языке - совсем другое, что влечет за собой определенные трудности для учащихся. Про...

Методика составления заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Данная методическая разработка представляет собой обзор текстовых заданий различных типов для обучения читательской грамотности и правила работы над ними....

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках английского языка

Актуальность темы обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)

В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...