Статья "Применение приемов геймификации как игровые механики повышают мотивацию учащихся на уроках английского языка"
статья по английскому языку
Данная статья для того чтобы представить коллегам наработки и продемонстрировать потенциал преобразования учебных занятий посредством геймификационных техник для стимуляции заинтересованности на уроках английского языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 251.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья "Применение приемов геймификации как игровые механики повышают мотивацию учащихся на уроках английского языка"
Аннотация: представить коллегам наработки и продемонстрировать потенциал преобразования учебных занятий посредством геймификационных техник для стимуляции заинтересованности на уроках английского языка.
Для достижения поставленной задачи были сформулированы следующие цели:
- Выявить отличия между игрой и применением игровых элементов в неигровых ситуациях.
- Изучить способы интеграции геймификации в образовательный процесс.
- Сформулировать заключение об обоснованности использования данных методик в образовательной деятельности.
Сегодня в классическом образовании наблюдаются значительные перемены. Основная задача современного образования – создать такую среду, в которой учащийся будет активно вовлечён в учебный процесс и с энтузиазмом выполнять задания, ориентированные на освоение знаний. Однако, мы осознаем, что мотивация не возникает спонтанно. Поэтому преподаватель находится в поиске новых подходов и методов, чтобы раскрыть скрытые возможности учеников и направить их к достижению новых высот в обучении. У каждого человека существуют определённые рычаги внутренней мотивации. Их насчитывается как минимум шесть.
1. Его окончательное решение;
2. Созидательная деятельность;
3. радостное настроение;
4. задача, требующая преодоления трудностей и стараний;
5. общение и связи внутри коллектива;
6. любопытство и интерес к новому.
Как я вдохновляю своих учащихся? Секрет прост – использую элементы игрофикации. Использование игровых методик – не новость, о ней говорили просветители еще в позапрошлом веке. Игровые практики в образовании, или эдьютеймент, а в западной педагогике - геймификация, дают возможность стимулировать учащихся к покорению вершин.
Современная геймификация – это часть реальности для современных школьников и студентов. Сегодня геймификация — это мощный инструмент, дающий фору, который позволяет найти общий язык с современным поколением, привыкшим к виртуальным играм, общению в цифровых сетях, проявлению интереса. Это возможность выбора своего пути. В процессе игры есть место творчеству и веселью. Необходимо приложить усилие, чтобы принять вызов и достичь результата. Игра помогает наладить взаимоотношения в группе.
Важно понимать разницу между игровым подходом и геймификацией. Игровой подход подразумевает обучение в рамках конкретной игры.
Игрофикация, или геймификация, представляет собой внедрение игровых техник в образовательный процесс для достижения конкретных целей. Важно понимать, что игрофикация выходит за рамки простого создания игр. Это применение игровых принципов в контексте, изначально не связанном с играми, включая системы рейтингов, начисление баллов и переход между уровнями. Таким образом, это концепции, отличающиеся от традиционного обучения.
В образовании можно использовать оба подхода. С одной стороны, возможно создание отдельных игр, разработанных под конкретные задачи, с четкими правилами и мотивацией для достижения победы. С другой стороны, можно трансформировать весь процесс обучения в интерактивную среду, где учащиеся продвигаются по "карте достижений" от темы к теме, зарабатывая или теряя баллы, и переходя на новые уровни после успешного завершения контрольных работ, выступающих в роли "боссов".
Такой подход позволяет взглянуть на процесс обучения под новым углом. Для учеников, которым получение знаний может казаться сложным и требующим больших усилий, игрофикация облегчает этот путь. Вовлеченность в урок повышается, внимание становится более устойчивым, а обучение приносит удовольствие как ученикам, так и учителю.
В наши дни геймификация проникла во все сферы жизни. Бонусные карты, которые предлагают магазины, наклейки за покупки, лотереи, повышение статуса клиента до "серебряного" или "золотого" – все это хорошо знакомые примеры геймификации. Как потребители, мы осознаем пользу этих методов и положительно к ним относимся. Тем не менее, роль геймификации в образовательном процессе гораздо значительнее. Прежде всего, потому что мы работаем с интеллектом людей – наш продукт нематериален. Наша цель – чтобы ученик не просто ЗАПОМНИЛ информацию, но и ПОНЯЛ ее, а в идеале – НАУЧИЛСЯ применять полученные знания. Во-вторых, мы взаимодействуем с детьми, а игра – это их естественная потребность. Методы геймификации активно используются в разных образовательных учреждениях: детских садах, школах, техникумах и университетах.
Преимущества:
- учащиеся чувствуют себя «хозяевами» своего процесса обучения;
- более непринужденная атмосфера в отношении неудачи, т.к. ученики могут просто попробовать снова;
- больше удовольствия в процессе учебного занятия;
- обучение становится видимым и фиксируемым с помощью индикаторов прогресса;
- учащиеся могут проявить внутреннюю мотивацию для обучения;
- учащиеся могут использовать различные учебные стратегии с помощью разных аватаров / персонажей;
- учащиеся часто чувствуют себя более комфортно в игровой среде.
Геймификация опирается на три ключевых принципа:
- Оперативная реакция (преподаватель мгновенно оценивает уровень усвоения материала учащимся и выявляет проблемные зоны).
- Постепенное вовлечение (ученики продвигаются по уровням сложности, решая все более трудные задачи).
- Формирование увлекательного сюжета (рассказ захватывает внимание ученика и рождает чувство вовлеченности).
Какие игровые инструменты можно задействовать? Перечислим основные:
- Вручение наград (значки, медали, кубки, бейджи и прочее).
- Ведение счета очков и использование виртуальных денег.
- Разделение учащихся на команды или группы.
- Установление различных временных интервалов (урок, тема, модуль, четверть и т.д.).
- Применение систем стимулов и санкций.
- Внедрение нескольких уровней трудности.
Составление рейтингов, демонстрирующих успехи учеников. Использование популярных никнеймов.
В своей работе я стремлюсь применять действенные приемы и методы, помогающие мне достигать целей урока. Рассмотрим некоторые элементы геймификации, которые я часто применяю на практике.
Приём "Всадник и конь".
Группа разделяется на две подгруппы: "всадники" и "кони". "Всадникам" выдаются карточки с заданиями, а "коням" – карточки с верными решениями. Задача каждого "всадника" – найти соответствующего "коня".
Приём "Шаги".
Учащиеся, продвигаясь к доске шаг за шагом, произносят слова, формулировки или отвечают на вопрос, поставленный учителем, пока не достигнут доски.
Метод "Ассоциации".
Учитель демонстрирует классу изображение, имеющее отношение к теме занятия, и просит учеников озвучить слова или выражения, возникающие у них при взгляде на картинку. Изображение передается по кругу, затем возвращается учителю.
Игра "Шляпа" – игра, требующая объяснения и отгадывания слов.
Перед началом игры участникам раздаются листки бумаги, на которых необходимо написать слово по заданной теме. Например: "книга", "ноутбук", "ваза", "лампа", "дружба", "счастье". Затем листки сворачиваются и помещаются в шляпу. Участники по очереди достают листок и дают описание указанного на нем слова. Команда должна как можно быстрее по этим описаниям угадать слово на листке.
Метод "Интеллект-карт" представляет собой схему памяти, в которой понятия или слова, связанные с темой, отображаются графически, что обеспечивает более глубокое восприятие, обработку и запоминание информации, а также способствует развитию памяти и мышления. Это простой способ фиксировать мысли и идеи. Главная тема располагается в центре, а от нее в виде ветвей отходят связанные с темой слова и понятия. Ветви можно изображать в разных цветах. Класс делится на группы, и побеждает та, у которой больше слов и фраз. Также можно организовать выставку работ и подвести итоги.
https://elt.oup.com/student/oupeprimary/gameszone/levels_1_2/pirates?cc=ru&selLanguage=ru
https://www.macmillan.ru/forpupil/games.php
Игра "Крестики-нолики" – отличный способ обучения для школьников всех возрастов. Эта игра позволяет не только закрепить лексику, грамматические правила и конструкции, но и развить навыки устной речи у старшеклассников. На доске создается игровое поле 3x3, где вместо привычных крестиков и ноликов размещаются слова, буквы, фонетические транскрипции, числа, грамматические элементы или темы для обсуждения.
Класс делится на две команды, представляющие "крестики" и "нолики", либо ученики играют в парах. По очереди команды или игроки должны правильно использовать слово из клетки (например, составить предложение, рассказать историю по теме или продемонстрировать грамматическое правило). В случае успешного выполнения задания команда ставит свой символ в клетку. Если же ответ неверен, право хода переходит к сопернику. Содержание игрового поля и правила варьируются в зависимости от целей урока и вашей творческой фантазии.
Игра "Морской бой", адаптированный для обучения. Эта игра легко настраивается под различные темы и учебные материалы. Разделите класс на пары, предоставив каждой паре два игровых поля (для себя и для соперника), размером 11x11 клеток. Вместо цифр в первом столбце (как в стандартном "Морском бое") используйте, например, названия цветов: синий, зеленый, красный и т.д. В первой строке (где обычно буквы) укажите слова, относящиеся к категории одежды.
Цель игры остается той же: обнаружить и "уничтожить" корабли противника. Однако, чтобы сделать ход, игрокам нужно правильно построить предложение, используя слово из первой строки и слово из первого столбца. Пример: "У тебя есть черная шляпа?" (Have you got a black hat?). Если игрок промахивается, противник отвечает отрицательно ("Нет, у меня нет" - No, I haven’t) и ход переходит к нему. При попадании в корабль противника, игрок сохраняет право хода, а противник отвечает утвердительно ("Да, у меня есть" - Yes, I have). Эту игру можно адаптировать для разных возрастных групп, изменяя размер игрового поля и предлагая различные темы, охватывающие не только лексику, но и грамматику.
Заключения
Подводя итог, можем сказать, что применение игровых методик облегчает освоение грамматических правил, способствует улучшению языковых компетенций и стимулирует когнитивные процессы у студентов. Игра создает позитивную обстановку, укрепляет командный дух, помогает раскрепоститься и положительно сказывается на успеваемости. Использование игровых элементов содействует не только развитию речевых навыков, но и расширению знаний в различных дисциплинах.
На каждом этапе урока я подбираю подходящие игровые задания, учитывая уровень подготовки учащихся, чтобы обеспечить выполнимость и доставить радость от процесса, а также получить ощутимый результат. Я стремлюсь к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы в классе, что в свою очередь способствует повышению эффективности обучения.
Важно понимать, что геймификация призвана обогащать классические образовательные подходы, а не вытеснять их полностью. В противном случае, могут возникнуть нежелательные последствия, например:
- Переориентация мотивации на внешние стимулы, что приводит к утрате внутренней заинтересованности в процессе обучения.
- Формирование привычки ожидать поощрения за каждое действие.
- Возникновение избыточной конкуренции между участниками, особенно если в геймификацию заложены соревновательные элементы.
Список литературы
1. Т.А. Гольцова рассматривает применение геймификации в образовательном процессе при изучении иностранных языков. (Ярославский педагогический вестник, 2021, №1 (118), с. 81).
2. Н.Л. Караваева и Е.В. Соболевой, анализируется усовершенствование подходов к геймификации учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды, изданной в 2019 году Вятским государственным университетом (Киров, 105 с.),
3. Т. Камянова в своей книге "Успешный английский: системный подход к изучению английского языка" (Москва: Эксмо, 2017, 280 с.) предлагает систематизированный подход к изучению английского.
4. Д.А. Решетов исследует развитие социокультурной компетенции у младших школьников посредством использования игровых элементов. (Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2022, №3 (844), с. 70–75).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка
данный материал поможет поможет учителям реализовать проектную деятельность на уроке....
Использование ИКТ для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Что такое ИКТ? Цели применения ИКТ на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Лингводидактические задачи, которые можно решать с помощью ИКТ....
Статья по теме: "Работа учителя по повышению учебной мотивации учащихся на уроках английского языка".
Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка....

Использование активных методов обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка
Данный материал является выступлением на семинаре для учителей иностранного языка ОУ Высокогорского муниципального района РТ по теме "Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС н...

Методический семинар "Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка
Методический семинар "Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка...

Способы и приемы повышения мотивации учащихся на уроках английского языка
В статье представлены методы повышения мотивации учащихся. Предлагаются примеры упражнений...

Приемы повышения мотивации учащихся на уроке английского языка
Мотивация учебной деятельности - наиболее главный катализатор процесса обучения. Основные способы пробудить интерес учащихся....

