Функциональная грамотность на уроках иностранного языка
презентация к уроку по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс)
В презентации представлен материал одноименной статьи "Функциональная грамотность на уроках иностранного языка". Разбираются читательская грамотность, компетенции, этапы работы над текстом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристики читательской грамотности, которые учитываются тестом PISA Ситуации. В тесте используются тексты из различных коммуникативных ситуаций чтения: личные (письма, беллетристика, биографии, СМС, блоги дневникового типа), общественные (официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете), деловые (инструкция о том, как приступить к работе и т. д.), учебные (тексты из школьных учебников, электронных образовательных ресурсов). Текст. Тексты классифицируются по четырём основаниям: 1. носители (печатные или электронные), 2. среда (тексты, подразумевающие и не подразумевающие участие читателя в создании информационного поля), 3. формат (тексты сплошные, несплошные , смешанные и составные), 4. тип (описание, повествование, рассуждение, толкование). Читательские умения. Тест проверяет умения найти доступ к информации и извлечь её, сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя, размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его.
В исследовании PISA установлено шесть уровней читательской грамотности Уровень 1. Учащиеся могут находить один или несколько фрагментов чётко выраженной информации, понимают основную идею или авторский замысел в тексте знакомой тематики. Уровень 2. Учащиеся могут найти единственный фрагмент чётко выраженной информации в коротком, синтаксически не осложнённом тексте знакомой тематики и формы. Уровень 3. Учащиеся могут представлять буквальное значение одного или нескольких текстов в отсутствие явных содержательных или организационных подсказок. Уровень 4. Учащиеся могут понимать длинные отрывки в одном или нескольких текстах. Они интерпретируют смысл языковых нюансов в части текста с учётом всего текста. Уровень 5. Учащиеся могут понимать длинные тексты, определять, какая информация в тексте релевантна . Они могут выполнять причинно-следственные или другие формы рассуждений на основе глубокого понимания длинных фрагментов текста. Уровень 6. Учащиеся могут понимать длинные и абстрактные тексты, в которых интересующая информация глубоко встроена и только косвенно связана с задачей. Они могут сравнивать, противопоставлять и интегрировать информацию, представляющую разные и потенциально конфликтующие точки зрения, с использованием нескольких критериев.
Умения, которые входят в понятие читательской грамотности 1. Поиск информации в тексте. Включает просмотровое чтение для нахождения в тексте нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации. 2. Понимание смысла. Означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков). Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного. 3. Оценивание качества и достоверности. Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник информации, время и цель написания текста. 4. Осмысление содержания и формы. Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций учащихся 1.Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста - т.е. ориентация в содержании текста : умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п. 2. Умение интегрировать и интерпретировать информацию, а именно : умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п. 3. Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, а именно : откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п. 4. Умение использовать информацию из текста для решения практических задач.
Виды текстов для развития компетенций читательской грамотности учащихся • Сплошной (линейный) • Несплошной (нелинейный) • Смешанный • Составной Соответственно мы должны учить детей: • Различать сплошные и несплошные тексты • Извлекать информацию из несплошных текстов • Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот • Самостоятельно создавать несплошные тексты • Оценивать полученную информацию
Функциональное чтение это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Целью чтения несплошного , по терминологии PISA, текста выступает синтез полученной из разных модусов или кодов информации и применение полученной информации в процессе выполнения дальнейших заданий. К таким заданиям могут относиться упражнения закрытого типа: установление верности или ложности утверждений, задание на множественный выбор, установление соответствий, создание кластеров и др., а также упражнения открытого типа: заполнение пропусков, задание на свободное изложение, интерпретация текста и прогнозирование и др.
Основные этапы работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся Предтекстовый ( Pre-reading ) Текстовый ( While-reading ) Послетекстовый ( Post-reading )
1. Предтекстовый ( Pre-reading) Цель этапа – формулирование речевой задачи для первичного знакомства с текстом Задачами данного этапа являются • создание положительной мотивации чтения; • развитие умения прогнозирования содержания текста (антиципация); • активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.
Группы упражнений предтекстового этапа Упражнения на соотнесение слова с темой Просмотреть текст и определить о чем он Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста -Ответы на вопросы до чтения текста Упражнения в работе с заголовком текста – определить тематику текста, перечень поднимаемых в нем проблем ; Использование ассоциаций, связанных с именем автора Упражнение в опознавании интернационализмов
Группы упражнений предтекстового этапа 1. Упражнения на соотнесение слова с темой. - Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов. - Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу. - В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением. - Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе. - Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда. 2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста. - Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему. - Запишите ключевое слово заголовка и составьте схему, заполняя её ассоциациями. - Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации, изображённой на ней. - Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь. - Расположите слова и фразы, определяющие содержание текста, в последовательности происходящих событий. 3. Упражнения в работе с заглавием текста. - Прочитайте заголовок и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте. - Переведите заглавие и ответьте на вопросы: • По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт...? • Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...? 4. Упражнение в опознавании интернационализмов. - Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без словаря), опираясь на графический образ слов. - Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном языках. - Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и «ложные -друзья переводчика», предварительно прочитав следующие словосочетания.
Методические приемы, используемые на первом этапе Pre-reading Мозговой штурм Корзина идей Кластер Работа с ключевыми словами Таблица ЗХУ Перевернутые логические цепи Свободное письмо
2. Текстовые ( While-reading) стратегии Цель- понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Задания направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное. На данном этапе учитель может предложить учащимся: • найти ответы на предложенные вопросы; • подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто ( True, False, Don’t know/Not stated) ; • составить предложения по порядку следования в тексте; • найти соответствия; • выполнить задание на множественный выбор; • подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; • догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; • восполнить недостающую информацию • во время чтения текста заполните таблицу
Методические приемы организации работы с текстом While-reading этапа Чтение в парах Чтение по ролям Чтение с вопросами Тайм-аут (паузы для сохранения информации) Чтение с остановками Чтение с пометками
Методические приемы работы на 2 этапе Найти соответствие – учащиеся читают текст и выполняют задания на соотнесение заголовков частей текста, лексических и грамматических форм и тд . Поиск подходящих форм и конструкций – учащиеся находят в прочитанном тексте глаголы в определенной форме, лексические единицы по теме, имена или названия. Мозаика, реставрация текста – восстановление текста из его частей. Дефиниции – учащиеся соотносят слова, которые встречаются в тексте с их определениями (значениями), синонимами, антонимами.
Методические приемы работы на 2 этапе Инсерт – это маркировка текста по мере его чтения («что новое», «есть вопрос») «Толстые» и «тонкие» вопросы («тонкий» вопрос – репродуктивный вопрос, требующий ответа «да», «нет», «толстый» – на осмысление прочитанного) « Взаимоопрос » и « взаимообучение » « Фишбоун » - верхние косточки – основные понятия, нижние – их определения) Маркировочная таблица «ЗХУ» (три колонки) «Двойной дневник» «Лови ошибку»
3. Послетекстовые ( Post-reading) приёмы и стратегии ЦЕЛЬ– использовании ситуации текста в опорах для развития умений и навыков строить монологические и диалогические высказывания в устной и письменной речи. Послетекстовые стратегии проверяют понимание прочитанного и служат средством контроля формирования умений осмысленного чтения и возможного использования полученной информации в будущем. Репродуктивные задания – лексические диктанты, правильное воспроизведение заданий. Репродуктивно-продуктивные задания – высказывание суждения. Продуктивные задания – письменные и устные высказывания по содержанию текста, сравнение и анализ текста, умение делать выводы.
3. Послетекстовые ( Post-reading) приёмы и стратегии Необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем. На этом этапе учитель может предложить учащимся задания: • выявить новое из прочитанного текста • высказать свое мнение по поводу прочитанного; • опровергнуть утверждения или согласиться с ними; • доказать или охарактеризовать что-то; • составить план текста, выделив его основные мысли; • пересказать/кратко изложить содержание текста; • рассказать текст от лица главного героя (с позиции действующих лиц); • вставить в текст пропущенные слова или выражения; • составить синквейн .
Методические приёмы 3 этапа – этапа рефлексии « Синквейн » Таблицы, кластеры, фишбоуны Перекрестная дискуссия Ромашка Блума Таблица ЗХУ Реставратор – разделить текст на несколько частей, учащиеся восстанавливают текст
УМК Starlight Баранова К.М., Дули Д. 5 класс УМК English Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. 4 класс
Литература и источники 1. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hAAqir-39-drK1Tcbpr1scMddBZ-2OUHQTq7TIPhKOs/edit?pli=1 2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf 3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. - Астана, 2013. 4. Панфилова Е. И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка / Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. 2015. URL: http://ekoncept.ru/teleconf/65081.html-ISSN (дата обращения: 08.12.2019). 5. Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). URL: https://cyber leninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogich eskoy-teorii-i-praktike ( дата обращения: 08.12.2019). 6. OECD (2016), «Methodology and tools for international education surveys», in Making Education Count for Development: Data Collection and Availability in Six PISA for Development Countries, OECD Publishing, Paris. URL: https://doi.org/10.1787/9789264255449–6-en. ( дата обращения: 05.12.2019). 7. United Nations Literacy Decade 2003–2012. 2002. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000153489 ( дата обращения: 05.12.2019) 8. https://urok.1sept.ru/articles/697528
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Задание по чтению на основе сплошного текста для развития фунуциональной граммотности на уроках английского языка....

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Задание по чтению на основе несплошного текста , на примере диаграмм...

Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка
В современном мире иностранный язык стал средством общения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы постоянно сталкиваемся с необходим...

Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка
В статье приведены примеры заданий и упражнений, которые учитель может использовать на уроках иностранного языка для развития функциональной грамотности....
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка...

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка...

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка
данную презентацию можно применять для выступления нп МО или РМО...
