Особенности преподавания английского языка обучающимся с ОВЗ
статья по английскому языку

Лега Пелагея Петровна

В статье рассматривается специфика и технологии работы с обучающимися с ОВЗ на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл angliyskiy_ovz.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья

Лега П.П.,учитель английского языка.

Изучение иностранного языка способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ, расширяет кругозор, формируют мировоззрение, позволяет ему почувствовать себя частью мировой цивилизации, в целом – открывает возможности утверждаться в социуме, открыть окно для общения с другими людьми в своей стране и за границей. Поэтому учебный предмет «Английский язык» ориентирован на повышение уровня социализации детей в обществе. В связи с тем, что в обществе возрастает роль иностранных языков, знание которых необходимо во время путешествия, при работе с компьютером, при покупке заграничной продукции и в других условиях, изучение иностранного языка является важной частью современной жизни. Учебный предмет необходим для того, чтобы знать (узнавать) и употреблять в речи наиболее распространенные слова и фразы, часто используемые в социуме (гостиницах, вокзалах, аэропортах, в сети Интернет и т.д.).

Задачи курса «Английский язык»:

максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся;

развить у них интерес к английскому языку, культуре Великобритании и других англоязычных стран;

стимулировать коммуникативно - речевую активность. Ведь обучать языку -следовательно, обучать культуре, имея в виду взаимосвязанные коммуникативное и социокультурное развитие учащегося.

Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Однако объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала претерпевает существенные изменения. Значительно изменен объем изучаемого грамматического материала. Исключение его обусловлено малой практической значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и доступной грамматики. Работая с детьми с нарушениями здоровья, необходимо подчеркнуть, что существует целый ряд проблем в обучении таких детей иностранному языку (в частности, английскому). Например, с проблемой усвоения лексического материала на уроках английского языка учениками школы сталкиваются многие учителя. Это характерно и для детей с различными нарушениями здоровья. Не исключение и дети с задержкой психического развития. Многие психологи отмечают следующие основные черты таких детей: повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций, страдают все виды памяти. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.

Кроме этого, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе учебной деятельности. Если говорить об особенностях работы учеников на уроке английского языка, то можно сказать следующее:

1) Эмоционально-волевая сфера не развита (заставить себя работать ребёнок почти не может, часто отвлекается).

2) Дети имеют нарушения внимания. Тяжело концентрируются на чём-либо, произвольное внимание неустойчиво, очень рассеянны, плохо развито переключение.

3) Следствие этого - незрелость механизмов памяти. Слабая оперативная память. Хотя многократные повторения, основанные на эмоциональном восприятии предмета (импринтинг), иногда помогают.

4) Отстают в развитии все формы мышления. Дети тяжело устанавливают словесно-логические связи. У многих плохо развита речь.

Эффективные методики преподавания английского языка в школе для обучающихся с ОВЗ

Выбор образовательных технологий

Цель, которую преподаватели ставят на уроках иностранного языка, - максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий его деятельности, практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации. На уроках иностранного языка осуществляется коррекция внимания путём выполнения различных видов упражнений, коррекция и развитие связной устной речи посредством работы с текстом (чтение, аудирование), коррекция и развитие связной письменной речи при работе над письменными упражнениями, коррекция и развитие памяти, различных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и конкретизации).

Дети с ОВЗ особенно утомляемы и в целях предупреждения чрезмерной утомляемости таких детей, крайне важно отойти от однообразия в планировании учебных занятий. Для успешного выполнения учебных заданий необходимо привлекать все органы чувств: зрительные, слуховые, речевые и двигательные. Использование разнообразных приёмов, таких как, недосказанность, смена логики последовательности событий, визуализация, ролевые игры, музыкальный фон и т.д. будет способствовать подключению воображения учащихся при выполнении заданий. Естественно, эффективность их выполнения будет во многом зависеть от выбора образовательных технологий.

Арсенал образовательных технологий велик и здесь необходимо отобрать такие, которые обладают коррекционно – развивающим потенциалом. Среди них можно выделить технологии разно-уровнего обучения, игровые, проектную деятельность, Информационно-коммуникационные технологии, здоровье-сберегающие технологии. Важно помнить, что должна соблюдаться специфика применения даже в рамках одной технологии в зависимости от особенностей нарушений ребенка.

Игровые технологии

Покажем это на примере игровых технологий. Все дети, особенно младшего школьного возраста любят играть, дети с ОВЗ особенно. Участие в игре повышает интерес данных детей к иностранному языку. Вступая в игру, дети преодолевают самый важный психологический барьер – страх, и у них появляется стремление улучшить свои знания по предмету, Все учащиеся, даже самые слабые, пытаются принять участие в игре, хотя бы в одном из её этапов.

Особенность игровых заданий состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание непроизвольно. Игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность.

Каждому ребенку, приступающему к изучению нового для них языка, важно почувствовать себя успешным, хочется увидеть результат и задача учителя и будет состоять в том, чтобы показать этот результат уже с первых уроков.

Двигательная память хорошо развита у детей с ОВЗ. Эту особенность необходимо использовать, включая в учебный процесс игровые ситуации, требующие от детей каких-то движений. Это может быть рисование, жестикуляция, подвижные игры. Так, например, игру в мяч можно успешно использовать при изучении и букв, и слов, и грамматики. Игра «Кузнечик» используется для повторения порядка слов в предложении. Части предложения записываются на отдельных листах бумаги и раскладываются на полу, ученик прыгает с листа на лист, соблюдая правильную последовательность, проговаривая предложение. Игра «Типография» способствует развитию навыков звукового анализа и синтеза слов. Учитель предлагает ряд букв (одного слова) и просит разложить их в правильном порядке, затем прочитать его, записать в тетради (при необходимости сосчитать звуки и буквы). Игра «Пишущая машинка» развивает произвольное внимание, помогает закрепить навыки чтения. Ребёнку присваивается звук, ведущий произносит слово, затем дети, быстро поднимаясь и садясь, произносят звуки в том порядке, в каком они следуют в слове. Когда слово «напечатано», все хлопают в ладоши.

Знакомые для детей игры, в которые они играют в своей повседневной жизни, приобретают для них особую окраску на уроках иностранного языка, например, игра «Съедобное, несъедобное».

Игра для закрепления глаголов «What can I do?» также проходит с двигательной активностью. Ведущий, обычно это один из участников игры, показывает движение, кто догадался должен назвать слово, обозначающее это движение. Заинтересует детей игра на внимание «Ухо, нос, голова», т.к. они получают возможность отвлечься от учебной деятельности, посоревноваться и посмеяться. Учитель называет части лица на иностранном языке, при этом показывает другую. Ребята должны показать то, что услышали, а не то, что видят. Для закрепления лексики по теме «Части тела» можно использовать игру «Freeze». Учитель называет разные части тела и лица на английском языке, дети должны закрыть, спрятать эту часть тела или её заморозят.

Игра «Паровозик» с успехом может быть использована при работе с алфавитом. Играющие берут картинку с буквой, а затем по команде должны занять свое место в паровозике в алфавитном порядке. Можно также учащимся предложить назвать буквы - соседи. Игра «Домино». Учащийся получает набор домино, где в одном поле-числительное в цифрах, в другом- написанное словами. Задача – подобрать так, чтобы цепочка замкнулась. (коррекция внимания, мышления).

Внимание ребенка с ОВЗ не может долго концентрироваться на выполнении однообразных и утомительных упражнений, а подвижные игры помогают создавать благоприятную почву для развития двигательной активности, укрепления здоровья детей. Данные игры можно использовать в качестве физкультминуток, что, несомненно, сбережет время и дежурные физкультминутки будут намного интереснее и эффективнее.

Проектная деятельность

В основе проектной методики лежит принцип деятельностного подхода. А он, в свою очередь, основа ФГОС. В деятельностном подходе выделяется результат деятельности, что и является целью обучения по ФГОС, а именно, развитие личности ребенка на основе УУД.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, обучающиеся получают информацию самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности, а задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать самостоятельную деятельность обучающихся, показать им критерий оценки и самооценки, обучить правильным формам выражения мнения, создать атмосферу сотрудничества и психологического комфорта.

Таким образом, проект – это одна из наиболее удачных форм контроля, вызывающая у детей большой интерес и здоровый азарт. Ребятам нравится работать над проектом, так как они могут найти применение своим способностям, потребностям и талантам.

Рассмотрим различные виды проектов и варианты их использования на уроках английского языка.

Исследовательский проект, продуктом которого могут быть исследовательская работа, словарь, сборник сочинений. Возрастная категория детей с учётом продукта – 8-9 класс. Исследовательский проект предполагает следующие этапы: мотив, проблема, цель, задачи, способы, план, действия, результаты, рефлексия. Все эти этапы требуют чётких формулировок, определённого уровня развития мыслительных операций, что для детей с ОВЗ затруднительно, поэтому данный вид проектов целесообразно выполнять коллективно. Ребята учатся сотрудничать, дополнять мысли друг друга, генерировать идеи, предлагать варианты. Тем более, что исследовательские проекты обычно очень информативны и требуют изучения большого объёма информации, поэтому этот объём не будет столь большим, если разделить его на всех учеников.

Например: «Англоязычные надписи на одежде».

- Актуально: такие надписи есть практически у каждого подростка, но что они означают, большинство не знает. Актуальность в каждом проекте необходимо очень тщательно продумать, так как она «настраивает» эмоционально-волевую сферу детей на мотивированную работу над проектом.

- Целеполагание и формулировка задач. Данный этап зависит от уровня подготовленности детей с ОВЗ. Роль учителя – организовать коммуникацию между детьми и совместно определить шаги по реализации проекта.

- Сбор информации: изучить историю происхождения надписей на одежде; найти определённое количество таких надписей (либо из своего окружения, либо поиск в интернете), что пополняет запас общих сведений и повышает уровень представлений об окружающем мире, а также происходит обучение работе в цифровом пространстве.

- Коллективный перевод надписей и группировка их по темам, в процессе которого закрепляется умение работать со словарём и расширяется лексический запас английских слов.

Итак, в ходе работы над исследовательским проектом решается проблема эмоционально-волевой сферы, коммуникативного взаимодействия, расширяется словарный запас, не говоря уже о развитии мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, умозаключение и т.д.,

Исследовательскому проекту есть место на каждом уроке, так как, когда перед детьми с ОВЗ предстаёт два языка, соответственно, две страны, две культуры и т.д., можно бесконечно рассматривать их в сравнении, отмечая схожести и разницу.

Творческий проект (рекламная брошюра, стенгазета, виртуальная экскурсия, словарь в картинках). Основные преимущества данной технологии состоят в том, что она основана на коммуникативном подходе, дает возможность развития одновременно различных компетенций речевой, лингвистической, социокультурной, учебно-познавательной. Второй положительный момент, это возможность повышения мотивации к обучению, идущей не извне, а от учащегося. При вовлечении учащихся в данный вид работы они сами заинтересованы в ее наилучшем выполнении и сами решают вопрос о стратегии и тактике производства продукта, применяя свои творческие способности. Роль учителя направлять, помогать и консультировать, а не диктовать свои условия.

Запоминание лексики английского языка вызывает трудности у детей с ОВЗ. Творческий проект способен эти трудности преодолевать, так как в процессе создания творческого продукта ребёнок проживает ситуацию. Английская лексика может стать частью проживаемой ситуации, например, в применении «Способа ассоциаций» в запоминании слов. Представьте себе дерево. Правда же легче увидеть большое раскидистое дерево с множеством ветвей и листьев, чем маленькое деревце с несколькими веточками? То же самое верно и для мозга. Когда ребёнок соединяет новое слово или понятие с тем, что он уже знает, мозгу легче это найти и вспомнить в нужный момент. То есть дерево – это запоминаемое слово, а веточки дерева – ассоциативный ряд, который ребёнок изображает в виде картинок. Такой проект можно выполнять при запоминании любой лексики.

Поможет творческий проект и младшим школьникам при запоминании звуков и букв, когда ребёнок, глядя на образ звука (буквы) фантазирует, на какой предмет он похож и изображает его, дополняя необходимыми художественными элементами («h» -«стульчик»).

Выполняя с ребятами такие проекты, мы развешиваем их в классе в качестве наглядности, которая так необходима детям с ОВЗ.

Творческие мини-проекты также могут присутствовать на любом уроке. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Практико-ориентированный проект (инструкция, письмо, буклет). Как известно, данный вид проектов ориентирован на социальный запрос общества, и детей, в частности. Это особенно актуально для детей с ОВЗ. Такой проект можно начинать с каждым 5 классом и называется он «Сборник лайф-хаков». Вначале проект является исследовательским, учитель и ребята выясняют, что такое «лайф-хак», приходят к выводу, что это хитрость, инструкция, рекомендация и начинают на каждом уроке искать лайф-хаки изучения английского языка, то есть те, или иные способы, которые помогают им проще запоминать слова, строить предложения, в общем, изучать английский язык. Каждый год, каждый класс подводит итоги, насколько увеличился сборник в этом году и, конечно, 9-классникам всегда очень нравится хвастать, «в добром смысле», объёмом своих сборников. Лайф-хаки дети подсказывают сами и делятся ими друг с другом.

Например, ребята с ОВЗ очень часто путают буквы «b» и «d», для них у нас есть стишки: «Буква «b» (би) в дверь беги» (то есть в классе, относительно учеников кружочек у буквы «смотрит» в дверь). «Буква «d»(ди) в окно не прыгай – погоди» (кружок буквы изображается в сторону окна).

Лайф-хаками могут быть стишки, зрительная схожесть образов, специальные схемки (например, I am всегда изображаем в «сердечке», так как I «любит» только am) и т.д.

Итак, известная китайская поговорка гласит «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и я запоминаю». Я считаю, что она наиболее точно отображает главный принцип работы с детьми с ОВЗ и полностью реализуется в процессе проектной деятельности на уроках английского языка.

Информационно-коммуникационные технологии

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка позволяет детям с ограниченными возможностями полюбить и использовать иностранные языки в повседневной жизни. Для развития коммуникативных навыков, прежде всего, необходим достаточный запас лексики. Интернет - ресурс поможет детям с ОВЗ выучить как можно больше слов в контексте.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать цели, задачи, сроки и основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно- речевую активность. Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного предмета, как английский язык, прежде всего необходимо ставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила. Следующее, что нужно учесть - это разнообразие заданий. Все задания, которые даются учащимся, должны быть внимательно и тщательно отобраны учителем. Не менее важное в процессе обучения - это наглядность. Учащемуся необходимо иметь перед собой наглядный пример или правило, которое затем быстро им усваивается.

Игры, другие занимательные упражнения и приемы также должны присутствовать на занятиях. Так называемые игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр происходит тренировка различных структур и фонетических, лексических, грамматических, речевых навыков, что имеет огромное практическое значение.

Список использованной литературы

Паутова И. В. Проектная деятельность учащихся как один из приемов повышения мотивации изучения английского языка // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №2.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

«Права человека и модернизация российского образования» – Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукина.

Школа, открытая для всех: пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми-инвалидами. Сост. Е.Н. Брешенкова; ред. А.И. Кардашина. – Тула, 2006.

Ульенкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы – 2008. – № 4.

Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии 2010. – № 3. 7. 8.

Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями– 2010. – № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности преподавания английского языка в средней школе

В данной статье представленна информация по направлению психологические аспекты преподавания английского языка в средней школе. Изложены материалы с психологической и педагогической точки зрения. Пред...

Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения различных категорий учащихся.

Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения на дому детей с ослабленным здоровьем и сохранным интеллектом....

Особенности преподавания английского языка в начальной школе

Статья по теме: "Особенности преподавания английского языка в начальной школе "...

Статья. Тема: Особенности преподавания английского языка творчески одаренным детям

Статья. Тема: Особенности преподавания английского языка творчески одаренным детям...

Презентация по английскому языку на тему "Особенности преподавания английского языка"

Исследовательская деятельность это- специфическая  деятельность, которая  регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных по...

Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета. Пути и методы реализации

Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета.Пути и методы реализации...