Приёмы эффективного запоминания лексики при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку

Трутнева Екатерина Юрьевна

Приёмы эффективного запоминания лексики при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_19.02.20.docx190.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ЛЕКСИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СДАЧЕ ЕГЭ И ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

«Память - это великолепный и восхитительный подарок природы, с помощью которого мы пересказываем прошлое, обнимаем настоящее и предполагаем будущее через его сходство с прошлым».

Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком уделяется серьёзное внимание работе над лексикой. Ка́то Ломб (известная венгерская переводчица, писательница, одна из первых синхронных переводчиков в мире) говорила, что «слово - это «кирпичик» при строительстве здания, где здание – язык, а строительство – изучение». (1993)

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что для прочного запоминания чего-либо необходимо «чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания». «При таком дружеском содействии всех органов в акте усвоения», - указывал Ушинский, - «вы победите самую ленивую память».

Сегодня, когда Государственная итоговая аттестация по английскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ обещает стать обязательной, основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче этих экзаменов. Актуальными для каждого из нас становятся вопросы как развития языковых навыков и речевых умений, необходимых для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, так и вопросы о выборе средств и методов обучения

Часть раздела “Грамматика и лексика” Единого государственного экзамена по английскому языку также почти не отличается от аналогичного раздела ОГЭ, только слова в ней посложней и приставки-суффиксы разнообразнее. В целом результаты выполнения заданий этого раздела ЕГЭ вполне удовлетворительные, даже хорошие, улучшаются из года в год. Средний процент выполнения данного раздела – 76,1. Типичные ошибки при выполнении заданий базового уровня на словообразование. Так, например, в задании 26 необходимо было образовать родственное слово от слова «GREAT».

The Cathedral was named in honour of St.Isaak of Dolmatia, who was _______ respected by Peter I as he was born on St.Isaak»s day.

Многие экзаменуемые вместо правильно ответа «greatly» дали ответы greatest, greater, bigger, big, more great, ungreat, greatness, greatable, greatfy, greatment, greatence, greated, greats и т.д.

Характер ошибок показывает, что, как и в предыдущие годы, многие выпускники приходят на экзамен, не знакомясь с форматом заданий, а на экзамене невнимательно читают инструкции к заданиям, не вдумываются в их содержание, поэтому путают задания 26–31 на словообразование с заданиями 19–25 на проверку грамматических навыков.

Кстати, есть сайт, который позволяет посмотреть уровневую принадлежность того или иного слова. Посмотрите, как удобно – вводишь интересующую лексическую единицу, а вам – и ее уровень, и все части речи, которые можно от нее образовать, и устойчивые выражения с ней. 

Экзаменуемые не учитывают, что необходимо не только образовать существительное с помощью аффиксов, но употребить его в нужной по контексту грамматической форме. Заметим, что если контекст в равной мере допускает единственное и множественное число, то в ключах даются обе эти формы. Приведем типичный пример, когда следовало образовать родственное слово от опорного слова «TOUR»:

__________from all over the world come to see the cathedral every day.

Контекст предложения четко указывает на то, что необходимо множественное число и правильный ответ – «tourists». Участники ЕГЭ дают ответ «tourist», т.е. употребляют правильный аффикс, но приводят существительное в единственном числе, что является ошибкой.

Помимо названных типичных ошибок, в задании на словообразование часто встречаются ошибки, связанные с неумением определить в контексте и передать негативное значение в прилагательных, наречиях и глаголах с помощью аффиксов. Экзаменуемые часто путают отрицательные префиксы прилагательных и наречий un-, in-, im-.

Как и в ОГЭ, при прорешивании этого раздела рекомендую следующий алгоритм действий:

  1. Прочитать все предложение и внимательно посмотреть, что окружает пропуск. На основании окружения делать выводы о частеречной принадлежности.
  2. Желательно еще перевести, чтобы быть точно уверенным в части речи и смысле слова (он, то есть смысл, может оказаться прямо противоположным, тогда нам потребуется отрицательная приставка или суффикс).
  3. Если необходимое слово неизвестно, советую воспользоваться приведенной ниже таблицей суффиксов и приставок. Ее даю ученикам в самом начале занятий и при обнаружении “неизвестного” слова, смысл и часть речи которого понятны, обращаемся к схеме и пытаемся вычислить нужную приставку или суффикс.

  E:\affixes-1-1536x1261.jpg

Рассмотрим следующий пример, проверяющий владение лексической сочетаемостью. В данном случае многие учащиеся из группы 1 выбрали ответ 4 «voyage» вместо ответа 3, возможно, ошибочно опираясь на слова «cruise ships» в предложении, однако из всех предложенных опций слово «agent» образует устойчивое словосочетание только со словом «travel» – «travel agent», и ни один другой ответ кроме ответа 3, не является верным.

Задача состоит в том, чтобы научить учащегося наиболее эффективным приемам работы по усвоению лексики, максимально мобилизующим все виды памяти.

1. Работа со словарем.

Изучение новой ЛЕ всегда начинается со словаря. Это и бумажные, и электронные, и приложения в мобильном телефоне. Так, для изучения новых слов мои ученики используют приложение Quizlet, где они сами создают себе наборы карточек с теми словами, что им нужно запомнить, и потом заучивают их. Заучивание происходит в несколько этапов: сначала они заучивают просто на карточках, затем тренируются писать и переводить это слово в этапе заучивание, играют с этими словами в подбор, ну, а в конце проходят тест на знание этих слов.

Хотя в выполнении заданий 32–38 также сказывается недостаточная работа обучающихся над лексикой в связном тексте, отсутствие понимания роли лексического и грамматического окружения слова, а значит, опыта работы над связными текстами и не изжитая еще в школьном образовании привычка заучивать только слова, пренебрегая заучиванием словосочетаний.

Очень часто ошибки возникают также вследствие незнания орфографии.

2. Флэш-карточки

Флэш-карточка – это карточка с числами, словами, терминами, формулами, картинками, которая создана для вызова мгновенного отклика от учащихся в тот момент, когда учитель демонстрирует карточку в быстром темпе. Чаще всего используется при чтении, арифметических действиях, а особенно для закрепления и совершенствования лексических навыков.

Использование флэш-карточек является эффективным методом для:

  • Изучения графической формы слов
  • Запоминания лексического значения
  • Быстрого речевого воспроизведения слова (чтения)
  • Перехода слов из пассивного словарного запаса в активный (использование в говорении)
  • Повышения мотивации к изучению иностранного языка.

3. Карты памяти

Рисуйте mind map (интеллект-карту). Вы легко выучите английские слова одной тематики, если нарисуете интеллект-карту или mind map. Такая схема наглядно показывает, к какой теме относятся слова. А пока вы ее рисуете, лексика отложится в памяти. Mind map может выглядеть следующим образом:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u203470/t1534953769ab.png

Карта памяти Mind Map выступает альтернативой традиционным способам обработки и передачи информации (конспектам, кратким записям, схемам и т.п.) Эта альтернатива более продуктивна, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает ученика в активного создателя собственного знания.

Преимущества ментальных карт

  • удобны в использовании
  • показывают связи между явлениями, логику мышления
  • способствуют лучшему запоминанию информации
  • собирают воедино большое количество данных
  • развивают креативность, мышление

4. Лексические упражнения

Психологами установлено, что усвоение новых слов достигается лишь после того, как учащиеся употребят их в различных упражнениях не менее шести-восьми раз. Поэтому упражнения должны быть разнообразными и способствовать применению лексических значений в речевой практике учащихся.

Среди многообразия лексических упражнений, представленных в учебниках и дополнительных учебных пособиях, каждый найдет соответствующие конкретным речевым задачам.

Диктант – эффективная форма работы с большими группами учащихся. Учитель диктует текст, который был отработан с учащимися на уроке, или незнакомый текст с проработанной лексикой. Учащиеся записывают текст по возможности точно. После текста можно предложить дополнительные лексические или грамматические задания

5. Лексические игры

Представляют собой ситуативно-вариативные упражнения, в которых создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью воздействия.

Лексические игры сосредотачивают внимание учащихся на лексическом материале, имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения.

Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Memory game. Ход игры:

Учитель пишет на доске слова или словосочетания, которые надо закрепить. Учитель просит отвернуться или закрыть глаза и стирает одну ЛЕ. Ученики должны догадаться, какой ЛЕ не хватает и правильно записать ее на доске.

Кроссворд и word search

Кроссворд на английском языке – это головоломка, представленная в виде сетки слов, пересекающих друг друга по горизонтали и вертикали. Отвечая на вопросы или описательные определения кроссворда, учащиеся получают слова, которые и вписывают в сетку. По правилам, ответами могут быть только существительные в именительном падеже и единственном числе. Но в настоящее время можно встретить любые новшества в этой игре со словами. На сайте http://a4esl.org/ имеются кроссворды любой сложности с подсказками.

Чтобы преодолеть трудности необходимо использовать разные современные технологии, больше уделять внимания саморефлексии и самоорганизации обучающихся, повышать мотивацию к изучению иностранного языка. На уроке учащиеся должны осваивать не только новые знания, умения и навыки, но и овладевать универсальными действиями и способами решения различных коммуникативных задач, а также уметь их комбинировать и оценивать. Наряду с репродуктивными заданиями необходимо включать творческие проблемные задания как в учебную, так и во внеучебную деятельность обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа консультаций "Подготовка обучающихся 11-х классов к ЕГЭ по английскому языку"

Программа консультаций "Подготовка обучающихся 11-х классов к ЕГЭ по английскому языку"...

«Подготовка обучающихся 10-х классов к ЕГЭ по английскому языку »

Внеаудиторная занятость.  «Подготовка обучающихся 10-х классов к ЕГЭ по английскому языку »...

Требования к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по английскому языку

Материал в помощь учителям 9 классов, выпускникам, родителям.Презентация составлена на базе спецификации, кодификатора и демрверсии ОГЭ по английскому языку....

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...

Методическая система при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Система подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по английскому  языку, помимо собственно обучения языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя а...

Некоторые приемы подготовки учащихся к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку (из опыта работы)

В статье освещаются все задания устной части ОГЭ и особенности их выполнения. Автор делится советом,как успешно подготовиться к экзамену,прккомендуя разные виды работ и различные цифровые ресурсы. Дан...

Некоторые приемы подготовки учащихся к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку (из опыта работы)

В статье освещаются все задания устной части ОГЭ и особенности их выполнения. Автор делится советом,как успешно подготовиться к экзамену, прккомендуя разные виды работ и различные цифровые ресурсы. Да...