рабочая программа по башкирскому языку 6 класс
календарно-тематическое планирование по теме

Юмасултанова Минсара Аваловна

рабочая программа

башкирский язык 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Байгазинская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании                            «Согласовано»                                          «Утверждаю»

МО учителей гуманитарного                  Зам. директора по УВР                                Директор школы

цикла                                                  ______________/ Л.В.Аминева/         ____________/М.В.Гарафутдинов/

Рабочая программа

по башкирскому языку

6 класс

 

Учитель Юмасултанова Минсара Аваловна

д. Байгазина

Аргаяшского муниципального района

2014 год

ПАСПОРТ

 рабочей программы учебного предмета

Тип программы: программа основного  общего образования.

Назначение программы:

- для обучающихся  образовательная программа обеспечивает реализацию

их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор

образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагога программа определяет приоритет в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации школы программа является основанием для

определения качества реализации основного общего  образования.

Категория обучающихся: учащиеся 6 класса МОУ Байгазинская СОШ

Сроки освоения программы:  1 год.

Объем учебного времени: 70 часов

Режим занятий:  2 часа в неделю

Формы контроля:  текущий контроль, итоговая контрольная работа.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Перечень нормативно – правовых документов, на основе которых была разработана рабочая программа.

• федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

• примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по башкирскому языку для 5-11 классов под редакцией В.Ш.Псянчина.

•        приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря

2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России  30 января 2013 г., регистрационный № 26755);

           •  Образовательная программа  муниципального общеобразовательного учреждения Байгазинской средней общеобразовательной школы Аргаяшского муниципального района Челябинской области.

Главная цель обучения башкирскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как средством общения.

        В соответствии с целью обучения  в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

  На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 года в содержании календарно- тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

        -приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

       -овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами башкирского литературного языка;

-формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

-освоение компетенций- коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

При выборе учебно-методического комплекта учитывались следующие факторы:

    - завершенность учебной линии;

     - обеспеченность учебниками,

     -соотнесенность с содержанием итоговой аттестации;

    Национально- региональный компонент содержания языкового образования.

   Федеральный государственный стандарт «разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации». Которые могут быть реализованы в национально-региональном компоненте содержания образования

(далее НРК).

Содержание национально-регионального компонента представлена в календарно-тематическом  плане. По плану предусмотрено проводить уроки башкирского языка в классах 2 часа в неделю. На выполнение НРК в 6 классе отводится 7 часов учебного времени.

                          Национально-региональный компонент.6 класс.

   

№ УРОКА

Тема урока

№НРК

в КТП

Содержание

12

Позия Катибы Кинйябулатовой.

1

Жизненный путь и творчество поэта. Стихи. Сборник стихов.

18

Баиты.

2

Башкирские народные песни. Баиты в исполнении местных бабушек деревни Байгазино.

25

Реки Челябинской области.

3

Е.В.Григорьева «Природа Челябинской области. Река Миасс. г. Челябинск 2001.г.

33

Судьба Аргаяшских башкир

4

История песни «Кулуй кантон».

Башкирские народные песни и причитания.

43

Внеклассное чтение «Народные песни и причитания».

5

Башкирские народные песни и причитания.

50

Поэзия Дины Талхиной.

6

Жизненный путь и творчество поэта. Сборник стихов

53

Башкирские национальные блюда

7

И.Д.Буракаев «Уроки жизни» 2009.г.  Башкирские национальные блюда

 

                      Календарно- тематическое планирование 6 класс.

Дата

Название темы

кол-во часов

Форма контроля

НРК

Примечание

1

02.09

День Знаний. Звуки в башкирском языке.

1

Практические упражнения.

2

04.09

Повторение пройденного материала.

1

Устный опрос.

   3

09.09

Р.Нигмати «Башланды». Алфавит.

1

Беседа по вопросам. Практические задания.

4

11.09

Предложение. Что такое мир?

1

Работа с текстом учебника

5

16.09

Язык-средство общения. Состав слова.

1

Работа с текстом учебника.

6

18.09

Текст. Изменение им. сущ. по падежам.

1

Тренировочные упражнения.

7

23.09

Осень в Башкортостане. Чередование согл. зв. в корне.

1

Практические упражнения

8

25.09

Воспоминания о лете. Виды предложений.

1

Тренировочные упражнения.

9

30.09

Экскурсия в осенний лес.

Творческая работа.

10

02.10

Внеклассное чтение. А. Карнай «В лесу»

1

Творческая работа.

11

07.10

Р.Сабитов «Страна Знаний». Изменение им. сущ. по падежам.

1

Беседа по вопросам.

Практические задания.

12

09.10

Наша Родина.

1

Работа с текстом учебника.

НРК(1)

13

14.10

С. Юлаев. Обозначение принадлежности в башкирском языке.

1

Работа с текстом

учебника. Устный опрос.

Практические задания.

14

16.10

Ә. Ихсан «Башкортостан». Склонение им. сущ. с аффиксом принадлежности.

1

Работа с текстом

Устный опрос.

Практические задания.

15

21.10

С.Бадретдинов «Полезные ископаемые»

1

Работа с местным материалом.

16

28. 10

Имя прил-ое. Столица Башкортостана-Уфа.

1

Тренировочные упражнения.

17

30.10

Имя прил-ое. Достопримечательности Башкортостана.

1

Работа с текстом учебника.

18

11.11

Природа Башкортостана.

1

Опрос по вопросам.

НРК(2)

19

13.11

По земле Башкортостана. Сифат. Степени прил-го.

1

Работа  с текстом учебника.

Тренировочные упражнения.

20

18.11

Страницы истории. Синонимы.

1

Изучение нового материала.

21

20.11

По земле Башкортостана. Антонимы.

1

Работа с текстом учебника. Изучение нового материала.

22

25.11

Повторение пройденного. Омонимы.

1

Работа с текстом

учебника. Опрос.

23

27.11

Фразеологизмы.

1

Практические упражнения.

24

02.12

Правила дорожного движения. Повторение о прилагательном.

1

Тренировочные упражнения.

25

04.12

Реки Челябинской Области.

1

Сообщение.

Работа с текстом учебника.

НРК(3)

26

09.12

Наречие. Понятие о наречии.

1

Тренировочные упражнения.

27

11.12.

Степени сравнения наречий.

1

Практические упражнения.

28

16.12

Диктант «Яңы дуҫтар»

1

Диктант.

29.

18.12

Хаталар өҫтөндә эш.

1

Работа с учебником. Тренировочные упражнения.

30

22.12

Ҡылым. Глагол.

1

Практические упражнения

31

24.12

Осел, собака, кошка и петух. (сказка)

1

Повторение и обобщение.

32

14.01

Наклонения глаголов. Повелительное наклонение глаголов.

1

Работа по учебнику. Тренировочные упражнения.

33

16.01

« Судьба Аргаяшских башкир»

1

Сообщение. Работа с текстом учебника.

НРК

(4)

34

21.01

Изъявительное наклонение глагола. Письмо.

1

Работа с текстом учебника

35,36

23.01

28.01

Зима продолжается. Изъявительное наклонение. Прошедшее время.

2

Изучение нового материала.

Тренировочные упражнения.

37

30.01

Изъявительное наклонение. Будущее время.          Ә. Бикташев «Мечта»

1

Практические упражнения.

38

04.02

Диктант «Икмәк тураһында уйҙар»

1

диктант.

39

06.02

Изъявительное наклонение. Настоящее время.

1

Работа по учебнику. Тренировочные упражнения.

40

17.02

Повелительное наклонение.

1

Повторение и обобщение.

41

18.02

Дорожи дружбой.

 «Кто мой друг?». Ф. Фатихова.

1

Сочинение «Мой друг»

42

19.02

Изложение «Руки моей мамы»

1

Творческая работа.

43

24.02

Внеклассное чтение. «Народные песни и причитания».

1

Работа с текстом учебника.

Сообщение.

НРК(5)

44

26.02

Сказка «Дружбой не шутят»

1

Беседа по вопросам. Творческая работа

45

03.03

Р.Р Изложение. «Белка и волк»

1

Изложение.

46

05.03

Реки и озера Башкортостана. Проблема экологии.

1

Работа с текстом учебника.

47

10.03

Внеклассное чтение. М. Карим «Три друга»

1

Работа с текстом учебника.

48

12.03

Диктант «Асылташтар иле»

1

Диктант.

49

19.03

Закрепление материала. Полезные ископаемые Башкортостана.

1

Изучение нового материала.

50

20.03

Поэзия Дины Талхиной.

1

Творческая работа.

НРК(6)

51

31.03

Река Агидель. Понятие о числительном.

1

.Изучение нового материала.

52.53,54

02.04

07.04

09.04

Разряды глаголов.

3

Практические задания.

55

09.04

Повторение пройденного материала.

1

Тренировочные упражнения.

56

14.04

Объяснительный диктант «А вы знаете?»

1

Объяснительный диктант.

57

16.04

Опять пришла весна. Повторение изученного.

1

Повторение. материала..

58

23.04

Зеленая аптека. Лекарственные травы.

1

Практические задания.

59

28.04

Башкирские национальные блюда.

1

Сообщения

НРК(7)

60

30.04

Наши крылатые друзья. Повторение.

1

Творческая работа. Повторение.

61

05.05

Диктант. «Аҫылташтар иле»

1

Диктант.

62

07.05

Экскурсия в весенний лес.

1

Творческая работа.

63,64

12.05

14.05

Повторение изученного.

2

Повторение и обобщение.

65

19.05

Р.Р Изложение «Приметы весны»

1

Изложение.

66

21.05

Диктант «Впереди лето»

1

Диктант.

67

22.05

Работа над ошибками.

1

Тренировочные упражнения.

68,69,70

24.05

27.05

29.05

Повторение материала за год.

3

Повторение и обобщение.

                   


Перечень компонентов учебно- методического комплекса, обеспечивающихся реализацию рабочей программы. 6 класс.

Программа.

Базовый учебник.

Пособие для учителя.

Учебное пособие для ученика.

Инструментарий для отслеживания результатов.

ЦОР, Интернет- ресурс.

Программа по

М.Г. Усманова,

З.М.

Грамматика

Русско-башкирский

М.Г Усманова

http://www.bashculture.ru/

башкирской

З.М.Габитова,

башкирского языка

словарь. Ф.

«Сборник

история и культура Башкортостана

литературе для

Г.Н.Абдулхаева

в таблицах и схемах.

Ф.Азнабаева. Уфа

диктантов и

http://lib/a-grande.ru/

5-11 классов

 «Башкирский язык»

М. Г.Усманова. Уфа

«Книга» 2009.Г.

изложений».

Моя Родина- Башкортостан

средней школы.

язык»

«Книга» 2007.Г

Уфа «Книга»

http://www.gotovim.ru/library/nation/bashkir.ru/

М.Гималова,

«Уфа «Книга»

Русско-башкирский

2007.Г.

готовим сами. Национальная кухня.

Г.Б Хусаинов.

Методические

иллюстрированный

Сборник диктантов

http://mustaykarim.narod.ru/

Уфа «Книга»

2002.г

указания к учебнику

словарь.

и изложений.

Творчествр Мустая Карима.

1997г.

«Башкирский

З.Г.Ураксина .

М.Г.Усманова

Программа по

язык» для 6

Уфа «Книга» 1998.Г.

З.М.Габитова

башкирскому

класса.

Уфа «Книга»

языку для 5- И

З.М.Габитова.

2009.Г.

классов.

Уфа «Книга» 2006.Г.

В.Ш.Псянчин.

Уфа «Книга»

1993г.


                    3. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения башкирского языка обучающийся к концу освоения курс должен

шить/понимать

• роль башкирского языка как национального языка башкирского народа:

• смысл понятий: речь четная и письменная: монолог, диалог: сфера и ситуация речевого общения:

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы:

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-деловой стилей и разговорной речи:

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения):

• основные единицы языка, их признаки:

• основные нормы башкирского литературною языка (орфоэпические. лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные): нормы речевого этикета:

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы:

•определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи: анализировать структуру и языковые особенности текста:

• опознавать языковые единицы, проводить различные  виды  их анализа:

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудировапие и чтение'

•адекватно понимать информацию устного и  письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию):

• читать тексты разных стилей и жанров: владеть разными видами чтения (изучающим,  ознакомительным,  просмотровым):

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации: свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой:

говорение и письмо

воспроизводить, текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект):

• создавать тексты  различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств  в  соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения:

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, расхождение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений):

• свободно, правильно излагать свои мысли в четной и письменной форме, соблюла нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.): адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексически! грамматические нормы современного башкирского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации: 

• соблюдать нормы речевого этикета: уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения:

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их: совершенствовать и редактировать собственные тексты:

использовать приобретенные мания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

' для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности: значения родного языка в жизни человека и общества:

• развития речевой  культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты башкирского языка как явления культуры:

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения:

" увеличения словарного запаса: расширения круга используемых грамматических средств: развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью:

• применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

                                      Контрольно-измерительные материалы.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) включают диктанты, тестовые вопросы, задания, проверяющие лингвистическую компетенцию(умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую компетенцию(практическое владение башкирским языком, его лексикой и грамматикой, соблюдение языковых норм),коммуникативную компетенцию(владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь как устной, так и в письменной форме, а также обрабатывать воспринятую информацию и создать собственные высказывания на ее основе.)

В 6 классе в течение учебного года проводятся следующие контрольные диктанты:

16.12 –Диктант «Яңы дуҫтар»

04.02-Диктант «Икмәк тураһында уйҙар»

27.02- Изложение «Белка и волк»

11.03- Диктант «Светофор»

17.04- Объяснительный диктант «А вы знаете?»

01-05-Диктант «Аҫылташтар»

20.05-Диктант «Впереди лето»

       

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по башкирскому языку для 5 класса

Рабочая программа по 2 линии учебников...

Рабочая программа по башкирскому языку для 1 класса (ФГОС)

Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....

Рабочая программа по башкирскому языку для 3 класса

Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 5 класс

Рабочая программа создана по учебнику "Башкирсикй язык и литература" для 5 класса. Авторы учебника: В. И. Хажин, А. Х. Вильданов, Уфа-2012.По программе дается и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 6 класс

Рабочая программа по предмету "Башкирский язык и литература" для 6 класса, авторы: А. Х.Вильданов, В. И. Хажин, Уфа-2012. Прилагается календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 7класс

Рабочая программа составлена для 7 класса по учебнику "Башкирский язык и литература" (авторы: Ф. А. Хуснутдинова, Д. С. Тикеев, Б. Б. Гафаров, Г. Г. Кагарманов), Уфа - 2010.Прилагается календарно-тема...