Открытый урок в 6 классе, посвященный 150-летнему юбилею талантливого финского композитора - Яна Сибелиуса.
план-конспект урока (6 класс) на тему

Тимофеева Елена Михайловна

Материалы по открытому  уроку, посвящённому 150-летию со дня рождения талантливого финского композитора в 3 частях:
 1) Конспект урока (выполнен в программе Word)


  2) Презентация в Power Point: " Жизнь и творчество Яна Сибелиуса"


  3) Видеоряд + аудиозапись национального гимна " Финляндия" ( не является государственным гимном страны)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока по финскому языку,
посвящённого сто пятидесятилетию со дня рождения Яна Сибелиуса.
Урок поведён в 6 классе 7.12.2015г.
Тема: Интегрированный  урок финского языка и изобразительного искусства.
«150-летие со дня рождения великого композитора Яна Сибелиуса»

Цели: Познакомить учащихся с искусством музыки Финляндии.
На основе текста о Яне Сибелиусе введение новых лексических единиц, расширение
кругозора учащихся и их словарного запаса.
 Оборудование: Портрет Яна Сибелиуса, интерактивная доска
(для показа презентации о Я.С.), магнитофон, аудиодиск « Finlandia».
Для выполнения живописного этюда на каждого уч-ся
альбомный лист, акварельные краски, кисти, вода в пластмассовом стаканчике.

         ХОД УРОКА
            Вступление.
1.Прослушивание  государственного гимна Финляндии « Maamme»  (« Наш край»).
(
автор слов: Йохан Людвиг Рунеберг, автор музыки: Фредерик Пациус). 
Организационные моменты:
 Mikä kuukausi nyt on?                Nyt on joulukuu.
Monesko päivä tänään on?                Tänään on 7. Joulukuuta.
Mikä juhla oli Suomessa eilen?        Suomessa oli Itsenäisyyspäivä- 6. joulukuuta.
Itsenäisyyspäivän kunniaksi kuuntelimme Suomen kansallislaulu.
В честь прошедшего вчера Дня независимости Финляндии мы послушали
государственный гимн, автором музыки государственного гимна был композитор Фредерик Пациус, но сегодня наш урок посвящён Яну Сибелиусу, который сочинил музыку национального гимна Финляндии.
Kansallislaulu-
государственный гимн.     Hymni- гимн.
2. Чтение и перевод текста о Яне Сибелиусе. У каждого уч-ся листок с текстом.
На доске новые слова с переводом:
Syntymä(syntymäpäivä- день рождения)-рождение
Tulee (tulla-приходить, наступать, появляться)наступает
Taitava- искусный, талантливый
Säveltäjä- композитор
Ilmaisee (ilmaista-глагол 3 типа- выражать) - выражает
Kansallistunne (kansallistunnetta)- национальное чувство
1.Jean Sibeliuksen syntymästä tulee 150) sataviisikymmentä vuotta – 8.12.2015
2.Jean Sibelius oli taitava säveltäjä.
3. Sibeliuksen musiikki ilmaisee kansallistunnetta.
4.Jean Sibeliuksen musiikki on Suomen mentaliteetin.
3.Презентация о Яне Сибелиусе — 11 слайдов. Презентацию комментирует Александра Ким.
4.Прослушивание национального гимна Финляндии, автор музыки
Ян Сибелиус.
Во время прослушивания музыки Сибелиуса демонстрируется  видеоряд  к национальному (не является государственным!)  гимну Финляндии.
После  просмотра и прослушивания беседа с 6кл. Вопросы учителя:
1.Понравилась ли вам музыка Сибелиуса?
2.Какие чувства появились  во время просмотра и прослушивания?
3.Какие ассоциации рождались при прослушивании?
4.Какими красками (цветами) вы выполнили бы  ассоциативный этюд?

5.После краткой беседы уч-ся с учителем ИЗО выполняют
ассоциативный этюд акварелью.
 

Бумага, краски, кисти  выданы заранее. На рисунках обязательно присутствуют небо и земля, остальное- то, что ребятам хочется изобразить.
Учитель напоминает
 6 кл. о том, что Финляндия - ближайшая соседняя страна и между нашими странами много различий, но и много общего, похожие климатические условия и похожая природа. Наш прекрасный город у воды и Финляндия – страна тысячи озёр, национальный символ Финляндии - берёза, это дерево и у нас в городе и в Ленинградской области повсеместно встречается.
Сегодняшний урок посвящен знаменитому представителю финского музыкального искусства, талантливому композитору Яну Сибелиусу. Людям  нашей страны, и жителям  Финляндии, необходимо присутствие в жизни различных видов искусства: музыки, живописи, литературы.
Мы изучаем трудный и интересный финский язык, и, конечно, чтобы лучше понимать наших северных соседей нам надо изучать культурные особенности Финляндии. Посмотрев видеоряд к национальному гимну Финляндии, вы, наверняка, заметили, как красива природа этой страны, и как напоминает  наши пейзажи. Когда ваши этюды будут готовы, вам будет интересно посмотреть этюды друг друга, и  убедиться в том, что они будут чем-то похожи, т.к. влияние прекрасной музыки Сибелиуса почувствуем мы все.

6. Запись в рабочей тетради короткого текста о Яне Сибелиусе.
Чтение и перевод предложений на русский язык.

Д / З используя перевод этих предложений на русский язык надо рассказать
текст на финском языке.
7. Выставление оценок. Инструктаж по выполнению д/з.
Рефлексия и итоги урока.
-Kenestä puhuttiin oppitunnilla?
-J.Sibeliuksesta
-Oliko mielenkiintoista oppitunnin aikana?
-Oli mielinkiintoista infoa J.Sibeliuksesta
-Mistä pidätte oppitunnilla?
- Oli mahdollista piirtää ja se oli kivaa                                
-Pidättekö Jean Sibeliuksen musiikista?

- Pidämme Sibeliuksen musiikista.
Предложения для перевода на русский язык:
1.Jean Sibeliuksen syntymästä tulee sataviisikymmentä(150) vuotta 08.12.2015.
2. Jean Sibelius oli taitava savelt
äjä  3. Jean Sibeliuksen musiikki ilmaisee kansallistunnetta
4. Jean Sibeliuksen musiikki on Suomen mentaliteetin symboli.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ян Сибелиус 1865-1957

Слайд 2

Место рождения и имя В небольшом городе Хямеэнлинна на юге центральной Финляндии, недалеко от Хельсинки, 8 декабря 1865 года в семье военного врача родился сын. Его назвали Йоган - Юлиус -Христиан, впоследствии он стал известен под коротким именем Ян.

Слайд 3

В семье говорили на шведском языке и поддерживали шведские культурные традиции. Однако родители отдали Яна в финноязычную среднюю школу. С 1876 года по 1885 он учился в Нормальном лицее Хямеэнлинны . Школа и язык

Слайд 4

Обучение музыке В семье детей обучали игре на музыкальных инструментах. Сестра Яна - Линда занималась на рояле, брат Кристиан — на виолончели, Ян — вначале на рояле, но после предпочёл скрипку. Уже в десять лет Ян сочинил небольшую пьесу. Влечение Яна к музыке возрастало и он начал систематические занятия под руководством руководителя местного духового оркестра Густава Левандера . Полученные практические и теоретические знания позволили написать юноше несколько камерно-инструментальных сочинений. В 1889 году Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.

Слайд 5

Официальным дебютом как композитора: было исполнение симфонической поэмы « Куллерво » ( Kullervo ), для мужского хора и оркестра — по сказанию финского народного эпоса Калевала. Это были годы патриотического подъёма, и Сибелиуса провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт , отцом которой был знаменитый генерал-лейтенант и губернатор - Август Александер Ярнефельт . Дебют

Слайд 6

Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два музыканта : дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров - Роберт Каянус и музыкальный критик Карл Флодин . Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений — последней была Седьмая симфония, впервые исполненная в 1924 году в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Похьёлы » (фин. Pohjolan tytär ),« Туонельский лебедь» ( Tuonelan joutsen ),« Тапиола » ( Tapiola ). Раннее творчество

Слайд 7

Особое положение в финской национальной культуре занимает симфоническая поэма «Финляндия», являющаяся музыкальной иллюстрацией истории народа и имевшая антироссийскую направленность. Мелодия имела успех и стала национальным гимном. Её исполнение в общественных местах, каралось в те времена русскими властями заключением. Национальный гимн

Слайд 8

Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 году симфонической поэмой « Тапиола ». Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось (в 1933 году была анонсирована её премьера); однако ожидания не сбылись. Впрочем, существуют свидетельства, что в 1945 году композитор уничтожил большое количество рукописей , возможно , среди них были и не дошедшие до воплощения поздние сочинения. Тапиола

Слайд 9

С 1940-х интерес к музыке Сибелиуса во многих странах падает. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р. Штраус и Э. Элгар . При этом в Финляндии Ян Сибелиус признан великим национальным композитором, символом величия страны . Шестнадцать сочинений Сибелиуса для драматического театра— свидетельство его склонности к театральной музыке: это симфоническая поэма «Финляндия» ( Finlandia ) (1899) и «Грустный вальс» ( Valse triste ) из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» ( Kuolema ); пьеса была в 1903 году. Музыкальное наследие

Слайд 10

Ещё при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались немногим деятелям искусства. Есть многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, поезд Сибелиус( до Аллегро). Музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса».В Ярвенпяя есть музей Сибелиуса ( названный по имени его жены- Айнола ) В Хельсинки есть замечательный памятник Сибелиусу Памятник Сибелиусу

Слайд 11

Умер Сибелиус в Ярвенпяя 20 сентября 1957.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся "Недаром помнит вся Россия», посвященный 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Презентация Ивачева Юлия Викторовна Ознакомить учащихся и педагогов со следующими задачами материала: Причины и предпосылки войны Вторжение Наполеона в Россию Бородинское сражение. Коренной пе...

Музыкальная викторина, посвященная 75-летнему юбилею В.В. Шаинского

Задачи:1.Обучающая-познакомить с творчеством композитора В. Шаинского.2.Коррекционная- развитие голоса, внимания, памяти, мелкой моторики.3.Воспитательная- прививать любовь к музыке, чувство дружбы....

Классный час, посвященный 200-летнему юбилею Бородинской битвы «Недаром помнит вся Россия…»

подвести учащихся к пониманию стратегической значимости Бородинской битвы в ходе Отечественной войны 1812 г; - показать роль солдат, офицеров и генералов в победе России над наполеоновской армией; - п...

КВН « Наш Кузбасс»( посвящен 70-летнему юбилею Кемеровской области)

Создание развития интереса к природе родного края...

Урок-экскурсия по краеведческой экспозиции: «Путешествие в прошлое родного края», посвященной 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне»

При подготовке урока-экскурсии был спрогнозирован конечный результат задуманного задания: «Урок-экскурсия строится на исторической достоверности фактов, носит познавательный характер, имеет инфо...

Сценарий КВН между 6 и 7 классами, посвященный 160-летнему юбилею со дня рождения С.В.Ковалевской

Материалы для проведения математического конкурса - игры  для учеников 6 и 7 классов....

Внеклассное мероприятие по литературе «А.М. Горький: путешествие в детство», посвященное 155 –летнему юбилею писателя, для 5-9 классов.

Внеклассное мероприятие по литературе«А.М. Горький: путешествие в детство»,посвященное 155 –летнему юбилею писателя,для 5-9 классов. Проведено для ШМО в марте 2023 года....