Главные вкладки

    Урок-экскурсия по краеведческой экспозиции: «Путешествие в прошлое родного края», посвященной 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне»
    план-конспект занятия по краеведению по теме

     
    При подготовке урока-экскурсии был спрогнозирован конечный результат задуманного задания: «Урок-экскурсия строится на исторической достоверности фактов, носит познавательный характер, имеет информативную насыщенность, наполнена творческой и познавательной активностью ребят, эмоционально выдержана. У учащихся формируется представление о событиях военного времени как о страшном горе каждой советской семьи, любого города и страны, в целом. Конкурсные работы становятся страницами районной «Рукописной энциклопедии родного края»».
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok-ekskursiya_shla_voyna.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-экскурсия по краеведческой экспозиции:

    «Путешествие в прошлое родного края»,

    посвященной 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне»

    Тема: «Шла война…»

    Тип занятия: комбинированное

    Форма проведения: урок-экскурсия

    Место проведения: краеведческая экспозиция СЮТур «Путешествие в прошлое родного края», посвященная 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне»

    Содержание: вводное занятие цикла: «Путешествие в прошлое родного края»

    Возраст учащихся: учащиеся младшего школьного возраста

    Цель: воспитывать у учащихся интерес к познанию исторической судьбы своей родины.

    Задачи экскурсии:

    - познакомить учащихся младшего возраста со страницами истории Великой Отечественной войны и событиями военного времени в нашем крае (образовательная),

    - показать значение родного города для победы страны в Великой Отечественной войне (воспитательная),

    - дать навыки учащимся активного познания фактов истории военного времени края и судеб земляков через игровую форму организации экскурсии (развивающая).

    Методы обучения:

    объяснение, беседа, рассказ, словарная работа, обобщение полученных знаний.

    Деятельность учащихся на занятии:

    погружение в тему экскурсии – прослушивание музыкальных фрагментов песен о войне, практическая работа с экспонатами экспозиции, ответы на вопросы, самостоятельная работа, рассказы о судьбах родных военного времени,  творческие задания, минута молчания.

    Средства обучения:

    материалы экспозиции.

    Предварительная работа: опора на знания учащихся образовательных дисциплин основной школы, личный опыт.

    План-конспект проведения:

    Звучат военные песни.

         1. Вступительное слово экскурсовода:

    * слушаем песню и погружаемся в прошлое нашей страны. Это было чуть больше 6 десятилетий назад, когда фашистская Германия напала на нашу родину – СССР;

    * беседа и пояснение слов и понятий – война, отечественная, великая, справедливая, советский народ, немецкий народ, фашистская Германия;

    * объявление цели урока-экскурсии.

         2. Рассказ экскурсовода:

    * об экспонатах экспозиции начала Великой Отечественной войны: газета от 24 июня 1941 года, плакат «Родина Мать зовет!», текст военной присяги (официальное и торжественное обещание);

    * об участии ногинчан в Великой Отечественной войне (мобилизовано около 37 000 человек, 2200 – добровольцы, 2000 человек – народное ополчение, 800 человек направлены на строительство укреплений под Москвой).

    * объявление темы экскурсии «Шла война…».

    1. Познавательная экскурсия - игра:

    * учащимся предлагается осмотреть экспонаты экспозиции и выбрать три предмета, которые им знакомы, ответить на вопросы:

    - почему выбрали этот предмет,

    - как он называется,

    - для чего использовался;

    * учащимся предлагается выбрать из экспонатов экспозиции три предмета, о которых они не знают, но хотели бы узнать.

    * беседа с учащимися о выбранных предметах экспозиции, даются пояснения

         

          4. Обобщение ответов ребят, углубление знаний по теме.

    Экскурсия-рассказ экскурсовода о событиях Великой Отечественной войны, опираясь на ответы ребят. Экскурсия охватывает большинство экспонатов экспозиции, связывая их смысловыми текстами.

            В экскурсию включается рассказ о жизни и трудовой деятельности земляков в годы Великой Отечественной войны, о выпуске военной продукции предприятиями Ногинского района, о делах ребят и подростков в помощь взрослым.

            Ребятам показываются предметы военной поры, документы, письма, фотографии, зачитываются воспоминания детей того времени о военном детстве, отрывки из воспоминаний земляков о работе на предприятиях в военные годы. Приводятся примеры об участии земляков в военных действиях на фронте и о трагических судьбах нескольких поколений семей наших земляков.

            Слушатели активно участвуют в самой экскурсии, имеют возможность рассмотреть, потрогать или примерить на себя некоторые экспонаты, ответить на вопросы экскурсовода, уточнить непонятные слова или выражения.

     

            5. Беседа, вопросы ребятам:

    - Есть ли в семье люди, воевавшие или погибшие в ВОВ?

    - Живы ли в семье те, кто в годы войны были детьми?

    - Кто из родных в годы войны работал на предприятиях тыла?

    - Сохранены ли в семье реликвии военного времени?

    - Как отмечается день Победы в вашей семье?

    Ребята рассказывают о военной истории и военных реликвиях своей семьи.

            6. Объявление темы творческого конкурса среди школьников Ногинского района.

            В экспозиции есть почтовый ящик – «65 лет Победе. Полевая почта».  Объявление конкурса творческих работы учащихся о событиях Великой Отечественной войны, о судьбах родных, земляков – защитниках Отечества. Подведение итогов конкурса к 65-летию Победы - 9 мая 2010 года.

            7. Подведение итогов экскурсии:

    * война завершилась полным разгромом немецких войск. В Берлине был подписан пакт (международный договор, соглашение) о капитуляции немецких войск, наступил день Победы. Участники войны возвращались домой к семьям, …

    * плакат «Слава воину-победителю». 30 землякам присвоено звание «Герой Советского Союза», тысячи людей получили другие высокие награды – ордена и медали. Ребята рассматривают орден Отечественной войны II степени Горбова Александра Демьяновича.

    * итоги участия земляков в ВОВ (из 37 000 призванных на войну - погибли в боях около 15 000 человек);

    * памятники событиям Великой Отечественной войны в нашем крае;

    * памятник труженикам тыла «Тыл – фронту» в Глухово.

            8. Звучит духовная музыка. Зажжение свечи памяти, Минута молчания.

    Самоанализ занятия «Шла война…»

    При подготовке урока-экскурсии был спрогнозирован конечный результат задуманного задания: «Урок-экскурсия строится на исторической достоверности фактов, носит познавательный характер, имеет информативную насыщенность, наполнена творческой и познавательной активностью ребят, эмоционально выдержана. У учащихся формируется представление о событиях военного времени как о страшном горе каждой советской семьи, любого города и страны, в целом. Конкурсные работы становятся страницами районной «Рукописной энциклопедии родного края»».

    Занятие проведено для учащихся в апреле 2010 года. Возраст учащихся 7-10 лет.

    Самоанализ показал, что данное занятие проведено в соответствии с намеченным планом. Все намеченные задачи урока-экскурсии выполнены.

    Ребята не только внимательно слушали предложенную информацию, они быстро включились в игровые ситуации, предложенные педагогом. Уровень знаний оказался посильным, достаточным для ответов на вопросы, самостоятельной работы, а также для усвоения нового материала. Этому способствовали наглядность, осознанность действий, связь предложенных тем с жизненным опытом учащихся, системность изложения.

            Особый интерес у ребят вызвала словарная работа, связанная со знакомством с экспонатами экспозиции. Во время экскурсии были использованы интерактивные формы обучения: беседа, выбор экспонатов для самостоятельного рассказа и получения дополнительной информации о неизвестных предметах от педагога, рассматривание фотографий и фронтовых наград, примерка на себя военного обмундирования, чтение отрывков из военных писем, объяснение слов военной поры, рассказы учащихся о военной истории своей семьи и т.д.

    На занятии была создана атмосфера доверия и творческого исследовательского познания, поэтому ребята активно включались в беседу, отвечали на поставленные вопросы, коллективно вели поиск правильных ответов в игровых ситуациях.

    По моему мнению, на занятии удалось создать эмоциональный фон на протяжении всего занятия, когда звучала музыка военной поры и духовная музыка, прочитывались стихи и отрывки писем с фронта, горела свеча Памяти и проходила минута молчания.

    Темп занятия позволял переключать внимание ребят с одного вида деятельности на другой; была создана «ситуация успеха» благодаря положительным оценкам деятельности ребят, стимулированию активных участников встречи и коллективных усилий.

    Возможно, занятие было несколько перегружено информацией, но его удалось провести динамично, уложиться в намеченные 50 минут. Проблем с дисциплиной ребят не было.

    Положительный результат проведенного занятия сказался в поведении ребят во время минуты молчания и по окончании занятия; в желании больше узнать от родных о военном времени и судьбах близких; принять участие в конкурсе творческих работ о событиях Великой Отечественной войны в нашем крае «Шла война…»; спланировать работу своей группы навстречу юбилею Победы, опираясь на советы педагога во время экскурсии.

    Педагог дополнительного образования:

     Ефремова Наталья Викторовна

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий митинга, посвященного шестьдесят седьмой годовщине победы в Великой Отечественной войне.

    Навсегда в историю войн войдет знаменитое Прохоровское танковое сражение 1943 года, где, пересилив огромную вражескую силу, наши солдаты одержали Победу. 23 июля 1943 года было освобождено...

    Сценарий агиттеатра, посвящённый юбилею победы в Великой Отечественной войне.

    Уже давно отгремели взрывы той далёкой войны, но память о ней должна сохраниться в наших сердцах. Этот сценарий о мальчиках и девочках сороковых, на долю которых выпали разлука, боль, смерть....

    Музыкально-историческая композиция, посвященная 69-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Салютуем во славу Победы!!!"

    Мероприятие направлено на воспитание в детях мужества и любви к Отчизне, приобщение их к изучению военной истории и патриотических традиций края и страны, утверждение в сознании учащихся патриотически...

    Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").

    Проект  "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны"  был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель  Л.В. Шатилова, объявила о  ра...

    Открытое занятие кружков английского языка и истории. Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне.

    Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне, проводился среди студентов 1 и 2 курса.Интеграция данного у...

    Конкурс чтецов «Поклонимся Великим тем годам», посвященный юбилею Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

    Разработка конкурса чтецов "Поклонимся Великим тем годам" адресована педагогам, занимающимся духовно-нравственным воспитанием детей. Мероприятие соответствует современным требованиям и тенденциям пров...

    Сценарий мероприятия « Мы этой памяти верны», посвящённого Юбилею Победы в Великой Отечественной войне.

    Цель проведения: углубление знаний учащихся, родителей в области истории войны 1941 - 1945 года; показ живой связи поколений; воспитание патриотизма.Форма проведения: заседание семейного клуба.Участни...