Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по мордовскому языку 4 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Внеурочная деятельность по мордовскому языку в 4 классе "Фольклор земли Мордовской"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_4_klass.docx43.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Явасская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района РМ

Рассмотрена

на заседании ШУМО

учителей мокшанского языка

Протокол № 1 от  24. 08.2016 г.

Председатель ШУМО

 ___________  Н. Е. Ширяева

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

________ В. С. Дьякова

...08.2016 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Явасская СОШ»

________Л.С. Михайлова

26. 08.2016 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Фольклор земли Мордовской» 

4 класс

Составитель:

Зубарева Татьяна Ивановна

учитель мокшанского языка

       

             

п. Явас

2016 – 2017 уч.г.

  1. Пояснительная записка.

В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется этнокультурному образованию, которое способствует формированию у учащихся любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.

 Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим программа  предлагает ознакомить младших школьников с образцами русского, мордовского, татарского фольклора.  

 Программа составлена для внеурочной деятельности учащихся начальной школы (2-4 классы) общеобразовательных учебных заведений, с  изучением мордовских (мокшанского, эрзянского) языков.  Это связано с тем, что именно на начальной ступени обучения происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.

 Реализацию данного курса можно продолжить в среднем и старшем звене общеобразовательных  учебных заведений.

Цель программы – привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с мордовским, русским народным творчеством музыкальным искусством,  воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.

Данная цель реализуется в задачах:

  1. Формирование  чувства любви к Родине – Мордовии и России, своему городу, селу.
  2. Формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, музыкальному искусству Мордовии, мордовскому, русскому, татарскому фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику.
  3. Создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе,  формированию уважения к разным  народам и их культурам, этнической толерантности.
  4. Знакомство с танцевальными движениями, историей, бытом, традициями и обычаями народов,  населяющих Мордовию.
  5. Знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями, формирование понимания того общего, что  объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский, татарский и русский музыкальный фольклор.
  6. Формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания,   у детей различных национальностей.  

        Программа курса внеурочной деятельности «Фольклор земли Мордовской» для 4 класса разработана на основании: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования,  с использованием авторской программы «Фольклор земли Мордовской», разработанной учителем начальных классов Пучкиной В. В.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

  1. Вводное занятие (2часа).

Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров: песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, прибаутки, небылицы, потешки, считалки, дразнилки.

  1. Осенние посиделки (1часов).

Знакомство с праздником, посвященном сбору урожая.

  1. Мы живем в многонациональной семье  (4 часов).

Музыкальный фольклор народов Мордовии: мордовские, русские, татарские народные песни.

Разучивание: «Луганяса келунясь», «Во кузнице»

Разучивание:  « Пеетькшнемань кштима», частушки, шутки, прибаутки.

  1. Животные и птицы в мордовском фольклоре (3 часа).

Песни, сказки, загадки о птицах, домашних и диких животных.

  1. Расскажи мне про сказочку (3 часов).

Мордовские, русские, татарские народные сказки.

  1. Вирява и ее владения (1час).

Вирява – хранительница леса. Подданные Вирявы — лесные озорные зверюшки. Нишке паз – бог пчел. Загадки про лес и его обитателей.

  1. В гостях у Ведявы (1час).

Ведява — хранительница воды.

  1. Роштовань кудо (рождественский дом) (1 часа).

Рождественские колядки, загадки, пляски.

  1. Защитники нашей Родины (1час)

Защитники нашей Родины

  1. Женский праздник (1 час)

Женский праздник

  1. Трудолюбие и мастерство мордовского народа (3 часов).

Народные промыслы мордвы: резьба по дереву (знакомство с работами мастеров из Подлесной Тавлы),  вышивание «крестиком» рушника, аппликация из мордовского орнамента. Знакомство с картиной И.Сидельникова «Мордовские вышивальщицы. Приданое».

  1. Предания и легенды мордвы (2 часа).

«Дамай ды Лияна», «Пси седейть», «Тюштя».

  1. Посещение мордовского национального театра имени  И.М.Яушева (2 час).

Просмотр спектакля для детей.

  1. Посещение музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (2 час).

Знакомство с творчеством скульптора, работами  мордовских художников

  1. Посещение  мордовского республиканского краеведческого музея (2 час).

Знакомство с бытом древней мордвы.  Сравнение мордовских (мокша,  эрьзя и шокша), татарского и русского национальных костюмов.

  1. Русские и мордовские народные инструменты (2 часа).

Ложки, жужжалки ,свистушки, нудий , акациянь цюцюка, тутушка, чувтонь лопа.

XVII. Весенние обрядовые праздники (2часа).

Масленица, Верба, Пасха.

Отчетное мероприятие.

XVIII. Повторение изученного материала (1 час)


3. Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

План

Факт

План

Факт

I

Вводное занятие

2

1

Что такое фольклор?

1

2

Виды фольклорных жанров:   песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, прибаутки, небылицы, потешки, считалки, дразнилки.

1

II

Осенние посиделки

1

3

Знакомство с праздником, посвященном сбору урожая

1

III

Мы живём в многонациональной семье

4

4

Музыкальный фольклор народов Мордовии: мордовские, русские, татарские народные песни.

1

5

Музыкальный фольклор народов Мордовии: мордовские, русские, татарские народные песни.

1

6

 Разучивание: «Луганяса келунясь»

1

7

 Разучивание «Во кузнице»

1

IV

Животные и птицы в мордовском фольклоре

3

        

8

Песни о птицах,  домашних и диких животных

1

9

Сказки о птицах,  домашних и диких животных

1

10

Загадки о птицах,  домашних и диких животных

1

V

Расскажи мне про сказочку

3

11

Мордовские народные сказки

1

12

Русские народные сказки

1

13

Татарские народные сказки

1

VI

Вирява и ее владения

1

14

Вирява и ее владения

1

VII

В гостях у Ведявы

1

15

В гостях у Ведявы

1

VIII

Рождественский дом

1

16

Рождественские колядки, загадки, пляски

1

IX

Защитники нашей Родины

1

17

Защитники нашей Родины

1

X

Женский праздник

1

18

Женский праздник

1

XI

Мастерство и трудолюбие мордовского народа

3

19

Народные промыслы мордвы: резьба по дереву (знакомство с работами мастеров из Мордовии)

1

20

Знакомство с картиной И.Сидельникова «Мордовские вышивальщицы. Приданое».

1

21

Аппликация из мордовского орнамента

1

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

План

Факт

План

Факт

XII

Предания и легенды мордвы

2

22

Предания мордвы

1

23

Легенды мордвы

1

XIII

Мордовский национальный театр имени  И.М. Яушева

2

24

Мордовский национальный театр имени  И.М. Яушева

1

25

Просмотр спектакля для детей

1

XIV

Музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрзи

2

26

Знакомство с творчеством скульптора

1

27

Знакомство с работами художников Мордовии

1

XV

Мордовский республиканский краеведческий музей

2

28

Знакомство с бытом древней мордвы

1

29

Сравнение мордовских (мокша,  эрьзя и шокша), татарского и русского национальных костюмов.

1

XVI

Русские и мордовские народные инструменты

2

30

Русские и мордовские народные инструменты

1

31

Русские и мордовские народные инструменты

1

XVII

Весенние обрядовые праздники

2

32

 Весенние обрядовые праздники мордвы

1

33

Отчетное мероприятие

1

XVIII

Повторение изученного материала

1

34

Повторение изученного материала

1

                               Итого:

34


4. Результаты  освоения курса внеурочной деятельности

К  окончанию данного курса обучающиеся должны знать:

- виды фольклорных жанров;

- названия обрядовых праздников;

-отличительные особенности русского, мордовских (мокшанского, эрзянского, шокшанского), татарского национальных костюмов;

- названия народных инструментов;

- различные виды народных промыслов  мордвы.

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой;

- исполнять народные (русские, мордовские) песни;

- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;

- вышивать «крестиком» мордовские орнаменты;

- исполнять простейшие движения мордовского народного танца;

- исполнять на ложках несложные мелодии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы  психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова,  ваших и моих личных разработок была написана п...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной де...

Календарно - тематическое планирование (внеурочной деятельности) для 5-6 классов

Календарно - тематическое планирование (внеурочной деятельности) предназначается для учащихся 5-6 классов и ориентировано на 68 часов, включая каникулярное время, для возможности орг...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку "Повторим грамматику"

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для 7,8 классов «Этикетный французский»

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельностидля 7,8 классов«Этикетный французский»...

Календарно-тематическое планирование Внеурочной деятельности «Юный исследователь» 7 класс

Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе. Современный учебный процесс направлен не ст...