Адыгэ 1анзр
план-конспект урока на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Разработка урока по адыгейскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adyge_1aner.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Темэр. Адыгэ 1анэр. Лым (мэлылым, чэмылым, чэтылым, тхьачэтылым) хаш1ык1ырэ шхынхэр.

                                      Пэнэжьыкъое муниципальнэ

                                                гурыт еджап1эу  № 1 адыгабзэмрэ

                                           литературэмрэ як1элэегъаджэу

Нэныжъ З.З. иурок шъхьаихыгъэ иплан.

2011 илъэс

Темэр. Адыгэ 1анэр. Лым (мэлылым, чэмылым, чэтылым, тхьачэтылым) хаш1ык1ырэ шхынхэр.

Мурадыр: адыгэ 1анэ зыфа1орэм нэ1уасэ к1элэеджак1охэр фэш1ыгъэнхэр, адыгэхэм лым хаш1ык1ырэ шхынхэр къафэ1отэныр, глаголыр адыгабзэм приставкэу х(э) зыфи1орэмк1э гъэпсыгъэ зэрэхъурэр къагурыгъэ1огъэныр.

Нэрылъэгъу-1эпы1эгъухэр: сурэтхэр, 1анэ, адыгэ шхынхэр, таблицэхэр, карточкэхэр.

Урокым ик1уак1.

I. Унэмк1э гъэцэк1эным иуплъэк1ун.

1. Синтаксический разбор предложения.

Мэзыбэмэ тихэку къагъэк1эрак1э.

К1элэегъаджэр. Сделайте морфемный анализ глагола къэагъэк1эрак1э.

- Вспомните, что вы знаете о глаголе.

II. Опрос. Сыда глагол зыфат1орэр? Сыдэущтэу глаголыр зэхъок1ра? Мы глаголым сыда къеш1ол1эн  шъулъэк1ыщтыр? В какой форме он стоит?

- В каузативной форме.

К1элэегъаджэр. Как вы узнали?

- Суффикс – гъэ указывает на то, что глагол находится в каузативной форме.

III. К1элэегъаджэр. Рассмотрите рисунки. Какие действия выполняет мальчик.

- Образуйте от исходной формы каузативные глаголы, запишите их и выделите приставки: мак1о – егъак1о, мачъэ – егъачъэ, мат1э – егъат1э.

Вывод. Глаголы в каузативной форме образуются при помощи приставок – гъэ (-гъа) и показывает, что действие осуществляется по просьбе, по велению другого лица.

IV. Темак1эм икъэ1отэн.

  1. Чтение стихотворения «Адыгэ 1анэ» из упражнения 1.

К1элэегъаджэр. О чем рассказывается в этом стихотворении?

- Кто автор стихотворения?

- Есть ли непонятные слова?

  1. Словарная работа: ук1ытэм земыгъэфыз – не дай стыду себя сдавить,

                                ошэкур – матрац,

                                щыгъу-п1астэ – хлеб-соль.

К1элэегъаджэр. Разные источники по-разному дают определение данному слову. Остановимся на одном из них. Алкес Жане утверждает, что 1анэ сделали из такой разновидности дерева как 1энай и поэтому его так назвали.

Обратите внимание на то, что у 1анэ три ножки и он круглый. Это для того, чтобы каждый за ним чувствовал себя равноправным.

  1. К1элэегъаджэр.перед вами стоит 1анэ, а на нем разновидности адыгейской кухни. Это

Щыпс – щыпс, делают из курицы, говядины.

П1астэ – мамалыга, делают из кукурузной крупы.

         Чэтыл – куриное мясо;

         Чэмыл – говядина;

         Тхьачэтыл – мясо из индюшатины.

Из баранины – мэлыл тоже делают разные блюда, но сегодня мы его не принесли.

Запишите новые слова в свои словари.

- Скажите, кто является автором стихотворения?

- Автором  стихотворения является Нехай Руслан.

К1элэегъаджэр. Мы познакомились с этим поэтом в 5 классе. Что вы можете о нем рассказать?  (на адыгейском языке).

- Теуцожь районым ит къуаджэу Очэпщые Нэхэе Руслъан къыщыхъугъ.

- Адыгэ къэралыгъо к1элэегъэджэ институтыр къыухыгъ.

- Апшъэрэ литературнэ курсхэр Москва къыщиухыгъ.

- Телевидениемрэ радиомрэ яхэку комитетрэ хэку гъэзэтымрэ 1оф ащиш1агъ.

К1элэегъаджэр. Нэхэе Руслъанэ усабэ ытхыгъ. Ахэмэ ащыщхэм нэ1уасэ мы илъэс еджэгъум шъуащыфэхъугъ. Хэт ыгу къэк1ыжьра а усэхэр? (Усэхэм к1элэеджак1охэр къяджэх).

- Прочитайте повторно стихотворение «Адыгэ 1анэ». Найдите глаголы в каузативной форме:

Урагъэблагъэми, земыгъэфыз.

  1. Переведите текст на русский язык (упр.2).

Словарная работа – гъомлэпхъэ ш1ыным – приготовление еды;

                                  мэхьанэшхо – большое значение;

                                  зэрахьэщтыгъэ – носили, разносили;

                                  гощыгъэу – разделенный, распределенный.

К1элэегъаджэр. Этикет также требует, чтобы после приема пищи человек прошел не менее девяти шагов. Адыги любили постоянно двигаться. Адыгейские пословицы учат: «Бэ мышхэу зыгъэшхэк1» - «Мало кушай, не наедайся», «Бэшхы нахьи баш1э» - «Чем много кушающий, много делающий» и др. Адыгейский этикет непримиримо боролся против обжорства и это давало свои необходимые результаты. Европейские авторы, побывавшие среди адыгов, пишут, что они изящны, подтянуты, подвижны, терпимо и спокойно относятся к пище.

V. Работа по таблице:

1. Имена, обозначающие вещество: тыжьын – серебро, фыгу – пшено. П1астэр фыгум хэш1ык1ыгъ.

2. Имена, обозначающие отвлеченные понятия: тхьамык1агъо – горе, гуш1уагъо – радость. Ар тхьамык1агъо хэфагъ.

3. Имена, имеющие собирательное значение, а также имена во множественном числе: куп – толпа, уцы – трава. Асхьад ц1ыф купэу щытмэ ахэхьагъ.

4. Имена, служащие для обозначения мягких веществ: ошэкур – матрац, чэтыц – перина. Ошэкурыр мэлыцым хэш1ык1ыгъ.

Коллективное выполнение упражнения 3. Найти глаголы, образованные с помощью приставки х(э), перевести на русский язык первые четыре предложения.

Самостоятельная работа по карточкам с заданием: найти глаголы и объяснить с помощью чего образованы глаголы и какое значение имеют.

Карточкэу № 1

  1. Ар тыжьыным хэш1ык1ыгъ.
  2. Нэнэжъ ишъхьэуз хэжъук1ыгъ.

Карточкэу № 2

  1. Асфар псым хэхьагъ.
  2. Шъхьантэр чэтыцым хэш1ык1ыгъ.

Карточкэу № 3

  1. К1элэц1ык1ухэр мэзым хэхьагъэх.
  2. Щэм къоепс хак1агъ.

VI. Гъэпытэжьын.

  1. Ролевая игра «Близнецы». Все получают рисунки, не показывают их друг другу. Описывая рисунок, задавая друг другу вопросы, играющие должны найти пары одинаковых рисунков (на рисунках 1анэ, разновидности адыгейской кухни). Вопросы задают на адыгейском языке.
  2. Сочинение - ц1ык1у «Хьэк1ак1о тыщы1» (из 5-6 предложений).

VII. Зэфэхьысыжь.

VIII.Унэмк1э гъэцэк1эн: н.61, 1оф.6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темэр: «Адыгэ бзылъфыгъэм лъэпкъ зэхэтык1э хабзэхэр зэрэзэрихьэрэр»

Урок-семинар:Темэр:«Адыгэ бзылъфыгъэм лъэпкъ зэхэтык1э хабзэхэр зэрэзэрихьэрэр»...

Исторический урок на адыгском языке «Адыгэ мэмлюкхэр. Пщышхуэ Инал Нэху». «Черкесские мамлюки. Князь Инал Светлейший».

Исторический урок на адыгском языке «Адыгэ мэмлюкхэр. Пщышхуэ Инал Нэху». «Черкесские мамлюки. Князь Инал Светлейший». ...

Темэ: «Пасэ зэманым адыгэ ц1ыхубзым и образыр Щоджэнц1ык1у Алий и «Мадинэ» поэмэм къызэрыщыгъэлъэгъуар »

Учитель:Мамиева Альбина Артуровна.Урок: Кабардинская литература.Тип урока: Подготовка к сочинению.Цель урока: Активизация учебной и творческой деятельности учащихся средствами литературы, народного фо...

Презентация «Пасэ зэманым адыгэ ц1ыхубзым и образыр Щоджэнц1ык1у А. и «Мадинэ» поэмэм къызэрыщыгъэлъэгъуар»

Презентация «Пасэ зэманым адыгэ ц1ыхубзым и образыр Щоджэнц1ык1у А. и «Мадинэ» поэмэм къызэрыщыгъэлъэгъуар»...

Адыгэ ныпым и махуэ

Уи  Хэкум  куэдрэ  уэ  хуомыщ1  тхьэлъанэ«Сылъэнщ  уэрщхьэк1э» - жып1эу  умыув,1уэхуншэу  упэмыплъэу  ущ1ыл1эным,Уи1эхук1э  гъащ1э  –  Хэкум...

Гъэсэныгъэм и сыхьэт «Адыгэ хабзэкIэ зэджэр зищIысыр»

Мурадыр:1) Хабзэм теухуауэ ебгъуанэ - епщ1анэ классым щ1эс ц1ык1ухэм я щ1эныгъэр здынэсыр къэпщытэжын.2) Еджак1ухэм лъэпкъым и 1уэры1уатэр ф1ыуэ егъэлъагъун.        ...

Стихотворение собственного сочинения "Щэрэ1у Республикэм адыгэ макъэр"

Стихотворение написала ученица 8 класса МБОУ "СОШ №2" а. Ассоколай, Хатко Фатима. Оно посвящено родному языку. Автор призывает всех не забывать свой родной язык, а приумножать его....