конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему

Галкович  Оксана Вячеславовна

урок русского языка в 5 классе по теме "Корни -лаг-, -лож-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_korni_lag-lozh.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

СТАНИЦЫ  ИЛЬИНСКОЙМО  НОВОПОКРОВСКИЙ  РАЙОН

Открытый урок по русскому языку

 5   класс

«  Правописание чередующихся гласных о и а в корнях - лаг- --- -лож-  »

Учитель Галкович Оксана Вячеславовна

Тема:  «  Правописание чередующихся гласных о и а в корнях - лаг- --- -лож-  »

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные: Повторить чередование гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях –лаг-,- лож- . Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала;анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценкуустойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Оборудование урока: компьютермультимедийный проектор, доска, тетради.

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и мы активно поработаем на уроке. В этом я даже не сомневаюсь.

Ребята, с каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком?

2. Актуализация знаний (цель: вспомнить материал по теме «виды орфограмм», проблемное задание, связанное с формулировкой темы урока).

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Пропустим строчку и выполним следующее задание (фронтальная работа)

Бе…шумный, ра…писание, ра…чертить, о...вещать, п...длететь, з…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна, предл…жить, предл…гать

- Какие правила мы применили?

- Все ли слова мы смогли проверить?

- Почему не смогли проверить слова предложить и предлагать?

- Какова наша учебная задача?

- Что нам предстоит выяснить?

- Как будет звучать тема урока?

-Правильно, молодцы!

Запишите тему урока: Правописание корней –лаг – лож-

3. Изучение новой темы .

Я предлагаю провести исследование, выполнив следующее задание в парах.

Перед вами правильно записанные слова, спишите их, выделите корень, сравните, попытайтесь выделить закономерность.

Излагать, приложить, слагать, разложить, предложить, предлагать,

Все справились с заданием?

В чём особенность этих слов? (в этих словах происходит чередование гласных)

Какие гласные чередуются?

От чего зависит написание о-а ?

Попробуйте сформулировать правило.

Давайте обратимся к учебнику и проверим, правильно ли мы сформулировали правило? Откройте страницу 177. Прочитайте про себя теорию до упражнения 433.

Существует слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово «полог», чтобы определить лексическое значение этого слова, обратимся к толковому словарю (полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Н-р, ситцевый полог). (слайд презентации)

Попробуем составить алгоритм, чтобы было легче запомнить правило.

(Выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

4.Физминутка

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками,

Дружно топаем ногами,

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

5.Закрепление изученного материала.

Фронтальная работа с учебником упр.435 (устно).

  Работа в группах. Выпишите в 1 столбик слова с корнем –лаг-, а во 2 столбик слова с корнем –лож--. С проговариванием алгоритма действий вслух

Прил…гать усилия, сл…жить вещи, отл…жить празднование, возл…гать надежды, предл…жить блины, безотл…гательное дело, радостное предпол…жжение, распол…житься у костра.

(Проверка – слайд презентации)

Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Изл..гать, изл..жить, разд..ру, прил..гательных, изл..жение; сл..гаемые, распол..житься; распол..гать, пол…г , приб…рать,

-лаг-

-лож-

исключение

Другие корни

Заполняют таблицу, работают в парах

 Задание. Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть илиположу.

Поработайте в парах.

1.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …….их в портфель.

2.Я прочитаю книгу и ……. её на место.

3.Для сохранения здоровья не …….. в еду много соли.

Вывод: Нет глаголов без приставок с корнем лаг-лож, поэтому нельзя сказать ложу, ложит. А слово класть нельзя употреблять с приставкой. Правильно говорить: кладу и положу.

 Выборочный диктант.

– Я прочитаю несколько пословиц, а вы выпишете из них только слова с корнями –лаг- – -лож-.

Не забывайте графически обозначать условие выбора орфограммы.

1. Если сложить все ошибки умного, получится гора.

2. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения.

3. Отработав, что полагается, съешь, что причитается.

4. Прилагай труд к справедливому делу. 

 Учитель: От данных глаголов с помощью суффикса –ени образуйте существительные.

Изл…гать, предл…гать, предпол…гать, сл…гать, прил..гать, пол…гать, возл…гать, распол…гать, предпол..гать.

А теперь проведём самопроверку. На доске ключ к заданию. Поставьте отметку:

0 ошибок «5»

1-2 ошибки «4»

3-4 ошибки «3»

5 и более «2»

-Составьте простое предложение с одним из существительных, выделите грамматическую основу.

-Сделайте морфологический разбор одного существительного.

6. Рефлексия

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

Какую орфограмму сегодня изучили?

Как нужно действовать, чтобы выйти из затруднения при выборе гласной в этих корнях?

Интересно ли было?

 7. Выставление отметок
8. Домашнее задание  дифференцированное

  1. По учебнику: упр…
  2. Составить карточку для соседа по парте на изученное правило.
  3. Написать небольшой рассказ, употребляя слова с корнями –лаг – лож-.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...