Актуальные проблемы и пути повышения качества преподавания башкирского языка и литературы как родного и государственного.
статья на тему

Солтанова Әлфиә Владик ҡыҙы

Актуальные проблемы и пути повшения качества преподавания башкирского языка и литературы как родного и государственного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konkurs.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

А.В. Султанова,

учитель башкирского языка и литературы, СОШ № 12 г.Нефтекамск

Актуальные проблемы и пути повышения качества преподавания башкирского языка и литературы как родного и государственного.

Изучение родных языков в школах города организовано в соответствии с Законами «Об образовании», «О языках народов Республики Башкортостан», государственной программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан.

В центре внимания современной школы находится личность, которая воспитывается и развивается в поликультурном обществе. Язык является важнейшим признаком нации, он сохраняет и передает из поколения в поколение сведения об истории и культуре нации, нравах и обычаях, оказывает мощное влияние на этническое самосознание, которое заставляет людей все чаще обращаться к народным истокам, национальным корням. Рост культурного уровня населения выражается в желании знать и понимать свой родной язык, обучать своих детей родным языкам. Вопросы национального образования являются приоритетными в современной образовательной политике Республики Башкортостан.

Именно язык является выразителем души народа, любого, независимо большого и малого. В родном языке заложены основы национальной духовности, он несёт в себе традиции народа и тепло первых родительских слов над колыбелью, именно через него открываются двери собственной и общечеловеческой науки и культуры. Недаром в народе говорят: «Знание родного языка открывает путь к сердцу». Не обучая детей родному языку, мы обделяем их, обрекаем на духовную ущербность, неполноценность. Лишь человек, умеющий ценить свой родной язык, в состоянии сознательно уважать и понимать язык другого народа, быть толерантной и высокоадаптированной личностью.

          Задача сохранения родных языков важна для всех народов.

           На земле живут люди разных национальностей, их объединяют языки, которые рождены самими же людьми. Важной задачей перед человечеством стоит сохранение своего родного языка, как неповторимого феномена. Действительно, на сегодняшний день по данным ЮНЕСКО в мире существует около семи тысяч языков, но большинство из них под угрозой исчезновения, потому что в печати, в просвещении, а также в других областях используется только одна четверть из существующих языков.

Рост и развитие национального просвещения – это одна из главных задач.

Учитель сегодня формирует завтрашний облик общества, страны, мира, ведь ученики, которые сегодня сидят за партой, завтра будут управлять государствами, делать научные открытия, создавать, созидать, определять развитие человеческой цивилизации, защищать свою родину от посягательства врагов. И за спиной каждого из них будет стоять его учитель, его пример для подражания, образ, который он пронесёт в своей памяти через всю жизнь.

Поэтому учитель несёт огромную ответственность перед обществом, страной, семьёй своего ученика за результаты своего труда. Учитель – это не профессия, это – призвание, миссия. Нельзя закончить урок, закрыть за собой двери школы и перестать быть учителем.

К языку и культуре башкирского народа приобщаются дети разных национальностей. Сегодня необходимо формирование коммуникативной компетентности. Это значит, что русскоязычная школа должна учить школьников общаться на башкирском государственном языке в устной и письменной форме. Ее задача – подготовить пользователя языка, который может применить свои знания не только для ответа на уроке, но и в любой жизненной ситуации. Современные требования к изучению языка строятся на принципиально новой основе. Школьники должны осваивать устную и письменную речь для того, чтобы познакомиться с богатым литературным наследием башкирских писателей и поэтов, чтобы ознакомиться с содержанием периодической печати, которая в настоящем времени имеется в достаточном количестве в любой библиотеке, чтобы послушать и посмотреть интересные передачи, спектакли на башкирском языке. Во внеурочное время мы изучаем с ребятами историю своего родного края, свою родословную, составляем шэжэре, посещаем краеведческие музеи, библиотеки, концерты артистов башкирской эстрады, выступления известных кураистов, башкирские спектакли, ставим башкирские народные танцы, выступаем перед родителями. 

На своих уроках, создавая проблемную ситуацию, стараюсь пробудить интерес детей к знанию. На уроке башкирского языка и литературы использую современные обучающие технологии:

1) при обучении языку использую учебно-методические комплексы, стараюсь включить в активную индивидуальную учебную деятельность по овладению аудированием и чтением всех учащихся;

2) дидактическая игра занимает важное место в системе личностно-ориентированного обучения.

Дидактические игры эффективны в обеспечении успешного развития коммуникативных навыков. В игровой практике придерживаюсь определенных принципов:

1. Для имитации заданной среды, как правило, используются музыка, выставка книг, репродукции картин, перестановка в классе. Целесообразно привлекаю учащихся и к процессу изготовления дидактических игр.

2. Кроме духа соревновательности, придаю играм проблемность. Учащиеся, играя, решают важные задачи, связанные с устранением пробелов в их знаниях, с отработкой навыков произношения, с решением проблем литературоведческого анализа текста.

З. Учитывая разный уровень развития учащихся, предлагаю игры на выбор, нередко составляю индивидуальные планы игр.

4. После игры обязательно обсуждается итог, отмечаются успехи каждого.

Дидактические игры.

1. «Письмо литературного героя».

2. «Затерянная страница». В шкатулке могут быть стихи без автора, портрет, иллюстрации к какому-либо произведению, отрывок из произведений, т.д. Другая функция игры: попробовать написать или дописать текст к затерявшемуся названию.

З. «Значение слова». Цель игры: развитие навыков различения прямого и переносного значений слов.

4. Сюжетно-ролевая игра «Редакция». Цели: развитие корректорских навыков, формирование умений озаглавливать текст, понимать его структуру, содержание, основную мысль.

Считаю нужным донести до своих учеников слово писателя. Путь один - обучение анализу художественного текста, аналитическая работа, при которой читатель стремится максимально полно и точно воспринять содержащуюся информацию, осмыслить.

Чтобы добиться определенных результатов и вовлечь ученика в активный процесс получения и переработки знаний использую в своей работе методы интерактивного обучения, основанные на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, ролевые, деловые игры. Развитие коммуникационных умений учащихся происходит как в общении микрогрупп, так и в диалоге между группами. В повышении эффективности образовательного процесса уделяю особое внимание развитию у обучающихся инициативы к активному добыванию знаний.

Однако, несмотря на провозглашение равноправия башкирского и русского языков как государственных, на практике сферы и объем функционирования башкирского языка остаются ограниченными. В настоящее время еще не сложилась практика применения башкирского языка в процессе законотворчества и государственного управления, не определены принципы организации документооборота в условиях двуязычия в органах власти и государственных учреждениях. Остается актуальной проблема изучения башкирского языка в северо-западных районах республики. Отсутствие системы непрерывного образования на родном языке.

Семья является ведущим институтом сохранения и развития родного языка. Но этот социальный институт способствует конструктивному решению национально-языковых проблем только в той мере, в какой семья оказывается взаимодействующей с образовательной системой.

На современном этапе необходимо разработать программу мероприятий по усилению роли семьи в приобщении детей к ценностям родного языка и культуры, в которой необходимо сформулировать принципы национально-языкового семейного воспитания, определить соответствующие координирующие органы.

Языковое регулирование посредством формирования общественного мнения предполагает регулярное изучение общественного мнения по вопросам языковой политики.

Литература

1. Методические рекомендации.- Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.

2. Габитова З.М., Давлетшина М.С. Методика преподавания башкирского языка. - Уфа: «Китап», 2011

3. Закон Республики Башкортостан о языках народов Республики Башкортостан.

4. Лингвокраеведение: программа учебной дисциплины/ сост. д.ф.н., проф. Т.М. Гарипов, к. ф.н., ст. преп. Е.Е. Хазимуллина. – Уфа: издательство БГПУ, 2006.