Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики
опыты и эксперименты

Vorobchikova

Развитие сети Интернет привело к тому, что школа перестала быть единственным источником знаний для ребенка. Поэтому, новые задачи школы - это интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, установка связи с жизненным опытом ребенка. Кроме того, одними из приоритетных задач, которые стоят перед образовательной организацией сегодня - формирование личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения .

Для решения данных задач используется система формирования универсальных учебных действий. Вспомним известную притчу: чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

В широком значении термин «Универсальные учебные действия», по мнению А.Г.Асмолова, означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении автор понимает этот термин как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы, учебные цели и задачи, учебные действия и операции.

В составе основных видов универсальных учебных действий (далее – УУД), соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Рассмотрим те, которые развиваются в рамках освоения предмета «Информатика и ИКТ»:

Для формирования личностных УУД, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

  • Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.
  • Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является как средство самопознания например: тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты; нахождение новых способов самореализации например: создание собственного сайта - самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.
  • Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.
  • Наличие способности действовать в собственных интересах, получать, признание в некоторой области - участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с внешним миром, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Итак, в деятельностной форме суть регулятивных действий можно представить так:

  • Умение формулировать собственные учебные цели - цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.
  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы. Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

В состав познавательных УУД можно включить:

  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием.
  • Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат -моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент.
  • Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей в качестве примера допустим практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем.
  • Умение работать со справочной литературой, инструкциями, например знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе.
  • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.
  • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

  • Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.
  • Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды.
  • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации.
  • Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками - понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования.
  • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне.
  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений. Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов - существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

 1. Наличие специальных технических средств, а именно персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;

2. Компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом:

  1. в нем каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам;
  2. ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места, таким образом, на предмете информатика созданы особые условия для развития коммуникативных компетентностей;

3. Активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;

4. Предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Это создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода.

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования УУД. Совокупность формируемых действий, на уроках информатики, может быть перенесены на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Необходимо целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.

Литература:

  1. Агапова, Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе [Текст] / Р.Агапова //Информатика и образование. –2004. -№2.- С.47.  
  2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пособие для учителя [Текст] / [под ред. А.Г. Асмолова]. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
  3. Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". – 2009

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon informatika.pdf232.82 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современной школе используют различные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из таких технологий является кейс-технология. При изучении отдельных разделов курса информатики и информ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики. И.А Иванова. МКОУ «Троицкая СОШ № 62»irinaivanova44@yandex.ru Перед современной школой стоит задача формирования личн...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельно...

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики...

Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС.

Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательн...