Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики
учебно-методический материал по информатике и икт по теме

Петрова Анна Геннадьевна

Формирование УУД на уроках информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud.doc63 КБ
Office presentation icon timoshina_uud.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:

 «Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Позволь мне это сделать самому, и я научусь»

Древняя восточная мудрость

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится формирование умения учиться. Современный ученик сегодня должен не только обладать неким объемом знаний, но и должен определять цели познавательной деятельности и находить оптимальные способы их реализации; организовывать свою деятельность; искать и находить необходимую информацию, используя разнообразные источники; сотрудничать с другими учащимися; оценивать полученные результаты. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий, на уроках информатики, может быть перенесены на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: это - наличие специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий.

Возможность развития УУД можно рассмотреть на примере урока по теме «Обработка текстовой информации». Это второй урок в разделе «Информационные технологии», предыдущий урок и домашнее задание связано с работой в программе Калькулятор.

На этапе актуализации ученикам необходимо перечислить правила ТБ (развитие коммуникативных УУД) и выполнить задание на вычисления в Калькуляторе (познавательные УУД). На основании полученных ответов ученики делятся на три группы для дальнейшей работы на уроке (регулятивные УУД).

На этапе изучения нового материала часть информации ученики добывают самостоятельно, работая с текстом. После прочтения ребята отвечают на вопросы и обобщают полученную информацию. Такого плана деятельность на уроке позволяет развивать познавательные и коммуникативные УУД.

Каждой из трех групп выдается конверт, содержащий список поговорок и набор слов. Перед группой стоит задание составить поговорки, используя имеющиеся карточки со словами (номера поговорок определены ранее в начале урока). Результаты групповой работы оформляются на отдельном листе и презентуются всему классу. При выполнении этого задания ученики развивают познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.

Практическая часть урока посвящена оформлению результатов групповой работы в текстовом процессоре WordPad. При выполнении этого задания ученикам необходимо применить полученные на уроке теоретические знания на практике – загрузить необходимую программу и ввести текст, соблюдая правила (познавательные и личностные УУД).

В течение урока проводятся две физкультминутки, содержащие упражнения для двигательного аппарата и для глаз. При выполнении упражнений у учащихся развиваются умения слушать и слышать (коммуникативные УУД), самоорганизация (личностные УУД) и саморегуляция (регулятивные УУД).

На этапах рефлексии и подведения итогов ученики анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала, определяют свой рейтинг в общей массе  класса, внутренне ставят себе отметку, т.о. развивают регулятивные и личностные УУД.

Таким образом, все этапы урока направлены на развитие основных универсальных учебных действий, систематическая работа в данном направлении поможет учащимся стать более самостоятельными и более осознано подходить к процессу обучения.

Проанализировать сформированность УУД на уроках информатики в 5 классе  можно по следующим критериям оценки.

Таблица 1

Высокий уровень (5 баллов)

Средний уровень (4-3 балла)

Низкий уровень (2-1 балла)

Личностные

Полная адаптация ребенка к компьютерной среде.

Полностью преодолена  боязнь работы с техникой.

Частичная адаптация ребенка к компьютерной среде.

Частично преодолена  боязнь работы с техникой.

Низкая адаптация ребенка к компьютерной среде.

Боязнь работы с техникой.

Регулятивные

Полное принятие и соблюдение правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе.

Частичное принятие и соблюдение правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе.

Не желание принимать и соблюдать правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе.

Познавательные

Наличие высоких способностей:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятие «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • кодировать и декодировать простейшие сообщения;
  • определять устройства компьютера;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • уметь работать с компьютерным окном;
  • вводить информацию с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Наличие способностей:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятие «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • кодировать и декодировать простейшие сообщения;
  • определять устройства компьютера;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • уметь работать с компьютерным окном;
  • вводить информацию с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Отсутствие способностей:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятие «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • кодировать и декодировать простейшие сообщения;
  • определять устройства компьютера;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • уметь работать с компьютерным окном;
  • вводить информацию с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Коммуникативные

Стремление доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Не активное стремление доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Нежелание доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Затем, все полученные результаты заносятся в таблицу и составляется рейтинг сформированности УУД.

Таблица 2

Виды УУД

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Ученик 4

Ученик 5

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

рейтинг

Современная  школа вступила в долгий и непростой процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки учащихся, которым предстоит жить в условиях общества с неограниченным доступом к информации. В процессе развития школьного образования очень большое значение приобретает формирование современных универсальных учебных действий.

Учитель должен готовить образованных людей, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить, должен формировать новую систему знаний, умений и навыков, включающую опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

~  ~


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и диагностика универсальных учебных действий на уроках информатики Учитель информатики МБОУ «СОШ №3» Тимошина Анна Геннадьевна

Слайд 2

Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Позволь мне это сделать самому, и я научусь Древняя восточная мудрость

Слайд 3

должен уметь учиться: Современный ученик сегодня должен не только обладать неким объемом знаний, но и определять цели познавательной деятельности и находить оптимальные способы их реализации искать и находить необходимую информацию, используя разнообразные источники организовывать свою деятельность сотрудничать с другими учащимися оценивать полученные результаты должен уметь учиться:

Слайд 4

Понятие УУД обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. совокупность действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Слайд 5

Виды УУД

Слайд 6

1 2 3 Личностные УУД: Создание комфортной здоровьесбере-гающей среды Условия для самопознания и саморегуляции, получениях знаний и навыков Действие в собственных интересах, завоевание авторитета

Слайд 7

перо опусти ПОВОРОТ ВОЗВРАТ перо подними сотри графику домой вверх Х вниз Х влево Х вправо Х

Слайд 8

целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция Регулятивные УУД

Слайд 9

Навыки владения техникой Создание целостной картины мира на основании собственного опыта Познавательные УУД Умение работать со справочниками, инструкциями

Слайд 10

КУУД 5 2 4 3 1 Владение устной речью Диалог «человек» - «техническая система» Умение работать в группе Владение телекоммуника-циями Умение слушать и вступать в диалог Коммуникативные УУД

Слайд 11

1 Литература Русский язык Математика История Иностанный язык Биология Химия География Обществознание . Информатика как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования ИКК, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Слайд 12

Наличие технических средств для каждого ученика Общие ресурсы Самостоятельная деятельность Изначальная высокая мотивация учащихся Особенности изучения информатики

Слайд 13

Диагностика УУД Высокий уровень (5 баллов) Средний уровень (4-3 балла) Низкий уровень (2-1 балла) Личностные Полная адаптация ребенка к компьютерной среде. Полностью преодолена боязнь работы с техникой. Частичная адаптация ребенка к компьютерной среде. Частично преодолена боязнь работы с техникой. Низкая адаптация ребенка к компьютерной среде. Боязнь работы с техникой.

Слайд 14

Диагностика УУД Высокий уровень (5 баллов) Средний уровень (4-3 балла) Низкий уровень (2-1 балла) Регулятивные Полное принятие и соблюдение правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе. Частичное принятие и соблюдение правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе. Не желание принимать и соблюдать правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе.

Слайд 15

Диагностика УУД Высокий уровень (5 баллов) Средний уровень (4-3 балла) Низкий уровень (2-1 балла) Познавательные Наличие высоких способностей: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятие «информация», «информационный объект»; различать виды информации по способам восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры информационных носителей; . Наличие способностей: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятие «информация», «информационный объект»; различать виды информации по способам восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры информационных носителей; Отсутствие способностей: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятие «информация», «информационный объект»; различать виды информации по способам восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры информационных носителей;

Слайд 16

Диагностика УУД Высокий уровень (5 баллов) Средний уровень (4-3 балла) Низкий уровень (2-1 балла) Познавательные Наличие высоких способностей: кодировать и декодировать простейшие сообщения; определять устройства компьютера; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; запускать программы из меню «Пуск»; уметь работать с компьютерным окном; вводить информацию с помощью клавиатуры и мыши; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор. Наличие способностей: кодировать и декодировать простейшие сообщения; определять устройства компьютера; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; запускать программы из меню «Пуск»; уметь работать с компьютерным окном; вводить информацию с помощью клавиатуры и мыши; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор . Отсутствие способностей: кодировать и декодировать простейшие сообщения; определять устройства компьютера; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; запускать программы из меню «Пуск»; уметь работать с компьютерным окном; вводить информацию с помощью клавиатуры и мыши; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор

Слайд 17

Диагностика УУД Высокий уровень (5 баллов) Средний уровень (4-3 балла) Низкий уровень (2-1 балла) Коммуникативные Стремление доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды. Не активное стремление доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды. Нежелание доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Слайд 18

Диагностика УУД

Слайд 19

Учитель должен готовить образованных людей, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить, должен формировать новую систему знаний, умений и навыков, включающую опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Слайд 20

1 Спасибо за внимание! .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современной школе используют различные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из таких технологий является кейс-технология. При изучении отдельных разделов курса информатики и информ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики. И.А Иванова. МКОУ «Троицкая СОШ № 62»irinaivanova44@yandex.ru Перед современной школой стоит задача формирования личн...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельно...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

Развитие сети Интернет привело к тому, что школа перестала быть единственным источником знаний для ребенка. Поэтому, новые задачи школы - это интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, установка ...

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики...

Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС.

Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательн...