Игровая технология в обучении бурятскому языку
статья

Цыбикова Эльвира Игоревна

Статья в методический сборник НПК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья в методический сборник НПК

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ  БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ

Цыбикова Э.И.,

учитель бурятсокго языка

МБОУ «Курумканского района №1»

1.        ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ОБУЧЕНИИ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ

Известные психологи и педагоги (В.Сухомлинский, Ю.Азаров, А.Запорожец, Д. Эльконин и др.) отмечали, что использование игр создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развитию интеллекта учащихся. В ходе игры учебная цель предстает перед ними в виде игровой задачи.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребенка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приемы работы могут увлечь ребят, найти резервы повышения качества и эффективности обучения бурятскому языку. Считаю, что моя главная задача – добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению бурятского языка.

Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.  

Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей.

Игра – это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления.

Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства.

Что такое игра, и почему ребенок тянется к ней? Откуда у ребенка столько энергии? Почему он не может израсходовать ее в одной игре, а с удовольствием начинает все новые и новые игры? Зачем ему такое разнообразие игр? Видимо, с ответа на эти вопросы и следует начать объяснение психологической природы игры, иначе станет действительно непонятно, почему ребенок с таким упорным постоянством переключается с одной игры на другую, почему конфликтует, когда взрослый приостанавливает или насильно прерывает игру.

Самое интересное развитие многих функций происходит до 7-9 лет жизни ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям.

Шестилетний ребенок в силу функциональной тенденции не может жить без активности, без игры. Приостановить игровую деятельность и насильно включить малыша в другую – значит затормозить интенсивное развитие и всестороннее раскрытие его задатков.

Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова другого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению следующих задач:

•        Создание психологической готовности детей к речевому общению;

•        Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

•        Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Таким образом, игра -  это:

•        деятельность, (т.е. речевая);

•        мотивированность, отсутствие принуждения;

•        индивидуализированная деятельность, глубоко личная;

•        обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

•        развитие психических функций и способностей;

•        «учение с увлечением».

2.        ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ.

Эффективность использования игровых ситуаций на начальном этапе обучения бурятскому языку обусловлена рядом факторов: возрастными особенностями учащихся, психологическими особенностями игровой деятельности, как важным стимулом для общения.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

Целью обучения бурятскому языку в школе на начальном этапе ставлю коммуникативную компетентность. Кроме того, в основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Поэтому изучение бурятского языка должно основываться на развитии у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме.

В современной школе все больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды

3.        КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР.

Игры можно подразделить на два раздела:

•        Первый раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, которые способствуют формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Раздел открывают грамматические игры, поскольку овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. А формированию и развитию речевых и произносительных навыков способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления.  

•        Второй раздел - творческие игры. Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

Фонетические игры

1.        «Слышу – не слышу»

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть определенный долгий гласный, дети поднимают руку. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

2.         «Долгие и краткие гласные».

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если слышится долгий гласный. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

3.        «Дифтонги».

Проводится по принципу игры «Долгие и короткие гласные».

4.        «Кто правильнее прочитает».

Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.

Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две-три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Орфографические игры.

1.        «Буквы рассыпались».

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: написать на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезать по буквам, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы. Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сам пишет, разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

2.        «Дежурная буква».

Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.

Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, учитель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых эта буква стоит на первом месте?». Время выполнения 3-5 минут.

3.        «Картинка».

Цель: проверка усвоения орфографии изученного материала.

Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.д. Представители команд выходят к доске и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. Затем он должен прочитать слово и показать картинку. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

 Игры для работы с алфавитом

1.        «Кто быстрее?»

Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: обучаемым раздаются по 3-5 карточек с буквами. Учитель называет букву. Те, у которых есть эта буква, поднимают карточку и показывают остальным.

Лексические игры

1.        «Цифры».

Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифру одна за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

2.        «Цвета»

Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

3.        «Больше слов».

Цель: активизация лексики по изученным темам.

Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая больше слов.

4.        «Последняя буква».

Цель: активизация лексики по изученным темам.

Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой и т.д. Выигрывает команда, которая последней назовет слово.

5.        «Чудесная коробка»

Цель: активизация лексики.

Ход игры: В руках учителя – коробка, в которой находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному вопросы. Выигрывает команда, первая отгадавшая, что находится в коробке.  

Грамматические игры.

1.        «Изображение действия»

Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.

2.        «Шкатулка сказок».

Цель: совершенствование речевых навыков.

Ход игры: В шкатулке лежат цветные кружки. Дети открывают шкатулку и, приговаривая: «Нэгэн, хоер, гурбан, онтохон гара!», по очереди достают кружки, и те становятся персонажами сказки. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Например, достали красный – это цветок, желтый – цыпленок, черный – туча. Один кружок каждый раз может стать разными персонажами: например, зеленый кружок- то огурец, то листик, то пуговица.

3.        «Лото».

Лото является хорошим наглядным пособием для тренировки грамматических форм.      

В отдельную группу выделяются ролевые игры.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.  

В ходе работы я пришла к выводу, что ничто другое, как игра, способствует более полноценному обучению детей бурятскому языку, формированию коммуникативных навыков и развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Игровая технология на уроках бурятского языка

Использование  элементов игровой технологии на уроках бурятского языка...

Использование игровой технологии на уроках бурятского языка и литературы.

Каждый педагог в той или иной мере использует игры и игровые технологии в своей деятельности.  в статье даны примеры  игровой  деятельности на...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...

Игровые технологии в изучении бурятского языка

Одной из любимой игрой детей стала игра  «Смешной алфавит»...

Применение игровых технологий на уроках бурятского языка

Век информационных технологий наполнен большим количеством легкодоступной информации. Вследствие этого, понижается уровень мотивации к овладению новыми знаниями. Перед учителями бурятского языка возни...