Рабочая программа "По-китайски - легко!"
рабочая программа

Дугарова Светлана Базаржаповна

В жизни современного общества иностранный язык занял важное место.  Все большей популярностью в последнее время пользуется китайский язык. Многие желают посредством изучения китайского языка приобщиться к  одной из величайших древнейших цивилизаций. Начать заниматься этим увлекательным делом целесообразно с младшего школьного  возраста, который особенно благоприятен для усвоения любого иностранного языка, и китайского в том числе. Именно в этот период восприимчивость к запоминанию и имитации у детей наиболее высокая, их мозг способен вмещать массу информации и свободно ее усваивать. Для многих учащихся привлекательными являются не только нетрадиционный процесс изучения иностранного языка, а также познавательный интерес, стремление к общению и новому типу отношений. Данная педагогическая область остается инновационной и достаточно актуальной сферой деятельности для педагогов, поскольку с одной стороны имеется востребованность изучения китайского языка и, с другой стороны, отсутствует четкая единая образовательная программа по обучению китайскому языку. Возникшая проблема стала отправной точкой для создания программы «По-китайски-легко!».

Курс «По-китайски-легко!» предназначен для младших школьников, изучающих китайский язык как второй иностранный. Данный курс предполагает обучить учащихся элементарным разговорным фразам. 

Основная цель курса – сформировать у младших школьников общее представление о китайском языке, письменности, культуре и истории Китая, показать, что говорить по-китайски может даже младший школьник. Курс ставит своей задачей развить интерес и мотивацию младших школьников к изучению сложного восточного языка. 

Программа «По-китайски-легко!» (60 часов) является предметно-ориентированной и предназначена для реализации в 4 классах общеобразовательной школы для формирования теоретических и практических знаний учащихся по культуре Китая. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. 

Тот или иной подход, та или иная стратегия обучения иностранным языкам определяются не только целями, но и социокультурными условиями общества. Рациональное использование в образовательном процессе «диалогических отношений» подразумевает разумное полноправие родного и иностранного языков, национальной и чужой культур. С учетом возраста учащихся данная программа имеет некоторые особенности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_kitayski-legko_4_klass.docx48.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 32 «ГИМНАЗИЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ КУЛЬТУРЫ» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Утверждаю»

«Принят»

Директор ГБОУ гимназия  №32

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

_______________  /О.В. Коршунова /

решением педагогического совета

ГБОУ гимназия № 32 от _____________

Протокол № __________________

Рабочая программа

«По-китайски-легко!»

Цель: формирование у младших школьников общего представления о китайском языке, письменности, культуре и истории Китая.

Категория слушателей: учащиеся 4 классов

Срок обучения: 1 год (60 часов)

Режим занятий: 2 часа в неделю

2020/2021 учебный год


Пояснительная записка

В жизни современного общества иностранный язык занял важное место.  Все большей популярностью в последнее время пользуется китайский язык. Многие желают посредством изучения китайского языка приобщиться к  одной из величайших древнейших цивилизаций. Начать заниматься этим увлекательным делом целесообразно с младшего школьного  возраста, который особенно благоприятен для усвоения любого иностранного языка, и китайского в том числе. Именно в этот период восприимчивость к запоминанию и имитации у детей наиболее высокая, их мозг способен вмещать массу информации и свободно ее усваивать. Для многих учащихся привлекательными являются не только нетрадиционный процесс изучения иностранного языка, а также познавательный интерес, стремление к общению и новому типу отношений. Данная педагогическая область остается инновационной и достаточно актуальной сферой деятельности для педагогов, поскольку с одной стороны имеется востребованность изучения китайского языка и, с другой стороны, отсутствует четкая единая образовательная программа по обучению китайскому языку. Возникшая проблема стала отправной точкой для создания программы «По-китайски-легко!».

Курс «По-китайски-легко!» предназначен для младших школьников, изучающих китайский язык как второй иностранный. Данный курс предполагает обучить учащихся элементарным разговорным фразам.

Основная цель курса – сформировать у младших школьников общее представление о китайском языке, письменности, культуре и истории Китая, показать, что говорить по-китайски может даже младший школьник. Курс ставит своей задачей развить интерес и мотивацию младших школьников к изучению сложного восточного языка.

Программа «По-китайски-легко!» (60 часов) является предметно-ориентированной и предназначена для реализации в 4 классах общеобразовательной школы для формирования теоретических и практических знаний учащихся по культуре Китая. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.

Настоящий курс преследует следующую цель — развить  у младших школьников коммуникативную способность, которая заключается в поддержании беседы на бытовые разговорные темы.

Исходя из поставленной цели, курс решает следующие задачи:

Обучающие:

  •  познакомить учащихся с основными разговорными фразами на китайском языке;  
  •  изучить особенности китайской фонетики
  •  особенности порядка слов в китайском предложении;

Воспитывающие:

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  интерес и мотивацию у младших школьников к изучению  китайского языка;
  • развивать  смекалку и сообразительность, языковую догадку;

Тот или иной подход, та или иная стратегия обучения иностранным языкам определяются не только целями, но и социокультурными условиями общества. Рациональное использование в образовательном процессе «диалогических отношений» подразумевает разумное полноправие родного и иностранного языков, национальной и чужой культур. С учетом возраста учащихся данная программа имеет некоторые особенности.

Программа основывается на следующих принципах:

  • Занимательность
  • Коммуникативность
  • Наглядность
  • Доступность
  • Связь теории с практикой;
  • Индивидуальный подход к учащимся.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, сказки мифов.
  • Просмотр видеофильмов, мультфильмов и их анализ.
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Требования к уровню усвоения учебного материала

Изучив данную учебную дисциплину, учащиеся должны:

Знать:

  1. основные черты иероглифов и их правила написания
  2. основные сведения о культуре страны изучаемого языка
  3. произносить и читать китайские звуки

Уметь:

  1. писать китайские иероглифы;
  2. узнавать иероглифы на письме, читать иероглифы
  3. правильно задать вопросы по пройденным разговорным темам
  4. поддержать беседу по пройденным разговорным темам

Владеть:

  1. представлениями об особенностях китайской ментальности, традициях китайского народа, праздниках.
  2. основными разговорными фразами на китайском языке

Содержание курса

Основная цель курса реализуется в развитии личности младшего школьника, формировании у него готовности к участию в межкультурном общении. Вместе с тем, содержание курса позволяет комплексно решать и уже известные цели обучения: развивающие, образовательные, воспитательные и практические.

Развивающие цели, связанные с получением и переработкой лингвострановедческих знаний, направлены на решение следующих задач:

- умение оперировать знаниями, полученными в данном курсе;

- развитие личности школьника, его творческого потенциала.

Образовательные цели направлены на решение следующих задач:

- получение учащимися знаний по китайскому языку;

- умение читать китайские звуки;

- умение писать основные китайские черты и иероглифы;

-расширение кругозора учащихся, их общеобразовательной компетентности;

- формирование умений сопоставлять сведения, полученные в результате освоения курса  о стране изучаемого языка, с фактами и реалиями своей страны.

Воспитательные цели направлены на решение следующих задач:

- воспитание интереса к получению сведений о стране изучаемого языка;

- формирование позитивного отношения и уважения к стране изучаемого языка, его культуре, традициям и обычаям.

Содержание обучения представлено следующими компонентами: общие учебные навыки и умения, формируемые в процессе обучения, социокультурные знания и умения.

Общеучебные умения и навыки:

- умение извлекать информацию из различного рода видеофильмов;

- умение сделать вывод из прочитанного, услышанного, увиденного, выразив при этом свое отношение, дать оценку получаемой информации, факту, предмету разговора;

- умение составлять связное высказывание.

- умение делать публичные сообщения.

Социокультурные знания и умения:

- умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, полученные на уроках китайского языка и в процессе изучения других предметов;

- овладение сведениями о социокультурном портрете страны изучаемого языка, ее символике и культурном наследии;

-овладение реалиями страны изучаемого языка: национальными традициями (в проведении праздников, выходных дней);

- овладение представлением об особенностях быта, культуры (всемирно известных городах и их достопримечательностях).

Материально – техническое обеспечение программы

Занятия «По-китайски-легко!» проводятся в классе, который предусмотрен для занятий детей, хорошо проветриваемый и с ярким освещением. Для обучающихся предусмотрены следующие материалы:

1. Вводно-фонетический курс по китайскому языку. Учебное пособие для детей и взрослых; пер., ред. Т.А. Пак

2. «Царство китайского языка» / Пекинский университет языка и культуры: Лю Фухуа, Ван Вэй, Чжоу Жуань, Ли Дунмей. –– 北京。:Beijing language and culture university press,2009.
3.
Сизова А.А. Китайский язык. Второй иностранный язык. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Время учить китайский!». 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Сизова. — М., 2019. С. 9.

4. HSK Standart course, Wang Fang. – Beijing language university press, 2013.

Содержание основных разделов

Вводное занятие.

Что мы знаем о Китае? Удивительная страна.

Раздел 1. Азы китайской фонетики.

Введение в фонетику китайского языка. Структура слога, тоны, инициали и финали.

Раздел 2. Как вас зовут?

Учимся представлять себя, говорить из какой страны, как зовут, кто твой учитель, какой язык ты изучаешь?

Раздел 3. Представьте себя. Знакомство.

Учимся говорить о себе, о друге, об учителе.

Раздел 4. Повторение

Языковые и речевые игры с использованием карточек, презентаций и мультфильмов на китайском языке.

Раздел 5. Моя семья

Изучаем новые слова. Учимся рассказывать о своей семье

Раздел 6. Моя страна

Изучение новых слов на тему, что я у меня есть, учимся рассказывать и показывать на карте, где находится моя страна.

Раздел 7. В магазине.

Изучение новых слов. Учимся делать покупки, спрашивать о цвете, размере, цене.

Раздел 8. В ресторане.

Изучение новых слов. Выражение желания, намерения. Учимся заказывать еду и напитки, рассказывать о любимом блюде.

Повторение.

Повторение изученного материала.

Раздел 9. Планы на завтра.

Изучение новых слов. Учимся говорить о времени.

Раздел 10. Климат

Изучение новых слов. Учимся говорить о климатических различиях России и Китая.

Повторение

Повторение изученного материала. Использование наглядного материала, интерактивных технологий.

Итоговое занятие

Повторение всех разделов, слов и выражений курса. Игровые и ролевые занятия. Викторина о культуре и праздниках Китая.

Основная литература

1. «Царство китайского языка» / Пекинский университет языка и культуры: Лю Фухуа, Ван Вэй, Чжоу Жуань, Ли Дунмей. –– 北京。:Beijing language and culture university press,2009.

2. HSK Standart course, Wang Fang. – Beijing language university press, 2013.

3.  Мультимедийный проект «Здравствуй,  Китай».

Дополнительная литература

  1. Бодде Д. Мифы Древнего Китая. // Мифология древнего мира (пер. с англ.). М., 1977.
  2. Кравцова М.Е. История культуры Китая./учебное пособие/ СПб.: Лань, 2003 (2-е издание).
  3. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая./учебное пособие/ СПб.: Лань, 2004
  4. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.
  5. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока: Для учащихся сред.и ст. классов. М.: Просвещение, 1994.
  6. Сторожук А. Г. Введение в китайскую иероглифику. СПб, 2002.
  7. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. Спб., 1998.
  8. Хрестоматия по истории литературы Древнего Востока (Ред В. В. Струве и Д. Р. Редера). М., 1963.
  9. Эберхард В. Китайские праздники (Пер. с нем.). М., 1977.
  10. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая (Пер. с кит.). М., 1965.
  11. Яншина Э. М. Формирование и развитие китайской мифологии. М., 1984.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Раздел курса

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Вводное занятие

Путешествие в удивительную страну!

1

Презентация о стране, интересные места, происхождении китайской письменности

Азы китайской фонетики

Согласные

1

Инициали, придыхательные и непридыхательные инициали

Гласные

1

Финали, простые и сложные финали

4 тона

1

1,2,3,4 тоны, изменение 3 тона,

Китайский слог

1

Строение китайского слога, транскрипция пиньинь, система Палладия.

Как вас зовут?

Как ваша фамилия?

1

Вопросительное предложение с  частицей ma

Как зовут твоего друга?

1

Типы простых предложений

Из какой ты страны?

1

Отрицательное предложение, наречие+ глагол

Кто учитель или нет?

Он китаец или нет?

1

Вопросительный союз haishi Работа с карточками, работа в парах, составление диалогов

Представьте себя. Знакомство

Очень рад с вами познакомиться

1

Подлежащее+ прилагательное

Я учусь в школе

1

Обстоятельство места

Цифры

1

Как читаются китайские телефонные номера

Где учится мой друг

1

Словесное ударение

Культура гостеприимства в Китае

1

Игры с использованием карточек, написание слов у доски.

Повторение

Повторение пройден-ного материала.

1

Монолог расскажи о себе другу.

Моя семья

Сколько человек в твоей семье?

1

Счетные слова для людей и членов семьи个,口 Модуляция 1 тона

Вопрос о количестве

1

Вопросительные слова ji, duoshao

У меня есть…

1

Употребление слова you

В моей семье 4 человека.

1

Конструкция:

Сколько человек в твоей семье? В моей семье 4 человека.

Расскажи о своей семье

1

Работа с карточками, презентацией, диалоги

Моя страна

У тебя есть карта?

1

Счетные слова для плоских и печатных предметов张,本

Что это?

1

Вопросительные местоимения и их место в предлодении

Чей это словарь?

1

Притяжательные местоимения

Предметы. Это моя тетрадь. Это мой учебник. Это моя карта…

1

Отработка конструкции «Это+счетное слово+ существительное»

Чей это учитель?

1

Типы простых предложений

Страны, мифы о происхождении Китая

1

Изучение разговорных фраз по теме. Предания, мифы, легенды

В магазине

Можно ли примерить?

1

Модальный глагол «мочь», удвоение глагола

Сколько стоит?

1

Счетные слова для одежды, вопрос о стоимости

Цвета, мой любимый цвет

1

Учим цвета и задаем вопросы

Одежда

1

Развитие навыков чтения, написания иероглифов.

Моя любимая одежда

1

Союз «и», наречие «тоже, также»

Магазины и рынки в Китае. Китайская традиционная одежда.

1

Развитие навыков диалогической речи, монологической речи.

В ресторане

Еда и напитки

1

Изучение слов по теме.

Пожалуйста, выпейте чаю.

1

Наречия степени

Что будете заказывать?

1

Определение

Принесите, пожалуйста…

1

Употребление глагола «lai»

Моё любимое блюдо

1

Рассказ о любимом блюде. Рецепт блюда.

Культура еды в Китае. Как пользоваться палочками?

1

Работа с презентацией. Если пригласили на обед в Китае.

Повторение

Повторение пройден-ного материала.

1

Проект «Нарисуй, что интересного ты узнал о Китае о расскажи».

Планы на завтра

Завтра суббота

1

Дни недели, время в китайском языке, позиция в предложении

Завтра вечером у меня будет встреча

1

Обстоятельство времени

Завтра вечером в 8 часов

1

Часы и минуты

Когда?

1

Составление мини-диалогов, выполнение упражнений.

Мой день

1

Рассказ о своём дне

Я пойду вместе с другом

1

Предложная конструкция с gen 跟

Могу я тебе позвонить?

1

Предложная конструкция с gei给

Культура общения в Китае

1

Просмотр презентации. Правила обращения к старшим, к друзьям, родственникам.

Климат

Погода в моем городе

1

Изучение слов по теме.

Погода в Китае

1

Конструкция сравнения с предлогом bi «чем…»

Мой город, моя родина

1

Расскажи о своем городе

На юге течет река

1

Слова со значением места (послелоги)

Мой любимый сезон

1

Конструкция сранения «Такой же как»

Погода прекрасная!

1

Прилагательные, наречия степенир

Куда я хочу поехать путешествовать?

1

Чтение диалогов, работа в парах

Климат на территории Китая. Провинции Юга и Севера.

1

Презентация, игры, диалоги.

Различия Севера и Юга Китая.

Повторение

Повторение разделов

1

Повторение изученных предлогов

Повторение разделов

1

Работа в группах, повторение изученных наречий

Повторение разделов

1

Работа в группах, повторение структуры китайских предложений

Повторение разделов

1

Работа в группах, повторение конструкций сравнения.

Итоговое занятие

Игра

1

Итоговое интерактивное занятие. Разговор на тему «Китайский язык – это легко!»

Автор – Дугарова Светлана Базаржаповна,
преподаватель китайского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по легкой атлетике

Рабочая программа по легкой атлетике вкоррекционной школе (факультативный курс)...

Легко ли прощать? Легко ли простить?

Разговор с учащимися.Любить – это значит прощать, прощать – это понять, понять – это значит знать, знать – это приблизиться к порогу мудрости.           ...

рабочая программа по легкой атлетике

Программа НП рассчитана на 3 года и охватывает возраст от 8до 12 лет. В этом возрасте у ребёнка происходит ряд значительных изменений связанных с его взрослением: начинается быстрый рост скелета (особ...

Рабочая программа секции "Легкая атлетика"

Рабочая программа секции "Легкая атлетика"...

Рабочая программа по легкой атлетике

Учебная программа для детско-юношеской спортивной школы (САШ) по легкой атлетике составлена на основе примерной учебной программы, Типового положения о детско-юношеской спортивной школе, нормативных д...

Рабочая программа по легкой атлетике для начальной подготовительной группы

Учебная программа для детско-юношеской спортивной школы  по легкой атлетике разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовани...