Главные вкладки

    Легко ли прощать? Легко ли простить?
    классный час (10 класс) по теме

    Свириденко Ольга Владимировна

    Разговор с учащимися.

    Любить – это значит прощать,
    прощать – это понять, понять – это значит знать,
    знать – это приблизиться к порогу мудрости.
                                                          Николай Рерих

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Легко ли прощать? Легко ли простить?

    Любить – это значит прощать,
    прощать – это понять, понять – это значит знать,
    знать – это приблизиться к порогу мудрости.
    Николай Рерих

    Ход разговора с учащимися:

    Оборудование: нарисованное дерево (одни ветки)

    Учащиеся и учитель сидят кругом.

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте сначала с вами поздороваемся. Сначала с теми, кто сидит рядом. Здравствуйте.  затем – с теми, кто сидит через одного. Здравствуйте. А теперь с теми, кто сидит через три человека. Здравствуйте .

    Вы выбрали разговор об одном из самых сложных, но очень важных человеческих чувств, о прощении. Значит, вас это волнует, волнует эта тема и меня. Возможно,  в разговоре с вами я найду ответы на свои вопросы.

    Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
    Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
    – Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
    – Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию, а также свои нервы.
    – Возникают сомнения в существовании справедливости.
    – Жизнь меняется в отрицательную сторону...
    Учитель:  Ребята, а вы кого-нибудь обижали?   А какие чувства испытывает человек, обидевший другого – обидчик?

    А легко ли обидеть? А самому обидеться легко? А простить? Все ли можно простить? А что нельзя простить?

    В истории человечества существует две позиции прощения. Первая позиция прописана в ветхом завете, она существует до сих пор в менталитете некоторых народов это позиция «Око за око».

    Вторая позиция прописана в новом завете «Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую».

    Давайте порассуждаем и попробуем найти позитивные, а может и не устраивающие вас, стороны в каждой из этих позиций. (работа в группах, обсуждение)

    А есть ли среди вас, те которые в настоящий момент на кого-то обижены? Как эта обида проявляется, внешне или внутренне? Мешает ли вам это нормально жить и общаться? Хотели бы вы, чтобы ваш обидчик первым попросил прощения?  Каких действий вы бы от него хотели увидеть?

    А есть ли среди нас обидчики, те, которые сами бы хотели извиниться, я не спрашиваю за что и перед  кем? Хотели бы вы, чтобы этот человек вас   простил? А зачем вам это надо?

    Стало бы легче? Кому? Вам?  Ему?

    У медиков одно из отделений больницы называют «дом обиженных»? О каком отделении идет речь?

    Отделение онкобольных. Как вы думаете, почему отделение онкобольных называют так?

    Люди, которые не прощают обиды,  накапливают их в себе, разрушают свой организм изнутри. Это установленный факт.

    Так стоит ли не прощать обиды и платить за них своим здоровьем?

    Не кажется ли вам, что слово «прощение» созвучно со  словом «прощание».

    С чего начать прощение? Попытаться понять. Да отношения изменяться, они перейдут на другой уровень, более официальный. Но при встрече со своим обидчиком вы уже не будете испытывать стресса, возобновиться общение.

    Учитель: В психотерапии есть такое направление – сказкотерапия. Душу человека пытаются исцелить сказкой. Я тоже хочу рассказать вам маленькую терапевтическую сказку.

    Сказка «Прости»
    Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание с Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое.
    Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено им вместе умереть.
    Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе... И потянулись руки навстречу, и Слово родилось: «Прости!»
    В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В. Даля «простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».
    На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы эта традиция – празднования прощеного воскресения - входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»

    Каждому ученику раздать темную карточку и светлую карточку. Запишите  на своих тёмных карточках те чувства, которые вам мешают прощать. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку, после занятия мы вместе выйдем из школы и их сожжём! Сожгите эти чувства и вы в своей душе. Сожжём Злость и Обиду вместе с ними!

    - А на приготовленных зелёненьких листочках и цветочках напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу. Видите, оно расцвело без Злости и Обиды.  

    Учитель: Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё, же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее.

    Учитель читает стихотворение Э. Асадова «Цветы прощения» (фоном звучит красивая, тихая, медленная музыка)

    ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ.

    В белоснежном платье, как снежинка,

    То ли в гости, то ли в отчий дом,

    Шла девчонка вьющейся тропинкой

    И несла букет живых цветов.

    Стройная, как тополь серебристый,

    Весела, как звонкий ручеек,

    Что-то нежно ей шептали листья,

    Улыбался каждый лепесток.

    Гладили кудрявую головку

    Солнышка волшебные лучи.

    А она счастливая девчонка,

    Целовала розы лепестки.

    И в глазах – лучащихся росинках,

    Полыхала цветью неба синь,

    И вот-вот, казалось, что пушинкой

    Вдруг взлетит над шелестом осин.

    Шла и пела голосом счастливым

    Вторила ей музыка весны,

    И кругом светлее становилось

    От сверкавшей платья белизны.

    Что-то замаячило в сторонке,

    И, жестко брошенной рукой,

    К платью белоснежному девчонки

    Вдруг прилип с травою грязный ком.

    Словно ничего не понимая,

    Девочка рассматривала грязь,

    И мальчишка, руки потирая,

    Нагло улыбался, щуря глаз.

    Не всплакнула, не назвала хамом

    Гордого виновника в ответ,

    А с улыбкой светлой хулигану

    Бросила душистый свой букет.

    И мотнув короткой рыжей стрижкой

    (Сердце есть и у озорника),

    Отбежал пристыженный мальчишка

    С пересохшей грязью на руках.

    Если злые люди в вашей жизни

    Вдруг оставят грязные следы,

    Вы подобно девочке-снежинке

    Бросьте в них прощения цветы.

    Учитель раздаёт ребятам на память красивые памятки с лучами солнца.

    Ребята, запомните!

    1. Каждый может совершить ошибку.

    2. Совершив ошибку, умей её признать.

    3.Прости, и будешь прощён.

    4. Прощенье уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.

    5. Прости, и твоя душа будет светлее.

    Советы Дейла Карнеги.

    Правило 1: заполните свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь «наша жизнь – это то, что мы думаем о ней».

    Правило 2: никогда не пытайтесь свести счёты с обидевшими вас, потому что этим вы принесёте себе гораздо больше вреда, чем им.

    Правило 3: ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!

    Правило 4: когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

    Правило 5: забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».

    «Правило бумеранга»

    Других не зли и сам не злись,

    Мы гости в этом бренном мире.

    А если что не так – смирись.

    Будь поумнее, улыбнись.

    Холодной думай головой,

    Ведь в мире все закономерно.

    Зло, излученное тобой,

    К тебе вернется непременно.

    Заключение

    Учитель. Я хочу закончить наш классный час словами: «Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по легкой атлетике для 5 класса с использованием информационно-коммуникативных технологий.

    Урок рассчитан на учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Как фактор повышения качества образования, на уроке применяются информационно-коммуникационные технологии. Урок не только обучающий, но ...

    Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

    Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...

    Конспект урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".

    Данный урок продолжает знакомство с дыхательной системой человека. Учащиеся подробно изучат строение легких. Узнают механизмы акта вдоха и выдоха, а также этапы газообмена в легких и тканях. Рассмотря...