Методические приемы использования раздаточного материала на уроках иностранного языка.
статья

Применение раздаточного материала и опорных конспектов на уроке иностранного языка позволяет существенно экономить время урока, поддерживать познавательный интерес обучаемых на занятии, стимулировать умственную деятельность обучаемых, передать материал учебника в доступной и понятной для слабоуспевающих обучаемых форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы использования раздаточного материала на уроках иностранного языка.

В методической литературе отмечается, что для активизации мыслительного процесса обучаемых и экономии времени урока широкое применение находит раздаточный материал. Применение раздаточного материала и опорных конспектов на уроке иностранного языка позволяет существенно экономить время урока, поддерживать познавательный интерес обучаемых на занятии, стимулировать умственную деятельность обучаемых, передать материал учебника в доступной и понятной для слабоуспевающих обучаемых форме. Облегчение работы обучаемых на самостоятельной подготовке.

Раздаточный материал содержит задания и упражнения, выполнение которых учащимися способствует:

  1. Более прочному усвоению лексики и грамматики.
  2. Умению употреблять лексику и грамматику в речи по темам, определенным для изучения программ.
  3. Пониманию грамматических явлений и умению употреблять разнообразные грамматические формы в речи.
  4. Ликвидации пробелов в знаниях отдельных учеников по различным аспектам изучаемого языка.

При составлении и использовании раздаточного материала преподаватель должен руководствоваться следующими положениями:

  1. Лексическими и грамматическими явлениями которые употребляются в предлагаемых заданиях и упражнениях.
  2. Соответствие содержания раздаточного материала необходимому минимуму определённому учебной программой.
  3. Упражнения и задания составленные по какой либо теме, выполняются на уроках, посвященных изучению данной темы.
  4. Выполнение предложенных заданий и упражнений должно способствовать достижению поставленной на данном уроке цели.
  5. Подлежащий усвоению лексический и грамматический материал многократно повторяется.

При составлении раздаточного материала учитываются следующие дидактические принципы:

  1. Принцип посильности.
  2. Принцип последовательности.
  3. Принцип новизны.

При составлении раздаточного материала принимаются также но внимание:

  1. Цель его использования (так, например, тексы, предназначенные для чтения и аудирования, отличаются от тех, которые предлагаются для применении в устной речи);
  2. Характер умении и навыков, формированию которых он способствует

Частота использования на уроке раздаточного материала зависит и от этапа обучения. На начальном этапе обучения в основном используются простейшие тестовые задания и опорные конспекты, на старшем и продвинутом этапе содержание заданий усложняется и использование раздаточного материала может сводиться к минимуму.

Использование раздаточного материала в виде опорных конспектов зависит:

  1. От этапа обучения. (Широко применяется на начальном этапе, постепенно применение опорных конспектов сужается).
  2. От степени обученности. (Особо нуждаются в них слабо обученные ученики).
  3. От цели их применения.

Применение опорных конспектов и раздаточного материала преследует следующие цели:

  1. Развитие зрительной памяти.
  2. Активизация внимания.
  3. Повышение степени восприятия нового материала.
  4. Конкретизация форм.
  5. Закрепления.
  6. Активизация мыслительных процессов.
  7. Развитие пространственного мышления.
  8. Развитие познавательного интереса.

При разработке раздаточного материала следует обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Соответствие раздаточного материала методической системе и материалу учебника.
  2. Характер раздаточного материала и объем заданий, которые в нем содержутся.
  3. Виды заданий и их формулировка.
  4. Способ подачи материала, характер зрительной опоры.
  5. Способ контроля.
  6. Место раздаточного материала на уроке и в системе уроков.
  7. Соотношение раздаточного материала с другими видами учебно-наглядных пособий.

Необходимо отметить, что раздаточный материал, содержащий в себе задания и упражнения, опорные конспекты и т. д., не должны существовать отдельно от учебника. Они должны вписываться в общую систему работы по изучению иностранного языка на том или ином этапе обучения. Раздаточный материал должен строго следовать методической системе учебно-методического комплекса. Упражнения представленные в учебнике могут быть интерпретированы, изменены или просто перенесены на карточки. Задания и упражнения предлагаемые в дополнение к учебнику дают дополнительную возможность для использования грамматических конструкций в речи, прочнее усваивать языковой материал, и тем самым экономить время урока. В случае с опорными конспектами способ подачи материала может быть со зрительной опорой на плакаты или слайды и печатный текст так и без неё. При отсутствии зрительной опоры информация воспринимается на слух. Учитывая различные типы памяти учащихся (зрительный, слуховой, моторный) можно индивидуализировать работу учащихся, предлагая одним из них задания со зрительной так и без неё.

При составлении раздаточного материала необходимо учитывать способы графического выделения различных элементов к таким заданиям. Так, например, основная тема опорного конспекта или установка к заданиям, должна быть выделена крупным шрифтом или цветом. Использование графических средств помогает учащимся сосредоточить внимание на главном при выполнении заданий. Особое значение при разработке раздаточного материала имеет формулировка инструкции-задания. Инструкция выполняет двоякую роль: одного обучаемого она ориентирует на выполнение заданий, другого – на осуществление контроля. Формулировки должны быть понятными, лаконичными, четкими, не требующими дополнительных разъяснений в ходе работы. Очень важно по мере возможности единообразие в формулировках так как новая инструкция затрудняет выполнение задания. Целесообразно по мере возможности давать установки на изучаемом иностранном языке.

Раздаточный материал помогает решить проблему обратной связи и управлять процессом овладения знаний. Время работы с раздаточным материалом не должно превышать 10-15 минут урока, после чего необходимо сменить вид работы, переведя обучаемых на фронтальную работу под руководством преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование наглядного и раздаточного материала на уроках иностранного языка".

Для   Для  доступности и посильности изучения иностранного языка учителю помогают наглядность, различный дидактический материал, карточки разного типа.Учитывая  большую роль принц...

Использование регионального материала на уроках иностранного языка

 Статья аспиранта кафедры «Методика обучения иностранным языкам» РГПУ им. А.И.Герцена Куртямовой Татьяны Васильевны ...

Методические приёмы использования наглядного материала на уроках иностранного языка в 5-ом классе при изучении темы « Das Haus. Die Wohnung.»

Данный вид карточек может использоваться на этапе введения, закрепления лексики, а также как один из способов контроля, повышающий мотивацию, способствует более эффективному усвоению и закреплению лек...

Использование краеведческого материала на уроках иностранного языка

Изучение краеведческого материала является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам и культуре, так как является ключом к пониманию иностранной культуры. Изучение чужой культуры посред...

Использование аутентичного материала на уроках иностранного языка

Преимущества использования аутентичного материала на уроках иностранного языка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

       На современном этапе обучения иностранному языку школьников уже не подвергается сомнению необходимость иноязычного обучения в сопоставлении родной  и иноязычной ...