Рабочая программа по родному (татарскому) языку
рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 515 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и науки Российской Федерации (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897)
- Примерной рабочей программой учебного предмета «Татарский язык (неродной)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 1-11 классов. Р.З. Хайдарова, К.С. Фатхуллова, Г.М. Ахметзянова (протокол от16 мая 2017 г. №2/17)
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования на 2020-2024 учебные годы МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани
- Учебным планом МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова», утвержденный на заседании педагогического совета лицея 27 августа 2021 года.
Используемые учебники:
5 класс
-Татарский язык. 5 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык)/ Р.З.Хайдарова , Г.М.Ахметзянова .-Казань : Татармультфильм, 2014
6 класс
Татарский язык. 6 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык)/ Р.З.Хайдарова , З.Р.Назипова.-Казань : Татармультфильм, 2014
7 класс
Татарский язык. 7 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык)/ Р.З.Хайдарова , Р.Л.Малафеева.-Казань : Татармультфильм, 2014
8 класс
Татарский язык. 8 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык)/ Р.З.Хайдарова , Р.Л.Малафеева.-Казань : Татармультфильм, 2015
9 класс
Татарский язык. 9 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык)/ Р.З.Хайдарова ,Г.И.Ибрагимова.,Р.Л.Малафеева-Казань : Татармультфильм, 2016
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной (авторской) программой: рабочая программа по родному (татарскому) языку рассчитана на 1 час в неделю. Количество часов изменено. Согласно учебному плану лицея , в каждом классе на преподавание родного (татарского) языка отводится следующее количество часов:
V класс – 1 час –35 часов;
VI класс – 1 час –35 часов;
VII класс – 1 час –35 часов;
VIII класс – 1 час –35 часов;
IХ класс – 1 час –34 часа;
Итого: 174 часов
При оценке предметных результатов обучения родного (татарского) языка как государственного языка Республики Татарстан следует учитывать несколько основных уровней владения учащимися татарским языком.
I уровень - элементарный, уровень русскоязычных учащихся. Основным принципом обучения татарскому языку как государственному языку здесь выступает коммуникативный принцип: научить разговорной речи.
Рабочая программа базируется на современных коммуникативно-деятельностных технологиях. Основное содержание обучения родному (татарскому) языку в общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций учащихся на татарском языке.
Учебный процесс организуется с учетом как общедидактических принципов, так и основных принципов коммуникативной технологии: принцип обучения общению через общение (максимальное приближение учебного процесса к условиям естественного общения); принцип личной индивидуализации (организация учебного процесса с учетом личных потребностей, пожеланий и индивидуально-психологических особенностей учащихся); принцип изучения языка на основе активной мыслительной деятельности (обеспечение практического употребления изученных лексико-грамматических единиц в ситуациях общения с учетом коммуникативной задачи); принцип функционального подхода к изучению языка (определение лексико-грамматического материала с учетом коммуникативной цели, необходимости общения и частоты употребления в речи); принцип учета особенностей родного языка учащихся. Кроме этого, следует уделять особое внимание принципу взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.
Основными целями изучения родного (татарского) языка в общеобразовательной организации являются:
- формирование коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, т.е. способности и готовности учащихся общаться на татарском языке с учетом речевых возможностей и потребностей в устной и письменной формах; формирование умений использовать изучаемый язык как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире, необходимого для успешной социализации и самореализации;
- развитие личности школьника, его мыслительных, познавательных, речевых способностей, формирование универсальных учебных действий (УУД); развитие мотивации к дальнейшему овладению татарским языком как государственным языком Республики Татарстан; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- приобщение учащихся к культуре и национальным традициям татарского народа, создание необходимых условий для формирования таких личностных качеств, как доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другим народам, компетентность в межкультурном диалоге.
Планируемые результаты
5 класс
Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
˗ вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию (35 реплик). Ученик получит возможность научиться:
˗ вести диалог-обмен мнениями.
Говорение. Монологическая речь.
Ученик научится:
˗ пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию (5-6 фраз). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного.
Аудирование.
Ученик научится:
˗ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений, о значении которых можно догадаться;
˗ воспринимать на слух и понимать нужную,интересующую,запрашиваемую информацию в аутентичных аудио- и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений (с опорой на языковую догадку); Ученик получит возможность научиться:
˗ выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные.
Время звучания текстов для аудирования с пониманием основного содержания – (0,5-0,7 минут).
Время звучания текстов для аудирования с выборочным пониманием нужной интересующей, запрашиваемой информации – (1 минута.) Чтение. Ученик научится:
˗ читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение)(45-50 слов).
˗ формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
˗ прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам.
Ученик получит возможность научиться:
˗ восстанавливать текст из разрозненных абзацев.
Письменная часть. Ученик научится:
˗ писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 8-10 слов, включая адрес);
˗ заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
˗ писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чёмлибо).
˗ составлять короткие рассказы;
˗ описывать картины;
˗ составлять план, тезисы письменного сообщения;
˗ писать под диктовку и переписывать тексты на изученное правило (словарные диктанты из 6-8 слов, сочинение из 4-5 предложений). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
˗ письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания/сообщения;
- составлять план устного и письменного сообщения.
6 класс
Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
˗ вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию (36 реплик).
Ученик получит возможность научиться:
˗ вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.) Говорение. Монологическая речь.
Ученик научится:
˗ пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию (6-7 фраз). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного.
Аудирование.
Ученик научится:
˗ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений, о значении которых можно догадаться;
˗ воспринимать на слух и понимать нужную,интересующую,запрашиваемую информацию в аутентичных аудио - и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений (с опорой на языковую догадку); Ученик получит возможность научиться:
˗ выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные.
Время звучания текстов для аудирования с пониманием основного содержания – (0,6-0,8 минут).
Время звучания текстов для аудирования с выборочным пониманием нужной, интересующей, запрашиваемой информации – (1 минута.) Чтение. Ученик научится:
˗ читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение) -50-60 слов;
˗ формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
˗ прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам.
Ученик получит возможность научиться:
˗ восстанавливать текст из разрозненных абзацев.
Письменная часть
Ученик научится:
˗ писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 10-12 слов, включая адрес);
˗ заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
˗ писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чёмлибо).
˗ составлять короткие рассказы;
˗ описывать картины;
˗ составлять план, тезисы письменного сообщения;
˗ писать под диктовку и переписывать тексты на изученное правило (словарные диктанты из 8-12 слов, сочинение из 5-7 предложений) Ученик получит возможность научиться:
˗ делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
˗ научиться письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания/сообщения;
˗ - составлять план устного и письменного сообщения.
7 класс
Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
˗ вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию (57 реплик).
Ученик получит возможность научиться:
˗ вести диалог-обмен мнениями.
Говорение. Монологическая речь.
Ученик научится:
˗ пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию (7-8 фраз). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного.
˗ комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному.
Аудирование.
Ученик научится:
˗ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений, о значении которых можно догадаться;
˗ воспринимать на слух и понимать нужную,интересующую,запрашиваемую информацию в аутентичных аудио - и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений (с опорой на языковую догадку). Ученик получит возможность научиться:
˗ выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные.
Время звучания текстов для аудирования с пониманием основного содержания – (0,7-0,9 минут).
Время звучания текстов для аудирования с выборочным пониманием нужной интересующей, запрашиваемой информации – (1 минута.) Чтение. Ученик научится:
˗ читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение) (60-70 слов).
˗ формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
˗ прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам.
Ученик получит возможность научиться:
˗ восстанавливать текст из разрозненных абзацев.
Письменная часть
Ученик научится:
˗ писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 12-14 слов, включая адрес);
˗ заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
˗ писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чёмлибо).
˗ составлять короткие рассказы;
˗ описывать картины;
˗ составлять план, тезисы письменного сообщения;
˗ писать под диктовку и переписывать тексты на изученное правило (словарные диктанты из 12-16 слов, сочинение из 7-8 предложений). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
˗ письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания/сообщения;
˗ составлять план устного и письменного сообщения.
8 класс
Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
˗ вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию (68 реплик). Ученик получит возможность научиться:
˗ вести диалог-обмен мнениями.
Говорение. Монологическая речь.
Ученик научится:
˗ пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию (8-9 фраз). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного.
˗ комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному.
Аудирование.
Ученик научится:
˗ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений, о значении которых можно догадаться;
˗ воспринимать на слух и понимать нужную,интересующую,запрашиваемую информацию в аутентичных аудио - и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений (с опорой на языковую догадку); Ученик получит возможность научиться:
˗ выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные.
Время звучания текстов для аудирования с пониманием основного содержания – (0,8-0,9 минут).
Время звучания текстов для аудирования с выборочным пониманием нужной, интересующей, запрашиваемой информации – (1 минута.) Чтение.
Ученик научится:
˗ читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение) (70-80 слов).
˗ формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
˗ прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам. Ученик получит возможность научиться:
˗ устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
˗ восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная часть
Ученик научится:
˗ писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 14-16 слов, включая адрес);
˗ заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
˗ писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чёмлибо).
˗ составлять короткие рассказы;
˗ описывать картины;
˗ составлять план, тезисы письменного сообщения;
˗ писать под диктовку и переписывать тексты на изученное правило (словарные диктанты из 5-7 слов, сочинение из 10-15 слов) Ученик получит возможность научиться:
˗ делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
˗ научиться письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания/сообщения;
˗ составлять план устного и письменного сообщения;
˗ писать небольшие письменные высказывания с элементами рассуждения с опорой на образец / план / наглядность и без них.
9 класс
Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
˗ вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию (710 реплик). Ученик получит возможность научиться: ˗ вести диалог-обмен мнениями; ˗ брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь.
Ученик научится:
˗ пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию (9-10 фраз). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного.
˗ комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
˗ кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование.
Ученик научится:
˗ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений, о значении которых можно догадаться;
˗ воспринимать на слух и понимать нужную,интересующую,запрашиваемую информацию в аутентичных аудио - и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений (с опорой на языковую догадку); Ученик получит возможность научиться:
˗ выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные.
Время звучания текстов для аудирования с пониманием основного содержания – (1минута).
Время звучания текстов для аудирования с выборочным пониманием нужной интересующей, запрашиваемой информации – (1,2 минуты.) Чтение. Ученик научится:
˗ читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение) (80-90 слов).
˗ формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
˗ прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам.
Ученик получит возможность научиться:
˗ восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная часть.
Ученик научится:
˗ писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 16-18 слов, включая адрес);
˗ заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
˗ писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чёмлибо);
˗ составлять короткие рассказы;
˗ описывать картины;
˗ составлять план, тезисы письменного сообщения;
˗ писать под диктовку и переписывать тексты на изученное правило (словарные диктанты из 20-22 слов, сочинение из 9-10 предложений) Ученик получит возможность научиться:
˗ делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
˗ научиться письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания/сообщения;
˗ составлять план устного и письменного сообщения. ˗ кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности.
Содержание учебного материала
5 класс
- Школьная жизнь. Учёба. Правила успешной учёбы. Учебные принадлежности. В библиотеке.
- Я помощник в домашних делах. Домашние дела. Помощь старшим, родителям. Покупки в магазине. Участие в домашних делах. Оценивание человеческих поступков. Похвала за добрые дела.
- Мои друзья, мои ровесники. Мой самый близкий друг. Отдых с друзьями. Настоящая дружба. Правила общения и дружбы с ровесниками. Участие подростков в полезном труде.
- Природа и мы. Человек и окружающая среда. Наши четвероногие и пернатые друзья
- Спорт и здоровье. Правила здорового образа жизни. Зимние и летние виды спорта.
Любимый вид спорта. Спорт и отдых. Современные спортивные сооружения.
- Праздники. Национальные праздники. Сабантуй.
6 класс
- Школьная жизнь. Учёба. Правила успешной учёбы. Учебные принадлежности. Мир книг. В библиотеке. Интернет.
- Я – помощник в домашних делах. Домашние дела. Помощь старшим, родителям. Покупки в магазине. Участие в домашних делах. Оценивание человеческих поступков. Похвала за добрые дела.
- Мои друзья, мои ровесники. Мой самый близкий друг. Отдых с друзьями. Настоящая дружба. Правила общения и дружбы с ровесниками. Участие подростков в полезном труде.
- Республика Татарстан. Географическое положение, население, климат Татарстана. Животный и растительный мир Татарстана. Жизнь в городе и в селе. Транспорт. Достижения Республики Татарстан. Народы, проживающие в Татарстане. Казань – столица Татарстана. Культура и искусство татарского народа.
- Природа и мы. Природа Татарстана. Охрана природы. Экологические проблемы. Человек и окружающая среда. Наши четвероногие и пернатые друзья.
- Спорт и здоровье. Правила здорового образа жизни. Зимние и летние виды спорта. Любимый вид спорта. Спорт и отдых. Современные спортивные сооружения. Знаменитые татарские спортсмены. Международный спорт.
7 класс
- Школьная жизнь. Учёба. Правила успешной учёбы. Учебные принадлежности. Мир книг. В библиотеке.
- Отдых. Свободное время. Любимые занятия. Различные способы виртуального общения. Места отдыха (кино, театр, парк, кафе и т.д.).
- Старшие и мы. Взаимоотношения старших и младших в семье. Умение просить разрешение. Уважительное отношение к старшим.
- Республика Татарстан. Географическое положение, население, климат Татарстана. Животный и растительный мир Татарстана. Жизнь в городе и в селе. Достижения Республики Татарстан. Казань – столица Татарстана.
8 класс
- Школьная жизнь. Учёба. Правила успешной учёбы. Учебные принадлежности. Проблема самообразования.
- Мои друзья, мои ровесники. Мой самый близкий друг. Отдых с друзьями. Настоящая дружба. Правила общения и дружбы с ровесниками. Участие подростков в полезном труде.
- Природа и мы. Природа Татарстана. Времена года. Охрана природы. Экологические проблемы. Человек и окружающая среда. Наши пернатые друзья.
- Республика Татарстан. Географическое положение, население, климат Татарстана. Достижения Республики Татарстан. Народы, проживающие в Татарстане. Казань – столица Татарстана. Культура и искусство татарского народа.
9 класс
- Республика Татарстан. Географическое положение, население, климат Татарстана. Животный и растительный мир Татарстана. Жизнь в городе и в селе. Транспорт. Достижения Республики Татарстан. Народы, проживающие в Татарстане. Казань – столица Татарстана. Культура и искусство татарского народа. Татарстан в годы Великой Отечественной войны.
- Выбор профессии. Проблема выбора профессии. Новые профессии. Потребность в профессиях на рынке труда. Учебные заведения.
- Спорт и здоровье. Правила здорового образа жизни. Зимние и летние виды спорта. Любимый вид спорта. Спорт и отдых. Современные спортивные сооружения. Знаменитые татарские спортсмены. Международный спорт.
Тематическое планирование учебного предмета
5 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов на изучение |
1 | Школьная жизнь. | 9 |
2 | Я помощник в домашних делах. | 9 |
3 | Мои друзья, мои ровесники. | 6 |
4 | Природа и мы | 4 |
5 | Спорт и здоровье. | 3 |
6 | Праздники. Национальные праздники | 4 |
6 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов на изучение |
1 | Школьная жизнь. | 8 |
2 | Я помощник в домашних делах. | 4 |
3 | Мои друзья, мои ровесники. | 6 |
4 | Республика Татарстан | 4 |
5 | Природа и мы. | 4 |
6 | Спорт и здоровье. | 9 |
7 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов на изучение |
1 | Школьная жизнь. | 9 |
2 | Отдых. | 10 |
3 | Старшие и мы. | 9 |
4 | Республика Татарстан. | 7 |
8 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов на изучение |
1 | Школьная жизнь. | 8 |
2 | Мои друзья, мои ровесники. | 11 |
3 | Природа и мы. | 9 |
4 | Республика Татарстан. | 7 |
9 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов на изучение |
1 | Республика Татарстан. | 10 |
2 | Выбор профессии. | 14 |
3 | Спорт и здоровье. | 5 |
4 | Никто не забыт,ничто не забыто | 5 |
Нормы контроля обученности по видам речевой деятельности
5-9 классы
№ | Виды речевой деятельности | Классы | ||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||
1. | Аудирование | 0,5-0,7 мин | 0,8-0,9 мин | 1 мин | 1,2 мин | 1,5 мин | ||||
2. | Диалогическая речь | 5-6 реплик | 6-7 реплик | 7-8 реплик | 9-10 реплик | 11-12 реплик | ||||
3. | Монологическая речь | 7-8 фраз | 8-10 фраз | 8-10 фраз | 10-12 фраз | 10-12 фраз | ||||
4. | Чтение | 55-60 слов | 60-70 слов | 70-80 слов | 80-90 слов | 90-95 слов | ||||
5. | Письмо: | |||||||||
словарный диктант | 8-10 слов | 10-15 слов | 15-18 слов | 18-22 слова | 22-25 слов | |||||
сочинение | 5-7 предложений | 7-8 предложений | 8-9 предложений | 9-10 предложений | 10-12 предложений |
Календарно-тематическое планирование по родному (татарскому) языку
5Е, 5З, 5К, 5Л классы
Учителя родного (татарского) языка и литературы Ахметовой М.Б.
№ урока | Наименование темы урока | Кол-во часов на изучение | Виды деятельности учащихся | Планируемая дата проведения уроков | Фактическая дата проведения уроков |
Школьная жизнь (9 ч) | |||||
С новым учебным годом!Имя существительное/ Яңа уку елы котлы булсын! Исем. | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о подготовке к новому учебному году, о школьной жизни в новом учебном году. | 1.09 | ||
Вопросы Где? Куда? Откуда?/Кая? Кайда? Кайдан? Сораулары | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, беседа | 8.09 | ||
Склонение имён существительных /Исемнәрнең килеш белән төрләнеше. | 1 | Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя существительное », выполнение упражнений на закрепление материала | 15.09 | ||
Склонение имён существительных множественного числа с аффиксами принадлежности/Исемнәрнең күплек санда тартым белән төрләнеше. | 1 | Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя существительное », выполнение упражнений на закрепление материала | 22.09 | ||
Имена существительные с аффиксами принадлежности./Тартымлы исемнәр. | 1 | Выполнение упражнений на повторение и закрепление материала | 29.09 | ||
Утвердительная и отрицательная форма глаголов повелительного наклонения./ Боерык фигыльнең барлык,юклык формасы | 1 | Работа с раздаточным материалом | 6.10 | ||
Прошедшее определённое время.Словарный диктант/Билгеле үткән заман хикәя фигыль/Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 13.10 | ||
Будущее определённое время./Билгеле киләчәк заман хикәя фигыль. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 20.10 | ||
Имя числительное/Сан | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 27.10 | ||
Я помощник в домашних делах ( 9 ч) | |||||
Работа над текстом “Я дома помощник “/Мин өйдә булышчы” текст өстендә эш. | 1 | Вести диалог-расспрос о домашних делах. | 10.11 | ||
Режим дня/Көндәлек режим | 1 | Устные ответы, упражнения | 17.11 | ||
Изъявительное наклонение/Хикәя фигыль | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 24.11 | ||
Спряжение глагола прошедшего определённого времени./Билгеле үткән заман хикәя фигыльнең зат-сан белән төрләнеше | 1 | Устные ответы, упражнения | 1.12 | ||
Спряжение глагола определённого времени./Билгеле киләчәк заман хикәя фигыльнең зат-сан белән төрләнеше | 1 | Устные ответы, упражнения | 8.12 | ||
Вводные слова Словарный диктант/Кереш сүзләрСүзлек диктанты. | 1 | Устные ответы, упражнения | 15.12 | ||
Употребление форм глагола.Словарный диктант/Фигыль формаларын куллану.Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 22.12 | ||
Место в предложении и роль послелога “для” при составлении предложения./ “Өчен” бәйлегенең җөмлә оештырудагы роле һәм урнашу урыны | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 12.01 | ||
Употребление в речи местоимения “свой”./“Үз” алмашлыгын сөйләмдә куллану | 1 | Устные ответы, упражнения | 19.01 | ||
Мои друзья, мои ровесники ( 6 ч) | |||||
Имя прилагательное./Сыйфат | 1 | Определяют морфологические признаки имени прилагательного, егосинтаксическую роль.Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. | 26.01 | ||
Порядок предложений в речи./Сөйләмдә җөмлә тәртибе | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 2.02 | ||
“Настоящая дружба” Составление рассказа./“Чын дуслык”. Хикәя язу | 1 | Рассказывать о своем друге, описывать черты характера друга. | 9.02 | ||
Татарские национальные блюда./Татар халык ашлары | 1 | Описание блюда своей национальной кухни по вопросам и опорной лексике. | 16.02 | ||
Склонение имен существительных по падежам./Исемнәрнең килеш белән төрләнүе | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 23.02 | ||
24 | Послелоги./Бәйлекләр. Работа над текстом “Около стола”/“Табын янында”текст өстендә эш. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 2.03 | |
Природа и мы ( 4 ч) | |||||
25 | Имя прилаггательное./Сыйфат. Степени прилагательных/Сыйфат төркемчәләре | 1 | Устные ответы, упражнения | 9.03 | |
26 | Местоимение Словарный диктант./Алмашлык.Сүзлек диктанты | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 16.03 | |
27 | Местоимение./Алмашлык. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 23.03 | |
28 | Работа над текстом “Умный Карабай”/”Акыллы Карабай”текст өстендә эш. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 6.04 | |
Спорт и здоровье. ( 3ч) | |||||
29 | Повторение лексико-грамматического материала по теме “Мы любим спорт”./ “Без спорт яратабыз” темасы буенча лексик – грамматик материалны кабатлау. | 1 | Устные ответы, упражнения | 13.04 | |
30 | РР. Моя любимая спортивная игра./БСҮ. Минем яраткан спорт уены. | 1 | Устные ответы, упражнения | 20.04 | |
31 | Работа над текстом “Будем здоровы”/”Сәламәт булыйк”текст өстендә эш. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 27.04 | |
Праздники. Национальные праздники (4 ч) | |||||
32 | Национальные праздники/Милли бәйрәмнәр | 1 | Рассказывать о национальных праздниках, о днях рождения; поздравлять с праздником; приглашать гостей. | 4.05 | |
33 | Работа над текстом “Сабантуй”/ Словарный диктант ”Сабантуй”тексты өстендә эш.Сүзлек диктанты. | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о приготовлении праздничного стола, о любимых блюдах, о правилах поведения за столом. | 11.05 | |
34 | Обобщение-повторение пройденного.Словарный диктант/Өйрәнгәннәрне гомумиләштереп кабатлау.Сүзлек диктанты | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о приготовлении праздничного стола, о любимых блюдах, о правилах поведения за столом. | 18.05 | |
35 | Обобщение-повторение пройденного. /Өйрәнгәннәрне гомумиләштереп кабатлау. | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о приготовлении праздничного стола, о любимых блюдах, о правилах поведения за столом. | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование по родному (татарскому) языку
6Е, 6З, 6К, 6Л классы
Учителя родного (татарского) языка и литературы Нигаматуллиной А.Р.
№ урока | Наименование темы урока | Кол-во часов на изучение | Виды деятельности учащихся | Планируемая дата проведения уроков | Фактическая дата проведения уроков |
Школьная жизнь. (8 ч) | |||||
1 | Склонение имён существительных по принадлежности./Исемнәрнең тартым белән төрләнеше | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 1.09 | |
2 | Порядок присоединения аффиксов к именам существительным./Исемнәргә кушымчалар ялгану тәртибе. | 1 | Высказывать своё отношение о содержании прочитанной книги, ее авторе. | 8.09 | |
3 | Падежи./Килешләр | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 15.09 | |
4 | Образование имен существительных прибавлением аффиксов –лык\лек, чы\че/ Исем ясагыч кушымчалар☹лык\лек, чы\че). | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 22.09 | |
5 | Послелоги.Р.Р.”Спасибо тебе, книга”/Бәйлекләр..БСҮ “Рәхмәт сиңа, китап” | 1 | Составлять диалог-побуждение о посещении библиотеки, книжного магазина; советовать прочитать интересную книгу. | 29.09 | |
6 | Отрицательная форма глагола настоящего времени./Хәзерге заман хикәя фигыльнең юклык формасы | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 6.10 | |
7 | Глагол повелительного наклонения.Словарный диктант/Боерык фигыль. Сүзлек диктанты | 1 | Устные ответы, упражнения | 13.10 | |
8 | Спряжение глагола утвердительной формы повелительного наклонения. Аудирование./Боерык фигыльнең барлыкта зат-сан белән төрләнеше.Аудирование | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 20.10 | |
Я помощник в домашних делах. ( 4ч) | |||||
9 | Спряжение глагола отрицательной формы условного наклонения./Шарт фигыльнең юклыкта зат-сан белән төрләнүе. | 1 | Устные ответы, упражнения | 27.10 | |
10 | Роль имен прилагательных в речи./Сыйфатларның сөйләмдә тоткан урыны. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 10.11 | |
11 | Настоящее время глагола изъявительного наклонения./Хәзерге заман хикәя фигыль | 1 | Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст. Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени. | 17.11 | |
12 | Желательное наклонение глагола. Сочетание инфиннитив+хочу./Теләк фигыль.Инфинитив+телим төзелмәсе | 1 | Устные ответы, упражнения | 24.11 | |
Мои друзья, мои ровесники. (6 ч) | |||||
13 | Будущее определенное время глагола./Билгеле киләчәк заман хикәя фигыль. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 1.12 | |
14 | Спряжение глагола будущего определенного времени./Билгеле киләчәк заман хикәя фигыльнең барлыкта зат-сан белән төрләнеше. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 8.12 | |
15 | Будущее неопределенное время глагола изъявительного наклонения.Словарный диктант/Билгесез киләчәк заман хикәя фигыль.Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 15.12 | |
16 | Лексико-грамматический материал текста “Синие листья”. /“Зәңгәр яфраклар” хикәясендәге лексик-грамматик материал. | 1 | Устные ответы, упражнения | 22.12 | |
17 | Употребление в речи союзов потому что, поэтому ./Чөнки, шуңа күрә теркәгечләрен сөйләмдә куллану | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 12.01 | |
18 | Антонимы. Рассказ “На дне рождения”./Антонимнар “Туган көндә” хикәясе | 1 | Устные ответы, упражнения | 19.01 | |
Республика Татарстан (4 ч) | |||||
19 | Р.Р.”Край родной-Татарстан”./БСҮ “Туган җирем-Татарстан” | 1 | Сообщать о государственных символах Татарстана, о географическом положении, климате и природе Татарстана. | 26.01 | |
20 | Наречие.Вопрос Как?/Рәвеш.Ничек? соравы. | 1 | Вести диалоги о видных представителях культуры и искусства татарского народа. | 2.02 | |
21 | Лексико-грамматический материал по теме “Реки Татарстана”.Послелог через/ “Татарстан елагалары” темасы буенча лексик-грамматик материал. Аркылы бәйлеге | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 9.02 | |
22 | Лексико-грамматический материал по теме “Реки Татарстана”.Послелог через/ “Татарстан елагалары” темасы буенча лексик-грамматик материал. Аркылы бәйлеге | 1 | Устные ответы, упражнения | 16.02 | |
Природа и мы. (4 ч) | |||||
23 | Лексико-грамматический материал по теме “Родная земля-Татарстан”./“Татарстан-туган җирем” темасы буенча лексик-грамматик материал. | 1 | Описывать природу родного края, времена года. Вести диалог – обмен мнениями о пользе природы. | 23.02 | |
24 | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым./Ия белән хәбәр арасында тыныш билгесе | 1 | Устные ответы, упражнения | 2.03 | |
25 | Неопределенное будущее время глагола./Билгесез киләчәк заман хикәя фигыль. | 1 | Устные ответы, упражнения | 9.03 | |
26 | Повторение лексико-грамматического материала по теме “Природа”.Словарный диктант/ “Табигать” темасы буенча лексик-грамматик материалны кабатлау.Сүзлек диктанты. | 1 | Давать советы об охране природы. Вести диалог о четвероногих и пернатых друзьях. | 16.03 | |
Спорт и здоровье.(9 ч) | |||||
27 | Р.Р.”Я люблю спорт”./БСҮ “Мин спорт яратам” | 1 | Рассуждать о правилах здорового образа жизни. | 23.03 | |
28 | Имя действия. “Олимпийские игры”. Аудирование/ Исем фигыль“Олимпия уеннары”Аудирование | 1 | Вести диалог–обмен мнениями о посещении спортивных кружков. | 6.04 | |
29 | Условное наклонение глагола./Шарт фигыль. | 1 | Устные ответы, упражнения | 13.04 | |
30 | Аффиксы принадлежности./Тартым кушымчалары | 1 | Устные ответы, упражнения | 20.04 | |
31 | Структура инфинитив+нужно, надо./Инфинитив+кирәк төзелмәсе | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 27.04 | |
32 | Повторение лексико-грамматического материала по теме “Спорт”./ “Спорт” темасы буенча лексик-грамматик материалны кабатлау | 1 | Аргументировать суждения о негативном влиянии на здоровье вредных привычек. Вести диалог на приёме у врача. | 4.05 | |
33 | Мой друг-Светофор.Словарный диктант /Светофор минем дустым.Сүзлек диктанты. | 1 | Устные ответы, упражнения | 11.05 | |
34 | Р.Р. “Правила дорожного движения”. Повторение пройденного в 6 классе./ БСҮ “Юл кагыйдәләре” 6 нчы сыйныфта үткәннәрне кабатлау | 1 | Устные ответы, упражнения | 18.05 | |
35 | Р.Р. “Правила дорожного движения”. Повторение пройденного в 6 классе./ БСҮ “Юл кагыйдәләре” 6 нчы сыйныфта үткәннәрне кабатлау | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование по родному (татарскому) языку
7Е, 7З классы
Учителя родного (татарского) языка и литературы Нигаматуллиной А.Р.
№ урока | Наименование темы урока | Кол-во часов на изучение | Виды деятельности учащихся | Планируемая дата проведения уроков | Фактическая дата проведения уроков |
Школьная жизнь. (9ч) | |||||
1 | “Новый учебный год”. Образование прилагательных /“Яңа уку елы”. Сыйфатлар ясалышы. | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о подготовке к новому учебному году, о школьной жизни в новом учебном году. | 1.09 | |
2 | “Мой летний отдых”. Прошедшее определенное время глагола изъявительного наклонения /“Минем җәйге ялым”. Билгеле үткән заман хикәя фигыль. | 1 | Устные ответы, упражнения | 8.09 | |
3 | Деепричастия.Виды дееприастия / Хәл фигыль. Хәл фигыльнең 4 төре | 1 | Устные ответы, упражнения | 15.09 | |
4 | Развитие связанной речи “Мой первый день в школе”/БСҮ “Мәктәптә беренче көн” | 1 | Устные ответы, упражнения | 22.09 | |
5 | Спряжение глаголов повелительного наклонения. “Мы вместе готовим домашнее задание”/Боерык фигыльнең зат-сан белән төрләнеше. “Без бергә дәрес әзерлибез” | 1 | Устные ответы, упражнения | 29.09 | |
6 | Развитие связанной речи “Мы читаем книги”. Виды наречий /БСҮ “Без китаплар укыйбыз”. Рәвеш төркемчәләре. | 1 | Составлять диалог-побуждение о посещении библиотеки, книжного магазина; советовать прочитать интересную книгу. | 6.10 | |
7 | Порядок присоединения суффиксов к именам существительным .Словарный диктант./ Исменәргә кушымчалар ялгану тәртибе.Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 13.10 | |
8 | Лексико-грамматический материал по теме “Дневник – документ, дневник – твое зеркало”. /“Көндәлек – документ, көндәлек – синең көзгең” темасы буенча лексик –грамматик материал. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 20.10 | |
9 | Развитие связанной речи “Правила чтения” Конструкция “Инфинитив+надо” / БСҮ“Яхшы уку кагыйдәләре”. “Инфинитив + кирәк” төзелмәсе | 1 | Устные ответы, упражнения | 27.10 | |
Отдых (10 ч) | |||||
10 | Причастие. Причастие настоящего времени/ Сыйфат фигыль. Хәзерге заман сыйфат фигыль. | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о свободном времени, о провождении его с пользой или без пользы, о любимых занятиях и путешествиях. | 10.11 | |
11 | Главные члены предложения. Лексико-грамматический материал по теме “Свободное время”/Җөмләнең баш кисәкләре. Буш вакыт” темасына караган лексик-грамматик материал | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о свободном времени, о провождении его с пользой или без пользы, о любимых занятиях и путешествиях. | 17.11 | |
12 | Дефис между подлежащим и сказуемым ./ Ия белән хәбәр арасында сызык. | 1 | Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях | 24.11 | |
13 | Союзы. Развитие связанной речи “Мое свободное время”/ Теркәгечләр. БСҮ “Минем буш вакытым” | 1 | Рассказывать о любимых фильмах, об их героях, о любимой музыке. | 1.12 | |
14 | Формы имен действия ./ Исем фигыльнең барлык һәм юклык формасы | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 8.12 | |
15 | Вводные слова. Свободное время, проведенное с пользой и зря.Словарный диктант./ Кереш сүзләр. Файдалы һәм файдасыз үткәрелгән буш вакыт.Сүзлек диктанты. | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о свободном времени, о провождении его с пользой или без пользы, о любимых занятиях и путешествиях. | 15.12 | |
16 | Лексико-грамматический материал в стихотворении “Ошибочный шаг”/ “Ялгыш адым” шигырендәге лексик-грамматик материал. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 22.12 | |
17 | Лексико-грамматический материал по проблеме “Что такое мужество?”/ “Нәрсә ул егетлек?” проблемасы буенча лексик-грамматик материал | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 12.01 | |
18 | Склонение по падежам притяжательных имен существительных . /Тартымлы исемнәрнең килеш белән төрләнеше. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 19.01 | |
19 | Лексико-грамматический материал на тему “Подъезд нашего дома”./ “Безнең йортның подъезды” шигыре буенча лексик-грамматик материал. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 26.01 | |
Старшие и мы. (9ч) | |||||
20 | Второстепенные члены предложения. Определение . Развитие связанной речи “Отношение пожилых и младших”/ Җөмләнең иярчен кисәге- аергыч. БСҮ “Өлкәннәр һәм кечкенәләр мөнәсәбәте” | 1 | Аргументировать свои суждения о необходимости уважительного отношения к старшим. Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями. | 2.02 | |
21 | Второстепенный член предложения - дополнение . Развитие связанной речи. Качества воспитанности /Җөмләнең иярчен кисәге- тәмамлык. БСҮ “Тәрбиялелек сыйфатлары” | 1 | Вести диалог-расспрос о помощи старшим в семье. Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. | 9.02 | |
22 | Второстепенный член предложения – обстоятельство. Лексико-грамматический материал по теме “Мы помогаем друг другу”. /Җөмләнең иярчен кисәге- хәл. “Бер-беребезгә булышабыз” темасына лексик-грамматик материал. | 1 | Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство графически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства | 16.02 | |
23 | Склонение по падежам имен действий. Употребление имен действий в речи . /Исем фигыльнең килешләр белән төрләнеше. Исем фигыльнең сөйләмдә кулланылышы . | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 23.02 | |
24 | Лексико-грамматический материал по теме “Уважение к родителям”. Правописание союзов. /“Ата-анага хөрмәт темасына лексик-грамматик материал.Теркәгечләрнең язылышы.. | 1 | Вести диалог-рассуждение о взаимоотношениях старших и младших в семье. | 2.03 | |
25 | Правила общения . Развитие связанной речи “Современно ли быть воспитанным?”./ Аралашу әдәбе. БСҮ “Тәрбияле булу заманчамы?” | 1 | Аргументировать свои суждения о необходимости уважительного отношения к старшим. | 9.03 | |
26 | Определительные местоимения .” Правила поведения при общении”.Словарный диктант. / Билгеләү алмашлыклары. “Аралашуда үз-үзеңне тоту әдәбе”.Сүзлек диктанты. | 1 | Устные ответы, упражнения | 16.03 | |
27 | Лексико-грамматический материал на тему “Может ли ошибаться воспитанный человек?”/ “Тәрбияле кеше ялгышырга мөмкинме?” темасына лексик-грамматик материал | 1 | Устные ответы, упражнения | 23.03 | |
28 | Лексико-грамматический материал на тему “Может ли ошибаться воспитанный человек?”/ “Тәрбияле кеше ялгышырга мөмкинме?” темасына лексик-грамматик материал | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 6.04 | |
Республика Татарстан. (7ч) | |||||
29 | Лексико-грамматический материал на тему “Татарстан-мой родной край” /Туган ягым – Татарстан” темасына лексик-грамматик материал. | 1 | Сообщать, спрашивать о достопримечательностях столицы, музеях, театрах, местах отдыха. | 13.04 | |
30 | Развитие связанной речи “Почему родной край нам так близок?”/ БСҮ“Туган ягыбыз ни өчен якын?” | 1 | Рассказывать о народах, проживающих в Татарстане; о Казани – столице Татарстана. | 20.04 | |
31 | Географическое положение Татарстана../ Татарстанның географик урыны, климаты, байлыклары. | 1 | Сообщать о государственных символах Татарстана, о географическом положении, климате и природе Татарстана. | 27.04 | |
32 | Мы живем в Татарстане/“Без Татарстанда яшибез” темасына лексик-грамматик материал. “Туган як турында сөйлибез” | 1 | Вести диалоги о видных представителях культуры и искусства татарского народа. | 4.05 | |
33 | Желательное наклонение. Словарный диктант. /Теләк белдерү формалары. Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 11.05 | |
34 | Форма изъявления цели . Развитие связанной речи. “Мы гордимся родной страной”. Обобщающий урок /Максат белдерү формалары. БСҮ “Без туган илебез белән горурлабыз”.Уку елы дәвамында үтелгәннәрне кабатлау | 1 | Рассказывать о вкладе Татарстана в Великую Победу, о земляках-героях Советского Союза, о подвиге Мусы Джалиля и джалиловцах. | 18.05 | |
35 | Форма изъявления цели . Развитие связанной речи. “Мы гордимся родной страной”. Обобщающий урок /Максат белдерү формалары. БСҮ “Без туган илебез белән горурлабыз”.Уку елы дәвамында үтелгәннәрне кабатлау | 1 | Рассказывать о вкладе Татарстана в Великую Победу, о земляках-героях Советского Союза, о подвиге Мусы Джалиля и джалиловцах. | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование по родному (татарскому) языку
8Д, 8Е, 8З классы
Учителя родного (татарского) языка и литературы Нигаматуллиной А.Р.
№ урока | Наименование темы урока | Кол-во часов на изучение | Виды деятельности учащихся | Планируемая дата проведения уроков | Фактическая дата проведения уроков |
Школьная жизнь.(8 ч) | |||||
1 | Имена существительные с аффиксами принадлежности/ Исемнәрнең тартым белән төрләнеше | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 7.09 | |
2 | 3 времени глаголов изъявительного наклонения. / Хикәя фигыльнең 3 заман формасы | 1 | Устные ответы, упражнения | 14.09 | |
3 | Склонение глаголов изъявительного наклонения определенного и неопределенного будущего времени по лицам и числам./ Билгеле һәм билгесез киләчәк заман хикәя фигыльнең зат-сан белән төрләнеше | 1 | Устные ответы, упражнения | 21.04 | |
4 | Деепричастие./Хәл фигыль | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 28.04 | |
5 | Деепричастие. Работа над текстом “Успею еще”./ Хәл фигыль.“Өлгерәм әле”тексты өстендә эшләү. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 5.10 | |
6 | Условное наклонение глагола./ Шарт фигыль | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 12.10 | |
7 | Лексико-грамматический материал по рассказу “Успеем ещё..”Словарный диктант./ Өлгерәм әле...” хикәясендәге лексик-грамматик материал.Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 19.10 | |
8 | Мы пишем рассказ. “Барый смотрит телевизор ”/ Без хикәя язабыз “Барый телевиор карый.” | 1 | Устные ответы, упражнения | 26.10 | |
Мои друзья, мои ровесники. (11 ч) | |||||
9 | Я и мои сверстники. Образование имён прилагательных. Имя прилагательное. / Мин һәм минем яшьтәшләрем. Сыйфатларның ясалышы.Сыйфат | 1 | Рассказывать о своем друге, описывать черты характера друга. | 9.11 | |
10 | Имя действия. /Исем фигыль | 1 | Устные ответы, упражнения | 16.11 | |
11 | Причастия. Лексический материал в рассказе “Хотел выиграть.” /Сыйфат фигыль “Җиңәсем килде” хикәясендәге лексик материал | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 23.11 | |
12 | Причастия. Лексический материал в рассказе “Хотел выиграть.” /Сыйфат фигыль “Җиңәсем килде” хикәясендәге лексик материал | 1 | Устные ответы, упражнения | 30.11 | |
13 | Причастие настоящего времени/Хәзерге заман сыйфат фигыль | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 7.12 | |
14 | Причастие прошедшего времени.Словарный диктант./ Үткән заман сыйфат фигыль.Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 14.12 | |
15 | Причастие будущего времени /Киләчәк заман сыйфат фигыль | 1 | Устные ответы, упражнения | 21.12 | |
16 | Определительные местоимения./ Билгеләү алмашлыклары | 1 | Устные ответы, упражнения | 28.12 | |
17 | Лексико- грамматический матерал по теме “Мой цвет- зелёный, а твой?”./ “Минем төс – яшел. Ә синеке?” текстына караган лексик-грамматик материал | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 18.01 | |
18 | В мире музыки./ Музыка дөньясында | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 25.01 | |
19 | Лексико- грамматический материал по теме “Я и мои сверстники ”./ “Мин һәм минем яшьтәшләрем” темасына караган лексик грамматик материал | 1 | Устные ответы, упражнения | 1.02 | |
Природа и мы. (9 ч) | |||||
20 | Главные члены предложения. / Җөмләнең баш кисәкләре | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 8.02 | |
21 | Лексико-грамматический материал по рассказу “Ты дитя природы”./ “Син- табигать баласы ” хикәясенә караган лексик-грамматик материал | 1 | Рассуждать об экологии, об охране природы, о влиянии человека на окружающую среду. | 15.02 | |
22 | Желательное наклонения глагола. Употребление форм желательного наклонения в речи/ Теләк фигыль. Теләк белдерү формаларының сөйләмдә кулланылышы. | 1 | Устные ответы, упражнения | 22.02 | |
23 | Сочинительные и подчинительные союзы. /Тезүче һәм ияртүче теркәгечләр. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 1.03 | |
24 | Лексико-грамматический материал по теме “Лес”/ “Урман” текстына караган лексик-грамматик материал | 1 | Давать советы об охране природы. | 8.03 | |
25 | Повторение образования существительных, степени прилагательных. Лексико-грамматический материал на тему “Как прекрасен этот мир!”Словарный диктант. /Ясалма исемнәрне, сыйфат дәрәҗәләрен кабатлау. “И ямьле дә соң дөнья!” текстына караган лексик-грамматик материал.Сүзлек диктанты. | 1 | Устные ответы, упражнения | 15.03 | |
26 | Повторение образования существительных, степени прилагательных/ Ясалма исемнәрне, сыйфат дәрәҗәләрен кабатлау. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 22.03 | |
27 | Лексико- грамматический материал по теме “Природа и мы”./ “Табигать һәм без” текстына караган лексик-грамматик материал | 1 | Рассуждать об экологии, об охране природы, о влиянии человека на окружающую среду.Давать советы об охране природы. | 12.04 | |
28 | Союзы. Лексико-грамматический материал по теме “Природа и человек”./ Теркәгечләр. “Табигать һәм кеше” темасына караган лексик-грамматик материал . | 1 | Рассуждать об экологии, об охране природы, о влиянии человека на окружающую среду.Давать советы об охране природы. | 19.04 | |
Республика Татарстан.(7 ч) | |||||
29 | Родной край- Татарстан. Лексико- грамматический материал в стихотворении “Мой Татарстан”/ Туган җирем- Татарстан.“Татарстаным”шигырендәге лексик-грамматик материал. | 1 | Устные ответы, упражнения | 26.04 | |
30 | Логические пары слов. /Сүзләрнең логик парлары | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 3.05 | |
31 | Работа над текстом: Казань- древний город. / Казан-борынгы шәһәр тексты өстендә эш. | 1 | Сообщать, спрашивать о достопримечательностях столицы, музеях, театрах, местах отдыха. | 10.05 | |
32 | Распространенные и нераспространенные предложения. Казань- столица спорта. Словарный диктант. /Җыйнак һәм җәенке җөмләләр. Казан-спорт шәһәре.Сүзлек диктанты. | 1 | Устные ответы, упражнения | 17.05 | |
33-34 | Работа над текстом “Башня Суюмбики”/ “Сөембикә манарасы” тексты өстендә эш. | 2 | Устные ответы, упражнения | 24.05 | |
35 | Лексико-грамматический“ материал по теме “Родной край- Татарстан”. /Туган жирем Татарстан” темасы буенча лексик грамматик материал. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 31.05 |
Календарно-тематическое планирование по родному (татарскому) языку
9Е, 9З классы
Учителя родного (татарского) языка и литературы Ахметовой М.Б.
№ урока | Наименование темы урока | Кол-во часов на изучение | Виды деятельности учащихся | Планируемая дата проведения уроков | Фактическая дата проведения уроков |
Республика Татарстан. ( 10 ч) | |||||
1 | Татарстан – моя республика. Повторение пройденного /Татарстан минем республикам. | 1 | Сообщать о государственных символах Татарстана, о географическом положении, климате и природе Татарстана. | 6.09 | |
2 | Члены предложения/Җөмлә кисәкләре. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 13.09 | |
3 | Сложные предложения. ССП.СПП./Кушма җөмләләр.Тезмә кушма җөмлә . Иярченле кушма җөмлә. | 1 | Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи | 20.09 | |
4 | Союзы. Сочинительные и подчинительные. /Теркәгечләр. Тезүче һәм ияртүче теркәгечләр. | 1 | Устные ответы, упражнения | 27.09 | |
5 | Союзы. Сочинительные и подчинительные. ./Теркәгечләр. Тезүче һәм ияртүче теркәгечләр. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 4.10 | |
6 | БСПП. “Перед казнью”.Словарный диктант./Теркәгечсез кушма җөмлә .“Хөкем алдыннан” .Сүзлек диктанты. | 1 | Устные ответы, упражнения | 11.10 | |
7 | СПП. Аналитические и синтетические виды./Иярченле кушма җөмлә. Аналитик һәм синтетик төрләре. | 1 | Устные ответы, упражнения | 18.10 | |
8 | СПП. Аналитические и синтетические виды./Иярченле кушма җөмлә. Аналитик һәм синтетик төрләре. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 25.10 | |
9 | “Татарстан – моя родина” Пишем сочинение /Сочинение язу “Татарстан – минем туган җирем” | 1 | Устные ответы, упражнения | 8.11 | |
10 | Словообразование имён существительных./Исем ясагыч кушымчалар. | 1 | Устные ответы, упражнения | 15.11 | |
Выбор профессии. (14 ч) | |||||
11 | Придаточное предложение/Иярчен җөмлә. | 1 | Аргументировать свои суждения о необходимости правильного выбора будущей профессии. | 22.11 | |
12 | Придаточное сказуемное/ Иярчен хәбәр җөмлә. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 29.11 | |
13 | Синтетический вид придаточных определительных/ Иярчен аергыч җөмләнең синтетик төре. | 1 | Устные ответы, упражнения | 6.12 | |
14 | Аналитический вид придаточных определительных./ Словарный диктант.Иярчен аергыч җөмләнең аналитик төре. Сүзлек диктанты | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 13.12 | |
15 | Синтетический вид придаточных дополнения/Словарный диктант /Иярчен тәмамлык җөмләнең синтетик төре.Сүзлек диктанты | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 20.12 | |
16 | Аналитический вид придаточных дополнения. Пишем сочинеие “Татастан – республика чёрного золота”/ Иярчен тәмамлык җөмләнең аналитик төре. “Татарстан – “кара алтын “ республикасы” хикәя язу | 1 | Устные ответы, упражнения | 27.12 | |
17 | Обстоятельство. Виды обстоятельств./ Хәл. Хәлнең төрләре. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 17.01 | |
18 | Глаголы условного наклонения. Сочинение “Моя будущая профессия”/Шарт фигыль.“Минем булачак һөнәрем” инша язу | 1 | Устные ответы, упражнения | 24.01 | |
19 | Глаголы изъявительного наклонения. “Любимый учитель”/ Хикәя фигыль. Фигыль заманнары. “Яраткан укытучым” | 1 | Устные ответы, упражнения | 31.01 | |
20 | Падежи. “Учитель будущего”. Сочинение /Килешләр. “Киләчәк буын укытучысы” инша язу | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 7.02 | |
21 | Сочинительные союзы /Тезүче теркәгечләр. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 14.02 | |
22 | Подчинительные союзы/ Ияртүче теркәгечләр. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 21.02 | |
23 | Послелоги./Бәйлекләр. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 28.02 | |
24 | Послелоги./Бәйлекләр. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 7.03 | |
Спорт и здоровье. (5 ч) | |||||
25 | Инфинитив. ./Инфинитив. | 1 | Устные ответы, упражнения | 14.03 | |
26 | Склонение по падежами имени действия./ Словарный диктант/Исем фигыльнең килешләр белән төрләнеше.Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 21.03 | |
27 | Глаголы желательного наклонения. /Теләк фигыль. | 1 | Устные ответы, упражнения | 4.04 | |
28 | “Здоровье большое богатство”/Сәламәтлек –зур байлык | 1 | Аргументировать суждения о негативном влиянии на здоровье вредных привычек. | 11.04 | |
29 | Спряжение по лицам и числам глаголов условного наклонения/ Шарт фигыльнең зат-сан белән төрләнеше. | 1 | Устные ответы, упражнения | 18.04 | |
Никто не забыт,ничто не забыто (5 ч) | |||||
30 | “Дружба, рожденная в плену” Типы придаточных предложений /“Әсирлектә туган дуслык” иярчен җөмләләрнең төрләре. | 1 | Рассказывать о вкладе Татарстана в Великую Победу, о земляках-героях Советского Союза, о подвиге Мусы Джалиля и джалиловцах. | 25.04 | |
31 | Числительное.Диалогическая и монологическая речьСловарный диктант./Саннар.Диалогик һәм монологик сөйләм/Сүзлек диктанты.. | 1 | Устные ответы, упражнения | 2.05 | |
32 | Джалиловцы.Сбор материлов о ВОВ. Написание реферата/ Җәлилчеләр. Бөек Ватан сугышы турында мәгълүмат туплау.Реферат язу. | 1 | Рассказывать о вкладе Татарстана в Великую Победу, о земляках-героях Советского Союза, о подвиге Мусы Джалиля и джалиловцах. | 9.05 | |
33 | Виды связей в сложных предложениях./Мөстәкыйль җөмләләр арасында параллель бәйләнеш. | 1 | Устные ответы, упражнения | 16.05 | |
34 | Использование фразеологизмов в речи. Повторение пройденных тем и заключение/Фразеологизмнарның сөйләмдә кулланылышы. Үткән темалар буенча кабатлау һәм йомгаклау . | 1 | Устные ответы, упражнения | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному ( татарскому) языку
Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 4 класса создана на основе:• Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку. 3 класс
3 нче сыйныф өчен туган телдән эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде: МБГБУ “Р.Ш.Фәрдиев исемендәге татар гимназиясе”нең башлангыч гомуми белемнең төп белем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-125817-1382116797.jpg)
рабочая программа по родному (татарскому языку) для 5-го класса
Курсның эчтәлегеЯлгызлык һәм уртаклык исемнәре.Тартым һәм килеш белән төрләнгән исемнәрнең берлек һәм күплек сандагы кушымчаларын аера белү.Тамыр, кушма парлы, тезмә исемнәрнең ясалышы, аларның сөйләм...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/16/picture-78474.png)
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса разработана в соответствии с ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-875723-1484158097.jpg)
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-1206525-1581100358.jpg)
Рабочая программа по родному(татарскому) языку 7-9 классы
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 7-9 классы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/22/picture-636521-1432296156.jpg)
Рабочие программы по родному(татарскому) языку и литературе
Рабочие программы по родному языку и литературе составлены на основе Образовательной программы МАОУ «Аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого», учебного плана МАОУ «Аромашевская СОШ ...