Сагаалган
презентация к уроку

Бадмажапова Ирина Викторовна

Главным праздником у бурятского народа, исповедующего буддизм, считается саагалган. Он проводится по лунному календарю первого число первого весеннего, или «белого», месяц.
  Население к празднику готовиться задолго до его наступления: наводится чистота в домах,, юртах,, заготавливаются, закупаются продукты, покупаются новые одежды и т. д.
  Встреча нового года большое событие на которое люди собираются с разных мест, находящихся за много километров от дацана. Несмотря на возраст, верующие то мала до велика, кто пешком, кто на машине или автобусе, а частенько и на конях собираются к месту празднования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Сагаалган2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С праздником Белого месяца

Слайд 2

Главным праздником у бурятского народа, исповедующего буддизм, считается саагалган. Он проводится по лунному календарю первого число первого весеннего, или «белого», месяц. Население к празднику готовиться задолго до его наступления: наводится чистота в домах,, юртах,, заготавливаются, закупаются продукты, покупаются новые одежды и т. д. Встреча нового года большое событие на которое люди собираются с разных мест, находящихся за много километров от дацана. Несмотря на возраст, верующие то мала до велика, кто пешком, кто на машине или автобусе, а частенько и на конях собираются к месту празднования.

Слайд 3

Иволгинский дацан во время празднования саагалгана

Слайд 4

Для истинно верующих бурят это не просто повод для застолья, скорее наоборот. Ритуал призывания защитников учения Будды, проводимый ламами, длится 15 дней. Все это время ламы и хувараки, почти не выходя из дацана, читают тексты. Прихожане все это время готовят для них еду из продуктов, которые привезли с собой. Обедают и спят в это время ламы по очереди, чтоб не прерывать ритуала - сначала старшие ламы во главе с ширеетуэм дацана, потом хувараки.

Слайд 5

Особый молебен, посвященный дармападам – десяти божествам защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Деви (Лхамо). В ее честь совершается отдельный молебен в день, непосредственно предшествующий Новому году. В канун праздника во всех домах проводится особый обряд очищения – гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое накопившееся за прошлый год.

Слайд 6

В первые дни ритуала делается большой болим (сор) в форме конуса, на верху которого находится череп (это символ всего плохого)

Слайд 7

На третий день болим (сор) выносится за пределы поселка

Слайд 8

Ламы в это время, не останавливаясь читают молитвы

Слайд 9

В двадцать девятый день по лунному календарю в ритуальном костре «Джугжууба» сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека. Для этого миряне привозят с собой кусочки теста, ваты или бумаги, которыми предварительно обтирают свое тело, после чего бросают их в месте, где будет сжигаться сор. Распрощавшись со всеми «грехами» старого года верующие возвращаются домой

Слайд 10

Тридцатого число дома наряжают божницу, куда ставят самые лучшие угощения: лучшие куски мяса, айран, печенье, сахар, конфеты и т. д. Вечером кое-кто обьезжает несколько юрт, чтобы помолиться. В дацане всю ночь напролет идет богослужение. Утром перед восходом солнца под звуки дацанской музыки огромное полотнище с изображением богини-хранительницы Лхамы торжественно переноситься с нижнего этажа на верхний, где оно и находиться в специальном киоте – гунгарва.

Слайд 12

В первый день сагалгана нужно вставать очень рано – в 4-5 часов утра. По поверьям, ранним утром в каждый дом заходит божество Балдан Лхамо, которое подсчитывает всех людей. Проспавшие ее заход считается, упускают свое счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им будет сопутствовать удача и успех. Проснувшись, нужно зажечь зула, воскурить санзай (благовония), преподнести тахил (подношение) трем драгоценностям (Будде, Дарме и Санге), хозяевам местности на улице поднести сержем (напиток в виде чая, молока или водки), разбрызгивая по сторонам со словами «ОмАХум». После этого буддисты отбывают в дацан, где и встречают праздник белого месяца вместе со священнослужителями.

Слайд 14

В саагалган принято начинать день с обхода округи, с поздравления родителей, преподносить им хадак, подарки. Преподносить хадак нужно ладонями вверх, поддерживая после снизу руки старшего по возрасту. В этом случае обращенные кверху ладони символизируют чистоту помыслов, а поддерживание за локти – уважение к старости и мудрости. В праздничный день навещают своих родных, друзей и знакомых, тем самым укрепляя отношения, приучая младших с раннего возраста соблюдать традиции и обычаи. Заходя в гости обязательно нужно подойти к алтарю и помолиться, после чего можно пройти за праздничный стол.

Слайд 15

Буддизм предполагает собой отказ от жажды наживы, от тяги к материальному. Именно из старины и идет простота и бедность одежды буддистов.

Слайд 16

Иволгинский дацан Центр буддизма -

Слайд 17

У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30 километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.

Слайд 18

Он расположен в живописной местности Иволга. У подножья гор, в тихом урочище. Был открыт в 1946 году, как единственный буддийский духовный центр СССР. Это целый комплекс, который представлен главным храмом Согшин-дуганом, Майдрин-сумэ, Деважин, Сахюусан-сумэ. Иволгинский дацан известен далеко за пределами нашей родины. Многочисленные гости из других стран, из других краев и областей России, приезжая в Бурятию, непременно хотят посетить его.

Слайд 19

Иволгинский дацан является центром буддизма России, который посещает множество верующих, паломников и туристов со всех концов света.

Слайд 20

Здесь находится резиденция Пандито Хамбо-ламы, главы буддистов России, а также одна из наиболее почитаемых буддистами святынь на территории России - храм Чистой земли.

Слайд 21

Главный храм дацана Цогчен-дуган выстроен по принципу мандалы. А в алтаре расположен пантеон тысячи Будд, огромная скульптура Будды Шакьямуни. Внутри храмов фотографировать запрещено, дабы не побеспокоить Будду, также нельзя поворачиваться к Будде спиной и держать сумку на плече.

Слайд 22

Ступы - субурганы - памятники священных событий, которые также служат символическими моделями мироздания

Слайд 23

Вершину ступы украшает соембо – символическое изображение горящего пламени, как источника жизни человечества, белый цвет символизирует чистоту помыслов, синий мир и согласие между людьми, желтый в сочетании с синим символизирует единство Неба и Земли. Также ступы почитаются как символ Просветленного Ума Победоносных Будд

Слайд 25

Буддийский Университет "Даши Чойнхорлин" им.Дамба Даржа Заяева (с тиб. "земля счастливого учения") начал работу в 1991 году, когда получил государственную лицензию высшего учебного заведения. Сейчас там обучаются около 100 студентов-хувараков на четырёх факультетах: философском, тантрическом, иконографическом и медицинском. Обучение длится 5 лет, и только около 10 студентов полностью завершают обучение, уж очень тяжело им дается отказ от телевизора и прочих мирских благ.

Слайд 26

На территории монастыря располагаются здания библиотеки, факультета философии – Чайра, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы. В 1991 г. в дацане основан Буддийский институт «Даши Чойнхорлин», где обучаются хувараки – студенты, которые осваивают буддийскую философию, основы тантризма.

Слайд 27

Буддийский Университет

Слайд 28

Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства

Слайд 29

Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества.

Слайд 30

Для туристов знакомство с Иволгинском дацаном начинается с молитвенного обхода вокруг всего храмового комплекса. Обход обязательно сопровождается вращением молитвенных барабанов. Внутри каждого находятся свитки с мантрами. Считается, сколько раз вы повернули барабан, столько раз прочли эти мантры, то есть помолились. В самом большом барабане Иволгинского дацана находится, как утверждают ламы, свиток, на котором одна из главных мантр написана сто миллионов раз. То есть один поворот - это сто миллионов вознесенных молитв.

Слайд 32

Внутри барабанов находятся драхни - молитвы, написанные на листах пергамента и свёрнутые в цилиндр. Вращаем барабаны, молитвы приходят в движение и происходит очищение кармы.

Слайд 33

Мантра «Ом-Мани-Пад-Ме-Хум» обладает чудодейственной силой и является наиболее читаемой среди буддистов. В самых больших барабанах она написана 100 миллионов раз. Один раз покрутил барабан и считай, что 100 миллионов молитв произнес.

Слайд 35

Молиться можно, не только с помощью барабанов, но и с помощью специальных флажков - дарцаг. Одна из разновидностей таких флажков хий-морин (конь удачи)- лоскут на котором написана молитва и имя молящегося. У каждого человека свой хий-морин, соответствующий году его рождения. Он различается по цвету флажка. На флажке в середине изображен конь, а в четырех его углах: тигр, лев, дракон и царь птиц гаруда. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. Обычно хий-морин вывешивается с наступлением нового года и символизирует состояние судьбы человека на этот год. Ветер колышет хий-морин и ты молишься.

Слайд 37

Наибольшее впечатление производит резной и расписной как в сказке Храм-Дворец XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржо Итигэлова «Этигэл Хамбын ордон»

Слайд 38

Здесь хранится и одна из наиболее почитаемых российскими буддистами святынь — нетленное Драгоценное Тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржо Итигэлова. Тело этого человека, умершего в 1927 году, в 2002 году осмотрели эксперты. Оказалось, что по всем показателям оно живое: суставы не потеряли гибкости, кожа на ощупь мягкая и теплая, глаза целы.

Слайд 39

Хамбо лама Итигэлов, умер в 1927 году, был погребен, а через 75 лет вновь извлечен из земли. Тело ламы не подвержено тлению. Более того! Те, кому довелось взглянуть на ламу, говорят, что тот жив, но находится в состоянии глубокой медитации .

Слайд 41

Он родился в 1852 году в местности Улзы Добо (сейчас это Иволгинский район Республики Бурятия). Рано оставшись сиротой, он пять лет пас овец, тем и зарабатывал себе на жизнь. Однако пастушеская жизнь не прельщала мальчика. Когда ему исполнилось пятнадцать, Даши-Доржо отправился в Аннинский дацан Хоринской степной Думы. Там на протяжении двух десятилетий он изучал санскрит, тибетский язык, философию, логику, медицину. Позже юноша, желая совершенствовать свои знания перебрался в Цугольский, а затем Агинский дацан, служил в резиденции Хамбо ламы в Тамчинском дацане. В это время он стал габжи-ламой, что соответствует званию кандидата философских наук. Затем молодой ученый был штатным философом в Янгажинском дацане.

Слайд 43

11 апреля 1911 года Даши-ДоржоИтигэлов стал главой буддистов Восточной Сибири - Пандито Хамбо ламой. В одной из его биографий написано: "Итигэлов в одном лице совмещал должности нынешних министров образования, культуры и здравоохранения Бурятии". За всю свою жизнь он написал более 50 трудов по тибетской медицине и буддистской философии. Здесь не имеет смысла перечислять, сколько поистине великих дел совершил Итигэлов на своем высоком посту. Настоящие чудеса начались в тот миг, когда он решил, что его земной путь завершен. 15 июня 1927 года он сел в позу лотоса и попросил своих учеников читать отходную молитву - Благопожелание для умершего. Ученики стали возражать - разве можно произносить такую молитву для живого человека? И тогда Хамбо лама сам произнес первые слова Благопожелания. Постепенно к нему присоединились ученики. Он ушел из жизни, находясь в полном здравии, а перед смертью сказал собравшимся: "Вы посмотрите на мое тело через неполных три десятилетия".

Слайд 44

Убедившись в том, что учитель мертв, ученики поместили его тело в большой кедровый ящик, засыпали каменной солью и похоронили. С тех пор ящик с телом ламы выкапывали дважды - в 1955 (после сильного землетрясения) и в 1973 году - а затем вновь предавали земле. И каждый раз оказывалось, что время не властно над прахом святого. В 2002 году, 12 сентября, вновь была проведена эксгумация останков. Тело было уже мягким, как у живого человека, суставы сгибались, не было запаха гниения - из ящика исходило благоухание. Это не поддавалось никаким научным объяснениям. С тех пор останкам покойного ламы поклоняются буддисты не только Бурятии, но и всего мира.

Слайд 46

Среди тех, кто побывал "в гостях" у ламы, ходят слухи, будто у него до сих пор растут волосы и ногти, и их приходится обстригать. Однако, по уверениям человека, который ухаживает за телом, это миф. По верованиям буддистов, волосы и ногти у трупа растут лишь в том случае, если умерший не обрел вечной жизни. Итигэлов же будет жить вечно. Именно поэтому те, кто достиг определенных степеней просветления, могут услышать дыхание Учителя, почувствовать биение пульса и даже встретиться с ним взглядом, хотя глаза его (при жизни голубые) плотно закрыты веками. Кожа Итигэлова без пятен, светло-желтая. Руки лежат на коленях.

Слайд 47

И вот недавно среди буддистов разнеслась весть, что Хамбо лама Итигэлов начинает потихоньку возвращаться к жизни. Температура его тела поднялась до 36 градусов, а когда рядом с ним молятся повышается до 37. Кроме того, он начал потеть! Пот пропитывает одежду святого, и ее приходится менять гораздо чаще, чем раньше. Самое же удивительное заключается в том, что, согласно последним исследованиям, образцы тканей его тела имеют такие качественные характеристики, как если бы были взяты у живого человека! Никаких признаков разложения! Более того. Ученые установили, что клетки тела вибрируют с частотой 1 герц - с такой же частотой вибрируют клетки человеческого эмбриона. Буддисты называют тело Хамбо ламы драгоценным и неиссякаемым. Они уверены, что часть жизненной энергии передают Итигэлову молитвы, которые читает рядом с ним служитель.

Слайд 48

12 сентября исполнилось восемь лет с момента последней эксгумации святого. В этот день, для того чтобы приобщиться к чуду, в Иволгинский дацан собрались буддисты со всего мира. Наука пока не в состоянии объяснить феномен Итигэлова, но верующие знают, что это знак свыше. Знак того, что Земля вступает в новую эру высокой духовности, и каждый человек может и должен внутренне преобразиться. Хамбо лама Итигэлов словно показывает всем нам, что смерти нет.

Слайд 49

Вот такие чудеса!

Слайд 50

Спаисбо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

праздник "Сагаалган" - "Сценка про то, как матушка Манзам-Гурмэ свою дочь замуж выдавала"

выступление класса на внутришкольном празднике "Сагаалган"  "Сценка про то, как матушка Манзам-Гурмэ свою дочь замуж выдавала"...

Внеклассное мероприятие в 5 классе "Сагаалган"

Внеклассное мероприятие по теме "Сагаалган"...

Сценарий прадника "Сагаалган"

Сценарий праздника "Дангина"-"Баатар"...

Проект "Проведение праздника Сагаалган"

История и значение праздника «Сагаалган»Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы воспитательной работы, направленной на развитие эстетической...

"Сагаалган"

Классный час на тему "Сагаалган"...

открытый урок по теме "Сагаалган"

открытый урок к Сагаалгану...

Сценарий праздника "Сагаалган- праздник Белого месяца"

Цель: ознакомление с бурятскими национальными обычаями, историей празднования Белого месяца, воспитание толерантного отношения в многонациональном обществе...