контрольная работа "Чтение"
план-конспект занятия (8 класс)
Модуль 1.1.2. Формирование стратегий смыслового чтения, текстовой информации у обучающихся средних и старших классов.
Форма работы: контрольная работа.
Разработать задания для школьников по стратегии смыслового чтения: а) «Направленное чтение», б) стратегия «чтение в парах – обобщение в парах», в) «Читаем и спрашиваем», г) «Дневник двойных записей», д) «Чтение с пометками».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел программы: Модуль 1.1.2. Формирование стратегий смыслового чтения, текстовой информации у обучающихся средних и старших классов.
Форма работы: контрольная работа.
Разработать задания для школьников по стратегии смыслового чтения: а) «Направленное чтение», б) стратегия «чтение в парах – обобщение в парах», в) «Читаем и спрашиваем», г) «Дневник двойных записей», д) «Чтение с пометками».
Задание выполняется самостоятельно. Результаты представляются в электронном виде.
Слушатель раскрывает этапы разработки заданий по стратегии смыслового чтения.
Критерии оценивания: задание считается выполненным, если раскрыты этапы проектирования учебного задания для школьников по стратегии смыслового чтения. Если задание сделано по требованиям обновленных ФГОС, слушатель получает зачет.
№ | Стратегии чтения | Соответствие содержания задания стратегии смыслового чтения и возрастным особенностям уч-хся | Соответствие требованиям, предъявляемым к разработке задания по стратегиям смыслового чтения | Обоснованность применения методов и приемов стратегий смыслового чтения (2 балла). | Баллы |
1 | «Направленное чтение» | 1 | 1 | 1 | 3 |
2 | «Чтение в парах – обобщение в парах» | 1 | 1 | 1 | 3 |
3 | «Читаем и спрашиваем» | 1 | 1 | 1 | 3 |
4 | «Дневник двойных записей» | 1 | 1 | 1 | 3 |
5 | «Чтение с пометками» | 1 | 1 | 1 | 3 |
Итого: | 15 |
В случае невыполнения задания работа не зачтена.
Контрольная работа:
Выполнение заданий слушателями.
- Разработать задания для школьников по стратегии смыслового чтения: а) «Направленное чтение», б) стратегия «чтение в парах – обобщение в парах», в) «Читаем и спрашиваем», г) «Дневник двойных записей», д) «Чтение с пометками».
Пример задания:
Работа над текстом.
Стратегии смыслового чтения:
Стратегия: Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
(определять главную тему, общую цель или назначение текста формулировать тезис, выражающий общий смысл текста выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей).
1. Этап чтения текста – восприятие текста. Раскрытие его содержания и смысла,
своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложения складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Жэшээнь: Ц.Ц.Дондогойн «Эхэ тухай поэмэ» ба Д.З.Жалсараевай «Эхэ тухай дуун» гэһэн зохёолнуудые шэнжэлэгты.
ЭХЭ ТУХАЙ ПОЭМЭ
Энээхэн дэлхэйдэ гансахан
Эхэмни!
Нюдэнэйнгээ сэсэгы мэтээр
Үргэһэн үриеэ тэнжээгээш.
Хадхаляатаад бишыхан байхадаа,
Халуураа һэн гүб ушаргүй.
Эсэгэмни морёо хүллөөд,
Эхэмни!
Энгэртээ намай үбэртэлөөд,
Эмшэндэ абаашахаа гүйлгэлдөө.
Харанхы һүниһөө далтиржа гү,
Хашабаа шаргын шааяанһаа гү,
Эжынгээ сээжын халуунда
Энхэрүүлэн жэгнүүлээд гү,
Унташооб.
Садаад үргэһэндөө
һэрихэдэм:
Саб сагаан таһалга,
Саб сагаан унтари,
Саб сагаан эмшэн
Эжымни үбсүүндэ
Эм түрхижэ байгаа һэн.
- Яагаабши, эжы?
- Яагаашьегүйб даа, унта даа…
Үри бэеынгээ түлөө
Үбсүүгээ хүлдэһэн
Эхын аманһаа гараха
Энэ үгэ: - яагаашьегүй даа…
Эхэмни, хайрата эхэмни!
Энхэржэ үргэһэн урмандаш
Һэшхэлгүй үхэлэй хара һабарһаа
Һэргылжэ бираагүйб шамайгаа…
( Ц.Ц. Дондогой)
ЭХЭ ТУХАЙ ДУУН
Нялха нарай үедэмнай
Нимгэн хөөрхэн уралымнай
Ажалша алтан гараараа
Амтан хүхэндөө хүргөөлта.
Эжымнай эгээл хүндэтэй хүн,
Энхэрэн тандаа дохинобди.
Элдин Ороноо танай нэрээр
Эхэ гэжэ нэрлэнэбди.
Эхин номһоо – «Үзэглэлһөө»
Эрдэм тээшэ зоригжуулаат.
Энэрхы һайхан зүрхэеэ
Эдир бидэндэ үгөөлта.
Эжымнай эгээл хүндэтэй хүн,
Энхэрэн тандаа дохинобди.
Элдин Ороноо танай нэрээр
Эхэ гэжэ нэрлэнэбди.
Арад зоной ябадалтай
Алхасымнай нэгэдүүлээт.
Далидань хүсэ оруулаад,
Дальбараануудаа табяалта.
Эжымнай эгээл хүндэтэй хүн,
Энхэрэн тандаа дохинобди.
Элдин Ороноо танай нэрээр
Эхэ гэжэ нэрлэнэбди.
(Д.З.Жалсараев «Эхэ тухай дуун»
Стратегии смыслового чтения | Метапредметные универсальные учебные действия | Примеры |
1.«Направленное чтение» Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группах. Этапы: 1. «Актуализация» - использование приёма «ассоциативный куст»: учитель пишет ключевые слова, ученики один за другим высказывают свои ассоциации. Данный приём позволит актуализировать их знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать деятельность учащихся, настраивать их на работу. 2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст, останавливаясь на указанных местах. 3. Учитель задаёт проблемный вопрос по прочитанному. 4. Ответы нескольких учеников обсуждаются в классе. 5. Ученики делают предположения относительно дальнейшего развития событий. | Регулятивные: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; | Данная стратегия была использована мною при работе над поэмой Ц. Дондогой «Эхэ тухай поэмэ» Ключевое слово - Малая родина, родители Ассоциации: отец, мать, дом, очаг, предки, счастье… Далее ребятам предлагается прочитать эпизод из поэмы «Эхэ тухай поэмэ». Проблемный вопрос: Почему лирическая героиня поэмы страдает о том, что не успела встретиться с мамой…? |
Цель: развивать умения выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Этапы: 1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст. 2. Учитель объединяет учащихся в пары и даёт чёткий инструктаж. Каждый ученик поочерёдно выполняет две роли: докладчик и респондент. Докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса. Респондент – слушает докладчика и задаёт ему вопросы по существу. Далее происходит смена ролей. | Стратегия направлена на формирование коммуникативных и предметных УУД: Ученик получит возможность научиться определять тему и главную мысль текста, учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Данная стратегия уместна при изучении небольших по объёму произведений, например, рассказов Ч. Цыдендамбаева, А. Лыгденова и др., законченных эпизодов. Использование данной стратегии позволит подготовить обучающихся к продуктивной групповой работе. |
Цель: научить самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Этапы: 1. Ученик про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном тексте. 3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой отвечает на него. 4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция. | Регулятивные и коммуникативные УУД формируются в результате использования данной стратегии: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. | Стратегия может быть использована при анализе эпизода «Майтагсаан тухай» из романа Б. Ябжанова «Эртын шүүдэр», также при анализе исповеди Цыремпила «Үүрэй толон…» и др. |
Цель:формирование умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Этапы: 1. Учитель просит учеников разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения учащиеся должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул. | Использование данной стратегии позволяет развивать следующие регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Имеет смысл использовать данную стратегию при анализе произведений нравственной проблематики. Это могут быть «Мүнхэ ногоон хасуури» А. |
Цель: научить читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли своими словами. Учитель даёт ученикам задание: написать значками информацию по следующему алгоритму:
+ - новая информация; --- я думал (а) иначе; ? – это меня заинтересовало, удивило. | Стратегия направлена на формирование регулятивных УУД: принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; | Стратегия может быть использована при анализе лирических отступлений в «Гал могой жэл» Ц-Ж. Жимбиева, философских размышлений Ж. Тумунова о войне, т.е. это могут быть эпизоды, представляющие собой описание или философские размышления автора. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"
Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс" авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...
Комплексные числа.Контрольная работа №1 и контрольная работа №2
Контрольная работа №1 и №2 по теме " Комплексные числа" на курсах "Учитель профильной школы"...

Контрольно - измерительные материалы. 9 класс. Контрольные вопросы за I четверть
Контрольные вопросы по теме "Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств" 9класс, I четверть....
Контрольные задания по технологии 5-й класс. ФГОС «Материаловедение» Контрольные задания по технологии 5-й класс. ФГОС «Материаловедение»
Контрольная работа по технологии в разделе" материаловедение"-необходима для проверки усваения материала....
Контрольно - измерительные материалы (Итоговая контрольная работа по географии 5-9 класс )
В своей педагогической деятельности я использую тесты для проверки знаний учащихся....

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 5 класса (ФГОС)
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 5 класса федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования з...
