Доклад на тему: "Организация психолого - педагогического сопровождения обучающихся с РАС в условиях коррекционного учреждения ГКОУ школы №8 г. Лабинска"
методическая разработка
Индивидуальное обучение ребёнка с РАС представляет собой сложный процесс, требующий тщательной подготовки и постоянного мониторинга прогресса. Однако, благодаря грамотной организации и применению современных методик, возможно добиться значительных успехов в развитии ребёнка и подготовке его к самостоятельной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Организация психолого - педагогического сопровождения обучающихся с РАС в условиях коррекционного учреждения
ГКОУ школы №8 г. Лабинска"
Принятие Федерального закона «Об образовании в РФ» и Стандарта гарантирует возможность получения образования каждому ребенку с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адаптации и социализации обучающихся с РАС осуществляется их психолого - педагогическое сопровождение. Основные направления сопровождения - помощь в овладении содержанием АООП, включая создание − специальных образовательных условий;
- коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС регламентируется адаптированной общеобразовательной программой и программой коррекционной работы образовательной организации.
Необходимым условием, обеспечивающим получение детьми - инвалидами и с РАС качественного образования, продвижение в социальном и личностном развитии, является применение разнообразных организационных форм и моделей психолого-педагогического сопровождения, при которых педагогические работники получают возможность учитывать специфику типичных трудностей обучающихся с РАС.
Для эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС необходимо соблюдение ряда условий:
- подготовка, обучение педагогических работников школы. Неоценимую поддержку в работе оказывает наш учредитель Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Благодаря мероприятиям, организованным министерством мы получаем богатейший опыт для работы с детьми -инвалидами и с РАС: участвуем во Всероссийских научно - практических конференциях г. Москва, г. Воронеж, г. Волгоград, г. Ростов - на- Дону, где знакомимся с научными знаниями и практическими навыками коллег российской федерации и зарубежных стран, представляем свой педагогический опыт по работе с данной категорией учащихся. Педагоги школы проходят курсовую переподготовку в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в городе Москва.
Второе условие: создание специальных условий для обучения детей данной категории. В 2017 году мы приняли участие в Федеральной программе "Доступная среда". В рамках программы оборудованны приспособления для архитектурной доступности зданий школы, приобретено специальное оборудование для детей - инвалидов и с РАС.
На базе школы создана служба психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. В междисциплинарную команду, осуществляющую психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС, помимо учителя входят следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор, педагоги дополнительного образования.
Несмотря на то, что специальные условия обучения детей - инвалидов и с РАС прописывает ПМПК, определение индивидуальных условий для конкретного ребенка, а также постановка конкретных целей – функция школьного консилиума. Все решения по обучению и сопровождению ребенка с РАС принимаются коллегиально на определенный срок (обычно до конца полугодия) с прописанной ответственностью каждого участника междисциплинарной команды и созданием индивидуальной программы развития, с учетом рекомендаций ИПР.
Говоря о комплексном сопровождении учащихся нужно отметить, что успешному развитию и социализации детей с особыми образовательными потребностями способствует привлечение учащихся к дополнительному образованию. Спорт и творчество - двигатели прогресса. На занятиях по дополнительному образованию применяем методы и формы педагогического воздействия: игра на свирелях, по методике Э. Смеловой, игра на стаканчиках , участие во Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах творческой направленности. Результатом многолетней работы являются достижения учащихся. В 2019 учащихся 5 класса с РАС стал победителем IX Всероссийского конкурса для детей и молодежи «Надежды России». Всем давно известно изречение "В здоровом теле - здоровый дух". С 2017 года участвуем в Федеральной программе "Здоровый ребенок".
Расстройства аутистического спектра относятся к категории нарушений, затрудняющих процесс обучения детей, который без тьюторского сопровождения зачастую бывает мало результативным. Специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ являются услуги тьютора по рекомендации ПМПК или по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации на период адаптации обучающегося в образовательной организации или на постоянной основе. В 2018 году в штатное расписание введены 2 ставки тьютора. Обучение в 1 и 2 класса проводится при помощи средств альтернативной коммуникации. В школе организованна ресурсная зона для кратковременного пребывания обучающихся с РАС, где размещено специальное реабилитационное оборудование.
Главная проблема детей с РАС это нарушения социального взаимодействия, которые проявляются, главным образом, в том, что у детей с РАС не формируются даже элементарные социальные реакции и навыки. Поэтому мы используем в работе модель Полной инклюзии (дети с РАС обучаются в классе вместе с типично развивающимися сверстниками по программе вариант 8.3 ) и Частичной инклюзии (для обучающихся на дому организованны занятия с узкими специалистами как индивидуальные, так и групповые, организованно частичное посещение уроков: музыки, изобразительной деятельности, ручного труда, адаптированной физкультуры. Для отслеживания динамики комплексного сопровождения учащихся специалистами школы ведутся Дневники индивидуального сопровождения ребенка, разработанные научными сотрудниками московского университета имени Шолохова.
Раннее выявление расстройств развития является залогом успешности вмешательств. Однако отсутствие биологического теста, низкая специфичность скрининговых методов, а также недостаточная информированность родителей и специалистов об особенностях поведения и общения у детей младшего возраста осложняют своевременное выявление нарушений. Школа с 2016 года является Ресурсным центром инклюзивного образования. В рамках работы центра и межведомственного взаимодействия специалисты школьного консилиума ведут консультативную роботу с детьми дошкольных образовательных учреждений и их родителями, оказывая психологическую поддержку. На базе школы для специалистов общеобразовательных школ муниципалитета проводятся практические семинары, круглые столы, обучающие семинары, индивидуальные и групповые консультации по разработке программ вариант 1, вариант 2, вариант 8.3, СИПР, для детей с ОВЗ и РАС, обучающихся в муниципальных школах города и Лабинского района, с участием ведущих специалистов института развития образования Краснодарского края.
Для более успешной работы должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров.
На площадке ГКОУ школы №8 г. Лабинска в 2018 году состоялось межведомственное координационное совещание в формате круглого стола «О положении детей-инвалидов, детей с расстройством аутистического спектра, детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках Концепции развития ранней помощи детям на территории Лабинского района», в связи с необходимостью организации комплексного, межведомственного, междисциплинарного подхода к решению обсуждаемых проблем, в котором приняли участие специалисты всех ведомств.
Заслушав и обсудив вопросы о положении детей-инвалидов, детей с расстройством аутистического спектра (РАС), детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках Концепции развития ранней помощи детям на территории муниципального образования Лабинский район в целях повышения эффективности работы в данном направлении в рамках межведомственного взаимодействия, принята Резолюция, где отражены предложения и рекомендации участников совещания для эффективной организации комплексного, межведомственного, междисциплинарного подхода к решению обсуждаемых проблем в интересах детей вышеназванных категорий, которая принята в работу и размещена на официальном сайте школы.
Говоря о сетевом взаимодействии нужно отметить, что ежегодно в рамках проведения недели инклюзивного образования проходят мероприятия:
-выезд специалистов школьной ПМПК в семьи, обучающихся с РАС и множественными нарушениями развития,
- совместные мероприятия с общественными организациями общеобразовательных школ,
- проведение праздников для учащихся с РАС и детей – инвалидов,
- освещение работы в СМИИ и на сайтах в сети Интернет. Данные мероприятия способствуют формированию толерантного отношения к детям - инвалидам с РАС и решению проблемы инклюзии.
Подводя итог можно сказать что, только комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на развитие детей с расстройствами аутистического спектра позволит большей части детей совместно воспитываться с нормально развивающимися сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
В презентации рассматриваются субъекты образовательного процесса, характеристика и типы взаимодействия, техники и приемы активного слушания....
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"
В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...

Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации АООП
Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ходе его школьного обучения...

«Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР в коррекционных классах общеобразовательного учреждения»
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР в образовательной организации осуществляется посредством тесного сотрудничества и взаимодействия уч...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС в условиях инклюзивного образования (из опыта работы МАОУ г. Нягани «НОШ №9»)
В статье представлен опыт работы МАОУ г. Нягань «НОШ №9» по созданию специальных условий инклюзивной среды: психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС; разработке и внедрению иннов...

