Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
статья по психологии

воронова людмила владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-ped15_1.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях школы.

«Школа – центр социализации и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В последнее время в политике образования России складываются значительные изменения: формируется культура поддержки и помощи ребенку с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе.

        С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В результате чего назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их не только в детское сообщество, но и в социум. В нашей школе на сегодняшний день обучается 73 учащихся с ОВЗ, из которых 21 ребенок-инвалид. Таким «особенным» детям необходимы и особые условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социуме.

     Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей.  

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.

Поэтому в школе создаются условия для успешной социализации и положительного отношения к труду.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого-педагогического сопровождения.

В школе имеются специалисты, которые оказывают необходимую помощь ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания. Все специалисты психолого-педагогического сопровождения принимают участие в разработке и реализации

Основной функцией службы сопровождения МАОУ «АСОШ №4», в которую входят специалисты: тьютор, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, является сопровождение ребенка на протяжении всего периода его обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования осуществляется по направлениям:

1.диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении обучающихся;

2.определение индивидуального образовательного маршрута;

3.организация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися;

4.психолого-педагогическое консультирование и просвещение обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

5.оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, социальной адаптации и др.

Специалистами проводится индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа как дополнительная и необходимая составляющая успешного обучения и  социализации ребенка с ОВЗ.

Коррекционная работа  с детьми ОВЗ осуществляется вариативно. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития, возможностей обучающихся и желания родителей (законных представителей):- учебный процесс организуется в школе, на дому дистанционно и комбинированно, когда часть занятий проводится в школе;  - в школе занятия проводятся индивидуально, в классе или комбинированно, когда часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе.

Особое значение имеет включение детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочную деятельность на всех ступенях обучения , так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум.

Проведение классных часов, внедрение программы по профориентации « Радуга профессий» в форме творческой площадки, участие в акциях « Неделя без турникета», « Неделя открытых дверей». Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Ребята участвуют в проектах разной тематики.

В школе разработан и апробируется проект « Профессиональные пробы как условие успешной социализации обучающихся с ОВЗ». Цель проекта  создать условия для успешной социализации и положительного отношения к труду через профессиональные пробы

Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны: профессионально – ориентационные занятия (программа кружка « Мир профессий» занятия проводятся 1 раз в две недели, материал подается в форме презентаций, видеофильмов, экскурсий, встреч с представителями разных профессий, профориентационных игр.  Различные творческие задания способствуют развитию воображения и помогают лучше усвоить пройденный материал на занятии. Обучающимся придется пробовать свои силы на практических экскурсиях, при знакомстве с определенными профессиями.)

Экскурсии  на предприятия (экскурсии у социальных партнеров - сопровождение тьютора - заполнение карты проб и достижений: режим труда, предмет и средства труда, условия труда, продукция, необходимые знания, учебные заведения, что понравилось или не понравилось в профессии), в службу занятости, встречи со специалистами,

участие в «днях открытых дверей». Учащиеся с интересом участвуют в экскурсиях, задают интересующие их вопросы и пробуют своим свои силы )

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ мы рассматриваем как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ включает в себя: психологическую диагностику;-коррекционно-развивающие занятия эмоционально-волевой сферы, коррекционно-развивающие занятия коммуникативной сферы; изучение психологических особенностей личности, личностного потенциала;

 помощь в определении и развитии способностей, наклонностей, интересов обучающихся,

 профориентационные тренинги.

К основным технологиям психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ можно отнести:

Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Среди психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ наиболее актуальны следующие технологии:

• информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.

• операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.

• технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.

• эвристические – на развитие творческих способностей личности.

• прикладные развивают действенно – практическую сферу личности

На занятиях осуществляется коррекция эмоционально-волевой, поведенческой и коммуникативной сфер обучающихся с ОВЗ.

Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете педагога-психолога.

Так как у большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, недостатки в развитии личности (неуверенность, заниженная самооценка, пессимизм и др.), применяются специальные методы и приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:

- игровые ситуации, дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов, позволяют развивать у детей произвольность психических процессов, таких как внимание, восприятие, память; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук; арт-терапия, песочная – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;

Наряду с работой по достижению детьми с ОВЗ определенного уровня развития всех интеллектуальных способностей другой важной составляющей является формирование толерантного отношения к таким детям со стороны сверстников.

Психолого-педагогическое сопровождение не будет полноценным, если не осуществляется связь с родителями детей с ОВЗ. Поэтому в школе организован и работает « Клуб родителей», где осуществляется помощь родителям и в обретении достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка, и в оказании психологической поддержки, и в дружественном объединении всех участников процесса родителей, педагогов, детей. 

С родителями детей с ОВЗ проводятся индивидуальные беседы по итогам диагностики, индивидуальные консультации, родительские собрания по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, разрабатываю индивидуальные рекомендации. Клуб также  помогает  взаимодействовать  с семьей для реализации социальных практик обучающихся. Подготовлены рекомендации и разработаны формы совместной работы педагогов с родителями для социализации детей.

Критерии результативности профориентационной  работы

Сформировавшееся решение учащегося о выборе профессии;

Обоснованность решения, в котором согласованы «хочу», «могу», «есть», «надо»;

Удовлетворенность выбором профессии,Уверенность в правильности выбора

Реальные достижения и успехи в учебе и работе при освоении избранной профессии;

Успешная адаптация и профессиональный рост в избранной профессии.

Успешная социализация наших детей- это и успех школы и общества. В 2017-5 выпускников, в 2018-7, в 2019-9 выпускников с ОВЗ (обучаются в техникумах и колледжах).

   В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество – это задача всех и каждого.

Результатом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ следует считать не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. // МГПУ – М, 2012.

Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.

Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.

Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. – Дидактические игры в обучении детей с отклонениями в развитии. – М. – 2001.

Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.

Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»//http://www.lawmix.ru/pprf/71491 (дата обращения 20.10.2016).

Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» // http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html (дата обращения 15.10.2016).

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012.

Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. / Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.

Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.

Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.

Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897.

Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

В статье рассказывается о психологическом  сопровождении самой многочисленная группы школьников с ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой психического развития. В материале предс...

Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условия общеобразовательной школы

Тема : «Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы»Цель: формирование представления об особенностях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной...

Структура спортивно-психолого-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях специальной школы.

Спортивно-психолого-социальное сопровождение включает в себя ряд компоненнтов: отслеживание динамики, статуса, создание комплексных условий для развития и коррекции.......

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

«Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы педагога-психолога)

Многолетний опыт показывает, что специалисты Службы сопровождения, несмотря на добросовестное неравнодушное отношение к проблемам детей и желание помочь,  не могут достичь успеха, если они не вза...

Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации АООП

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ходе его школьного обучения...