Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условия общеобразовательной школы
учебно-методический материал на тему

Номоконова Полина Олеговна

Тема : «Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы»

Цель: формирование представления об особенностях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Задачи:

1. Познакомить учителей начальных классов с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. (НПБ, требования к структуре, к содержанию, к результатам АОП)

2. Дать представление о разработке и реализации СИПР обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx16.25 КБ
Office presentation icon seminar_10_11_2016.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар 10.11.2016 год

Тема : «Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях                    общеобразовательной школы»

Цель: формирование представления об особенностях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Задачи:

1. Познакомить учителей начальных классов с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. (НПБ, требования к структуре, к содержанию, к результатам АОП)

2. Дать представление о разработке и реализации СИПР обучающихся с ОВЗ.

План

1.Организация образовательного процесса обучающихся с ОВЗ по ФГОС. (Зам.директора по УВР Ханда Сергеевна)

2.Психологический тренинг (психолог Жимбаева Ц.Ч )

3.Требования к реализации ФГОС (учитель-дефектолог Номоконова П.О)

4. Проблемы, возникающие при  обучении Даримы Е. (учитель индивидуального обучения Рыгжидма Васильевна)

5.Разработка и реализация специальной индивидуальной программы  развития для обучающихся с ТМНР – УО вариант 2,РАС вариант 8.4

 (учитель-дефектолог Номоконова П.О)

6. Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся по ФГОС (тьютор Наталья Ивановна)

6.Рефлексия.

Самоанализ  теоретического семинара    по теме:  «Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы».

1.Тема семинара:

« Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях  общеобразовательной школы»

2.Тип семинара: теоретический.

3.Цель семинара:  формирование представления об особенностях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях                   общеобразовательной школы

4.Задачи семинара:

1. Познакомить учителей начальных классов с ФГОС для обучающихся с ОВЗ.(НПБ, требования к структуре, к содержанию, к результатам АОП)

2. Дать представление о разработке и реализации СИПР обучающихся с ОВЗ.

5.Материалы к семинару:

мультимедиа-проектор; презентация теоретической и практической частей на слайдах; памятки для характеристики детей с ОВЗ, анкета для педагогов - листы обратной связи.

 

6.Место семинара в годовом плане.

В годовом плане методической работы учреждения на 2016-2017 учебный год теоретический семинар по теме: « Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях                    общеобразовательной школы», дата проведения 10.11.2016г.

7.Структура семинара.

Данная структура семинара была выбрана для успешного решения поставленных задач. Время, отведённое на все этапы семинара, было использовано рационально, главный акцент делался на целостное восприятие педагогами, на повышение уровня знаний об исследовательской деятельности самих педагогов и о проектном методе обучения воспитанников детских объединений.  

8.Методы.

В ходе работы семинара были использованы сочетание таких методов, как коммуникативно-ориентированный, репродуктивный (активное восприятие и запоминание сообщаемой информации), наглядно-иллюстрированный (демонстрация слайдов), словесный (элементы беседы, рассказ), методы стимулирования (ситуация занимательности), логические (сравнение, анализ).

9.Содержательная сторона семинара.

Содержание материала личностно-ориентировано и доступно.

10.Используемые средства.

Мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой.

11.Подведение итогов.

Семинар проведён в соответствии с планом работы.

На семинаре присутствовали: завуч по НМР, завуч по УВР, служба сопровождения, учителя начальных классов.

Работоспособность участников семинара обеспечивалась за счёт использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу. Подобранный интересный, насыщенный материал, имел теоретическую и практическую  значимость.

Содержание семинара включала в себя теоретическую и практическую части:

Теоретическая часть семинара была представлена выступлениями:

1.Организация образовательного процесса обучающихся с ОВЗ по ФГОС. (Зам.директора по УВР Бадмацыренова Х.С)

2.Требования к реализации ФГОС (учитель-дефектолог Номоконова П.О)

Практическая часть семинара:

1. Проблемы, возникающие при  обучении Даримы Е. (учитель индивидуального обучения Рыгжидма Васильевна)

2.Разработка и реализация специальной индивидуальной программы  развития для обучающихся с ТМНР – УО вариант 2, РАС вариант 8.4

 ( учитель-дефектолог Номоконова П.О)

3. Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся по ФГОС (тьютор Наталья Ивановна)

  Ознакомление с новым теоретическим материалом происходило при помощи демонстрации слайдов. Связь между двумя выступлениями была логична.

В ходе практической части семинара был представлен опыт по составлению СИПР для детей с ТМНР.

По итогам работы семинара участники заполнили листы обратной связи, в которых педагоги выразили свои пожелания и вопросы при проведении дальнейших семинаров.

Из отзывов участников семинара:

Узнала

Разобралась

Чтобы вы хотели узнать?

-Что такое ФГОС для детей с ОВЗ

- нюансы введения ФГОС

-о программах

-НПБ, категории детей с ОВЗ

- структура СИПР

-АОП

 -как составлять СИПР

-критерии и показатели (на основе чего их разрабатывают)?

-АООП?

-Что такое АООП,АОП,ИОП?

-Чем отличаются?

Цель семинара достигнута, задачи решены. Этому помогло чёткое планирование структуры семинара, тщательно продуманные методы и приёмы подачи информационного материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Слайд 2

Цель: формирование представления об особенностях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Задачи: 1. Познакомить учителей начальных классов с ФГОС для обучающихся с ОВЗ (НПБ, требования к структуре, к содержанию, к результатам АОП) 2. Дать представление о разработке и реализации специальной индивидуальной программе развития обучающегося с ОВЗ

Слайд 3

ФГОС начального общего образования с ОВЗ Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» разработан в соответствии: с ч.6 ст.11 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; на основе: Конституции РФ; Законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и Этнокультурных потребностей народов РФ.

Слайд 4

Дата применения стандарта Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; Обучение лиц , зачисленных ДО 1.09.16г. для обучения по адаптированным программам , осуществляется по ним ДО ЗАВЕРШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ.

Слайд 5

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ обучающихся с ОВЗ Традиционные формы специального образования специальные коррекционные образовательные учреждения Инновационные формы инклюзивное образование в условиях общеобразовательных учреждений

Слайд 6

Понятие ФГОС (далее СТАНДАРТ) Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования ( далее АООП НОО)

Слайд 7

Требования к кадровым условиям 1.Консультации в рамках сетевого взаимодействия со специалистами медицинских и др.организаций -проведение дополнительного обследования; -получение медзаключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медреабилитации; -подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями ОДА и т.д.) 2. При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся с ОВЗ.

Слайд 8

Требования к материально-техническим условиям: Требования к организации пространства (доступность) Требования к организации рабочего места (возможность ПОСТОЯННО находиться в зоне внимания педагога) Требования к специальным: учебникам, тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения; С УЧЕТОМ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ с ЗПР

Слайд 9

Предмет стандартизации – требования к: структуре АООП НОО; условиям АООП НОО; результатам АООП НОО;

Слайд 10

Категории детей с ОВЗ Категория детей с ОВЗ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Глухие дети 1 .1, 1 .2, 1 .3, 1 .4 Слабослышащие дети 2 .1, 2 .2, 2 .3 Слепые дети 3 .1, 3 .2, 3 .3, 3 .4 Слабовидящие дети 4 .1, 4 .2, 4 .3 Дети с речевыми нарушениями 5 .1, 5 .2, 5 .3 Дети с двигательными нарушениями 6 .1, 6 .2, 6 .3, 6 .4 Дети с задержкой психического развития 7 .1, 7 .2, 7 .3 Дети с расстройствами аутистического спектра 8 .1, 8 .2, 8 .3, 8 .4 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Умственно отсталые дети 1, 2

Слайд 11

Структура адаптированной основной образовательной программы Содержание образования : Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса Рабочие программы учебных предметов. Программа коррекционной работы. Программа духовно-нравственного развития. Программы специальных курсов. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программа внеурочной деятельности. 4 . Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы; 5. Условия реализации ООП: кадровые условия, финансово-экономические условия, материально-технические условия, учебно-методические условия.

Слайд 12

Варианты образовательных программ на основе ФГОС с ОВЗ Вариант образовательной программы (А) предназначен для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме; Обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья по данному варианту осваивает основную образовательную Программу , имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации. по итогам освоения программы получает аттестат о среднем образовании. Вариант образовательной программы (В) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающий вариант В, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Третий вариант образовательной программы (С) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, в более пролонгированные календарные сроки На основе Стандарта создается адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. К образовательной Программе создаются несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.

Слайд 13

Четвёртый вариант образовательной программы (D) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными нарушениями развития) получает образование по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) , созданной на основе индивидуального учебного плана. При значительном снижении содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Обязательной является специальная организация среды обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в разных социальных средах (образовательной, дома и др.)

Слайд 14

Специальная индивидуальная программа развития

Слайд 15

Основные части СИПРа

Слайд 16

Специальная индивидуальная программа развития – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.

Слайд 17

Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Слайд 18

1.Общие сведения о ребенке; 2.Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка; 3.Индивидуальный учебный план; 4.Содержание образования в условиях организации и семьи; 5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре; 6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; 7.Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; 8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; 9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Структура СИПР:

Слайд 19

Приоритетные коррекционные задачи Базовые учебные действия; Предметно-практические действия; Необходимость привития навыков самообслуживания; Коррекция процессов познавательной деятельности. СИПР УО-2 вариант:

Слайд 20

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2016-2017 уч.год.

Слайд 21

Предметные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю по уч.п Обязательная нагрузка (ИПР, ПМПК). Часы для сам Инклюзия Обязательная нагрузка 1.Язык и речевая практика 1.1. Речь и альтернативная коммуникация 2 2 2. Математика 2.1. Математические представления 2 2 3. Естествознание 3.1. Окружающий природный мир 3.2. Человек 3.3. Домоводство 3.4. Окружающий социальный мир 2 2 3 2 1 - 2 1 1 2 1 1 4. Искусство 4.1 Музыка и движение 4.2. Изобразительная деятельность 2 3 1 2 1 1 5. Физическая культура 5.1 Адаптивная физкультура 2 2 6. Технологии 6.1 Профильный труд - 7. Коррекционно-развивающие занятия 2 2 Итого 22 10 7 4 Максимально допустимая учебная нагрузка 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы 1. Сенсорное развитие 3 1 2. Предметно-практические действия 3 1 3. Двигательное развитие 2 1 4. Альтернативная коммуникация 2 2 Итого коррекционные курсы 10 5 внеурочная деятельность 6 1

Слайд 22

Основываясь на рекомендациях ПМПК, учитывая индивидуальные особенности обучающегося Ешиевой Даримы, 8 ч. отводится на обязательную нагрузку (к оплате учителя) и содержат следующие образовательные области: « Язык и речевая практика» представлена курсом речь и альтернативная коммуникация- 2 часа ; « Математика» представлена курсом- математические представления - 2час ; Окружающий природный мир -1ч. Окружающий социальный мир - 1ч . Домоводство — 2ч . Данный курс способствует повышению самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. В основной школе приоритетным в обучении детей с ТМНР и глубокой умственной отсталостью является развитие жизненных компетенций. Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в профессиональной трудной деятельности. Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. «Корекционно-развивающие занятия»

Слайд 23

Сенсорное развитие - 33 часа (тьютор) Основные разделы учебной программы Количество часов Характеристика деятельности учащихся. Зрительное восприятие 4ч Фиксирует взглядом объект, следит за передвижением объекта, различает цвет, форму объекта. Слуховое восприятие 7ч Реагирует на слуховые раздражители неподвижного и перемещающегося источника. Кинестетическое восприятие 12ч Определяет на ощупь форму, материал, температуру, фактуру предметов. Восприятие запаха 4ч Реагирует на запахи различных объектов. Восприятие вкуса 4ч Реагирует на вкус различных объектов. Диагностика 2 Выполнение заданий и упражнений по листу оценки динамики обучения учащегося Содержание программ коррекционных курсов

Слайд 24

Предметно-практические действия -33 часа (психолог) Основные разделы учебной программы Количество часов Характеристика деятельности учащихся. Действия с материалами 20 сминание материала (бумага), разрывание материала (бумага), размазывание материала (краска, клейстер), пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы), переливание материала (вода) ,разминание материала (соленое тесто, пластилин) одной, двумя руками. Действия с предметами 11 захват, удержание, отпускание предметов; вынимание предметов (из коробки) складывание предметов (в коробку), перекладывание предметов (из коробки в коробку); нажимание на предмет всей рукой, вставление предметов (стаканчиков) друг в друга, нанизывание предметов (кольца, шарики, крупные бусины), сжимание предмета (резиновые игрушки, губка, прищепки),толкание предмета, действия с мозаикой, шариками. Диагностика 2 Выполнение заданий и упражнений по листу оценки динамики обучения учащегося

Слайд 25

Двигательное развитие-33 часа (тьютор) Основные разделы учебной программы Количество часов Характеристика деятельности учащихся. Движения головой 7 - выполнение движений головой в положении стоя: наклон вправо наклон влево наклон вперед наклон назад в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), "круговые" движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки), поворот головой: вправо влево круговые" движения: по часовой стрелке против часовой стрелки Движения руками 8 выполнение движений руками: вперед назад вверх в стороны "круговые" выполнение движений пальцами рук: сгибание фаланг пальцев разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак разгибание пальцев, опора на предплечья на кисти рук, бросание мяча двумя руками: от груди из-за головы отбивание мяча от пола одной рукой ,ловля мяча на уровне груди Изменение позы 8 в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину изменение позы в положении сидя: поворот вправо поворот влево наклон вперед, наклон назад, наклон вправо, наклон влево, вставание на четвереньки, ползание на четвереньках, садиться из положения "лежа на спине", ходить на коленях Движения ногами 8 выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад, ходьба по наклонной поверхности: вверх с опорой, вверх без опоры, вниз с опорой, вниз без опоры, прыгание на двух ногах, на месте ударение по мячу ногой с места Диагностика 2 Выполнение движений по листу оценки динамики обучения учащегося

Слайд 26

Альтернативная и дополнительная коммуникация-33 часа (учитель-логопед) Основные разделы учебной программы Количество часов Характеристика деятельности учащихся. коммуникация 7 установление зрительного контакта с собеседником приветствие собеседника: жестом (пожать руку) словом "Привет" ,реагирование на собственное имя выражение своих желаний: жестом словом "Дай" предложением "Лена, дай" выражение своих желаний: жестом словом "Дай", предложением "Лена, дай", выражение согласия: жестом (кивок головы) словом "Да" выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону) ,словом "Нет" прощание с собеседником: жестом (помахать рукой) словом "Пока" Импрессивная речь 20 различение по именам: членов семьи учащихся класса педагогов ,понимание слов, обозначающих предмет: кружка тарелка ложка стул стол шкаф яблоко банан носки куртка футболка брюки шапка ботинки сандалии мяч понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой твой, понимание простых предложений: нераспространенных ("Оля ест" и др.) распространенных ("Оля ест яблоко" и др.) Экспрессивная речь 4 Называние своего имени называние имен: членов семьи педагогов Диагностика 2 Выполнение заданий и упражнений по листу оценки динамики обучения учащегося

Слайд 27

№ Корр.курс Описание возможных результатов 1 полугодие 2 полугодие 1 Сенсорное развитие Зрительное восприятие - фиксация взгляда на лице человека - фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка: на уровне глаз выше уровня глаз ниже уровня глаз - фиксация взгляда на неподвижном предмете,расположенном справа: на уровне глаз выше уровня глаз ниже уровня глаз - фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева: на уровне глаз выше уровня глаз ниже уровня глаз - прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом: по горизонтали (вправо/влево); по вертикали (вверх/вниз); по кругу (по/против часовой стрелки); вперед/назад - прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом Лист оценки динамики обучения коррекционных курсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

В статье рассказывается о психологическом  сопровождении самой многочисленная группы школьников с ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой психического развития. В материале предс...

Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы

В разработке отраженые практические приемы проектирования здоровьесберегающей образовательной среды на уроке в сельской школе в условиях реализации инклюзтвного образования...

Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...