Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
статья

Жалнина Ольга Николаевна

В статье рассказывается о психологическом  сопровождении самой многочисленная группы школьников с ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой психического развития. В материале представлены основные формы, методы и технологии,используемые в работе с данной категорией детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жалнина О.Н.,

педагог-психолог МБОУ «СШ№8»

Психологическое сопровождение обучающих с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

        

       Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом работы по психологическому сопровождению школьников с ОВЗ в общеобразовательной школе.

        Самая многочисленная группа школьников особой категории - дети с задержкой психического развития. Острейшая необходимость разработки вопросов обучения и развития  школьников с ЗПР возникла при открытии на базе МБОУ «СШ №8» классов для ребят данной категории.

С данной категорией обучающихся работают все специалисты социально-психологической службы нашей школы: педагоги-психологи, логопед, социальный педагог, школьный фельдшер.

Осуществляя психологическое сопровождение обучающихся с ЗПР, психологи проводят индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную работу с обучающимися; экспертную, консультационную, просветительскую работу с педагогическими работниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в общеобразовательном учреждении; участвуют в работе психолого - медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.

Диагностическое направление

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. К настоящему времени в арсенале психологов имеются комплекс методик для наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития обучающихся с ЗПР. Это и диагностический комплекс Л.Я. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем в обучении», диагностический комплект М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Методика для оценки школьной мотивации», автор  Н.Г.Лусканова, Г.А.Карпова, «Методика определения самооценки», автор Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, «Исследование школьной тревожности», автор  Филлипс и т.д.

Результаты  систематических этапных наблюдений (в начале и конце учебного года) за динамикой и коррекцией психического развития ребенка заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося. Карта разработана группой специалистов МБОУ «СШ №8» и содержит  пять  основных разделов: социальный (общие сведения о семье и ребенке), медицинский (группа здоровья, общие сведения об уровне здоровья), учебный (успеваемость по предметам, формирование УУД, результаты отслеживания общеучебных навыков), психологический (динамика познавательного и личностного развития школьника), логопедический (динамика речевого развития).

Деятельность психолога не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения (в том числе, учителя- логопеда, социального педагога и т.д.).

Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком. На основе данных диагностики разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Данные маршруты составлены на всех детей.

Коррекционно-развивающее направление

В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психологов  МБОУ «СШ №8» с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной школы, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
  • Формирование коммуникативных навыков

Педагогами-психологами МБОУ «СШ №8» разработаны и реализуются адаптированные  программы коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР: «Психологическая азбука» для 1-4 го класса, «Я-пятиклассник»- для 5 класса, «Познай себя» - для 6-7,«Шаг в будущее»-для 8-9 . Они направлены на достижение следующей цели:

  Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении (ЗПР)   в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-психологической адаптации в современном социуме. Структура занятия традиционная, но с учетом особенностей детей данной категории.

Коррекционно-развивающая  работа предполагает работу психолога по формированию эмоционально-личностной сферы ребенка и  начинается с гармонизации его аффективной сферы.

Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.

Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми с применением методик игротерапии («Доскажи словечко», «Змея», «Летает - не летает», «Сова и мыши» и др. можно взять из пособия Ф.Фопеля и сказкотерапии, изотерапии, музыкотерапии, элементов психогимнастики. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в классе. При работе со сказкой  принимается во внимание, следующее: занятия не должны быть длинными и перегруженными; с повышенным вниманием  отношусь к выбору героев и сюжетов, избегаю стрессорных факторов (давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение).  

В зависимости от целей и задач коррекционно-развивающей работы, на занятиях в 4 классе для обучающихся с ЗПР по темам «Мое поведение», «Учимся общаться», «Мое настроение», «Я и мой класс» мною применяется работа с авторскими и модифицироваными сказками: «Про болезнь не прощения», «Как ворона научилась зверям помогать», «Как заяц спешил делать добро» и т.д.

Нами  выделены следующие основные  этапы работы над сказкой:

1. Знакомство с персонажами сказки. Вместе с обучающимися мы выделяем и перечисляем всех персонажей: их внешний образ, выделяем главного героя сказки.

2. Определение причинно-следственных связей. На данном этапе мы  с обучающимися определяем представленное явление; осмысливаем событие, делаем правильный вывод.

3. Стимулирование детских «подсказок» (повторное рассказывание сказки). На этом этапе происходит совместное рассказывание сказки: психолог-ученик, организация игр-импровизаций, то есть  примеривание на себя различных моделей поведения. Школьники приходят к пониманию того, что эти модели можно перенести и на взаимоотношения с окружающими.  Но модель толерантного поведения является наиболее приемлемой, социально одобряемой.

Работа психолога с детьми с ЗПР по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности. В работе психологов используются методические рекомендации по проведению занятий представленными в пособии Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь» (2003).

Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим, в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи: воспитание у детей интереса к окружающим людям; выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения; обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов.

Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в школе. Оно предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов. Подробно организация занятий, а также методические рекомендации по их проведению представлены в пособиях Н.В. Бабкиной (2006),Э.Эдигея (2003), Е.В.Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения», Винокурова «Познай себя», «Развиваем способности»

Занятия проводятся психологами по программе, составленной в соответствии с программой индивидуального развития ребенка.

Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.

Для педагогов МБОУ «СШ №8» проводятся консультации: в форме психологических часов, семинаров: «Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе выполнения детьми с ЗПР учебных заданий», «Возрастные и индивидуально-типические особенности обучающихся с ЗПР», «Мы - разные», «Мы вместе», «Развитие когнитивных способностей у школьников с ЗПР».

Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей.

Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия я использовала для  взаимодействия с родителями в  своей сопровождающей работе.

Задачей первого этапа сотрудничества педагога-психолога и семей,  обучающихся с ОВЗ, являлось знакомство, а затем установление доверительных отношений.

Переписка или “Служба доверия”- одна из форм работы с законными представителями «особенных» школьников, которая позволила облегчить процесс взаимодействия. Установка обычного почтового ящика, в который поступали персональные и анонимные обращения, пожелания родителей, затем рассматривались “Службой доверия”, после этого находилось нужное решение. В состав данной службы входил психолог, администрация школы, социальный педагог, учитель - логопед, фельдшер школы. Эта работа помогла  узнать родителей, их потребности и ожидания от совместной деятельности, а так же  способствовала близкому знакомству.

Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ  применялось анкетирование. Оно позволило, выявить особенности ребенка, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями и т.д. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности «особенных» школьников, организацию их жизни в семье.

Поэтому важным звеном в индивидуальной работе являлось посещение семей. Оно   стало эффективной формой индивидуальной работы педагога-психолога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Психолог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает рекомендации.

Использование на практике занятий для родителей «особенных» школьников дает возможность более близкого знакомства с семьей ребенка с ОВЗ, самораскрытия для родителей, создания атмосферы доверия и теплоты.

Формы, методы и содержание работы с родителями определялась степенью их готовности к сотрудничеству, а так же необходимым уровнем знаний в вопросах обучения и воспитания, развития школьников с ОВЗ.

Следующим этапом взаимодействия, наиболее продуктивной формой работы являлось индивидуальное консультирование.

Оно проводилось по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог, в доступной форме рассказывал родителям об особенностях их ребенка, указывал на его положительные качества, объяснял, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно было дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На консультацию приглашались  логопед, педагоги, школьный фельдшер.

Пандемия и самоизоляция 2020 года внесли коррективы во все сферы нашей жизни,  они послужили поиску новых способов взаимодействия с родителями (законными представителями).

Интернет технологии, дистанционный формат общения, использование мессенджеров в работе школьного психолога - все это способствовало формированию партнерских взаимоотношений с родителями школьников с ОВЗ.

Использование в работе ресурсов интернет - платформ: ZOOM, BigBlueButton, мессенджеров: WhatsApp, Vieber, Skyp позволило в дистанционной форме взаимодействовать с родителями.

На следующем этапе сотрудничества с семьями школьников с ОВЗ, было повышение психолого-педагогической грамотности родителей. Оно осуществлялось в форме: «Родительского часа», собраний, лекториев, конференций, форумов, круглых столов, ежегодных общешкольных  мероприятий: «День открытых дверей», «САММИТ-ПРО», проведения интерактивных викторин и путешествий, творческих конкурсов и мероприятий, распространении памяток и буклетов по темам лекториев: «Как помочь своему ребенку в выполнении домашнего задания?», «Возрастные и индивидуально-типологические особенности обучающихся с ЗПР», «Режим дня «особенного» школьника», «Адаптация обучающихся с ОВЗ к изменившимся условиям обучения и развития», «Развитие речи школьников с ОНР», «Как подготовиться к экзамену, обучающемуся с ОВЗ», «Как выбрать будущую профессию ребенку с ОВЗ» и т.д.

Подводя итог, можно констатировать, что результатом  работы  по психологическому сопровождению обучающихся с ЗПР можно назвать: снижение личностной и школьной тревожности данной категории детей на 54%, положительная динамика в формировании учебной мотивации  составила 40%, памяти -  12 %, внимания- 14%.

А самое главное ребята данной категории  адаптированы и социализированы в макро и микросоциуме.

Хочется закончить свое выступление словами: «Дети приходят в мир, чтобы сделать нас лучше»- сказал кто-то из великих. «Они делают нас добрее, терпимее, мудрее и заставляют задуматься об истинных ценностях»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение процесса обучения в условиях преемственности школы-сада

Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательного учреждения, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комф...

Психологическое сопровождение процесса обучения в условиях преемственности школы-сада- ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательного учреждения, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комф...

«Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы педагога-психолога)

Многолетний опыт показывает, что специалисты Службы сопровождения, несмотря на добросовестное неравнодушное отношение к проблемам детей и желание помочь,  не могут достичь успеха, если они не вза...

Психологическое сопровождение обучающихся в условиях цифровизации образования

Цифровизация образования сегодня преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, избранности, но так ли это на самом деле? Развитие информационных технологий ставит педагогов и п...

Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе

Психологическое сопровождение профессиональной  ориентации обучающихся с ОВЗ  в  общеобразовательной  школе...