Структура спортивно-психолого-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях специальной школы.
консультация по психологии на тему

Спортивно-психолого-социальное сопровождение включает в себя ряд компоненнтов: отслеживание динамики, статуса, создание комплексных условий для развития и коррекции....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2017.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Структура  спортивно-психолого-социального  сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях специальной школы.

Спортивно-психолого-социальное сопровождение в условиях специальной школы - представляет собой  целостную деятельность всех субъектов образовательного процесса, и включает в себя следующие компоненты

1.Систематическое отслеживание социально-психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.

2.Создание комплексных условий для развития

личности каждого обучающегося, успешности его обучения.

3.Создание специальных  социально-психологических и

образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии воспитанников с ОВЗ.

       Процесс педагогического сопровождения цикличен и

предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического.   Практика нашего учреждения показывает, что в целом таким подходом к организации сопровождения можно пользоваться при четко организованном дифференцированном подходе.

       В соответствии с этим подходом и  компонентами процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов : комплексная диагностика, развивающая и коррекционная

деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута).

Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение (составление СИПР для обучающихся с ТМНР)

В тоже время реализация подобных целей и задач, определение форм и содержательное наполнение деятельности субъектов образовательного -пространства в условиях нашего образовательного учреждения  требует определения критериев создания и поддержания

оптимальности и эффективности сопровождения как равноценной составляющей образовательного процесса в целом.

В качестве критериев эффективности сопровождения мы определяем  такие показатели, которые позволяют создать  ситуацию равновесия между образовательными воздействиями со стороны социальной среды и эффективностью обучения и развития ребенка в целом, проявляющие себя в оптимальном включении этих компонентов в психические структуры. Как известно, данный процесс в  психологии называется амплификацией. Таким образом, с одной стороны мы создаем  воздействия, которые индивидуально максимально оптимальные, с другой индивидуально допустимые, то есть не превышаем пределов индивидуальных адаптационных возможностей обучающихся и детского коллектива в целом.

В этом «ключе» понимание целей и задач сопровождения обучающихся всех категорий  с точки зрения деятельности  должно находиться на путях поддержания оптимальной адаптации ребенка с ОВЗ, определения индивидуальных образовательных возможностей, создания и поддержания условий для оптимальности образовательных воздействий, их амплификации и, тем самым, полноценного "природосообразного» развития  адекватного в данной образовательной ситуации и данном образовательном учреждении.

Для успешной реализации поставленных целей мы разработали свою  модель (удобную для нашего образовательного учреждения)  социального партнерства.

Таким образом,   модель внешнего социального партнерства в услових нашей школы выглядит  следующим образом

Механизмы взаимодействия с вышеуказанными партнерами  позволяют решать ряд основных задач спортивно-психолого-социального сопровождения. А именно:

  • Пропедевтическую  
  • Просветительскую,  профилактическую
  •  Профориентационную  
  • Задачу формирования навыков совместной  социально значимой деятельности помогает решать партнерство  с советом молодежи Новоильинского района и со студентами факультета дошкольной коррекционной педагогики и психологии НФИ КемГУ , со станцией   юных натуралистов    и  сотрудничество с конным клубом, расположенным в с. Ильинка. И кроме того, задачи по адаптивной педагогике совместно с нами решает детско-юношеский конный цент "Фаворит". Этот клуб посещают 27 наших воспитанников. И порядка 23 обучающихся посещают конный клуб в с. Ильинка.

Таким  образом, собрав статистическую информацию о занятости наших обучающихся иппотерапией , кинестекикой мы разработали программу по спортивно-психолого-социальному сопровождению обучающихся с ОВЗ имеющими сложные комплексные нарушения "Страна здоровья". Данная программа реализуется второй год и рассчитана на 9 занятий (четверг третьей недели месяца, плюс 4 дня здоровья). Основной формой  реализации данной программы являются спортивно-оздоровительные мероприятия, в  которые   включены все без исключения, в том числе и обучающиеся, имеющие надомную форму обучения.   Т.к. мероприятия проходят традиционно в одно и тоже время, родители наших воспитанников, имеющих надомную форму обучения, получив эту информацию на первом родительском собрании (1-2 неделя сентября) могут свободно планировать занятость своих детей. Реализация данной программы дала уже свои первые плоды. Жители страны здоровья имеют свою символику:   флаг, форму, значки и даже свои ритуалы, что позволяет говорить именно о системе спортивно-психолого-социального сопровождения. Более подробно с программой "Страна здоровья" вы познакомитесь на первой секции.

     Продолжая тему результативности   именно спортивно-психолого-социального сопровождения  обучающихся с ОВЗ через  внешнее партнерство, хочется рассказать об успешном опыте сотрудничества с волонтерами отряда "Корабль детства" и советом молодежи Новоильинского района. Эти  организации помогают  нам в реализации  социокультурных проектов, способствующих преемственности адаптации и интеграции наших воспитанников. Совместно с волонтерами, мы ежегодно проводим такие мероприятия как "Сказка в нашей жизни", "Школа для родителей", участвуем в акции "Марафон здоровья" , проекте "Иди со мной".  Эти мероприятия рассчитаны на обучающихся , имеющих сложную структуру дефекта и ТМНР. Не смотря на то, что некоторые обучающиеся не имеют возможности активно передвигаться и  не владеют всеми средствами коммуникации члены отряда "Корабль детства" смогли найти  подход к каждому. У многих сложились настоящие дружеские отношения.  

А совет молодежи Новоильинского района ориентирован на работу с нашими обучающимися 5-9 классов, имеющими легкую степень умственной отсталости. Не смотря на то, что мы сотрудничаем первый год, нам удалось провести несколько мероприятий  "Осенний марафон", "Делаем добро", "Здорово быть здоровым"   с привлечением родителей наших воспитанников. Такая работа показала, что и данное  сотрудничество   нужно систематизировать и на следующий учебный год мы будем реализовывать не более 4-х совместных проектов (т.е.1мероприяттие в четверть).

    Помимо системы сопровождения, осуществляемой благодаря внешнему партнерству,   хочется рассмотреть модель внутреннего  взаимодействия  в рамках спортивно-психолого-социального сотрудничества.

 Внутреннее партнерство предполагает взаимодействие всех субъектов школьного пространства, которое  на наш взгляд выглядит так

 

С переходом на федеральный государственный образовательный  стандарт, процесс сопровождения несколько изменился. Именно внеурочная деятельность  позволила  включить наших воспитанников  в спортивно-социальное сопровождение.

Обучающиеся первых классов включены в пять основных направлений:

  • Духовно-нравственное
  • Социальная деятельность
  • Общеинтеллектуальное
  • Общекультурное
  • Спортивно-оздоровительное

Эти направления реализуются через программы "Азбука нравственности", "Юный патриот","В мире профессий", "В мире прекрасного", "В мире здоровья".

 Об опыте апробации программ  "В мире здоровья"  мы поговорим на секции № 3.

Работая по пяти основным направлениям  только в рамках внеурочной деятельности нельзя говорить о многофункциональной направленности, поэтому эти направления продолжают реализовываться через воспитательские часы в группах продленного дня. "Азбука нравственности" находит свое продолжение  в программе "Школа вежливости", "В мире прекрасного" мы продолжаем реализовывать через программу "В мире книг". Остальные три программы имеют такое же название. Но стоит отметить то, что каждое направление проходит единой тематической линией в течение всего дня: сначала на внеклассном занятии, затем в группе продленного дня. Как известно,  воспитанники с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, базирующихся на потенциальных возможностях.  Поэтому ключевой  задачей для нас является комплексная диагностика, способная на максимально раннем этапе выявить возможности  и особенности развития, что  позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и подготовить его к обучению в среднем и старшем звене общеобразовательного учреждения.

Таким образом, можно говорить о том,  что спортивно-психолого-социальное сопровождение способствует  сохранению и укреплению здоровья  обучающегося с ОВЗ, влияет на формирование основ его  базовой культуры личности,  физических и  интеллектуальных  качеств. Воспитывает  социально адаптированную семью,   ребенка с ОВЗ, нацеленную на полноценную его интеграцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методик в формировании экологических компетенций у обучающихся в ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII"

       Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.  Эколо...

РЕАБИЛИТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Психологическая реабилитация является преодоление в сознании подростка с девиантным поведением, представление о его ненужности и никчёмности как личности....

Активизация и интенсификация деятельности обучающихся на уроках истории в условиях специальной школы закрытого типа

Данная статья была представлена на конкурс в рамках I Всероссийской научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития коррекционной педагогики и психологии России: современные тенденци...

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной школы-интерната.

Презентация предназначена для педагогов коррекционных учреждений и раскрывает значение арт-терапевтических методик в развитии детей с ОВЗ....

«Информационно-коммуникативные технологии в процессе воспитания детей с умственной отсталостью в условиях специальной школы».

Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жи...

Организация взаимодействия ребенка с РАС с учителем и детьми в условиях специальной школы

Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сл...

Рабочая программа по правилам дорожного движения для обучающихся 1-11 классов МКОУ "Специальная школа № 80"

Программа составлена для обучающихся специальной школы по пдд с учетом возрастных особенностей...