«Информационно-коммуникативные технологии в процессе воспитания детей с умственной отсталостью в условиях специальной школы».
статья

Архипова Елена Валентиновна

Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жизнь. Информационные технологии входят в жизнь ребёнка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Логично возникает вопрос о необходимости использования компьютера в работе воспитателя специальной (коррекционной) школы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доллад24.52 КБ

Предварительный просмотр:

« ГКОУ Сявская коррекционная школа-интернат»

Доклад на тему:

«Информационно-коммуникативные технологии в процессе воспитания детей с умственной отсталостью в условиях специальной школы».

Подготовила: воспитатель Архипова Е.В.

п.Сява 2020г.

«Для педагога особенно важно знать своеобразие пути,
по которому он должен повести ребенка.
Именно для того, чтобы дефективный ребенок
мог достичь того же, что и нормальный,
следует применять совершенно особые средства»
Л. С. Выготский

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные средства обучения (ИКТ).
Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жизнь. Информационные технологии входят в жизнь ребёнка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Логично возникает вопрос о необходимости использования компьютера в работе воспитателя специальной (коррекционной) школы.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
 Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Основной целью применения информационных технологий считается повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.

Задачи ИКТ в коррекционном обучении на занятиях:
– развивать основные психические функции учащегося: мышление, внимание, память;
– формировать коммуникативные способности;
– индивидуализировать обучение;
– развивать творческие способности;
– знакомить с информационными процессами в современном обществе;
– использовать компьютер как средство познания.
В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Принтер
• Видеомагнитофон, DVD плейер
• Телевизор
• Магнитофон
• Фотоаппарат
• Видеокамера
• Электронные доски
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
• Фотографии;
• Видеоролики;
• Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
• Мультимедийные презентации;
• Детские развивающие компьютерные игры;
• Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.
Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности.
Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития образования в настоящее время, позволяющих обеспечить доступность качественного образования и повысить эффективность управления.  Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Использование ИКТ в работе открывает возможности:

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
  • создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;
  • оптимально использовать время на занятии;

Одной из наиболее удачных форм проведения воспитательных мероприятий считаю использование мультимедийных презентаций, учитывая специфику группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Воспитательное занятие, включающее слайды презентации, видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных, расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться при фронтальной работе с классом.

Использование мультимедийных презентаций способствует:

  • повышению эффективности усвоения материала детьми;
  • повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
  • активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук;
  • формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
  • созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

Презентации PowerPoint использую на различных этапах совместной организованной деятельности:

  • В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  • Как сопровождение объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
  • Как информационно-обучающее пособие;
  • Для контроля усвоения материала детьми.

Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия. Работая с отдельным слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен обучающий эффект: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время. Использование звука, безусловно, оживляет презентацию. Однако нужно помнить, что если предполагается сопровождать презентацию объяснениями, то количество звуковых эффектов должно быть сведено к минимуму и использоваться только в тех местах показа, где не предусмотрена беседа и объяснение педагога. Музыка, звуки природы, шумовые эффекты, использованные в учебных материалах, должны отражать реальную картину звуков окружающего мира, быть доступными для понимания и легко узнаваемые детьми с интеллектуальным недоразвитием, т.е. опираться на имеющийся социальный опыт.

      Имея компьютер, воспитатель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому занятию, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Эффективность занятия в случае использования печатных материалов повышается вдвое: за занятие можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. 
Я полностью согласна с тем, что на сегодняшний день большое значение  в системе специального образования придаётся использованию ИКТ в работе с воспитанниками  с  ограниченными возможностями здоровья. Конечно, о том, чтобы посадить детей за компьютер и дать им возможность самостоятельно работать за ним, речи нет. Надо показать детям возможности компьютера, поэтому мы играем в развивающие игры, ищем информацию и картинки в Интернете по теме занятия, смотрим мультфильмы, рисуем. Для детей провожу в доступной форме занятия по компьютерной грамотности, учитывая их психофизические возможности, дети всегда рады, если на занятиях используется компьютер.

При этом использование информационных технологий проводится с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Индивидуальная работа за компьютером строго регламентируется и составляет не более 10-15 минут. В течение занятий проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей. 
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической и методической научной информации. При составлении тематических планов и сценариев мероприятий использую сайты, порталы: - Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов; «Дефектолог»; «Сеть творческих учителей»; «ИнфоУрок»; «Социальная сеть работников образования»; «Всероссийский интернет-педсовет»; Завуч-инфо; Педагогический университет «Первое сентября»; - и др. 
Какие выводы можно сделать, говоря о применении ИКТ в воспитательной работе коррекционной школы
 - интернат VIII вида. Подготовка занятий с применением информационно-коммуникационных технологий заставляет воспитателя постоянно развиваться самому и повышать свой уровень медиа образованности. В результате применения ИКТ  повысился интерес в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей и воспитателей участия в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио.

Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно-коммуникационных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество. 
Применение компьютерных технологий позволяет: 
• наполнить занятия новым содержанием; 
• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность воспитанников; 
• формировать элементы информационной культуры; 
• прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; 
• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; 
• идти в ногу со временем. 

Требования по использованию видеопродукции и  информационно-коммуникационных технологии в  воспитании.

Использовать видеопродукцию, да и вообще информационно-коммуникационные технологии в процессе воспитания и легко, и трудно.  

Легко, потому что практически к каждой теме можно подобрать подходящий фрагмент. Трудно, потому что использование таких технологий требует очень серьезной подготовки.

Педагог должен помнить о ряде требований, игнорирование которых может свести на нет все педагогические усилия.

1. ИКТ должны занимать строго определенное место в воспитательном мероприятии, выступать одной из его органичных частей.

2. ИКТ должны логично укладываться в тему, которую хочет донести педагог до своих слушателей.

3. ИКТ не призваны излагать ту или иную тему целиком, а ограничивается раскрытием в динамике определенных явлений, теоретическая интерпретация которых становится предметом разговора после просмотра/прослушивания/прочтения/поиска.

4. Информация, предназначенная для демонстрации, должна соответствовать уровню знаний ребенка, его общему восприятию картины мира. Если знания, необходимые для правильного понимания информации, значительно превышают те, которые ребенок уже имеет, использовать их нежелательно. Если эти знания немного выше, то информация передаваемая с помощью ИКТ может быть использована для создания положительной мотивации к познанию нового.

5. Отобранная информация, переданная при помощи применения информационно-коммуникационных технологий, должна быть дидактически обработана. Это означает, что педагог должен тщательно продумать вопросы, ответы на которые ребята должны найти в фильме/музыкальной зарисовке, странице интернет и т.д., или задания, которые будут предложены после получения информации.

6. И последняя рекомендация. Не надо стремиться задать как можно больше вопросов сразу после завершения демонстрации подготовленного фрагмента телевизионной рекламы, художественного или мультипликационного фильма. Некоторое время дети будут еще находиться по ту сторону экрана, и конечно же отвечать на поставленные вопросы, будет для них очень сложно. Гораздо лучше после обсудить информацию избегая таких оценок, как «правильно - неправильно». То, что считается нереальным в материальном мире, оказывается вполне реальным в мире искусства.

Для того, что бы применение информационно-коммуникационных технологий педагогом было максимально эффективно, при подготовке к проведению воспитательному мероприятию лучше придерживаться следующей логики:

Во-первых, необходимо отобрать и проанализировать материал. Подготовка всегда начинается с отбора материала. Самое главное, что та фоно- или видеопродукция, которую Вы отобрали для использования, соответствовала тем целям, которые вы ставите перед собой. Несоответствие может выражаться, например, в том, что материал, который Вы предлагаете ребенку морально устарел. Для этого рекомендуется проанализировать имеющийся материал, при этом обращайте внимание не только на уже известные вам источники информации, не бойтесь искать новое.

Во-вторых, определить методику проведения воспитательного мероприятия. При подготовке мероприятия весьма важно определить методику организации данного события. Четко выделить элементы, на которых будет сообщена информация, соотнести информацию по времени, конкретизировать содержание и приемы контроля усвоения информации, предусмотреть приемы работы «зрителей» способствующие активизации познавательного процесса, желания самостоятельно заняться изучением данной тематики.

В-третьих, спланировать мероприятие с учетом оптимальности распределения времени.

В-четвертых, проверить работоспособность подобранного материала, установить и настроить необходимые средства, которые будут служить источников информации передаваемой при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания ребенка может помочь индивидуализировать этот процесс, повысить наглядность в предъявлении материала (за счет графических, иллюстративных, визуальных возможностей).

 

 

 

Список  литературы:

1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: М. «Академия», 2010

Научно-методической статья «Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».

Гафиятуллина А.Г. Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 46-48.
2.  Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе.  
3. Харлампиева С.Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. М.: 2009.
4. Научно-методической статья «Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».Гафиятуллина А.Г. Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С.46-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью".

Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью....

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната "

Гражданско- патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образов...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната"

Цели и задачи : -- Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к   Родине, чувства гордости за страну и свой народ.-- Формировать  у воспитанников духовно - н...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, оч...