Активизация и интенсификация деятельности обучающихся на уроках истории в условиях специальной школы закрытого типа
статья по истории на тему

Сергеева Ирина Николаевна

Данная статья была представлена на конкурс в рамках I Всероссийской научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития коррекционной педагогики и психологии России: современные тенденции, опыт развития, имеет диплом победителя (2 место) и опубликована в книге материалов конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Ирина Николаевна,

 учитель истории,  г. Санкт-Петербург

Активизация и интенсификация деятельности обучающихся на  уроках истории в условиях специальной школы закрытого типа.

Пояснительная записка

   КОУ «Омская специальная общеобразовательная школа», в которой я проработала десять лет (сначала учителем, а потом заместителем директора по УВР), курировалась отделом коррекционного обучения Министерства образования Омской области. Все семинары и методические мероприятия были, как и полагается, направлены на специфику работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В отличие от подобных учреждений, назначение нашей школы - специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, призванное обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего и основного общего образования. Не трудно догадаться, что мы «варились в собственном соку». В данное время я живу в другом городе и работаю в «обычной» школе, но, памятуя о информационно-методическом голоде, который порой испытывают коллеги, решила поделиться опытом специфической организации учебного процесса на примере преподавания истории.

  Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из важнейших в дидактике. Под этим понятием подразумевается качество деятельности, характеризующееся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, а также результативностью. Но именно мотивации так не достаёт воспитанникам спецшкол для детей с девиантным поведением. Ребята поступают с большими пробелами в знаниях, поэтому, задача учителя заинтересовать ребенка, увлечь его, вызвать активность.

  Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды. Любая технология обладает набором средств, которые способны активизировать деятельность обучающихся, но я выбрала технологию игры, так как в ней эти средства составляют главную идею и основу эффективности.

  Вспомним, какие функции несёт в себе игра, как деятельность: во-первых, развлекательную (т.е. доставить удовольствие), во-вторых, коммуникативную (диалектика общения), далее – самореализации (в игре, как в  человеческой практике), социализации (включение в систему общественных отношений) и, наконец, игротерапевтическую (преодоление различных трудностей) и диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознания в процессе игры).

  Структура игры, как деятельности, включает в себя целеполагание, планирование, реализацию цели, а также результатов, в которых личность реализует себя.

  Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, она перерастает в обучение. Использовать игровую деятельность, как средство активизации и интенсификации учебного процесса, можно в части урока, в качестве полного урока, как элемент обширной технологии и даже, как самостоятельную технологию для усвоения понятия, темы или учебного раздела.

Технология игры как способ активизации и интенсификации деятельности учащихся второй ступени обучения

Классификационные параметры

  Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов  Педагогическая игра включает в себя цель обучения и подразумевает некие результаты, которые могут быть обоснованы и носят характер учебно-познавательной направленности.

 Игровая форма урока создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают средством побуждения и стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

  За основу я взяла игровые технологии Германа Константиновича Селевко. Но они не затрагивают особенностей специального образовательного учреждения. Поэтому исследовать оные приходилось самостоятельно. В итоге классификация получилась такая:

 - По уровню применения моя «технология» является общепедагогической,

 - По философской основе она приспосабливающая,

 - По основному фактору развития – психогенная,

- По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт,

- По ориентации на личностные структуры: ЗУН+СУД,

- По характеру содержания: обучающе-воспитательная,

 - По типу управления познавательной деятельностью мною применяются все виды,

- По организационным формам – все формы,

- По подходу к ребенку мною используется педагогика сотрудничества и гуманно-личностные отношения,

- Преобладающие методы: игровые, развивающие, творческие,

- По направлению модернизации – активизация и интенсификация деятельности детей,

- По категории обучаемых – узкоспециальная.

Целевые ориентации

  Реализация мною игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Игры я подразделяю по целям:

Дидактические - направлены на познавательную деятельность, расширение кругозора, применение ЗУН в практической деятельности.

Это может быть игра-драматизация с применением картинок. Например, предлагаю разбиться на 2 команды и вручаю каждой команде по конверту. Детям необходимо составить рассказ по картинкам, имеющимся в конверте (1 команде на тему «Коллектив древнейших людей», а 2 – «Родовая община»). Причем, рассказ сопровождается показом действий: добыча огня, охота, мотыжное земледелие, жертвоприношение и т.д.

Этим же целям служит игра «Календарь египтян» (по концепции усвоения опыта «гештальт»). Пятикласснику предлагается вообразить себя египтянином и составить календарь (вписать в него название месяцев, когда начинается год в Египте, какими событиями определялись сезоны, в какие месяцы следует сеять зерно, в какие собирать урожай, а в какие строить пирамиды и храмы).

Воспитывающие - воспитывают самостоятельность, формируют определенные подходы, позиции, нравственные и мировоззренческие установки). Для этого использую групповую-звеньевую форму. Игра называется «Имя в истории». Каждой группе называю известную историческую личность. Дети должны не только описать героя, вспомнить его биографию и процитировать высказывания, но и постараться, чтобы среднее звено угадало, о ком идет речь (от этого зависит количество набранных баллов). Подобные игры служат и развитию коммуникативности, и воспитанию сотрудничества.

Еще одним подобным примером может служить урок-портрет. В данном случае весь урок посвящается одной личности, к примеру -  Спартаку. На доске вывешиваю план:

А) Исповедь главного героя.

Б) Выступления в защиту.

В) Выступления противников.

Г) Сочинение-рассуждение «Моё мнение о Спартаке».

Развивающие игры - развитие внимания, памяти, речи, мышления,           умения сравнивать, находить аналогии, фантазировать. Классический пример развивающей игры «Путешествие на машине времени». Его мы совершаем в каждую изученную страну. Путешествию предшествует либо фильм, либо презентация, либо чтение исторического материала. А бывает и театрализованное представление. Ребята-старшеклассники готовят для младших учащихся представление, например, «Олимпийские игры» Надев эллинские гиматии, они воспроизводят для малышей кусочек древней истории. По окончании путешествия ребята выполняют творческую работу – пишут «Заметку путешественника», в которой описывают свои впечатления об увиденном.

Для развития мотивации учебной деятельности я использую ассоциации. Так, например, страны на исторической карте дети обозначают какими-либо предметам (по аналогии Италия – это сапог). Греция у нас – это «камешки», Финикия – «полосочка», Двуречье, всем понятно – между двумя реками, а вот Индия, как ни странно – это «печень».

Еще один «бич», мешающий учиться воспитанником спецшкол – почти 90%-ное отсутствие долгосрочной памяти и внимания. Для их развития разработаны специальные упражнения (Приложение №1).

Социализирующие игры - приобщают детей к нормам и ценностям общества, адаптируют к условиям среды, обучают общению, саморегуляции. Примером может служить игра «Что такое цивилизация?» Ученикам предлагаются картинки с изображением народа периода «дикости» и периода достижений (в культуре, трудовой деятельности, в повседневной жизни. А они, в свою очередь, пытаются дать объяснение понятию «цивилизация» (примером могут быть ответы типа «народ, который движется вперёд», «когда жизнь народа улучшается» и т.д.)

Социализирующей задачей ученые называют психотерапию. Я предпочитаю использовать при этом занятия лепкой или изо. Например, я предлагаю вылепить фигурки римских воинов в защитных доспехах или сделать коллективный рисунок феодальной лестницы. Эти занятия служат еще одной социализирующей задаче – «стрессовый контроль».

Психолого-педагогический эффект

 В моем арсенале имеется множество игр. При изучении стыка эпох, например, я предлагаю «Древо времени» (там отмечаются даты предложенные учителем). К каждой теме имеются кроссворды или чайнворды. Но самая главная учебная проблема спецшколы – подготовка к тестированию. Большинство воспитанников спецшколы из неблагополучных семей и, следовательно, имеют психологические травмы и повышенный уровень тревожности.  Если экзамен для обычного (домашнего) ребенка – это стресс, то, что говорить о «наших». Поэтому готовить ребят к тестированию начинаю с 5 класса и, разумеется, сначала это игровые тесты. Причем, слово «тест» не произношу совсем, а заменяю известной с начальной школы фразой «работа по карточкам». Хотя на карточки это тоже не совсем похоже. Каждый ребенок имеет по 5 «карточек» в форме теннисной ракетки:

        Каждая карточка имеет номер от 1 до 5

55

         

 Предлагаю вопросы с вариантами ответов. Ученики поднимают цифру с правильным ответом (как они считают). Судьи – элладоники (по одному на каждом ряду), фиксируют правильные ответы на специальном листе и сдают мне. Судьёй может стать каждый, а игровой момент пробуждает интерес, отвлекая тем самым не только от понятия «тест», но и от понятия «проверка домашнего задания».

 Задачами обучения истории в специальном общеобразовательном учреждении являются не только ознакомление обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества и получение учебных навыков, но и гуманитарное развитие личности ребенка, коррекция его поведения, развитие навыков самостоятельной работы, расширение кругозора, воспитание интереса к предмету. Решить эти не простые задачи успешно, позволяют приемы интенсификации учебного процесса.

  Подводя итоги моей работы с воспитанниками специальной школы. Я пришла к выводу, что на уроках истории игра не только полезна, но и необходима. С помощью игровых методов создаётся атмосфера творческого общения. А ведь любое воспитание и обучение осуществимо только в общении. Воспитанники чувствуют себя на уроке раскованно, они эмоциональны, искренни и непосредственны в восприятии учебного материала. Всем известна фраза «Творчество рождает творчество». Именно творчество побуждает воспитанников с интересом изучать предмет истории. Источником вдохновения здесь является успех.

 Но создания теоретической и дидактической базы мало, поэтому я провожу регулярное отслеживание в динамике качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Кроме того, вновь принятые ученики (а поступают и выбывают они круглогодично, в зависимости от срока пребывания в спецшколе), практически всегда нуждаются в формировании у них общеучебных умений и навыков. Для этого я составила две технологические карты (одна по ключевым разделам, другая по общеучебным навыкам). На основе этих карт я провожу контроль и коррекцию ошибок каждого ученика (Приложения 2, 3, 4, 5).

 Урок в специальной школе закрытого типа – это, прежде всего, урок, на котором учитель использует все возможности не только для коррекции, но и для дальнейшего развития личности подростка, его активного умственного роста и формирования нравственных основ. Всем успехов!

Приложение 1

Развитие распределения внимания.

Упражнение 1 «Не собьюсь»

Учитель предлагает следующие задания:

Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…».

Образец правильного счета:1.2,-,4,5,-,7,8,-,10,11,-,,-,14,-,16.17,-,19,20,-,22.-,-,25.26,-,28,29,-,- (черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Упражнение 2 «Наблюдательность»

Ребятам предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь от спального корпуса к столовой, а потом к школьному корпусу, то есть то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а  их одноклассники дополняют пропущенные детали. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Упражнение 3 «Ладошки»

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую на левое колено соседа справа, а левую – на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, то есть пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент,  выбывают из игры.

 Упражнение 4 «Самый внимательный»

 Участники должны стать полукругом и определить водящего. Водящий,

 в течение нескольких секунд, старается запомнить порядок расположения игроков. Затем, по команде, он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибся аплодисментами.

Упражнение 5 «Муха»

Для игры требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем (3х3)  и присоска (или кусочек пластилина) – выполняет роль «дрессированной мухи».  Перемещение «мухи»  с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд. По одной из возможных команд («вверх», «вниз», «вправо», «влево») муха перемещается в заданную клетку. Исходное положение – центральная клетка поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением «мухи», не допустить её выхода за пределы поля.

После всех разъяснений начинается игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он даёт команду «Стоп» и, «вернув» «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности. Однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить, увеличив количество клеток (например 4х4) или количество «мух». В последнем случае команды «мухам» подаются отдельно.

Приложение 2

Технологическая карта №1

класс

месяц

Ключевые разделы программы

(6-й класс)

Форма контроля

Ключевые разделы программы (5 класс)

Форма контроля

сентябрь

Становление средневековой Европы.

урок-зачет

Жизнь первобытных людей. Счет лет в истории

урок-зачет

Октябрь

Крестовые походы и их последствия

урок-зачет

Др. Египет и Зап. Азия в древности

урок-зачет

ноябрь

Образование централизованных государств Европе

урок-зачет

Индия и Китай в древности

урок-зачет

декабрь

Основные события позднего Средневековья

урок-зачет

Древнейшая Греция. Религия древних греков.

урок-зачет

январь

Киевская Русь

урок-зачет

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

урок-зачет

февраль

Феодальная раздробленность и монголо-татарское нашествие

урок-зачет

Возвышение Афин в 5 в до н.э. и расцвет демократии. Македонские завоевания.

урок-зачет

март

Создание единого централизованного государства

урок-зачет

Древнейший Рим

урок-зачет

апрель

Реформы сер.16 века. Иван Грозный

урок-зачет

Рим -сильнейшая держава Средиземноморья. Гражданские войны.

урок-зачет

май

Культура и быт в 14-16 веках

урок-зачет

Могущество Римской империи. Разгром Рима и падение империи

урок-зачет

Приложение 3

Технологическая карта №2

Цели к ключевым разделам

 ( История Древнего мира 5 класс.)

первое полугодие

второе полугодие

сентябрь

Познакомить с процессом формирования человека и человеческого общества, зарождением духовной культуры

январь

Познакомить с особенностями древнегреческой цивилизации, показать превращение родоплеменных отношений в государственные

октябрь

Показать процесс зарождения общественной власти, подвести к пониманию того, что любой человеческий коллектив нуждается в организации и органах управления

февраль

Выделить осн.черты греч. полисов, сформир.представлен. о политическом и экономическом устройстве Древней. Греции Показать связь религиозных отношений с общественной жизнью и бытом

ноябрь

Позн. со странами Др Востока, подв. к понятию того, что прир. условия явл. для них предпосыл. ран.разв.земледелия и скотоводства

март

Позн. с историч. прогрессивностью эллинской культуры и её влиянием на соседние гос-ва

декабрь

Научить выделять особен. соц-ной и полит.структуры стран  Др. Востока, познакомить с культур. достижен. этих стран

апрель

Познакомить с зарождением и развитием римского общества, его устройством при разных формах государств. власти

-

-

май

Расшир. представл. о главной функции Римского гос-ва, дать понять, что современ. культура – «надстройка» над достижен. совр. мира

Приложение 4

Общеучебные умения и навыки

(история 5-е и 6-е классы)

месяц

класс

5 класс

6 класс

сентябрь

Умение отвечать на вопросы и ставить вопросы

Умение работать с картой и учебником

октябрь

Умение отвечать на вопросы и ставить вопросы

Умение работать с картой и учебником

ноябрь

Умение работать с картой

Записывать содержание урока

декабрь

Умение работать с картой

Сравнивать исторические таблицы

январь

Умение работать с учебником (разные варианты)

Сравнивать и анализировать текст

февраль

Составлять исторический словарик

Умение воспроизводить услышанное

март

Составлять план ответа и рассказ по плану

Умение работать с историческими понятиями

апрель

Составлять план ответа и рассказ по плану

Умение работать с историческими понятиями

май

Составлять исторические таблицы

Умение ставить вопросы и формировать задачи

Приложение 5

Мониторинг качества знаний

(на примере одного класса)

месяц

7 а

09

10

11

12

01

02

03

04

05

1

Алипов Сергей

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

2

Ботуев Николай

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Водянников Сергей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Зуев

Юрий

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Ликонцев Юрий

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

6

Перов

Антон

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

7

Перепелкин

Петр

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

++

+

+

+

+

8

Санников

Вадтм

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

9

Ересько Анатолий

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

10

Шевяков Максим

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

Ключевые разделы         Общеучебные умения и навыки

Виды коррекционной работы

- Алипов Сергей – учить работать с картой, текстом;

- Ботуев Николай – учить пересказу, работе с историческими документами, упражнения на внимательность;

- Зуев Юрий, Перов Антон – тренировать память, читать условные обозначения на карте;

- Шевяков Максим – упражнения на внимательность, учить рационально использовать учебное время;

- Ликонцев Юрий – учить формулировать понятия (+ консультация филолога).

Список литературы

  1. Данилов А.А., Косулина А.Г. Программы общеобразовательных учреждений. История. -  М.: Просвещение, 2009. – 63с.
  2. История Древнего мира: Поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой / авт.сост. Л.Л. Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 159с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 312с.
  4. Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. / Художники Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 128 с.
  5. Я иду на урок истории: Книга для учителя. / Сост. А.Ю. Головатенко. – М.: Первое сентября, 2000. – 304 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология – как одна из основ активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках физики

Представлена  статья, в которой рассматривается вопрос о проведении уроков физики с использованием игровой технологии. В качестве примера рассмотрена, разработанная автором игра  "Физич...

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личност...

Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

«Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках музыки

На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально–ответственная, конструктивно воор...

Реабилитационное пространство специальной школы закрытого типа

В статье рассматривается реабилитационное пространство специальной школы закрытого типа....

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альб...

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в условиях ФГОС.

Вместо сухого и монотонного изложения материала, можно применять живое и  активное общение. Творческий подход повышает интерес у обучающихся, а значит и результативность урока....