Методическая работа "Второй иностранный язык как средство интенсификации общего развития ученика"
методическая разработка (французский язык) по теме

 

Основной целью обучения иностранному языку в средней школе (независимо от того, какой он - первый или второй) является развитие личности школьника, способного использовать иностранный язык как средство общения в диалоге культур, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. 

               Практический результат обученности по второму иностранному языку достигается в процессе коммуникативно-ориентированного обучения, которое предусматривает также решение задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием личности школьника.

               Обучение как первому, так и второму иностранному языку  направлено на расширение и углубление страноведческих и культуроведческих знаний, включающих знания об особенностях образа и стиля жизни зарубежных сверстников, их социального статуса в обществе, национальной молодежной культуре, социальных инициативах.

              Воспитание средствами второго иностранного языка предполагает повышение культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета, формирование уважительного отношения к национальным традициям, обычаям представителей иной социокультурной среды. 

Этой проблеме и посвящена данная методическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_2010.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Восточное управление образования

Гимназия №1512

Научно-методическая работа

Учителя французского языка

Шестаковой О.А.

Тема: «Второй иностранный язык как средство интенсификации общего развития ученика »

Февраль, 2011

                                                                

 Основной целью обучения иностранному языку в средней школе (независимо от того, какой он - первый или второй) является развитие личности школьника, способного использовать иностранный язык как средство общения в диалоге культур, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.  

               Практический результат обученности по второму иностранному языку достигается в процессе коммуникативно-ориентированного обучения, которое предусматривает также решение задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием личности школьника.

               Обучение как первому, так и второму иностранному языку  направлено на расширение и углубление страноведческих и культуроведческих знаний, включающих знания об особенностях образа и стиля жизни зарубежных сверстников, их социального статуса в обществе, национальной молодежной культуре, социальных инициативах.

              Воспитание средствами второго иностранного языка предполагает повышение культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета, формирование уважительного отношения к национальным традициям, обычаям представителей иной социокультурной среды.

                Развитие средствами второго иностранного языка предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных умений школьников: языковая и речевая наблюдательность, речемыслительная деятельность, готовность к познавательно-поисковому творчеству.

             В течение всего периода обучения французскому как второму иностранному языку формируется коммуникативная компетенция, составляющими которой являются

- лингвистическая компетенция,

- социолингвистическая компетенция;

           Язык является средством общения и средством овладения другой культурой.  Изучение даже одного иностранного языка делает образование  бикультурным .  Процесс овладения иностранным языком можно  квалифицировать  как диалог культур. Очевидно, что образование без овладения иностранными языками становится  лишенной перспективы.

        Таким образом, диалог культур есть первое  условие развития личности. Диалоги, т. е. общение, возможны лишь при взаимопонимании собеседников, даже если они говорят на разных языках.

         Изучение второго иностранного языка служит, по нашему мнению, реализации такой фундаментальной педагогической задачи, какой является обучение учащихся искусству человеческих отношений в принципе, мастерству общения.  Эта большая педагогическая задача всестороннего развития личности, формирования такого важнейшего качества, как коммуникабельности (общительности), вызывающей чувство полноты жизни, ощущение личного успеха, уверенности в себе. Особенно ярко реализуются эти качества в поликультурной сфере, когда собеседник легко переходит в общении с одного языка на другой. Это, безусловно, вызывает уважение к собеседнику со стороны разноязычных партнеров по общению.

                                                                                 - 2 -

  Таким образом, второй иностранный язык в школе - это первая, но очень существенная ступень в формировании лингвистически интересной, всесторонне развитой  личности. Лингвистическое образование, т. е. изучение языков и культур, тесно связано с реализацией двух важнейших тенденций в современном мире: фундаментализацией образования и интеллектуализацией личности.

           Язык не только показатель общей культуры, но и могучий воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности!. Владение иностранными языками со всей определенностью можно квалифицировать как компонент общей культуры личности, с помощью которого она (личность) приобщается к мировой культуре.

          Таким образом можно  выделить две приоритетные цели обучения второму иностранному языку:  

  1. Когнитивно-коммуникативная
  2. Когнитивно-развивающая  

        Вторая цель - когнитивно-развивающая - неразрывно связана с первои и практически реализуется в процессе обучения умению читать иноязычные тексты, поскольку чтение текстов из молодежнои прессы страны изучаемого языка развивает когнитивные способности школьников, в значительной мере оказывает на них интеллектуальное и эмоциональное воздействие. Суть когнитивно-развивающей цели обучения второму иностранному языку, заключается в том, что его изучение развивает общемыслительные и речевые способности учащихся, обостряет их внимание к языковым формам выражения мысли в иностранном и родном языках, делает обучаемых лингвистически интересными личностями, а также способствует всестороннему развитию личности ученика.  

         Изучение иностранного языка   служит средством для освоения мира, развития речи и мышления,  помогает также  более полному осознанию и самого родного языка и служит средством интеллектуального, физиологического и общего развития школьников, развития и совершенствования их общеучебных умений, культуры общения. Он является, кроме того, наиболее действенным и непосредственным средством приобщения к другой национальной культуре и развития взаимопонимания.

        Когнитивность в обучении второму иностранному языку обеспечивается повышением общей культуры школьников, поскольку знакомство с еще одним иностранным языком означает ознакомление с еще одной культурой - культурой страны изучаемого языка.

          Изучая второй иностранный язык, учащиеся  знакомятся с огромным духовным богатством, хранящимся в изучаемом языке.

          Кроме этого,  второй  иностранный  язык играет большую роль  в становлении развивающеи функции учащихся.

          В методике обучения иностранным языкам в школе процесс овладения иноязычной коммуникативной деятельностью представляется как «диалог культур». Такой диалог возможен

                                                                                - 3 -

лишь при условии осознания учащимися своей собственной национальной культуры и своего родного языка.

          Приобретению страноведческих знаний способствует целенаправленное знакомство учащихся с материалами о стране изучаемого языка на самые различные темы из российских газет и журналов с информацией характеризующей сегодняшний день Франции и французов, которые могут служить дополнительным средством расширения социокультурного кругозора учащихся, своеобразным элементом социального и культурного портрета Франции и французов.

          В процессе изучения французского языка учащихся преимущественно  интересуют яркие и привлекательные стороны истории и современности Франции и французов: Эйфелева башня как символ столицы Франции – столицы столиц, столицы мод и духов, вечного, как  мир, Парижа; всемирно известный, самый большой в мире музей Лувр; уникальный ландшафтно-архитектурный ансамбль летней резиденции французских королей – Версаль.

         Веселые, остроумные, нестареющие фильмы режиссера Ж.Ури, где в главных ролях ,  как правило, снимался признанный комик с мировой славой – француз Луи де Фюнес;  известный во всем мире, уникальный голос Эдит Пиаф. Знаменитые французские сыры, давно воспринимаются не как продукт питания, а как значительная часть французской культуры.

          Однако, знакомясь с современными публикациями, старшеклассники видят и другие стороны жизни Франции; безработица, социальная напряженность в молодежной среде, наркотики, СПИД.   В декабре 2005 года средства массовой информации широко освещали политические столкновения в наиболее крупных городах Франции. Проблема занятости арабского населения одна из основных проблем сегодняшней Франции.  Также по ЦТ прошел ряд репортажей о проблемах арабских школьниц во французских учебных заведениях. Последние правила учебных заведений запрещают ношение ученицам головных уборов во время  занятий ( что противоречит арабским национальным обычаям).

       Таким образом, изучение второго языка  дает возможность познакомиться с несколькими культурами мира. Все это способствует  развитию разносторонней личности,  формированию объективной картины мира, столь необходимой в подростковом и юношеском возрасте.

        При подборе материала для   УМК « Синяя птица» при  изучении французского  языка как второго иностранного языка ,  авторы использовали  материал, который освещает   проблемы, характерные для сегодняшнего мировосприятия молодых людей: это и проблемы семьи, проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями, проблема свободного времени у молодёжи, проблема организации спортивных мероприятий, организации путешествий в  разные страны, проблема охраны окружающей среды.  В разделе параграфа, который называется « Круглый стол » предполагается создание естественных реальных ситуаций,  где школьники имеют возможность в свободной атмосфере открыто поднять, обсудить предлагаемую тему.  Например     такая животрепещущая  в наши дни проблема, как проблема взаимоотношений детей и родителей,  национальные французские  культурные традиции, историю, литературу, географию, общественное устройство. Темы уроков  подобраны так, чтобы ученики могли легко сопоставлять свою жизнь с жизнью французских сверстников и охотно высказывались.  

                               

                                                                                       - 4 -

          Так, в § 5 учебника для 7-го класса  школьники должны уметь сравнивать и выявлять различия в системе образования  Франции и в России. Ученики расширяют свои познания в школьной жизни французских школьников,  сравнивают название праздников и составляют календарь учебного года и каникул во Франции и России.

      Так, детям 13-14 лет  свойственно живо интересоваться модой, одеждой. Им предлагается тема  «Мода» для обсуждения.  

      Ведущим принципом отбора художественных произведений, отрывки из которых предлагаются для чтения, является их известность в среде носителей языка. Некоторые из них принадлежат перу писателей, знакомство с которыми составляет основу литературного образования многих французов. Это - Пьер  Грипари  (1925-1990), автор многочисленных романов, фантастических рассказов и сказок для детей; Мишель Турнье (р. в 1924 г.), член Гонкуровской академии, написавший большое количество произведений для взрослых и детей, ставших всемирно известными; Жан Густав  Ле Клезио (р. в 1940 г.), признанный мэтр французской литературы, соискатель многих литературных премий, Рене Госини (1926-1977), чьи истории про маленького Николя с удовольствием читают дети всего мира.  Кроме того, в круг чтения учащихся седьмого класса вошли писатели менее известные в России, но которых часто печатают во французских литературных журналах для детей, таких, как «Je bouquine», а также представители франкоязычной литературы стран Северной Африки.

       Начиная с шестого блока и по девяый включительно  обучение чтению и пересказу проводится на основе статей из французской детской прессы «Okapi ),  «Le Tabloid , «Le Journal des enfants»). Специфика статей для детей и юношества такова, что форма подачи материала в них в значительной степени направлена на то, чтобы заинтересовать ученика , привлечь его внимание к затронутой в статье проблеме ; стиль подобных статей еще не может быть охарактеризован как публицистический. Поэтому подход к работе с такого рода текстами во многом сходен с подходом к работе с художественными текстами.

        Использование Интернета  мотивирует и активизирует всю работу,  поскольку учащиеся могут получить  информацию по любой проблематике и, кроме того, имеют возможность выхода в открытый мир, где можно общаться с партнёрами из разных стран, обмениваясь с ними мыслями, вступая в дискуссии по обозначенным проблемам.    

       Постановка проблемной ситуации, которая используется не только как стимул овладения языком, но и как средство познания окружающего мира, для развития общего уровня учащихся.

      Приобретаются и развиваются навыки и умения аргументировать собственное мнение, умение вести беседу, дискуссию, умение привлекать знания из различных областей, нацеливает учащихся на преодоление стереотипов, преодоление комплекса публичных выступлений, на терпимость и поиск компромиссов, то есть ученики имеют уникальную возможность совершенствовать язык,   а также становится более развитой личностью.

      Особое место в работе по развитию мотивации в изучении французского языка я отвожу знакомству с французской песней. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не

                                                                           

                                                                                 -  5 -

только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьника является музыка. Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. Разучивание песни предполагает одновременное и взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие ученика. Благодаря музыке  создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, и самое главное – стимулируется интерес к изучению французского языка. Большой популярностью у учащихся всех возрастов пользуются игровые, лирико-драматические  песни, , в основе которых лежит драматическая игра. На боле старшей ступени обучения разучиваются песни  Джо Дассена “Привет”, “Если б не было тебя…”,  Сальваторэ  Адамо “Падает снег”, современные песни Ин-Грид.

        Особую эстетическую выразительность песне придает включение в нее танцевальных номеров. Органическое единство танца и исполняемой песни помогает глубже раскрыть их художественный замысел, оказывает большое влияние на повышение качества эстетического восприятия.

        Из вышесказанного следует, что основная задача изучения иностранного языка в настоящее время - развитие духовной сферы учащихся, повышение гуманистического содержания обучения, более полная реализация воспитательно - образовательно - развивающего потенциала учебного предмета применительно к личности каждого ученика. Основная цель обучения иностранному языку в средней школе состоит в развитии личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в коммуникативной деятельности. А цель обучения определяет его содержание.

      На мой взгляд, воспитание полноценной личности протекает в процессе знакомства и изучения, как истории родной культуры, так и культуры других стран. Таким образом, необходимость включения в содержание образования культурного компонента обоснована требованиями современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения

Ряд методистов и психологов авторов определяют мотивацию как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения формирования учебно-позна...

Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"

В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые  учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...

Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО

Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....

Современные ИКТ-технологии на уроке иностранного языка как средство индивидуализации и интенсификации обучения

Проектная работа  слушателей в рамках образовательной программы   «Системно-деятельностный подход: творческие задания на уроках иностранного языка»Оглавление1....

Доклад по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса""

Доклад по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса"" (выступление на ГМО)...

Статья на тему "Изучение второго иностранного языка, как средство самосовершенствования и развития личности".

Изучение второго иностранного языка как путь к самосовершенствованию и развитию личности....