Отчет по самообразованию
статья по французскому языку по теме

Авдиенко Галина Викторовна

Отчет по самообразованию за 2011 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ***43 КБ

Предварительный просмотр:

Над проблемой «Формирование познавательных мотивов на уроках иностранного языка»   я работаю с 2010 года. Работу над данной проблемой предполагаю закончить в 2013 году.

   Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Моя задача ,как и любого педагога в таком случае ,состоит в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности обучающихся.

Я нахожу такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний. Существует множество образовательных технологий, форм и методов работы.Одна из самых простых и эффективных форм на начальном этапе – это игра.

Нередко наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой служили и призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения этапах их возрастного развития, рано угасает. Это ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слово не вытянешь, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, они начинают выказывать и глубину мышления. Мышления часто смелого, масштабного, нестандартного.

Игра облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствуют их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников.

Игра-задание, содержащая в себе учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений и гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.

Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний навыков и умений.

Учебные игры я активно использую на уроках иностранного языка в 5-8 классах, они используются практически на каждом этапе урока — как метод проведения опроса, как метод закрепления материала, как домашнее задание (кроссворд, например) или же как вариант проведения обобщающего урока по теме.

«Boule de neige»

Например, при изучении темы "Ма journée", после того, как ученики усвоили достаточно слов, можно провести данную игру. Перед учениками на магнитной доске прикрепляется серия картинок, изображающих рабочий день Миши. Ведущий, начиная игру, произносит предложение, например:

- Michel se réveille à 7 heures.

Следующий игрок, повторив фразу ведущего, добавляет свое предложение:

- Michel se réveille à 7 heures. II se lève vite.

Побеждает тот, кто скажет все предложения без ошибок и добавит последнюю фразу.

Грамматические игры

В третьем классе во время изучения оборота il у а учитель приносит в класс яркую коробку. Обведя класс глазами, он с загадочным видом спрашивает: "Qu’est-ce qu’il у a dans la boîte?" Дети отгадывают, называя разные предметы, которые могут быть в коробке. Например, это могут быть школьные принадлежности или игрушки - животные.

При изучении темы «Моп anniversaire», в которой вводится прошедшее время глаголов I группы, можно провести следующую игру. Из группы выбирается именинник. А остальные ученики - гости. Именинник рассказывает учителю о своем дне рождения.

Modèle.

Hier, j’ai eu mon anniversaire. J’ai téléphoné à mes amis. J’ai invité mes amis à mon anniversaire. Ma mère a préparé un gâteau. A quatre heures on a sonné à la porte. Mes amis sont arrivés. Ils m’ont donné beaucoup de cadeaux.

Дальше гости рассказывают, что они подарили имениннику.

Орфографические игры

«Работаем со словарем»

Учащихся нужно учить работать со словарем. Игра проводится на базе двуязычных словарей, помещенных в конце учебника. Класс делится на две команды. Учитель дает разнообразные задания.

Например: Найти в разделе «А» глаголы. Или в разделе «С» слова, относящиеся к какой-либо теме. Ученики просматривают раздел за отведенное время. Ученик, у которого наибольшее количество слов, зачитывает их вслух. Другие члены команды помогают. За каждое правильно выбранное слово команда получает очко.

                    Роль самостоятельной работы в повышении мотивации

Методисты подчёркивают, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя, ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно

соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём всё своё внимание, мобилизуя все резервы эмоционального, интеллектуального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может.

Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает ещё одним важным достоинством - носит индивидуальный характер. Каждый ученик использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придаёт ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого учащегося и, как следствие, его успеваемость. В рациональном использовании самостоятельной работы, несомненно, кроются значительные резервы повышения уровня учебно-познавательной мотивации.

Роль проекта в формировании познавательной активности

Особое место в реализации личностно - ориентированного подхода в процессе обучения занимает использование проектной методики. Важно подчеркнуть, что проектная методика имеет большую практическую направленность. Метод проектов активизирует все стороны личности обучаемого: его интеллектуальную сферу, типологические особенности и черты характера, целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Положительной стороной такой формы работы является и то, что создание проекта – это, прежде всего, творческий процесс, где каждый ребенок становится равноправным участником. Это приводит к созданию ситуаций успеха и играет важную роль в процессе обучения и воспитания.

Работа над проектами начинается на первой ступени обучения. В третьем классе обучающиеся получают не очень сложные задания. Например, при работе над темой “В школе” обучающиеся создают проект здания школы, где они могли бы вместе учиться . При этом развиваются их творческие способности, активизируется использование лексики по проблеме.

В 6 классе мы выполняем проектную работу “Мой класс”. Сначала я предлагаю каждому обучаемому написать небольшой рассказ о ком-то из своих одноклассников. После этого подвожу их к идее создать нечто интересное о классе. Почти каждый раз это бывают разные формы исполнения: альбом, стенгазета, коллаж и т.п. Получив задание, ребята группируются по интересам, но я стараюсь сделать так, чтобы в группу входили школьники с разными уровнями обученности. Работа в микрогруппах проводится под наблюдением учителя, который выступает в роли советчика, помощника.

Очень интересной оказалась работа над проектом “Времена года”., где учащиеся подбирали стихи французских поэтов о различных временах года, делали иллюстрации к стихотворениям.

Опыт показывает, метод проектов помогает развить индивидуальные способности каждого ребёнка, создает положительный психологический климат в группе и направлен на формирование познавательной активности учащихся.

Внеклассные мероприятия как способ формирования познавательной активности обучающихся.

Школьники, изучая иностранный язык, практически не имеют возможности говорить на нем, пользоваться полученными знаниями вне класса. Внеклассные мероприятия помогают решить эту проблему. Ежегодно мы проводим такие мероприятия как, Рождество, заочное путешествие по Франции для младших школьников, Путешествие по сказкам  и т.д. Работа, проводимая при подготовке к этим мероприятям, предполагает создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала учащихся. При этом формируется познавательная активность, внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию

Отчет по результатам деятельности по предмету был представлен на районном семинаре учителей краеведения вместе с презентацией. Презентация больше допустимого размера....

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год учителя физической культуры МБОУ Астаповская ООШ Корябкина А.А....

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию...

Отчет по самообразованию

Тема самообразования: Формирование личности ребенка средствами хореографии...

отчет по самообразованию на тему: "Роль компьютера в обучении иностранным языкам"

В своей работе по самообразованию я, опираясь на собственный опыт, доказываю необходимость и значимость работы с компьютером на уроках английского языка...

Отчет по самообразованию учителя иностранного языка

Применение Интернет-ресурсов для самообразования учителя иностранного языка ...