Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»
план-конспект урока по французскому языку (8 класс) по теме

Барабанова Светлана Владимировна

В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassitsizm.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации

                                                                   

«Французская литература эпохи классицизма»

Автор: Барабанова Светлана Владимировна,                           учитель французского языка

МОУ СОШ № 20

Тема урока:  « Французская литература эпохи классицизма».

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: обобщающий.

Цели урока:

1. Обобщение материала по  теме «Французская литература эпохи классицизма».

2. Выделение основных литературных  направлений, жанров, определение основной идеи произведения, характеристика главных персонажей

3.  Развитие навыков и умений монологической и диалогической речи по теме.

4. Формирование  навыков  делать выводы, высказывать свое мнение.

        Задачи урока:

  1. Научить детей определять основную идею, давать характеристику главным персонажам  изучаемых произведений.
  2. Сформировать у обучающихся навыки и умения в монологической и диалогической речи по пройденной  теме, навыки аргументации своей точки зрения.

        Методы проведения урока:

методы обучения         - объяснение и презентация материала, организация процесса обучения;

методы учения – наблюдение, размышление, непосредственное участие в учебном процессе.  

        Продолжительность: 1 урок, 40 минут.

        Возраст детей: 11-12 лет.

        Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийная презентация, проектор.

        Оборудование для детей: компьютеры, экран.

        Виды и содержание деятельности учителя и детей в процессе урока:

учитель: вступительное слово, постановка целей урока, диалог с учениками, демонстрация презентации, комментарии, фиксирование внимания обучающихся на основных моментах, подведение итогов деятельности обучающихся на уроке.

дети: монологическая и диалогическая речь,  просмотр презентации, выполнение теста, обсуждение пройденного материала и просмотренной презентации, высказывание собственной точки зрения.

        Приложения: мультимедийная презентация на тему «Французская литература эпохи классицизма».                                                                                                        

Ход урока.

Начало урока.

Вступительное слово учителя:

        Сегодня у нас  урок по теме «Французская литература эпохи классицизма. Давайте посмотрим презентацию, которая поможет нам познакомиться  с  авторами и названиями произведений этого литературного направления. Мы послушаем отрывки из произведений и ваши сообщения по данной теме.

Слайд № 1.

      Во Франции начинается крупное культурное движение. Оно проявилось особенно плодотворно в искусстве. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения. Классическая литература делится на жанры «высокие»: трагедия, эпопея, ода и «низкие»: комедия, сатира и басня.

       Слайд № 2.     

                  Классицизм (от лат. classicus — образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские стран.

Слайд № 3.

                   В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и в комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена.

Слайд № 4.

        Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636—1711) в своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII века. Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII—XVIII во многих европейских странах, в том числе России.

Послушайте стихотворение:

Взирая на Парнас, напрасно рифмоплет

В художестве стиха достигнуть мнит высот,

Коль он не озарен с небес незримым светом,

Когда созвездьями он не рожден поэтом:

Таланта скудостью стеснен он каждый час.

Слайд № 5.

(6.06.1606, Руан - 1.10.1684, Париж), французский драматург, представитель классицизма.
Пьер Корнель родился в городе Руане, расположенном на северо-западе Франции, в Нормандии.
Корнель писал комедии в «галантном духе», насыщая их возвышенными и изящными любовными переживаниями. Однако ему удалось подступиться к особому изображению любви – как чувства сильного, противоречивого, а главное, развивающегося.

Слайд № 6.

Послушайте фрагмент из «Сида»:

Я предан внутренней войне;                                                                              Любовь моя и честь в борьбе непримиримой:                                            Вступиться: за отца, отречься от любимой!                                                          Тот к мужеству зовет, та держит руку мне.                                                      
Но что б я ни избрал - сменить любовь на горе                                                      
Иль прозябать в позоре, -                                                                                               И там и здесь терзаньям нет конца.                                                                           О, злых судеб измены!                                                                                      Забыть ли мне о казни наглеца?                                                                          Казнить ли мне отца моей Химены?

Слайд № 7.

Жан Расин (1639-1699) - второй великий драматург французской классицистической сцены, «певец влюбленных женщин и царей», - как отозвался о нем А.С. Пушкин. Расин стал непревзойденным мастером изображения человеческих страстей.

В творчестве Расина во французскую драматургию входит  

новое качество - психологизм

Слайд № 8.

«Я не увижу знаменитой “Федры”…»

В 1915 г., 200 лет спустя после смерти Расина, в эпоху, казалось бы, столь не похожую на Францию ХVII столетия, русский поэт О. Э. Мандельштам с восторгом пишет о шедевре французского драматурга – и горько сожалеет об оставшейся в прошлом театральной культуре классицизма:

Театр Расина! Мощная завеса
Нас отделяет от другого мира;
Глубокими морщинами волнуя,
Меж ним и нами занавес лежит:
Спадают с плеч классические шали,
Расплавленный страданьем крепнет голос,
И достигает скорбного закала
Негодованьем раскалённый слог…

Я опоздал на празднество Расина

Слайд № 9.

Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (наст. имя Жан-Батист Поклен) (1622—1673). Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.

Слайд № 10.

              Некоторые тирады в «Тартюфе» были направлены против имеющих огромное влияние во Франции того времени ордена иезуитов и близкого ему по духу «Общества Святых Даров», процветающих под покровительством королевы-матери. Эти воинствующие ревнители веры утверждали, по-своему толкуя Священное Писание, что «благими намерениями» можно оправдать любой самый низкий поступок.

Слайд № 11.

      Жан де Лафонтен (1621-1295) родился во французском городе Шато-Тьери в семье «смотрителя вод и лесов».
В 1668 г. Лафонтен опубликовал первые шесть книг басен под заглавием «Басни Эзопа, переложенные в стихи господином де Лафонтеном». Басни принесли ему всемирную известность. Лафонтен фактически возродил этот жанр античной литературы, вдохнул в него новую жизнь уже в условиях европейской культуры Нового времени.

Слайд № 12.

      Классицистическая теория оказала большое влияние на формирование драматургии в других странах; трактат Буало переводился на многие языки, и почти столетия спустя на его основе в России написал свою «Эпистолу о стихотворстве» А. П, Сумароков. Корнель, Расин, Мольер доказали, что законы классицистической поэтики открывают возможности к созданию драматического зрелища со сжатым, насыщенном действием  и ярким проявлением характеров и страстей.

Я надеюсь, что эта презентация помогла вам взглянуть на французскую литературу несколько иначе, ответить на некоторые интересующие вас вопросы.

Спасибо всем за работу. Вы хорошо сегодня работали, отвечали на вопросы, рассказывали о жанрах, основных темах и главных персонажах, о творчестве авторов, читали отрывки из произведений и стихи, слушал их переводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Путешествие по Парижу" с использованием мультимедийной презентации

Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка     Если ученик в школе не научился сам  ничего творить, то и в жизни он  всегда будет только подражать, ...

Конспект урока по литертауре в 11 кл. "Общая характеристика развития литературы и искусства в 30-е г.г. ХХ в."

Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сорентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока  информации по культуре среди учителей отсутствует ...

Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.

Данная разработка может быть использована   как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы  "Классицизм 18 века"....

Конспект урока по теме Directions c использованием мультимедийной программы Triple Play Plus in English

Современные мультимедиа-средства полностью опрадывают свое прямое название (многосредстви), предполагая одновременно использование текста, графики, звука, музыки и анимации в оной программе.Это не тол...

Конспект урока по теме Directions c использованием мультимедийной программы Triple Play Plus in English

Современные мультимедиа-средства полностью опрадывают свое прямое название (многосредстви), предполагая одновременно использование текста, графики, звука, музыки и анимации в оной программе.Это не тол...

конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"...

Методическая разработка урока по немецкому языку с использованием мультимедийных презентаций и проектной методики "Помоги немецкому другу"

Методическая разработка урока по немецкому языку с использованием мультимедийных презентаций и проектной методики "Помоги немецкому другу"...