метод проблемного обучения на уроках французского языка
методическая разработка по французскому языку на тему

Худаева Ольга Владимировна

Одной из актуальных задач нашего времени является изучение иностранного языка. Как правило в начале обучения ученики с большим интересом начинают изучать любой иностранный язык.

 Но, чтобы запомнить слова, довести до автоматизма употребление речевых оборотов, их нужно мноroкратно повторять. А сколько приходится заучивать rpамматическоro материала, огромное количество неправильных глаголов ... Зубрежки при всем желании избежать трудно. А она, естественно, скучна, что нередко ведет к снижению, а то и потере интереса к предмету.

 Потери интереса можно избежать, если использовать технологию проблемного обучения. Её применение полезно ещё и потому, что она способствует не только поддержанию мотивации к изучению языка, но и развитию личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samorazvitiya_na_2013.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема саморазвития на 2013-2014 учебный год

Проблемное обучение на уроках иностранного языка

Одной из актуальных задач нашего времени является изучение иностранного языка. Как правило в начале обучения ученики с большим интересом начинают изучать любой иностранный язык.

 Но, чтобы запомнить слова, довести до автоматизма употребление речевых оборотов, их нужно мноroкратно повторять. А сколько приходится заучивать rpамматическоro материала, огромное количество неправильных глаголов ... Зубрежки при всем желании избежать трудно. А она, естественно, скучна, что нередко ведет к снижению, а то и потере интереса к предмету.

 Потери интереса можно избежать, если использовать технологию проблемного обучения. Её применение полезно ещё и потому, что она способствует не только поддержанию мотивации к изучению языка, но и развитию личности ребенка.

При создании проблемной ситуации нельзя ограничиваться простой постановкой проблемных вопросов. Учитель должен ставить перед собой более сложную задачу, используя проблемные ситуации, перейти от репродуктивных к продуктивным, творческим методам обучения, при которых самостоятельная познавательная деятельность учащихся занимает все большее место.

Вот, например, некоторые положения теории проблемного обучения, которые предлагают Л.И. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин.  Исходными идеями теории проблемного обучения являются;

• развитие авторской позиции ребенка в образовательном процессе;

• безоценочный характер реакции на высказывания учащихся в ходе обучения. (Все ли согласны? Кто хочет поспорить? Высказать иную точку зрения?)

Ведущей педагогической идеей данной системы работы является идея сотрудничества. Сам учитель становится помощником ученика и организатором его самостоятельного учебного познания.  

Таким образом, целью технологии проблемного обучения является содействие:

• развитию у детей критического мышления, опыта учебно- исследовательской деятельности, возможности творчески подходить к поставленным проблемам;

• поиску и определению учащимися собственных ценностей;

• созданию благоприятной социально-психологической атмосферы,

 Образовательный процесс организован учителем так, чтобы у учащихся возникала потребность в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Хороши те проблемные методы обучения, которые направлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся.

Задача учащихся при обсуждении проблемной ситуации -  высказать (посильно) свое собственное суждение, что ведет к развитию разговорной устной речи ученика, а также и развитию личности.

Поэтому основными принципами   педагогической деятельности учителя, использующего технологию проблемного обучения являются:

• . проблемность обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся;

• самостоятельное познание окружающего мира;

• индивидуализация и дифференциация дают возможность устранить трудности, которые возникают у отдельных школьников, и развить способности учеников;

• стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности обеспечивает создание благоприятной среды для решения новых задач и быстрой адаптации к новым условиям.

        Где в системе уроков целесообразнее всего использовать проблемные вопросы?

Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этой задачи способствуют активные методы и приемы обучения, к которым можно отнести интригующее объявление темы.

В формулировке темы должна содержаться проблема, загадка, которую учащимся предстоит разрешить на серии уроков, вопрос, на который нужно найти ответ. Тема может представлять собой лексико-грамматическую модель высказывания, которую каждый учащийся мог бы трансформировать, используя свой словарный запас. Кроме того, из темы урока учащийся должен вычленить для себя жизненную и практическую ценность учебного материала, предлагаемого для изучения.

Например некоторые варианты,  которые  можно использовать на уроках.

Тема-Вопрос    ( К теме «Школа»)

Pourquoi apprendre?  (Зачем учиться?  )

Est-ce  faci1e d'etre  е1еve аujоurdhui ? Les devoirs : unе ga1ere ? (Легко ли быть учеником сегодня)

L' есо1е : un lieu de  stress ? ( Школа-это место для стрессов)

Зашифрованная тема

Например,  прежде чем объявить тему «Семья » учащиеся решают кроссворд или ребус, содержащий  активную лексику. Можно предложить для перевода пословицу, поговорку ,афоризм, показать  слайды с изображением семьи, картинки, коллажи.

Самостоятельно сформулированная тема

Вариантов самостоятельной формулировки темы может быть очень много. Например, при изучении темы «Путешествия» можно начать урок с незаконченной фразы : «  Летом я  ... , »

На первом уроке изучения этой большой темы ученикам предлагается методом «мозгового штурма» составить ассоциативный ряд  (каникулы, отдых, море, купаться ,загорать). Затем эти ассоциации классифицируются, составляются всевозможные словосочетания, из которых учащимся предлагается выбрать наиболее  подходящие. Таким образом, фраза, которую составит ученик, становится его девизом при изучении этой темы, а его заадачей - в ходе изучения раздела доказать свой тезис. Эта же фраза может стать названием будущего монологического высказывания по теме. Самостоятельное озвучивание темы урока побуждает учеников выразить свое понимание изучаемых явлений, событий , фактов, текстов и отношение к ним.

Тема и её подразделы

Например, учащимся предлагается общее название блока уроков « Traditions et coutumes (Традиции и обычаи)». В парах или группах проходит обсуждение, какие вопросы можно было бы осветить в данной теме. Затем предложенные вопросы объединяются в разделы. После чего изучение темы идет по предложенным разделам, а вопросы, составленные учащимися, помогают спланировать каждый последующий урок и раскрыть тему. Возможен и вариант, при котором учитель напрямую спрашивает: « Dе quoi aimeriez-vous parler ? », « Qu'est-ce qu'il faut discuter еп etudiaпt се sujet ?( О чем вы хотели бы поговорить? Что надо обсудить при изучении этой темы?) »

Тема-загадка -

В теме «Телевидение» учитель предлагает прослушать музыкальные заставки самых популярных телепередач, показать ролики   и  ученики сами должны догадаться, о чем пойдет речь на уроке.

Тема-афоризм или цитата

 При изучении  различных тем  можно использовать  фразу  Маленького Принца Экзюпери  « Оп devieпt pour  toujours  respoпsable d celui qu'oп а apprivoise (Мы в ответе за тех , кого приручили)».

Успешное использование проблемныx  вопросов возможно при работе с текстом, на этапе «выхода из темы»,  для развития навыка говорения по теме, при работе над

диалогической речью, при проведении круглых столов, дискуссии, при формулировании творческих заданий разного рода, в том числе тем проектов.

 При обучении иностранным языкам выделяют социально-бытовую, учебно-трудовую, социально-культурную сферы общения. Обсуждение проблем в рамках этих сфер, во-первых, способствует развитию социальных свойств личности. Во-вторых, использование при решении проблем интеллектуальных свойств личности: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также жизненного опыта учащихся, создает условия для развития и самоопределения учащихся. При этом решается двуединая задача: поиск решения проблемы идет на иностранном языке и одновременно формируется авторская позиция школьника.

Как правило, проблемные ситуации не имеют окончательного решения, у каждого оно свое. Необходимо, чтобы все рассматриваемые проблемы были  интересны ученикам   и соотнесены с их внутренним миром.

В последние годы много внимания уделяется  аутентичности учебного материала. Формулируя вопросы для обсуждения, учителю надо  стремиться к тому, чтобы вопрос был истинно проблемным. К сожалению, предлагаемые учебным  программным материалом   проблемные ситуации часто не интересны.  Только тогда, когда проблемный  вопрос заинтересовывает  ученика  желание говорить возникает у него как естественная реакция.

Очень удобны для использования в качестве постановки проблемы письма читателей. Их можно найти  в изданиях для подростков или Интернет форумах.  

Cher Okapi !   Дорогой Окапи!

J’ai un big problem. J’ai  14 ans  et je ne sais pas danser.  Si je suis envitee a un boum je trouve une exuse pour ne pas y aller.  (У меня большая проблема. Мне 14 лет и я не умею танцевать.  Если я приглашена на вечеринку , я ищу повод отказаться.  )                                  

                                                                                                Missou

                                      ************

J’ai 13 ans et je ne sais pas ce que je vais faire comme métier  plus tard. Eat-ce normal?( Мне 13 лет и  я не знаю что я буду делать в будущем . это нормально? )

                                                                                                      Anne

                                      ************

Depuis  quelques  temps je ne supporte plus quand mes parents  viennent  m'embrasser, cherchent a me caIiner ou veulent me consoler parce que je suis triste. C'est un peu bete, mais j'ai honte. С некоторых пор мне не нравиться, когда мои родители меня целуют ласкают и хотят утешить, если я грустный. Это глупо и мне стыдно.

                                                                                                Sebastien.

Некоторые проблемные вопросы, которые можно использовать на уроках.

Социально-бытовая сфера общения

- Qu' est ce qui te stresse Ie plus a I ecole ? (Что тебя больше всего беспокоит в школе?)

- Si tu pouvais changer l' ecole, qu' est-ce que tu changerais avant tout?  (Если тебе придется поменять школу, что ты изменишь прежде всего?)

- Selon toi, est-ce que l' ecole peut fonctionner sans notes? (Может ли школа существрвать без оценок?)

- Decris une ecole ideale ! (Опиши идеальную школу)

- En France les coUeges portent les noms et non pas les numeros. Su tu devais donner un nom a notre ecole, quel serait ton choix, motive-Ie! (Во Франции школы имеют названия, а не номера. Как ты назовешь твою тшколу?)

 Fais Ie portrait d'un prof ideal! (Дай портрет идеальногот учителя)

- Fais Ie portrait d'un eleve type moderne ! (Дай портрет современногот ученика)

- Laisser de la liberte aux adolescents ou pas? (Надо ли давать свободу подросткам)

- Faut-il, selon toi, avoir obligatoirement l'instruction superieure aujourd'hui ? (Надо ли иметь высшее образование сегодня)

- Que veut dire pour toi «faire une carriere » ? (Что для тебя означает делать карьеру)

- Comment comprends-tu I' expression « connaltre Ie monde » ?

- Les etrangers appeUent souvent la Russie « mysterieuse ». Qu'en penses-tu, pourquoi ? (Иностранцы называют Россию загадочной. Почему?)

- Quelle fete fran<;aise aimerais-tu introduire en Russie ? (Какой французский праздник ты бы перенес в Россию?)

- - Est-ce qu'il t'arrive souvent de ne pas savoir par quoi occuper ton temps libre ? (Ты всегда знаешь, чем занять свободное время?)

- La Terre a beaucoup de problemes ecologiques. Es-tu optimiste ou pessimiste face a l' avenir de notre planete (Земля имеет мног проблем. Твое представление о будущем планеты)

- Qu' en penses-tu, qui a plus de problemes : Ies ados ou Ies adultes ? (Как ты думаешь, укого больше проблем: у старых или молодых?)

- QueUes propositions tu pourrais faire pour ameliorer l' enseignement des Iangues a l' ecole ? (Твои предложения по улучшению обучения иностранным языкам в школе)

- Partages-tu l' opinion que les adultes ont toujours raison? (Взрослые всегда правы)

- Les vraies vacances ce sont des vacances OU on ne fait rien. (Настоящие каникуы, когода ничего не делаешь)

- Comment se faire des amis ? (Как стать друзьями?)

- II faudrait interdire de fumer partout sauf a Ia maison.(Запрет на курение ведзде)

- Comment eviter les conflits ? (Как избежать конфликтов)

- Que veut dire etre moderne ? (Что такое быть современным)

- Quel est ton ideal de jeune fille (de jeune homme) ? (Твой идеал)

- Comment est une famille ideale? (Идеальная семья)

- De quoi se compose Ie bonheur pour toi ? (Что такое счастье)

Учебно трудовая сфера общения

- Si tu etаis directeur (ministre), que changerais-tu a l' ecole ? (Если бы ты был директором, что ты изменишь в школе?)

- - Que faire pour ne pas se tromper dans Ie choix du metier?

- Voudrais-tu etre millionaire? Pourquoi ? (Ты хочешь быть миллионером)

- QueUe profession on peut appeler prestigieuse ? (Престижные профессии)

- L' argent de poche: faut-il en donner aux enfants ? (Надо ли давать детям карманные деньги?)

Социально культурная сфера общения

- Par quoi commence la Patrie? (С чего начинается Родина?)

- Que veut dire: etre ami de la nature? (Что означает друг природы)

- Est-ce que Ie reve peut changer Ie monde ? (Мечта может изменить мир?)

- Comment vivra le monde dans 20 ans ?(Что будет с миром через 20 лет)

- Qu'est-ce que c'est le caractere national ? (Национальный характер)

- Quelle est l'influence de la musique sur l'homme? ( Влияние музыки на человека)

- Est-ce que les gens ont besoin des monuments ? (Люди нуждаются в памятниках?)

Для рассмотрения (решения) проблемной ситуации учащиеся должны, иметь представление о том, о чем им предстоит говорить, но дпя того, чтобы выразить то, что они хотят сказать на иностранном языке, им необходимы языковой материал, определенные языковые средства, оперируя которыми они и смогут высказаться. Вот почему при подготовке беседы задача учителя - отобрать речевые образцы, которые не просто помогут высказаться, но послужат доводами «за», или «против». Пригодятся и речевые образцы, которые помогут построить доказательное высказывание.

Большyю роль в поиске решения проблемной ситуации играет чтение. Это могут быть тексты, содержащие описание какого-то события, поступка, спорного утверждения, массового явления, «ненормального» положения вещей. Данный вид деятельности может стать основой для совершенствования других видов, в том числе и говорения. Использование текста особенно эффективно на старшем этапе обучения, когда учащиеся умеют читать на уровне продвинутой коммуникативной компетенции.

Говорение на основе чтения - это предпосылка ситуативного (неподготовленного) говорения. На старшем этапе взаимосвязанное обучение чтению и говорению представляется важным потому, что проблематика речи усложняется, и текст является стимулом для обсуждения самых различных проблем, связанных с современной молодежью, историей, культурой страны изучаемого языка и своей собственной страны. Тем самым, создаются условия для перехода лексических единиц из пассивного запаса в активный.

Под взаимосвязанным обучением чтению и говорению подразумевается использование каждого из этих видов речевой деятельности и как цели, и как средства обучения, что обеспечивает положительное взаимное влияние на развитие каждого из них.

Рассматривая проблемную тематику нельзя не принимать во внимание   меру открытости искренности учителя и учеников на уроках.

Тот, кто стремится придерживаться проблемного обучения, не может не направлять свои усилия на то, чтобы ученик думал, рассуждал вслух, отставал свое мнение. Пусть он сначала оформляет мысли «коряво», но пусть мыслит, ищет доводы, отстаивает свою позицию. Когда ученикам лень на уроке думать, они нередко готовы сказать: « Je suis d'accord avec ... – Я согласен с…», И это проще всего. Но  учитель может не принять такой ответ, и попросить уточнить свое мнение .

Проблемное обучение имеет высокий воспитательный потенциал, поскольку, выражая свое отношение к проблемам, ученик формирует систему своих взглядом и убеждений, выстраивает свою шкалу нравственных ценностей. Задача педагога состоит в том, чтобы выстраивать воспитательную составляющую урока как можно тоньше и деликатнее.

С точки зрения воспитания урок иностранного языка занимает совершенно особое место в иерархии школьных предметов. Язык открывает путь к познанию культуры другого народа. А новые знания всегда позволяют человеку сопоставлять, сравнивать, учат думать и делать свой нравственный выбор. Работа учителя, не в том, чтобы научить перенимать, копировать чужую культуру, форму и образ мыслей и жизни, а в том, чтобы помочь как можно лучше узнать и понять их, усвоить положительные черты, научить уживаться с ним.

Результат использования проблемного обучения на уроках французского языка

           Проблемное обучение на уроках английского языка «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томас Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, ибо по его определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь». Его высказывание применимо к современным требованиям к образованию. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.

Проблемное обучение на уроках английского языка  создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль, как учителя. Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения. Взаимоотношения между мной и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме.

Проблемное обучение на уроках французского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Опыт работы также показывает, что приближать проблемные вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жизненности ситуаций, но и за счет повышения новизны информации, и это несомненно возбуждает интерес к ним. Например, в классе намечается вечер, и я начинаю урок не с текущего материала, а предлагаю высказать свои планы о его проведении, подсказывая учащимся недостающие им слова, предлагаю свои идеи. Следует отметить, что во время обсуждения я  никогда не останавливаю ребят для разбора языковых ошибок, а просто исправляю их, не нарушая хода обсуждения. При повторении какой-либо языковой ошибки я просто беру ее на заметку и на следующем уроке провожу необходимые тренировочные упражнения.

Проблемное обучение на уроках французского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.

Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды.  Я использую информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Учащиеся получают домашнее задание найти дополнительную информацию о биографии и творческой деятельности авторов изучаемых произведений в библиотеке или в сети Интернет. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи.

Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами, проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь»

Проблемное обучение вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ “книжных” знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира. 

Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. А я, как учитель, помогаю своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблем, так и показом логики их решения, но не в форме подсказки выводов – ответов.

Таким образом, проблемное обучение на уроках французского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.

В заключение следует отметить, что проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании.

С удовлетворением замечаю, что мои ученики становятся более коммуникабельными, душевными, тонко чувствуют произведения искусства, умеют обосновать свою точку зрения, находят свой способ выражения мыслей и чувств. Им стало небезразлично, их взгляд превратился из потерянного и рассеянного в заинтересованный, любопытный. У моих учеников пропал страх, они стали спокойнее, увереннее в себе, внимательнее. Дети стали активнее работать на уроках. Их речь из бессвязной и односложной трансформировалась в осознанный рассказ. Дети стали задавать вопросы, характер их и уровень сложности меняются: от репродуктивных к продуктивным. При выполнении практических заданий проявляется самоконтроль. Меняется поведение учащихся в коллективе: ведут себя более активно, слушают друг друга, защищают свою точку зрения


Литература:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов.– СПб., 1999.
  2. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого. /Иностранные языки в школе/ №1, 2000.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  4. Лекции с конференции /Образовательный потенциал Северо-запада/, 2003.
  5. Лекции с курсов повышения квалификации в ЛОИРО, 2004.
  6. Пассов Е.И Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М., 1990.
  7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. Изд.2-е.-М.,1991.
  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии.- М, 1999.
  9. Программно-методические материалы к УМК /Hotline/, Oxford University Press, М., 2000.
  10. Профильное обучение. Часть I./ Вестник образования/ №4, 2004
  11. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней щколе.-М.,1991
  12. Селиванова Н.А. Домашнее чтение – важный компонент содержания обучения иностранным языкам в школе. /Иностранные языки в школе/ №4, 2004.
  13. Спиркин А.Г. В мире мудрых мыслей. – М.,1985
  14. Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования.- СПб.,2005.
  15. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000.