Современные технологии обучения беглому чтению
методическая разработка по французскому языку на тему

Прозорова Наталья Валерьевна

Предлагаемый материал содержит теоретические обоснования и практические упражнения, направленные на развитие навыков беглого чтения на уроках не только французского, но и других языков. Несомненным достоинством предлагаемых вариантов упражнений для чтения является то, что онм не требуют практически никакой подготовки от учителя и могут быть использованы на любом этапе обучения. Так как предлагаемые упражнения представлены в форме игр, то другим их достоинством является создание комфортного психологического климата на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_v_obuchenii_beglomu_chteniyu.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Прозорова Н. В.

МБОУ гимназия №53

г. Нижний Новгород Россия

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБУЧЕНИИ БЕГЛОМУ ЧТЕНИЮ

Чтение является одним из важнейших средств общения. Оно обогащает человека, имеет большое воспитательное значение. Все эти функции должно выполнять и чтение на иностранном языке. А для этого необходимо обучить учащегося чтению на изучаемом иностранном языке в школе, привить ему любовь к чтению. Следует отметить, что как правило, любят читать те учащиеся, которые читают довольно бегло. Поэтому стоит задача не просто научить читать, а научить читать быстро. Особую актуальность эта задача приобретает в связи с изменением формы контроля облученности иностранным языкам на заключительном этапе, когда по окончании 11-ого класса учащиеся по выбору сдают ЕГЭ по иностранным языкам. Вы знаете, что на проведение экзамена отводится 160 минут, в течение которых нужно выполнить несколько заданий, причем 7 из них предполагают чтение нескольких текстов. /

Что же такое чтение с психологической точки зрения? С точки зрения психологов чтение является одним из видов речевой деятельности, включающим в себя технику чтения и понимание текста. Течение этих процессов во времени нерасчленимо. Они реализуются одновременно. Однако в целях научного анализа оба процесса рассматриваются самостоятельно. Согласно работам психофизиологов чтение опирается на процесс распознавания изображений. Оптический образ буквы вызывает соответствующий речедвигательный и звуковой образ фонемы. Чем прочнее связь «буква-звук», тем успешнее овладение техникой чтения. Буквы, объединенные в слоги, читаются быстрее, чем изолированные буквы; скорость чтения букв в сочетаниях, имитирующих слово, возрастает по сравнению со скоростью чтения их в слогах; при этом слова, имеющие смысл, читаются быстрее, чем набор буквосочетаний, объединенных в группы той же длины. Символы иностранного алфавита в начале обучения непривычны для учащихся. Уходит время на сличение их с эталоном, имеющимся в памяти учащихся, поэтому снижается темп чтения. Чтение становится медленным, мучительным процессом расшифровки отдельных букв и слов. Следовательно, привычность графического образа имеет большое значение для чтения. А это приводит к выводу, что необходимо обучать чтению через чтение. Чем чаще учащиеся будут сталкиваться с графическими изображениями иноязычных слов, тем быстрее будет протекать процесс сличения отдельных букв и всего слова. Причем необходимо читать вслух, чтобы выработать прочные зрительнозвуковые связи.

Физиологический процесс чтения протекает как отдельные, непериодические остановки и возвращение глаза назад. При этом затрачивается большое количество мышечной энергии. К примеру, энергию, потраченную на 8 часов чтения можно сравнить с энергией, расходуемой на то, чтобы пройти 35 километров. Вот почему человек устает от продолжительного чтения. Поэтому учащимся, особенно на начальном этапе обучения, надо чередовать виды работ.

Эффективность чтения определяется темпом. Нормальным темпом считается чтение со скоростью 520-630 печатных знаков в минуту. Минимальный темп чтения-330 печатных знаков в минуту, максимальный-

1200(для лиц, овладевших техникой чтения).

Давайте сравним, как читают хороший и плохой читатели. Если учащийся читает плохо, то он группирует по 2-3 буквы, нуждается в многократной фиксации прочитанного, даже в пределах одной строки. Усталость, напряжение не позволяют ему читать быстро и не способствуют хорошему пониманию прочитанного. Чтобы запомнить прочитанное ему нужно озвучивание прочитанного, в то время как хорошему читателю такое озвучивание бесполезно и даже стесняет его. В идеале овладение техникой чтения связано с научением чтению без внешнего озвучивания. [ Чрезвычайно большое значение для процесса чтения имеет упреждающий синтез или прогнозирование. При восприятии иноязычной речи прогнозирование протекает как на уровне отдельного слова, так и на уровне целого предложения и даже группы предложений. При чтении иноязычного текста прогнозирование затруднено в силу недостаточного знания читающими иностранного языка. Чем более знакомо читающему слово, тем скорее и точнее сработает механизм упреждающего синтеза. Следует иметь в виду, что прогнозирование при восприятии речи обусловлено не только языковым опытом учащегося, но и объективными факторами, в частности частотностью грамматической структуры в языке. Существенную роль играет и то какое количество производных может быть образовано от той части слова, которую учащийся воспринял в момент остановки глаза. Следует заметить, что в этот момент читающий воспринимает только часть буквенных сигналов, входящих в слово. Объем внимания составляет у начинающего читателя 5-6 букв, у хорошо читающего 13-14 знаков за одну фиксацию. При этом читающий не охватывает зрением всего слова, а дополняет его , прогнозирует. Хороший чтец не разрубает слова на буквы и слоги. Чтобы понимать содержание

Давайте сравним, как читают хороший и плохой читатели. Если учащийся читает плохо, то он группирует по 2-3 буквы, нуждается в многократной фиксации прочитанного, даже в пределах одной строки. Усталость, напряжение не позволяют ему читать быстро и не способствуют хорошему пониманию прочитанного. Чтобы запомнить прочитанное ему нужно озвучивание прочитанного, в то время как хорошему читателю такое озвучивание бесполезно и даже стесняет его. В идеале овладение техникой чтения связано с научением чтению без внешнего озвучивания. [ Чрезвычайно большое значение для процесса чтения имеет упреждающий синтез или прогнозирование. При восприятии иноязычной речи прогнозирование протекает как на уровне отдельного слова, так и на уровне целого предложения и даже группы предложений. При чтении иноязычного текста прогнозирование затруднено в силу недостаточного знания читающими иностранного языка. Чем более знакомо читающему слово, тем скорее и точнее сработает механизм упреждающего синтеза. Следует иметь в виду, что прогнозирование при восприятии речи обусловлено не только языковым опытом учащегося, но и объективными факторами, в частности частотностью грамматической структуры в языке. Существенную роль играет и то какое количество производных может быть образовано от той части слова, которую учащийся воспринял в момент остановки глаза. Следует заметить, что в этот момент читающий воспринимает только часть буквенных сигналов, входящих в слово. Объем внимания составляет у начинающего читателя 5-6 букв, у хорошо читающего 13-14 знаков за одну фиксацию. При этом читающий не охватывает зрением всего слова, а дополняет его , прогнозирует. Хороший чтец не разрубает слова на буквы и слоги. Чтобы понимать содержание прочитанного нужно читать не по словам, а по синтагмам (комплексным синтаксическим единицам), что значительно облегчает понимание и увеличивает скорость чтения. ]Если проследить за взглядом хорошо читающего человека, то можно увидеть, как он передвигается, охватывает группу слов. Это можно назвать беглым чтением. Охват слов боле или менее широкий, но даже для взрослого человека не превышает 3-4 слов. Хороший читатель читает настолько быстро, что не замечает опечаток. Опечатка будет скорее прочитана посредственным учеником. Приведу такой пример. В книге для чтения была типографическая опечатка. Эта ошибка из года в год прочитывалась посредственными учащимися. | Т.Г.Егоров писал: «Опытный чтец следит, прежде всего, за развитием мысли автора и уже под этим углом зрения воспринимает слова текста. Ранее прочитанное, таким образом, подсказывает чтецу, о чем будет идти речь дальше». Это справедливо и для чтения на иностранном языке.

Обучение чтению предполагает не только развитие навыков техники чтения, но и обучение пониманию и это является одной из важных задач изучения иностранного языка в школе.

Возможны 7 уровней понимания текста, начиная с понимания отдельных слов и заканчивая глубоким целостным пониманием. Для понимания иноязычных текстов характерно, что тексты, передающие эмоциональную и побудительную информацию, понимаются хуже, чем тексты, содержащие категорийную и ситуативно-познавательную информации.

Создание навыка осмысленного беглого чтения, при котором читаются не буквы, слоги и слова, а мысли, изложенные в книге, является одной из наших очень ответственных задач. Он может быть приобретен только упорным и систематическим трудом. В процессе обучения это умение постепенно развивается и совершенствуется и может поддерживаться и развиваться самостоятельно и после окончания школы. К.Ушинский в

«Родном слове» говорит, что «знание языка тогда только прочно, когда человек , по крайней мере, начинает на этом языке читать довольно свободно, а иначе оно совершенно бесполезно.»

На мой взгляд, наиболее предпочтительной формой обучения чтению является игра, так как игровые моменты значительно повышают умственную работоспособность, вызывают положительные эмоции, сохраняют на длительное время живость реакции, усвоение происходит без особого нервного напряжения: ребенок постарается с усердием овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно решая для себя ту или иную учебную задачу.

Я хочу предложить вашему вниманию несколько интересных игр. Предлагаемые игры способствуют не только развитию техники беглого чтения, но и пониманию прочитанного. Но прежде, чем перейти непосредственно к играм, я хотела бы познакомить вас с принципами, по которым они были составлены. Во-первых, все игры были придуманы, а затем опробованы в классе. Во-вторых. Они нравятся ученикам. В-третьих, при регулярных упражнениях в течение 5-10 минут можно достичь значительного прогресса. В четвертых, их легко применять: ребенок при этом ничего не пишет. И, наконец, игры универсальны, для их организации подходит любой текст из учебника или книги для чтения(желательно только использовать тексты разного характера, например, газетные статьи, рекламные проспекты, телевизионные программы, меню, стихи и т.п.) Игры помогают увеличить число знаков за одну фиксацию (от 5-6 до 13-14 знаков; ускорить распознавание слов; расширить прогнозирование; развить уверенность читающего в своих силах, чтобы избежать повторного пропитывания. Как итог через 5 месяцев регулярной тренировки слабый учащийся превращается в хорошего чтеца.

С этими игровыми упражнениями, адаптированными к нашему процессу обучения я вас и познакомила. В своей практике озвученную выше технологию я использую более 10 лет. Она находит благоприятный отклик, как у учащихся начальной школы, так и у учащихся среднего и старшего звена. Конечно, подбирая игры, необходимо учитывать возрастные особенности детей, с тем чтобы одним не было слишком трудно, а другим слишком легко. Как я уже говорила процесс обучения чтению включает в себя процесс обучения не только технике чтения, но и пониманию текста. И все же не смотря на то, что игровая технология направлена больше на первое, вы можете легко проверить, что ваши ученики не только учатся бегло читать, но и улавливают суть текста. Я приведу простой пример. Вы можете предложить учащимся прочитать текст, используя 2-3 игры, не больше. Мы помним о том, что не ставили учащимся задачи понять текст, однако после выполнения игровых заданий учащимся можно смело задавать вопрос «о чем говорится в тексте» и они смогут на него ответить. Следует повторить, что таких результатов можно достичь только систематическими упражнениями по 5-10 минут, в течение 5 месяцев, за один прием можно использовать не более 3-х игр. Желаю вам удачи!

Библиография:

  1. Егоров Т.Т. «Психология овладения навыками чтения» -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953,с. 13
  2. Клычникова З.И. «Психологические основы процесса научения чтению»- М.: МГУ, 1969, с.261
  3. Ривэ Я.» 140 игр, чтобы научиться читать быстро» - Изд-во Ке12, Париж, 1990, с.80
  4. Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения», М.: «Просвещение», 1976, с.216

Игры для обучения беглому чтению.

Цель игры: беглое чтение, распознавание слов вне контекста.

  1. «Чтение по горизонтали».

а)        прочитываются только первые слова в каждой строке;

б)        прочитываются только последние слова в каждой строке;

в)        прочитываются только первые и последние слова в каждой строке;

г)        игру можно разнообразить, прочитывая слова сверху вниз и снизу вверх;

  1. «Одна строчка из двух».

Текст прочитывается через строчку.

  1. «Каждому своя строчка».

Читают двое учащихся. Первый прочитывает 1-ую строчку, второй вторую, затем первый учащийся читает третью строчку, второй-четвертую ит.д.

Цель игр 2 и 3: развитие внимания, беглое просмотровое чтение, ориентирование в тексте, прогнозирование, отсутствие времени для перечитывания текста.

  1. «Заглавные буквы».

В тексте прочитываются только слова, начинающиеся с заглавной буквы.

  1. «Одно слово из двух».

При чтении попускается каждое второе слово.

  1. «Каждому свое слово».

Первый читает 1-ое слово, второй-2-ое, первый-3-е, второй-4-ое и т.д.

Цель игр 4,5,6: просмотровое чтение, концентрация внимания, прогнозирование.

  1. «Слово под запретом».

а)        При чтении текста заранее оговоренное слово, например, местоимение <^е», не читается;

б)        . При чтении текста все имена собственные заменяются на имя читающего;

  1. «Запрещенная строчка».

При чтении текста пропускается строка, содержащая имя собственное.

Цель игр 7,8: концентрация внимания, модификация просмотрового чтения из-за наличия слова, создающего препятствия для прогнозирования.

  1. «Карандаш, создающий помехи».

На текст накладывается карандаш. Нужно прочитать текст, прогнозируя слова, закрытые карандашом.

Цель игры 9: повышенная концентрация внимания, развитие языковой и смысловой догадки.

Примечание: Перед началом игры учащийся прочитывает предложенную страницу про себя.

  1. «Рифма».

В тексте найти слова, которые рифмуются.

Цель игры 10: поисковое чтение, развитие памяти, фонематического слуха.

  1. «Препятствия».

В тексте заранее подчеркнуть слова, например, прилагательные. При чтении текста прилагательные надо заменить антонимами.

Цель игр 10, 11: прогнозирование, просмотровое чтение с наибольшим охватом, понимание прочитанного.

  1. «Телеграфный стиль».

Попросить учащегося выделить в каждой строчке 2-3 наиболее значимых слова. Затем учащиеся читает только выделенные слова.

Цель игры 12: понимание прочитанного, беглое чтение с опорой на слова- клише.

Большинство предложенных игр может быть использовано в классе.

Игровые технологии, которые я представила вашему вниманию, вызывают, как правило, сначала легкое недоумение и удивление. И, тем не менее, практика подтверждает не только их целесообразность, но самое главное эффективность. Лично я познакомилась с этими играми с помощью книги, изданной парижским издательством «Ретц». Автор этой книги Як Ривэ. Его основная профессия учитель начальных классов. Он является специалистом по языковым и литературным играм. Игры, собранные в этой книге, это результат его многолетней работы. Эта книга адресована в первую очередь ученикам и их родителям для самостоятельной работы над техникой беглого чтения. Книга эта очень популярна во Франции. Когда я впервые прочитала книгу Яка Ривэ, то тоже испытал недоумение и удивление. И только более внимательное ознакомление с книгой помогло понять ее ценность в обучении беглому чтению. Конечно, потребовалось внести некоторые коррективы, ведь мы работаем с группой учащихся и нам нужно вовлечь в процесс обучения всю группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД  на уроках математики....

Современные технологии обучения английскому языку - обучение в сотрудничестве (cooperative learning)

Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместно...

«Использование современных технологий обучения на уроках технологии».

Новые информационные технологии, применяющиеся на уроках, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения....

Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях.

Статья  по  теме:"«Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях»...

Реферат "Современные технологии обучения и изменение функций учителя в условиях современной школы"

Реферат по  теме  "Современные технологии обучения и изменение функций учителя в  условиях современной  школы".   Писала, когда  училась  на...

Урок английского языка в 11 классе с применением современных технологий по теме «Чтение – лучшее учение»

Урок - конференция направлен на решение коммуникативных задач, ориентирован на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся. В процессе работы над уроком – кон...