Использование в работе педагогической технологии проблемного обучения
материал по французскому языку на тему

Назарова Елена Вячеславовна

Одной из актуальных задач нашего  времени является изучение иностранного языка. Обычно в самом начале ученики с большим интересом изучают иностранный язык. Поддерживать  интерес учащихся можно применяя различные педагогические технологии. Использование различных педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование в работе педагогической технологии проблемного обучения

Проблемное обучение:

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

     Одной из актуальных задач нашего  времени является изучение иностранного языка. Обычно в самом начале ученики с большим интересом изучают иностранный язык. Поддерживать  интерес учащихся можно применяя различные педагогические технологии. Использование различных педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. 

     В работе с учащимися я также использую различные педагогические технологии. Я расскажу о применении технологии проблемного обучения,    т. к. считаю, что данная технология способствует не только поддержанию мотивации к изучению языка, но и развитию личности ребенка.

     Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи. Технология проблемного обучения  получила распространение ещё в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Она основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

     По Д. Дьюи "усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения".

     Условиями успешности обучения по Д. Дьюи являются:

- проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);

- активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

     В наши дни под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся

по их разрешению. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками а также развитие мыслительных способностей.

     По моему мнению, основная цель проблемного обучения - это прежде всего приобретение знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего они становятся более прочными; это также усвоение способов самостоятельной деятельности, воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы, развитие мышления, творческих и познавательных способностей.

     В современной теории проблемного обучения различают два вида

проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую.

Психологическая касается деятельности учеников, педагогическая представляет организацию учебного процесса. 

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания.

     Я считаю, что проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, контроле. Создание психологической проблемной ситуации очень индивидуально, от учителя требуется использование индивидуального и дифференцированного подхода. Слишком трудная или слишком легкая познавательная задача не создадут проблемной ситуации для детей.

     Для реализации проблемной технологии на занятиях я отбираю самые актуальные задачи; определяю особенности проблемного обучения в различных видах работы; осуществляю личностный подход чтобы вызвать активную познавательную деятельность ребенка.                                                            

     Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.                                                                                                                                                  

     На втором этапе учащийся собирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что для ответа их недостаточно, и активно включается в добывание недостающей информации.                                                                          

      Третий этап направлен на приобретение различными способами знаний, необходимых для решения проблемы. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.                                                                          Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.                                                                                                                                        

     Урок предполагает быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Поэтому я считаю, что решению этой задачи способствуют активные методы и приемы обучения, к которым можно отнести интригующее объявление  темы.  В формулировке темы должна содержаться проблема, загадка, которую учащимся предстоит разрешить на уроке или серии уроков, вопрос, на который нужно найти ответ. Тема может  представлять собой лексико-грамматическую модель высказывания, которую каждый учащийся мог бы трансформировать, используя свой словарный запас. Кроме того, из темы урока учащийся должен выделить для себя  жизненную и  практическую ценность учебного материала, предлагаемого для изучения.                                                                                                        

     Для решения проблемной ситуации учащиеся должны иметь представление о том, о чем им предстоит говорить. Для того, чтобы выразить то, что они хотят сказать на иностранном языке, им необходим языковой материал, определенные языковые средства, оперируя которыми они смогут высказаться. Вот почему при подготовке беседы задача учителя - отобрать речевые образцы, которые не просто помогут высказаться, но послужат доводами "за" или "против".

      Я использую проблемные  вопросы при работе с текстом, для развития навыка говорения по теме, при работе над диалогической речью, при проведении круглых столов, дискуссии, при формулировании творческих заданий.                                                                                                                    

      В своей работе я использую различные методические приемы создания проблемных ситуаций:                                                                                              

- подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;                                                                                            

- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;                              

- предлагаю рассмотреть явление с различных позиций;                                                      

- побуждаю делать обобщения, сравнения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;                                                                                                                         - ставлю конкретные вопросы;                                                                                                - ставлю перед учащимися проблемные задачи с недостаточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с заведомо допущенными ошибками, с противоречивыми данными, с ограниченным временем решения.

     Вот некоторые проблемные вопросы, которые я использовала для работы с учащимися на уроках:

1. При работе по теме "Школьная жизнь" в 8 классе:

- Моn ecole ideale (Опиши идеальную школу).

Учащиеся составляли рассказ о школе своей мечты, делали схему школы.

2. При работе по теме "Мода" в 7 классе после прочтения текста "Сuсu la praline":

а) - Et si j'etаis directeur... (Если бы я был директором...)

Учащиеся составляли правила ношения одежды в школе. Каждый составлял свой гардероб ученика.

б) после прочтения текста "La chemise"

- "Ma recette du bonheur" (Мой рецепт счастья).

Учащиеся описали свое представлении о счастье, в конце был составлен общий "Рецепт счастья".

в) Maintenant on ouvre notre magasin! (Открываем магазин!)

Учащиеся рассказывают о своих отделах в магазине: что они хотели бы продавать. Каждый составил свою коллекцию одежды для детей, взрослых, животных, для праздника, работы; некоторые учащиеся работали в группах. Был составлен стенд с разными коллекциями одежды.

2. При работе по теме "Музыка" в 8 классе для развития навыка говорения по теме:

- Quelle est l'influence de la musique sur l'homme? ( Как музыка влияет на человека?)

3. При работе над темой "Выбор профессии" в 9 классе для развития навыка говорения по теме:

- Que faire pour ne pas se tromper dans le choix du metier? (Как не ошибиться в выборе профессии?)

Еще два проблемных вопроса я планирую использовать на уроках в 9 классе:

- Si j'ai le droit a l'erreur? (Я имею право на ошибку?) - "Выбор профессии".

- Peut- on regler les problemes en discutant calmement? (Можно ли решить проблемы спокойно?) - "Великие изобретения".

     Тему можно представить в виде пословицы или поговорки. Я подобрала пословицы, которые планирую в дальнейшем использовать для постановки проблемных задач на уроках с учащимися или на занятиях в кружках и факультативах:

Аu besoin on  connaît l’ami.- Друзья познаются в беде.

L’argent ne fait pas le bonheur. - Не в деньгах счастье.

Savoir écouter c’est un art.- Умение слушать это искусство.

Nul ne naît аppris et instruit.- Никто не рождается образованным.

Un homme vaut autant d’hommes qu’il connaît de langues.- Человек столько раз человек, сколько языков он знает.

Dis-moi ce que tu lis, et je te dirai ce que tu es.- Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты.

Les livres sont les monuments les plus durables.- Книги самые вечные памятники.

Notre meilleur ami, c’est encore le travail.- Наш лучший друг- работа.

      Я считаю, что большyю роль в поиске решения проблемной ситуации играет чтение. Это могут быть тексты, содержащие описание какого-то события, поступка, массового явления, спорного  утверждения. По моему мнению, использование текста более эффективно на старшем этапе обучения, когда учащиеся умеют читать на уровне продвинутой коммуникативной компетенции. Использование аутентичного текста -  это взятие новой высоты в преподавании и освоении иностранного языка. Но интерес учащихся вызывают не мировые проблемы, а чисто человеческие.

     Вот типы текстов, на которые я обращаю внимание в первую очередь, чтобы отобрать для работы на уроках:

- Анкета, тест: всегда вызывают большой интерес подростков; эти тексты удачно начинают новые темы, заявляя проблему; можно предложить ученикам узнать мнение родителей, предложив им ответить на те же вопросы, а затем сопоставить мнения разных поколений.

- Письмо в редакцию: взрослым иногда не придёт в голову тема, которая может волновать подростков; после того, как текст понят, надо дать возможность высказаться, обменяться мнениями.

- Материалы форумов: их лучше всего использовать по поводу каких- то событий общественной жизни.

- Литературный текст: интересный литературный текст - это проблемный текст, а порой и парадоксальный.

     Я использую в своей работе тексты проблемного характера, т.е. тексты с неразвёрнутой ситуацией. В основе этих текстов лежат факты и события повседневной жизни, на первый взгляд вполне правдоподобные, но содержащие элемент недосказанности. Разгадка таких ситуаций требует нестандартного подхода. Такие истории - загадки можно адаптировать к уровню подготовки группы (включить активную лексику, грамматические структуры). Можно дать учащимся, например, такие задания: озаглавить, нарисовать рассказ, найти существительные, глаголы или прилагательные по определённой теме.

     Проблемный текст даёт возможность организовать беседу по затронутой теме. Текст, в основе которого лежит некая неоднозначная проблема, позволяет сравнить предлагаемое решение с собственным жизненным опытом, высказать свою точку зрения. Если при этом текст ещё и занимателен, то он становится настоящим подарком и для учителя, и для учеников.

     Перед чтением текста я ставлю сразу несколько задач: прогнозирование содержания по заголовку, поиск фактов, выделение основной мысли, анализ информации. После прочтения не только делается вывод по проблеме, но и предлагается свое решение обсуждаемой проблемы.

     В ходе работы с литературными отрывками я обращаю внимание учащихся на общечеловеческие ценности, о которых идет речь в тексте, стимулирую обсуждение проблем, затронутых автором, прошу выразить свое отношение к поступкам героев. Используя межпредметные связи, можно попросить учащихся вспомнить, какие русские писатели поднимали похожие проблемы.

     Вот образцы текстов, которые можно использовать для  работы на уроке.      Я предлагаю дифференцированные задания, учитывая уровень подготовки учащихся:

      1. Можно дать учащимся такие задания: озаглавить рассказ (не называть заглавие), найти существительные, глаголы, прилагательные по теме "Спорт", нарисовать рассказ, написать письмо от имени мамы (не дочитывать текст до конца, потом можно сравнить свой вариант с вариантом письма, написанного мамой).

"Un match raté" (Пропущенный матч)

Colin est un écolier français. En été, il va chez sa grand-mère qui habite à la campagne. Les garçons de la campagne aiment jouer au football. Colin est au ciel : il a la chance de jouer presque chaque jour. Un jour, les garçons décident d’organiser un match de football entre deux villages. Ils s’entraînent beaucoup et attendent le match avec impatience.
L’équipe de Colin attaque, mais elle ne peut pas ouvrir le score. Enfin, Colin marque un but. La lutte devient acharnée. A la seconde mi-temps l’équipe de Colin mène par 2 à 0. Les supporteurs encouragent  les footballeurs. Quelques minutes avant la fin du match, leur gardien manque un but, le ballon survole la palissade et casse la vitre dans la maison voisine. Le bruit de la vitre cassée met la fin au jeu. Les garçons se cachent. Cependant ils sont heureux : ils gagnent le match. Le même jour, le facteur apporte une lettre de la ville : « Ne laissez pas Colin jouer au football près de la maison. Il peut casser les vitres », écrit la mère.                                                                                    

2. Можно дать учащимся следующие задания: добавить свои пункты в список; согласиться с причинами или возразить.

"5 bonnes raisons d'apprendre le francais" (5 причин изучать французский)

1. Une langue parlée dans le monde entier. Plus de 200 millions de personnes parlent français sur les 5 continents. La Francophonie regroupe 68 États et gouvernements. Le français est la langue étrangère la plus largement apprise après l’anglais et la neuvième langue la plus parlée dans le monde. C’est également la seule langue avec l’anglais que l’on peut apprendre dans tous les pays du monde.
2. La langue de la culture
Le français est la langue internationale pour la cuisine, la mode, le théâtre, les arts visuels, la danse et l’architecture. Le français est la langue de Victor Hugo, de Molière, d’Edith Piaf, de Jean-Paul Sartre, d’Alain Delon ou de Zinedine Zidane.
3. Une langue pour voyager
La France est le pays le plus visité au monde avec plus de 70 millions de visiteurs par an. Avec des notions de français, il est tellement plus agréable de visiter Paris et toutes les régions de France. Le français est tout aussi utile lorsqu’on visite l’Afrique, la Suisse, le Canada, Monaco, les Seychelles…
4. L’autre langue des relations internationales
Le français est à la fois langue de travail et langue officielle à l’ONU, dans l’Union européenne, à l’UNESCO, à l’OTAN, au Comité International Olympique, à la Croix Rouge International et de plusieurs instances juridiques internationales. Le français est la langue des trois villes sièges des institutions européennes : Strasbourg, Bruxelles et Luxembourg.
5. La langue de l’amour
Apprendre le français, c’est d’abord le plaisir d’apprendre une belle langue, riche et mélodieuse qu’on appelle souvent la langue de l’amour.

     Проблемное обучение имеет свои плюсы и минусы. Как недостаток можно назвать большую затрату времени на достижение запланированных целей.

     Преимуществами проблемного обучения являются самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; развитие продуктивного мышления; высокий интерес к учебе; прочные и действенные результаты обучения. Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать - исследуя, исследовать - обучая. Только так можно формировать творческую личность. Проблемное обучение — это прогрессивный и эффективный способ привить детям любовь и стремление к знаниям.

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

Г. П. Разумихина. Методика организации современного урока французского языка: учение с интересом. М., Педагогический университет "Первое сентября", 2009

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии

В. Погодин. Воспитание выбора ученика. М., Чистые пруды, 2010

http://ru.bonjourdefrance.com/grammaire/choix-niveau-russe

http://online-teacher.ru/blog/languages/french

http://womanadvice.ru/ #ixzz3PNtwnJXB

www.studyfrench.ru/support/tutorial/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Педагогическая технология проблемного обучения.

Целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках математики в достижении качественного образовательного результата....

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики »

Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие разви...

Психолого-педагогическая целесообразность использования технологий проблемного обучения при изучении событий конфликтного характера в старшей школе.

В статье рассматривается проблема целесообразности использования технологий проблемного обучения при изучении событий конфликтного характера в старшей школе. Обосновывается точка зрения, согласно кото...