Статья « Основной подводный камень французского языка - фонетика».
статья по французскому языку по теме

Попова Оксана Игоревна

В своей статье я бы хотела обратить ваше внимание на основные трудности на начальном этапе обучения - фонетические трудности. И предложенные мои советы и упражнения помогли бы Вам и вашим ученикам их легко и просто преодолеть. Основная цель моих упражнений для чтения - научить правильно произносить звуки и на примерах заимствованных слов, запоминающихся в процессе чтения ассоциаций, позволят вам изучить правила за один вечер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

        Статья  « Основной подводный камень французского языка - фонетика».

Всем нам знакомы такие слова как бюро, гардероб, пальто, винегрет, батальон, пистолет. Но далеко не всем известно, что родом эти слова из Франции. Французский язык подарил нам огромное количество наименований предметов быта, одежды, продуктов, терминов военной и общественно-политической области, мира искусства и моды.

Это не только красивый, богатый, музыкальный и, бесспорно, романтичный язык, это, прежде всего, один из самых распространенных языков в мире. Около 200 миллионов человек на сегодняшний день реально могут изъясняться по-французски. Не важно, в какой стране они живут, все они составляют огромное культурное пространство – Франкофонию, где люди говорят и думают на одном языке. И если вы знаете хотя бы пару слов по-французски, то уже можете смело считать себя франкофоном.

В своей статье я бы хотела обратить ваше внимание на основные трудности на начальном этапе обучения - фонетические трудности. И предложенные мои советы и упражнения помогли бы Вам и вашим ученикам их легко и просто преодолеть. Фонетика у французского языка она своеобразная, очень сложно с первого раза правильно произнести незнакомое слово. Все это связано с носовыми звуками, которые тяжело даются многим начинающим ученикам. Как раз сталкиваясь с трудностями фонетики, многие ученики начинают признавать изучение французского достаточно трудным занятием, и многие отказываются от его изучения. Но, на мой взгляд, грамотный подход учителя поможет справиться со всеми трудностями.. Несмотря на то, что произношение большинства букв французского алфавита схоже с произношением букв из русского алфавита, наши языки исторически связаны, и мы в своей речи используем много заимствованных слов из французского языка (да-да, не удивляйтесь!), все же произношение слов и целых предложений может быть затруднено. Французская речь льется, в ней много сцеплений и связываний между словами.

Слушайте французскую речь и повторяйте (метод особенно хорош для аудиалов). Слушайте носителей языка (аудио и видео можно найти в интернете), чтобы получить представление о скорости речи и интонации.

Работайте над артикуляцией, делайте упражнения перед зеркалом. Это важно для правильного произношения, от этого будет зависеть ваш темп речи,  и это для того, чтобы собеседник, слыша вашу речь, понимал, что именно вы имеете в виду. Сами франкофоны активно используют в процессе беседы мимику и артикуляцию.

Выучите правила чтения. Сразу предупреждаю вас — это нелегко и займет определенное время. Особенность французского языка в том, что слова пишутся с большим количеством букв, а поизносятся всего в несколько звуков. Например: beaucoup (много) пишется в целых восемь букв, а произносится как «боку».

Поэтому знание правил чтений поможет вам корректно прочитывать слова, правильно произносить их, и как следствие, обогащать свой словарный запас при помощи книг.

И читайте, читайте, читайте и еще раз читайте на французском языке все подряд! (Особенно это хорошо для визуалов, а аудиалы могут слушать аудиокниги) Художественную литературу, научную, журналы, газеты, брошюры, даже рекламу. Этим вы сделаете свою речь богаче, насыщеннее.

Хотелось  бы с вами поделиться упражнениями для чтения, которые я использую в своей практике на протяжении четырех лет. И  из личного опыта, могу сказать, что эти упражнения очень эффективны, так как используемые слова - заимствованные и известны ученикам, и в процессе чтения мы их читаем на французский лад, знакомя с правилами чтения и объясняя, почему мы столь знакомое нам слово прочитали по-другому.

                           

                                   УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

                          Основные правила произношения и чтения.

1. Ударение в слове всегда падает на последний слог:

            Radio, panorama.

2. Звонкие согласные всегда произносятся четко и не оглушаются на конце слова:

            Parade [parad], plage, journal, telephone [telefon], Arabe [arab].

3. Под ударением и перед согласными буквами “r”, “s”, “z”, “v”, “j”, “g” гласные звуки приобретают долготу:

      Base [ba:z], bagage.

4. Двойные согласные буквы читаются как одна:

Personne, adresse, professeur, classe, tasse, pomme, cotelette, omlette, batterie, presse, commode, cassette, colonne, balle, massage, gramme, gamme, grotte, collège, parallèle, illegal, massage, buffet, pommade, tablette, adresse, carriere.

5. Буква “е” на конце слова не читается:

Banane, jupe, brune, banane, drame, limonade, litre, mètre, batiste, lustre, mode, nature-morte, nicotine, marinade, vitrine, parade, sorte, benzine, plate-forme, parole, pilote, artiste, parfumerie, sardine, lune, tulipe.

6. Буквы “t”, “d”, “s”, “x” на конце слова не читаются:

Appetit, ananas, prix, Bernard, dessert, soldat, bandit, passeport, salut, port, pistolet, sujet, jabot.

Но: dix [dis], six [sis].

7. Буква “s” между гласными озвончается = “поет” – дает звук [ z ]: 

  • Lise, Basile, une surprise, visa, visite, dose, pose, rose, viscose, casino, camisole, crise, sclerose, narcose, crise.
  • В остальных случаях – [ s ]: 

             Viscose, sortir.

  • Буква “x” между гласными озвончается – дает звук [ gz ]: 

                 Examen, exercice,, exotique.

  • Ho буква “x” дает звук [ ks ] в словах: 

                Texte, taxi, expédition, extra.

8. Буква “c” cохраняет свой звук [ s ] перед “i”, “e”, “y”: 

  • Cécile, Alice, Lucie, ici, farce, merci, trace, cycliste, cycle, cyclope, bicyclette, France, police, océan, place, palace, trace.
  • В остальных случаях она дает звук [ k ]: 

Victor, Colette, Nicole, carte, classe, corde, actrice, cocarde, anecdote, manicure, costume, decolté, caravane, casino, café, cube, cascade, canal, académie, calmar, cacao, scandale, cadre, reclame, bocal, carcasse, accordéon, caramel, dictée, comité, cabine, acacia, culture, acrobat, octobre, crocodile, bissectrice.

  • Если “с” со значком “ç”, она читается, как звук [ s ]: 
  • Garçon, leçon, façon, maçon, ça, ça va, commerçant, façade, Besançon.

9. Буква “ g” coхраняет свой звук перед “i”, “e”, “y”:

  • Regime, girafe, gelée, agiotage, plage, gilet, gymnastique, gymnage, générale, dragée, reportage, geste, budget, prestige, énergie, page, plage, cage, vitrage, virage, geste, Norvège, tirage, étage.
  • В остальных случаях буква дает звук – [ g ]:

Galina, Olga, margarine, garage, galerie, garnison, garniture, grippe, garde-marine, garde-robe, gravure, gomme, règle, egoïste, glicerine, grimace, gourmand, brigade, garnir, gramme, gamme, cigarette, figure, bagage, grotte, wagon, tango, golfe.

  • Для сохранения звука [ ж ] (русская транскрипция) – добавляется “е” после “g”:

       Georges, mangeons.

  • Для сохранения звука [ g ] добавляется буква “и” после “g”: 

       Guerre, guide, intrigue, guirlande, marguerite, guitare.

  • Сочетание “gn” дает звук [ нь ] – (русская транскрипция): 

       Campagne, Champagne, champignon, peigne, montagne, magnétophone, ligne.

10. Буква “h” никогда не читается:

       Héros, Nathalie, Edith, Elisabeth, homme, humanité, hectar.

11. Буквосочетание “ch” дает звук [ http://festival.1september.ru/articles/415787/img8s.gif ]:

Chef, chiffre, chimie, chocolat, chinchilla, charme, affiche, capuchon, machine, parachute, brochure, vache, cheval, champagne, champion, dépêche, chassis.

12. Буквосочетание “ph” дает звук [ f ]:

éléphant, photo, phrase, phare, naphtaline, telephone, saxophone, paragraphe, alphabet, physionomie, pharaon, pharmacie.

13. Буквосочетание “qu” дает звук [ k ]:

Qui, que, quatre, quarante, quatorze, cirque, masque, fabrique, polyclinique, bibliothèque, disque, baraque, panique, squelette, jaquette, kiosque, paquet, breloque, quadrille, coquette, mosaïque, Monique, Afrique, Amérique, critique.

14. Буквосочетание “ier” дает полугласный звук [ je ]: 

        Plumier, pionnier, papier, tablier, cahier, calendrier.

15. Буквосочетание “ill” дает полугласный звук [ j ]: 

    Famille, fille, pavillon, quadrille, médaille, oreille, gorille, feuille, vieille, maquillage.

16. Буква “y” между гласными буквами дает полугласный звук [ j ]:

     Royal, les yeux, crayon, foyer.

Но: pyramide, stylo, physique, style, Yves, lyre, lyrique, analyse, rytme, gymnaste, Egypte, Pyrenées, mystique.

17. Буквосочетание “oi” дает полугласный звук полугласный [ wа ]:

Trois, voilà, trottoir, répertoire.

18. Буквосочетание “ui” дает полугласный звук [ уи ] (русская транскрипция):

  Huit, nuit, suis, fruits.

19. Буквосочетание “ou” дает звук [ u ]:

   Douche, blouse, gourmand, bouquet, jalousie, troupe.

20. Буква “о” дает “передний” звук [ о ]: 

  • Photo, Igor, Victor.
  • Только в hôtel, hôpital, côtelette.
  • Lauréat, l'aurore.

21. Буквосочетания “eau”, “au” дают звук [ o ]:

   Tableau, bureau, manteau, chapeau, plateau, eau-de-cologne + chaud, journaux.

22. Буквосочетание “eu” дает закрытый звук [ http://festival.1september.ru/articles/415787/img2o.gif ]:

     Fleur, directeur, couleur, neuf.

23. Буквосочетание “œu” дает открытый звук [ http://festival.1september.ru/articles/415787/img60e.gif ]:

    Sœur, cœur, œuf, bœuf, manœuvre, chef-d’œuvre.

24. Буква “è” со значком и буква “ê” со значком дают звук [ e ]:

  • Irène, règle, père, fenêtre, fête, tête,сortège.
  • Буква “é” со значком дает звук [ e ]: 

Début, êmigrê, protégé, cérémonie, télé, dictée, fée, étage, armée,decolleté.

25. Буквосочетания “ai” и “ei” – дают звук [ e ]: 

  Chaise, portrait, neige, treize, seize.

Но: gai [e], quai, j’ ai, je vais.

26. Буквосочетания “an, am, en, em” дают носовой звук [ http://festival.1september.ru/articles/415787/img3a.gif ]:

Orange, France, chambre, lampe, enfant, dent, encore, septembre, assemblé, centre, température, exemple, genre, mélange, entracte, ensemble, contour, divan.

27. Буквосочетания “on, оm” дают носовой звук [ http://festival.1september.ru/articles/415787/img4opal.gif ]:

  • Montre, bonbon, non, bonjour. compote, tomber, nombre, comprendre, bombe.
  • теряют носовой звук перед гласным: 

Bon, но bonne, son, но sonne.

исключения: homme, omnibus – (нет носового звука).

28. Буквосочетания “in, im” дают носовой звук [ http://festival.1september.ru/articles/415787/img5epal.gif ]:

Singe, magasin, jardin, institut, importe, simple, imperméable, impossible.

29. Буквосочетания “ein, aim (faim), ain” дают носовой звук [ http://festival.1september.ru/articles/415787/img5epal.gif ]:

Plein, peintre, train, pain, demain.

30. Буквосочетания “yn, ym” дают носовой звук [ http://festival.1september.ru/articles/415787/img5epal.gif ]:

Syndicat, sympatie, symphonie.

31. Буквосочетания “un, um” дают носовой звук[ http://festival.1september.ru/articles/415787/img60e.gif ]:

Brun, parfum, un, lundi, tribun.

Ho: brune, parfumérie.

32. Буквосочетание “oin” дают носовой звук [ whttp://festival.1september.ru/articles/415787/img5epal.gif ]:

Loin, point, coin.

33. Буквосочетание “ien” дает носовой звук [ jhttp://festival.1september.ru/articles/415787/img5epal.gif ]:

Bien, rien, chien, musicien.

34. Буквa “t” даeт звук [ s ] перед “i ” + гласный:

National, diplomatie.

Исключение: amitié.

35. Беглое [ http://festival.1september.ru/articles/415787/img9e.gif ] в потоке речи может выпадать из произношения или, наоборот, появиться там, где в изолированном слове не произносится:

Acheter [a http://festival.1september.ru/articles/415787/img8s.gif te], les cheveux http://festival.1september.ru/articles/415787/img7.gif.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации изучения французского языка в общеобразовательной школе"

В статье  рассматриваются основные  факторы формирования мотивации изучения французского языка...

Статья "Профильный курс обучения французскому языку на старшем этапе общеобразовательной школы"

Внедряемое в настоящее время профильное обучение (на старшем этапе общеобразовательных школ) вызывает множество вопросов. Они касаются структуры профилей, принципиальных отличий базовых (т.е. общеобра...

Французский язык. Фонетика 1 часть

Презентация для первого года обучения...

Французский язык. Фонетика 2 часть

Презентация для первого года обучения по теме Правила чтения...

Французский язык. Фонетика 3 часть

Презентация для первого года обучения на тему Правила чтения...

О некоторых аспектах обучения фонетике, лексике и грамматике французского языка с опорой на родной язык

В настоящее время очень важно научиться преодолевать возникающие при взаимодействии разных культур трудности, обусловленные своеобразием  исторического, политического и культурного развития. Имен...